формирование познавательных интересов посредством экспериментальной работы в ДОУ
учебно-методический материал на тему

Панкова Наталья Сергеевна

Одна из основных задач ДОУ -  поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создавать необходимые для этого условия. 

Основной целью опытнической экспериментальной деятельности дошкольников является развитие свободной творческой личности  ребенка. А именно удовлетворение естественного детского любопытства и любознательности, потребность в игре и новых впечатлениях, желание сделать что-либо своими руками и стремление познавать окружающий мир, свойства предметов, их поведение в воде и воздухе, а также способность взаимодействовать друг с другом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Актуальность

Сегодня  в условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется в первую очередь умение добывать знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Конечно, мы и хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, быть самостоятельными, творческими личностями. Одна из основных задач ДОУ -  поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создавать необходимые для этого условия.  

С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155) , опытническая экспериментальной деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии.

Цели и задачи опытнической экспериментальной деятельности

Основной целью опытнической экспериментальной деятельности дошкольников является развитие свободной творческой личности  ребенка. А именно удовлетворение естественного детского любопытства и любознательности, потребность в игре и новых впечатлениях, желание сделать что-либо своими руками и стремление познавать окружающий мир, свойства предметов, их поведение в воде и воздухе, а также способность взаимодействовать друг с другом.

Страница 3 из 12 задачи опытнической экспериментальной деятельности в ДОУ:

• формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления

• развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);

 • расширение перспектив развития опытнической экспериментальной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

• поддержание у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности;

• расширение кругозора детей посредством введения в более широкую пространственную и временную перспективу;

• воспитание у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.

   Как правило, дети активно участвуют в экспериментальной, исследовательской деятельности.

Дети – это пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них природой. Ребенок легче и прочнее усваивает материал тогда, когда сам добывает знания, следит за изменениями, делает выводы.

   Задача педагога – создавать условия для детского экспериментирования, создавать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям.

Одним из условий решения задач по опытнической экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей предметно-пространственной среды, которая должны обеспечивать:

  • игровую,
  • познавательную
  • исследовательскую
  • творческую активность всех воспитанников

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в ДОУ. Мы уделяем большой акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности детей.

Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.

Именно поэтому в каждой группе детского сада были созданы центры экспериментирования, в которых ребята могут заниматься как с педагогом, так и самостоятельно.

                                             Основное оборудование   лаборатории:

  • приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
  •  разные виды бумаги;
  •  красители: гуашь, акварельные краски;
  •  медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);
  •  прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи.

Содержание опытнической экспериментальной деятельности построено из 3 блоков образовательного процесса.

  1. Совместная деятельность взрослого и детей

Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей, воспитателями каждой возрастной группы разработан перспективный план работы по опытнической и экспериментальной деятельности.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем – это опыты.

В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Благодаря опытам у детей развиваются способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения. Огромное значение имеют опыты и для создания причинно-следственных связей. Очень важно, что в процессе проведения опытов задействован каждый ребенок.

   

Особенно интересно детям экспериментировать с предметами живой и неживой природы. Так, в нашем детском саду за каждой возрастной группой закреплен участок, где воспитатель вместе с детьми садят семена патиссон, рассаду капусты, картофель, семена помидор и др.

Результаты наблюдений они заносят в специально разработанный календарь.

Дети фиксируют еженедельные изменения, которые происходят у них на грядке, так  в строке «Погода» изменения обозначают с помощью символов (тучка, солнышко, дождь). В строке «Рост» отмечают день первого появления ростка и его изменения в последующие дни. В строке «Уход» фиксируется, как дети ухаживали за рассадой, также с помощью символов (лопата для рыхления, лейка для полива, точки для подкормки и т.д.)

      Исследуются и объекты неживой природы: песок, снег, камни, вода, магнит и т.д. Например, дети рассматривали песок через микроскопы, обнаруживали, что он состоит из мелких кристалликов-песчинок: тем самым объясняя свойство сухого  песка- сыпучесть.

      Старшие дошкольники знакомятся с планетами и звездами, с космосом, с удовольствием наблюдают за созвездиями, знакомятся с ночным небом и учатся  узнавать звезды в основных созвездиях. Имитацию звездного неба педагоги создают с помощью астропланетария.

К совместной деятельности взрослого и ребенка необходимо отнести проектную деятельность.

Педагоги детского сада ведут проекты по различным тематикам «Листопад», «Лаборатория неживой природы», «Тело человека», «Мир цветов» и др.

В октябре в детском саду прошел Проект экологической недели «Осень» для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Целью проекта являлось формирование представлений о природных явлениях и красоте родной природе, их влияние на эмоциональное  состояние человека у детей сред и стар дошкольного возраста.

Ежедневно, в течение недели осуществлялась работа по данному проекту. Так каждому дню соответствовала  определенная тема («Признаки осени. Животные и птицы», «Растения осенью», «Животные осенью», «Птицы осенью», «Путешествие в мир насекомых и земноводных»). В течение всего дня, вся работа была посвящена данной тематике (утренняя, артикуляционная гимнастика, физкультминутки, гимн для глаз, гимнастика после сна, беседа, НОД, сюрпризные моменты, дидактические, подвижные игры, тематика прогулки, труд и наблюдения на участке, индивидуальная работа с детьми, музыкотерапия, сказкотерапия перед сном, опытно-экспер деят-ть и самостоят деятельность детей).

В результате проведенной работы дети научились замечать изменения в природе, что-то необычное, сравнивать природные объекты, предметы по внешним признакам, качеству, цвету и т.д. Запомнили какое влияние оказывают времена года на землю, воздух, растительный и животный мир, птиц и людей. Научились вести осознанное наблюдение в ходе выполнения простейших опытов, находить необычные факты, высказывать простейшие аргументированные суждения.

Ежегодно дети подготовительной группы становятся участниками экологической акции проводимой в детском саду  «Служить природе и оберегать ее родные просторы» и торжественно посвящаются в юные экологи. Результатом данного мероприятия является  посадка цветов на  групповых участках, за которыми все лето ухаживали дети совместно с воспитателями.

 В июне совместно с детьми муниципальных детских садов прошел ЭКОслет, где дошкольники показали знания о многообразии растительного и животного мира родного города.

В августе отряд детей старшего дошкольного возраста «Эколята» вместе с воспитателем провели трудовой десант по очистке города от мусора.

С целью повышения компетентности педагогов по опытнической и экспериментальной деятельности систематически проводятся консультации на различные темы;

- Экологический десант. Птичья столовая.

- с ребенком на природу

- организация предметно-пространственной среды в доу

- Для детского экспериментирования

- Игра в экологическом образовании дошкольников

- Нужно ли заводить домашних животных

Семинар-практикум «Проведение опытнической  и экспериментальной  работы с детьми»

Педагоги и воспитанники принимают участие во всемирных днях наблюдения птиц

В детском саду проходят Экологические праздники «Яблочный спас», «Синичкин день» и другие.

Работа с родителями

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. 
Опыт работы показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью мы проводим родительские собрания, консультации, на которых объясняем родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что  не надо делать за ребёнка его работу. Объясняем, что пусть первые итоги ребенка в экспериментировании будут примитивными и невыразительными, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины. Чтобы выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей, провели анкетирование родителей. По результатам запросов родителей организовали консультационный день для родителей на тему «Экспериментальная деятельность дома». Так же разработали буклеты и памятки  для родителей:  «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию»,  «Как помочь маленькому исследователю», «Занимательные опыты на кухне». Постоянно действует рубрика в родительском уголке «Поэкспериментируем!», в которой воспитатели предлагают родителям различные формы проведения совместных с детьми опытов и экспериментов.

Для родителей создали картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике).
Результатом этой работы служат интересные рассказы детей  и родителей о том, как они вместе изготавливали дома мыло, бумагу, выращивали кристаллы, окрашивали ткань, изготавливали цветные льдинки.
Воспитателями совместно с родителями и детьми собраны коллекции открыток о природе, созданы мультимедийные обучающие презентации «Круговорот воды в природе», «Радуга» «Подводный мир», и т.д.  Родители помогают в оборудовании уголков экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. 

ВЫВОД:

По результатам мониторинга по познавательному развитию за 2014-2015 учебный год определены положительные результаты  рез-ты, что говорит о том, что дошкольники не только овладевают способностью выявлять особенности предметов, но и приобретать умения сопоставлять их, устанавливать сходство и различие между ними, осуществлять анализ на уровне видовых понятий и родовых обобщений. Все это в свою очередь позволяет научить детей не просто получать готовые знания, но и пытаться наблюдать, сравнивать, высказывать собственные идеи и предложения.
В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно – экспериментальная работа по формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой

Опыт - это основанное на практике чувственно-эмпирическое познание объективной действительности; единство знаний и умений, навыков. Опыт выступает и как процесс практического воздействия человека на в...

Формирование познавательных интересов посредством виртуальных экскурсий

Активное применение виртуальных экскурсий активизирует познавательную активность и способствует развитию психических познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста, преодолевает интеллек...

ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДУШАНОВОЙ Д.К. ПО ТЕМЕ: "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ"

ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДУШАНОВОЙ Д.К. ПО ТЕМЕ: "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ"...

Формирование познавательного интереса в экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников с применением средств ИКТ

Рекомендации по организации экспериментально-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста с применением средств ИКТ...

Поэтапно - творческий план "Развитие познавательного интереса посредством экспериментальной деятельности с детьми 6-7 лет"

Поэтапно – творческий план педагога МБДОУ «Детский сад №48 «Пчёлка» на 2022-2023 учебный год педагога Страшновой Н. А. по теме «Развитие познавательного интереса дет...

Перспективный план по формированию познавательного интереса посредством экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста

Создание условий для формирования и развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста, стремление к самостоятельному познанию и размышлению....