Использование народных сказок в образовательном процессе.
презентация на тему

Токарева Анна Григорьевна

трансляция опыта работы в рамках семинара для педагогических работников «Воспитание у дошкольников общечеловеческих ценностей средствами художественной литературы»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tokareva_a.g_mmo_10.12.2015_.pptx989.66 КБ
Microsoft Office document icon tokareva_a.g_mmo_10.12.2015.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Балашиха «Детский сад компенсирующего вида № 35 «Березка» Использование народных сказок в образовательном процессе. Подготовила воспитатель группы 1 квалификационной категории А. Г. Токарева г. Балашиха 2015

Слайд 2

Особенности сказок позволяют использовать их при решении педагогических задач: Задачи : донесение в доступной форме до сознания детей общечеловеческих ценностей; воспитание любви ко всему живому: ко всем людям и природе; расширение кругозора и представлений о мире и мироустройстве; закладывание нравственных основ и начал, формирование нравственно-здоровой личности ребенка; развитие связной, образной речи.

Слайд 3

Для удобства разработана картотека сказок . Принцип доступности и целостности получаемых ребенком знаний.

Слайд 4

Цель: развитие умений слушать окружающий мир, людей в нем и себя, формирование у каждого ребенка эмоционально-положительного отношения к природе и ее обитателям, расширение сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром, развитие социально-эмоционального поведения каждого ребенка.

Слайд 5

Цель: расширение знаний об осенних трудовых заботах, дарах осени; подведение к логическим суждениям; воспитывать чувство сопереживания и умения приходить на выручку; закрепление умений и навыков по изо деятельности, воплощая свои замыслы в творчестве; формирование коммуникативных умений; развитие диалогической речи и артистических способностей (учитывая индивидуальный и гендерный подход, чтобы деятельность ребенка была успешной).

Слайд 6

Цель: развитие эмоциональной сферы, самосознания и обогащение опыта ребенка, навыков и умений самостоятельного одевания, закрепляя знание названий одежды, ее назначения, формы и цвета.

Слайд 7

«Мы не Емели, всё умеем » Цель: формирование осознанного желания заниматься физкультурой; приобщение к трудовой деятельности, к желанию трудиться; повышение у ребенка уверенности в себе, привлечение к ЗОЖ.

Слайд 8

Цель: Расширение представлений о быте русского народа, его традиционной пище (колобок), о рецепте ее приготовления; объяснение значений слов «амбар», «сусек»; выработка у дошкольников привычки поступать и совершать действия в соответствии с общепринятыми нормами поведения; воспитание культуры поведения по отношению к окружающим; воспитывать уважительное отношение к близким, показывая связь поколений.

Слайд 9

Цель: развитие связной речи, воспитание доброжелательного отношения друг к другу, умение вести себя в коллективе, раскрывая смысл слова «дружба».

Слайд 10

Звериные правила ПДД Цели : повышать взаимопонимание детей и родителей; приобщать родителей к совместной работе по обучению детей Правилам дорожного движения, к жизни в дошкольном учреждении и их интересам. Расширение и уточнение знаний об элементах дороги, о знаках ПДД; развитие речи как средства общения; развитие интереса к конструктивной деятельности; развитие артистических способностей

Слайд 11

Цель: знакомство с окружающим миром ; способствовать развитию межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения; формирование положительного отношения к проявлению нравственных качеств в поступках и действиях; воспитание нравственных качеств ( смекалки, находчивости , мужества, смелости); воспитывать у детей умение давать критическую оценку поступкам отдельных персонажей).

Слайд 12

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВТРАК» Цель: расширение представлений детей о традиционной пище русского народа, формирование нравственно-здоровой личности ребенка, формирование мотивации к здоровому образу жизни, правильному питанию. Развитие творческих способностей, мелкой моторики.

Слайд 13

Цель: повысить интерес к сказкам, понять их содержание, последовательность событий в них; развивать у детей умение с помощью схем-заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки; развивать у детей психические процессы (память, внимание и мышление); развивать у детей умственную активность, сообразительность, выделять существенные признаки, наблюдательность, умение сравнивать; воспитывать у детей любовь к народным сказкам.

Слайд 14

Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии. Без этого он засушенный цветок. ( В.А.Сухомлинский )

Слайд 15

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Балашиха

«Детский сад компенсирующего вида № 35 «Березка»

«Использование народных сказок в образовательном процессе»

(трансляция опыта работы в рамках семинара для педагогических работников «Воспитание у дошкольников общечеловеческих ценностей средствами художественной литературы»)

Составила и провела воспитатель:

Токарева А.Г.

16.12.2015 г.

Балашиха  

Слайд 1

В настоящее время идёт интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности и неповторимости; предъявляются качественно новые требования к организации образовательного процесса, направленного на духовно- нравственное развитие дошкольника.

        Поэтому, наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. И одним из таких методов является воспитание сказкой. Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребёнка, мощный инструмент развития. В одной пословице говорится: «Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок». Но разве сказка ложь? Нет, это живое воображение и весёлая фантазия. А именно этого и не хватает современным детям.

Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Воплощение в сказках положительных черт народа делало их эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победы добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям, что усиливает их воспитательное воздействие. Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. Забавность сказок повышает интерес детей к ним. Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок всех народов мира. Эти особенности сказок и позволяют использовать их при решении педагогических задач.

Слайд 2 - Задачи

Сказка в системе воспитания решает следующие задачи:

  •  донесение в доступной форме до сознания детей общечеловеческих ценностей;
  •  воспитание любви ко всему живому: ко всем людям и природе;
  •  расширение кругозора и представлений о мире и мироустройстве;
  •  закладывание нравственных основ и начал, формирование нравственно- здоровой личности ребенка;
  •  развитие связной, образной речи.

В образовательно-воспитательной деятельности дошкольного учреждения сказка играет роль помощника. Она, равно как и игра, активно  применяется во всех видах деятельности. Задача детского сада, в условиях требования ФГОС, сводится к тому, что помимо простого в ознакомлении дошкольников со сказками, в процессе интеграции образовательных областей, привить им любовь к различным литературным жанрам, научить анализировать поступки героев, уметь высказывать свое отношение к ним.

Сказки органично сочетаются с принципом комплексно-тематического планирования образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.

Слайд 3 - Картотека

Вашему вниманию предоставляется разработанная картотека сказок в старшей группе. Мы видим принцип доступности и целостности получаемых ребенком знании.

Слайд 4 - Слушание сказки

Крупнейший педагог в области эстетического воспитания Е. А. Флерина, видела преимущество рассказывания перед чтением в том, что рассказчик передаёт содержание так, будто бы он был очевидцем происходящих событий. Она считала, что рассказыванием достигается особая непосредственность восприятия. Искусством рассказывания сказки должен владеть каждый воспитатель, т. к. очень важно передать своеобразие жанра сказки.

В данном слайде мы видим особый подбор сказок - «Азбуку сказок о животных».

Цель: развитие умений слушать окружающий мир, людей в нем и себя,

формирование у каждого ребенка эмоционально-положительного отношения к природе и ее обитателям, расширение сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром, развитие социально-эмоционального поведения каждого ребенка.

Слайд 5 - Сказка «Репка»

Интегрированный подход при решении образовательных задач вызывает интерес, способствует снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счет переключения их на разнообразные виды деятельности.

Цель: расширение знаний об осенних трудовых заботах, дарах осени; подведение к логическим суждениям; воспитывать чувство сопереживания и умения приходить на выручку; закрепление умений и навыков по лепке, воплощая свои замыслы в творчестве; формирование коммуникативных умений; развитие диалогической речи и артистических способностей (учитывая индивидуальный подход, чтобы деятельность ребенка была успешной). Важно отметить гендерный подход к сказке.

Развивая творчество детей, важно помнить, чтобы оно не было эпизодическим. А словесный отбор театрализованной деятельности хорошо сочетать с разными видами деятельности. Иногда подвожу детей к тому, что сказка заканчивается, а история продолжается. Так как персонажи сказок такие же живые, как и они сами, им легче отвечать на вопросы. Например, что было после того, как вытащили репку? Придумывание продолжения сказок, своих сказок не только развивает воображение, фантазию, но и расширяет словарный запас, влияет на развитие связной речи.

Слайд  6 – «Бычок – Смоляной бочок»

Во всех образовательных областях стараюсь использовать методы и приемы сказкотерапии, создаю сказочную ситуацию, помещая героев сказки к нам в современную ситуацию, например, «Раздевалочка». По сказке «Бычок-Смоляной бочок» можно закрепить навыки одевания. В раздевалку, когда дети собираются на прогулку, вносится игрушка «Бычок-Смоляной бочок», он обмазан смолой и может приклеить не только волка и медведя, но и одежду детей (имитируется приклеивание). Бычок задает вопрос о качестве, цвете и форме одежды.

Цель: развитие эмоциональной сферы, самосознания и обогащение опыта ребенка, навыков и умений самостоятельного одевания, закрепляя знание названий одежды, ее назначения, формы и цвета.

Слайд 7 - Емели

А чтобы уметь одеваться правильно, самостоятельно, нам помогают различного вида упражнения - гимнастика, зарядка. Например, в рамках декады ЗОЖ, была проведена утренняя зарядка «Мы не Емели – все умеем».

Цель: формирование осознанного желания заниматься физкультурой; приобщение к трудовой деятельности, к желанию трудиться; повышение у ребенка уверенности в себе, привлечение к ЗОЖ.

Слайд 8 - Колобок

А по такой знакомой с нашего детства сказке «Колобок» мы проводили обсуждение поступков Колобка, их последствия для него самого, для дедушки и бабушки. Было предложено исправить ошибку неуважительного отношения Колобка к дедушке и бабушке и устроить День пожилого человека, порадовать своих родных. Ведь День пожилого человека справляется во всем мире, но нельзя уважать и любить, заботиться раз в году, это нужно делать каждый день.  

Цель: Расширение представлений о быте русского народа, его традиционной пище (колобок), о рецепте ее приготовления; объяснение значений слов «амбар», «сусек»; выработка у дошкольников привычки поступать и совершать действия в соответствии с общепринятыми нормами поведения; воспитание культуры поведения по отношению к окружающим; воспитывать уважительное отношение к близким, показывая связь поколений.

Слайд 9 - Настольный театр

В свободном общении с детьми часто обращаемся к проблемной ситуации по сказочному сюжету. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия (почему поссорились лиса и заяц?). Разрешаем эти проблемные ситуации, делая отрицательных героев положительными, и вот уже Лиса приходит к нам добрая, умная, готовая прийти на помощь.

Слайд 10 - Звериные правила ПДД

Цели: повышать взаимопонимание детей и родителей; приобщать родителей к совместной работе по обучению детей Правилам дорожного движения, к жизни в дошкольном учреждении и их интересам.

Расширение и уточнение знаний об элементах дороги, о знаках ПДД; развитие речи как средства общения; развитие интереса к конструктивной деятельности; развитие артистических способностей. 

Слайд 11 - Жихарка, Лиса и Журавль

Особое значение для развития процесса воображения имеют сюжетно-ролевые игры. Сказка и игра – самый верный и короткий путь к детскому разуму и сердцу. С помощью игры и сказки значительно легче привить ребенку определенные навыки, научить ладить с другими детьми и взрослыми.

Проживая сказку, дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Используемые по сказкам этюды на выражения и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику, речь.

Цель: знакомство с окружающим миром; способствовать развитию межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения; формирование положительного отношения к проявлению нравственных качеств в поступках и действиях; воспитание нравственных качеств (смекалки, находчивости, мужество, смелость); воспитывать у детей умение давать критическую оценку поступкам отдельных персонажей).

Слайд 12 – «Волшебный завтрак»

Основной принцип подбора сказок – направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста. Наблюдая, как дети плохо завтракают и едят кашу, в кружке «Посиделки» во время декады ЗОЖ решила провести «Волшебный завтрак», используя сюжет сказки «Горшок каши». Была проведена работа с применением творчества детей в украшении блюда и приглашением родителей. Позднее родители отметили эффективность занятия – дома дети с желанием украшали блюда, с удовольствием ели.

Цель: расширение представлений детей о традиционной пище русского народа, формирование нравственно-здоровой личности ребенка, формирование мотивации к здоровому образу жизни, правильному питанию. Развитие творческих способностей, мелкой моторики.

Слайд 13 – Работа родителей. Мнемотаблицы.

В работе по ознакомлению со сказкой участвуют и родители. Они вместе с детьми придумывают сказки, рисуют к ним иллюстрации, изготовляют мнемотаблицы.  Совместное творчество родителей с детьми создаёт атмосферу доверия, свободы общения, удовлетворённости, обеспечивает максимально свободный эмоциональный контакт детей с друг другом и педагогом их взаимное доверие, эмоциональную раскованность и так далее.

Цель: повысить интерес к сказкам, понять их содержание, последовательность событий в них; развивать у детей умение с помощью схем-заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки; развивать у детей психические процессы (память, внимание и мышление); развивать у детей умственную активность, сообразительность, выделять существенные признаки, наблюдательность, умение сравнивать; воспитывать у детей любовь к народным сказкам.

Слайд 14

Используя в системе многообразие методов и приемов работы со сказкой как частью художественной литературы, позволяет осуществлять процесс воспитания детей более целостно, т.е. способствует расширению границ нравственного, духовного, патриотического, экологического, эстетического и умственного развития.

Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии. Без этого он засушенный цветок.

(В.А.Сухомлинский)

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Использование воспитателем в образовательном процессе по ФЭМП современных образовательных технологий и методик"

Современные технологии помогут воспитателю научить ребенка мыслить творчески, сохранить его любознательность, привить любовь к умственному усилию и преодолению трудностей....

«Использование воспитателем в образовательном процессе по ФЭМП современных образовательных технологий и методик»

В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов – внимания,  памяти, воображения, речи.  В это вр...

«Использование воспитателем в образовательном процессе по ФЭМП современных образовательных технологий и методик»

Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку и его развитию. Насущной стала проблема ин...

«Использование воспитателем в образовательном процессе по ФЭМП современных образовательных технологий и методик

Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку и его развитию. Насущной стала проблема ин...

Использование народного творчества в процессе развития детей.

Произведения устного народного творчества таят в себе неисчерпаемыевозможности для развития речевых навыков, позволяют с самого раннегодетства побуждать к познавательной деятельности и речевой активно...