Консультация для педагогов и родителей «Особенности развития мальчиков и девочек дошкольного возраста»
консультация на тему

Вестеринен Элина Валерьевна

в данной статье описаны особенности в психологическом и речевом развитии мальчиков и девочек, а также даны советы по развитию речи с учетом гендерных различий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов и родителей

«Особенности  развития мальчиков и девочек дошкольного возраста»

           Известно, что одним из определяющих индексов развития образования является индекс гендерного равенства, потому что недискриминационное образование приносит пользу, как девочкам, так и мальчикам и тем самым в конечном итоге способствует развитию равноправных отношений между мужчинами и женщинами.

Анализ психолого-педагогических исследований, проведенных в России и за рубежом, установил, что именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира, происходит принятие гендерной роли:

- к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;

- в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

Поэтому с целью достижения высоких результатов в области дошкольного образования актуальным является разработка и использование в работе с детьми дифференцированных форм воспитания девочек и мальчиков с учетом их психофизических различий.

Все знают, что    вызывает качественные изменения в психике ребенка. В сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, но при этом у мальчиков и девочек этого возраста наблюдается, как общее, так и дифференцированное содержание ролевой игры.

     Кроме того, сюжетная игра является основой для создания игровой мотивации при обучении мальчиков и девочек рисованию, лепке, аппликации и конструированию.

      Результаты показали, что благодаря систематической и целенаправленной работе по данному направлению у воспитателей дошкольных образовательных учреждений появляется гендерная компетентность, которая позволяет им нейтрализовать негативные последствия процесса феминизации дошкольного образования.

Давайте проведём некоторые сравнения:

     Девочки дошкольного возраста «социальнее» и более внушаемы, чем мальчики.

     Девочки лучше справляются с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики - с более сложными познавательными процессами.

      На девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков – среда. У девочек больше развито слуховое восприятие, а у мальчиков – зрительное восприятие и многое другое. Однако, по мнению ученых, здесь также очень много спорного и неясного.

      Ученые  сошлись лишь в одном - формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении. Рассмотрим проблемы, связанные с гендерным воспитанием детей в дошкольном образовательном учреждении.

По многим параметрам социального и эмоционального развития ребёнка решающую роль играют не только родители, но и сверстники, которые фиксируют нарушение не писанного гендерного кода и жестоко наказывают его нарушителей. Дети не приемлют в своём обществе поведенческих деприваций и нарушений в полоролевой идентификации. Причём женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот — маскулинных девочек отталкивают девочки, но принимают мальчики.

Некоторые исследователи считают, что решающую роль в формировании образа, идеальной модели поведения играет не идентификация или желание уподобиться некоему образцу, а депривация, эмоциональный дефицит: ребёнка привлекает пол того значимого лица, от которого он был в детстве отчуждён. Дети, чьё поведение соответствует гендерным ожиданиям, чувствуют себя отличными от сверстников противоположного пола, которых они воспринимают как непохожих, экзотических по сравнению со сверстниками собственного пола.

Хотя несоответствие гендерным стереотипам создаёт психологические трудности для всех детей, у мальчиков, независимо от их будущей сексуальной ориентации, такие проблемы встречаются гораздо чаще:

1) Для мальчиков на всех этапах формирования гендерной устойчивости требуются дополнительные усилия, без которых развитие автоматически идёт по женскому типу;

2) Мужские качества традиционно ценятся выше женских.  Давление на мальчиков в направлении дефеминизации значительно сильнее, чем на девочек в сторону демаскулинизации; (женственный мальчик вызывает неодобрение, насмешки, а маскулинная девочка воспринимается спокойно и даже положительно);

3) В раннем детстве мальчики и девочки находятся под влиянием матерей и вообще женщин, поэтому с возрастом мальчиков необходимо переориентировать на мужские образцы поведения, так как нетипичное гендерное поведение в детстве имеет для мужчин, независимо от их сексуальной ориентации, множество отрицательных последствий.

Анализ массовой практики показывает, что в настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьёзные проблемы по вопросам гендерного воспитания. В первую очередь это связано с тем, что в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России не учитываются гендерные особенности. В результате этого содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста, которые, по мнению ученых различаются:

- в физическом развитии и социальном поведении;

- в интеллектуальных и визуально-пространственных способностях и уровне достижений;

- в проявлении агрессии и многом другом.

Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола. В самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики в течение длительного времени пребывания в дошкольном образовательном учреждении (8-12 часов) подвергаются исключительно женскому влиянию.

Наблюдения показывают, что в настоящее время обращение воспитателей ограничивается словом «дети», что не способствует идентификации образа «Я», ребенка с определенной социальной ролью. Поэтому первоочередной задачей является введение в жизнь дошкольных образовательных учреждений полоориентированных обращений к детям в тех ситуациях, когда это является уместным.

    Стратегия обучения, формы и методы работы с детьми, применяемые в детском саду, чаще всего рассчитаны на девочек. При этом воспитывают и девочек и мальчиков чаще всего женщины: дома – мама или бабушка, а в детском саду – женщины-воспитатели. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин. А женщины, по мнению ученых, правильно воспитывать мальчиков не могут, только по одной простой причине: у них другой тип мозга и другой тип мышления. Кроме того, педагог-женщина, естественно, не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении с взрослыми и детьми. Поэтому при общении с мальчиками многие воспитатели руководствуются лишь представлениями о том, что если это мальчик, то, следовательно, он является воплощением воли, силы, выносливости. В результате этого совсем не мужественные, а скорее боязливые, слабые физически и очень ранимые мальчики систематически подвергаются со стороны воспитателей травмирующему их воздействию.        - Так, например, когда на занятии воспитатель обращается с вопросом к детям, то первыми всегда поднимают руку девочки. При ответе на вопрос они стараются, чтобы их ответ был полным, смотрят в глаза педагогу и т.д.  Мальчики не торопятся с ответом, потому что более тщательно обдумывают его.

- Речь у мальчиков развита хуже, чем у девочек, поэтому они вынуждены потратить большее количество времени для того, чтобы подобрать нужные слова и высказать их. В результате всего этого, в глазах воспитателя девочки выглядят более знающими и умеющими и получают больше положительных оценок и похвал.

- А у мальчиков на фоне этого формируется низкая самооценка, они теряют уверенность в себе и своих возможностях. В связи с этим первоочередной задачей является обучение воспитателей осуществлению дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, как при общении с ними, так и при организации и руководстве различными видами деятельности на занятиях и в повседневной жизни.

В результате многочисленных исследований, проведенных в нашей стране и за рубежом, было установлено следующее.

При обучении детей воспитателю важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.

На занятиях по изобразительной деятельности важно создавать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли бы выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Но при отборе содержания для обучения детей на занятиях рисованием, лепкой и аппликацией важно помнить о том, что кисть руки мальчика в своем развитии отстает от кисти руки девочки на 1,5 года.

При оценке поведения детей и результатов их деятельности (рисунка, лепки, аппликации, поделки, конструкции и т.п.) воспитателю необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей и т.п. Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы, конструировать что-то и т.п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Но именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что добившись результата в каком-то виде деятельности, они так счастливы этим, что готовы конструировать или рисовать одно и то же, что позволяет им утвердиться в своих достижениях, но требует правильного понимания со стороны воспитателя.

Мальчики очень любят дружеские потасовки, что не является проявлением агрессии и создает у детей положительный эмоциональный фон. Воспитатели не всегда правильно понимают потребность мальчиков в этих потасовках и резко прерывают их, лишая детей радости, которую они при этом испытывают. Очевидно, настало время для того, чтобы сформировать у воспитателей правильное отношение к подобного рода занятиям мальчиков и научить их руководить ими.

Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в игровой деятельности. Ученые отмечают разное содержание и игровые стили, которые часто не могут быть реализованы детьми в силу того, что воспитателям – женщинам ближе тихие игры девочек на семейно-бытовые темы. Шумные, наполненные движением игры мальчиков вызывают у воспитателей раздражение, так как они считают, что такого рода игры являются лишь бессмысленной беготней и могут привести к травме, а, следовательно, им не место в жизни группы и они должны быть прекращены. В результате мальчики лишены истинно «мужских игр», что отрицательно сказывается на их личностном развитии.

При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Аналогичным образом может быть построена и театрализованная деятельность.

      Особого внимания со стороны педагогов требуют проблемы, связанные с организацией предметно-пространственной среды.

 Всем известно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п.), но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.

Вместе с тем, в психологических особенностях воспитания укоренен дисбаланс предметной среды в сторону преобладания «девчоночих» материалов и пособий, так как они ближе женщине-воспитателю, к тому же создают ощущение безопасности, в отличие от игрушек, которые предпочли бы мальчики.

Становится очевидным, что при воспитании ребенка-дошкольника в семье и образовательном учреждении существует много проблем, связанных с формированием у детей гендерной идентичности, решение которых становится вполне реальным, если подойти к ним с учетом современных достижений психологии и педагогики. По мнению ученых, наиболее благоприятным возрастным периодом для начала этой работы является четвертый год жизни.

С четвёртого года жизни ребёнок осознаёт свои возможности, осознаёт себя как индивидуальность. Как проявит себя ребенок в этом возрасте – робким или уверенным – таким будет и в жизни. Происходит мощное развитие интеллекта. В этот период очень важно воспитание вежливости, сдержанности, скромности. Ребенок должен знать не только свои права, но и свои обязанности. В этом возрасте ребенок осознает различие людей по полу, он опирается при этом на внешние признаки (одежду, длину волос и пр.). Представления о собственном поле еще не стойкие и дети 4-х лет часто полагают, что пол можно изменить. Часть детей при ясном осознании своего пола в то же время высказывают предпочтение другому полу. Например, девочка в игре “Дочки-матери” хочет изображать отца или сына.

       В 5 лет идет интенсивный процесс формирования ребенка как личности в социальном, интеллектуальном, эмоциональном и физическом плане. Завершается первоначальное базовое овладение речью. По осмыслению “Я”, самооценке, уровню развития речи, ориентации в окружающем можно дать прогноз успехов в школе и жизни. В этом возрасте совершенствуются тонкая моторика, что стимулирует развитие речи, мышления и психики в целом. Поэтому необходимо предоставить детям возможность играть с конструктором, больше рисовать, можно обучать игре на музыкальном инструменте. Особенно надо поощрять рисование, т.к. рисунок –– своеобразная детская речь. Рисование способствует половой самоидентификации, управляет эмоционально-смысловым поведением ребенка и помогает ему освободиться от возможных последствий психотравмирующих ситуаций. Тематика детских рисунков обусловлена многими факторами. Один из них –– принадлежность ребенка к определенному полу. Общая направленность на идентификацию со своим полом придает определенное содержание и рисункам ребенка: мальчики рисуют строительство домов и городов, дороги с мчащимися автомобилями, самолеты в небе, корабли в море, а также войны, драки, потасовки. Девочки тяготеют к женским ролям, рисуют “хорошеньких девочек” и принцесс, цветы, сады, всевозможные орнаменты, а также мам, гуляющих с дочками.

   Дошкольный период детства (онтогенеза) является наиболее значимым для речевого развития детей, а также гендерной социализации мальчиков и девочек. Помочь детям справиться с проблемами социализации, составной частью которой является самоидентификация мальчика или девочки, призвана зарождающаяся гендерная педагогика. Гендерный подход в воспитании и обучении в детском саду предполагает разнообразие способов подачи учебного материала, учитывая гендерные ососбенности дошкольников, создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек в процессе педагогического взаимодействия, соответствие методов руководства играми их содержанию и специфике игровых стилей детей разного пола. . В.Ф. Базарный утверждает, что у мальчиков и девочек разный мозг, разные темпы физического созревания, разные уровни активации, разные интересы, разные эмоциональные доминанты. В связи с этим, он выдвинул идею о необходимости полоролевого дифференцированного обучения и воспитания мальчиков и девочек.

      К концу дошкольного возраста большинство речевых навыков, основанных на многократном повторении и активно обогащающемся лексиконе, лучше развито у девочек. Логическое оперирование элементами языка и составление сложных синтаксических конструкций успешнее развито у мальчиков. Анализ связной речи показал, что лексический уровень рассказов мальчиков характеризуется большим объёмом высказывания, чем  у девочек. Рассказы мальчиков содержат больше глаголов, тогда как рассказы девочек – больше существительных и прилагательных. Большее число прилагательных в рассказах девочек свидетельствует об их внимании к признакам предметов и явлений. В силу преобладания глагольной лексики высказывания мальчиков  характеризуются большей динамичностью и информированностью .

     Согласно  многочисленным наблюдениям, девочки лучше справляются с типовыми заданиями, опираются на память, используя штампы. Психологи отмечают, что период включения в занятие у детей зависит от пола. Девочки после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности, но быстрый темп работы им мешает, они лучше работают на пошаговых технологиях, эффективнее выполняют задания не новые, а типовые, шаблонные. Учитывая все эти особенности, на занятиях необходимо использовать красочный материал с предпочтением красного спектра, подавать материал – от частного к общему, эмоционально окрашенный.

    Особенностью мальчиков, по мнению ученых-психологов,  является то, что с ранних лет у них возникает острая потребность в понимании себя, окружающего мира, повышенный интерес к тому, как воспринимают его самого, что он может, кем и каким станет взрослым. Для организации оптимального процесса обучения мальчиков необходимо использовать принципы, разработанные учеными-нейропсихологами Т.П. Хризман и В.Д. Еремеевой. Логопедические занятия в группе мальчиков надо проводить в  быстром темпе – это как раз то, о чем пишет В.Ф. Базарный: мальчик готов действовать сразу, в отличие от девочки. Использование разнообразных нестандартных логических заданий в учебно-воспитательном процессе позволяет мальчикам становиться собранными, организованными, внимательными. Работа на занятии в режиме поисковой активности с акцентом на самостоятельность принимаемых решений создает условия для проявления индивидуальных особенностей каждого мальчика, формирует на занятии атмосферу доверительных отношений: каждый имеет возможность высказать свою точку зрения, предложить свой вариант, привести примеры из личного опыта. Для мальчиков преимущественно использование зрительных стимулов, объяснение задания должно быть четким, немногословным. Однополовая группа дает возможность детям избавиться от речевых комплексов, быстрее преодолеть имеющуюся у некоторых из них замедленную реакцию, проявить себя среди сверстников. . Также необходимо учитывать особенности интересной мальчикам игровой деятельности, способствующей становлению мужественности. На занятиях мальчики учатся  быть смелыми, выдержанными, преодолевать трудности.

Девочки всегда побеждают мальчиков во время выполнения заданий на мелкую моторику, и это продолжается до начальной школы. Девочкам удается быстрее управляться с игрушками, они раньше начинают использовать столовые приборы, а также начинают раньше писать (и что немаловажно, более аккуратно).

   Недавние исследования показывают, что девочки более восприимчивы к человеческому голосу и даже предпочитают этот звук всем другим звукам. Встряхните погремушкой – и вы не увидите никакой разницы между новорожденными мальчиком и девочкой, но если вы заговорите, то увидите, что девочки реагируют куда более заинтересованно.

   Девочки намного чаще устанавливают и поддерживают зрительный контакт, и их привлекают отдельные лица, особенно женские. Девочкам также легче определить эмоциональное состояние человека по выражению его лица. Если мама сделает испуганное лицо, то ребенок будет взволнован, но если они видят маму счастливой, то тогда дитя будет спокойным. Согласно анализу данных 26 исследований в области детской способности распознавать выражения лица, мальчикам требуется больше времени, чтобы понять эмоциональное состояние человека по выражению лица.

   Наблюдательность и внимательность девочек со временем дает плоды. Девочки используют жесты, с помощью которых они указывают на определенную вещь или прощаются, гораздо раньше своих братьев. Девочки начинают понимать, что им говорят, намного раньше мальчиков, а также начинают говорить раньше (примерно в двенадцать месяцев, в то время как мальчики – в тринадцать-четырнадцать месяцев), и больше общаются на протяжении всего дошкольного возраста. В шестнадцать месяцев они могут произнести более 100 слов, мальчики же в свою очередь произносят до 30 слов. Хотя новорожденные девочки и опережают мальчиков в развитии, то это длится недолго, так как в возрасте двух лет и шести месяцев мальчики и девочки произносят не меньше 500 слов.

   Нельзя четко разделить, какие качества присущи мальчикам, а какие – девочкам. Девочки могут быть одержимы модой, но в то же время могут высказываться еще жестче мальчиков. А мальчики, в свою очередь, могут быть очень чувствительны, когда мы этого меньше всего ожидаем. Правда в том, что пол – это всего лишь одна из характеристик человека, который является сложной личностью.

     Итак, мы считаем, что в коррекционно-логопедической работе  необходимо учитывать  психофизиологические особенности детей. Для оптимального процесса обучения и воспитания использовать на занятиях принципы работы с мальчиками: быстрый темп подачи материала, высокую двигательная активность, поисковую деятельность, элементы соревновательности, большое количество логических заданий, подход к формированию правил через практические действия и очень важно, чтобы объяснение материала и инструкция к заданиям были чёткими и немногословными; и принципы работы с девочками: невысокий темп подачи материала, использование красочного материала с предпочтением красного спектра; при сообщении важного момента концентрация внимания на нём; эмоционально окрашенная подача материала; увеличение количества  повторений пройденного материала; подача материала от частного к общему; подача абстрактных понятий через примеры реальных жизненных ситуаций.

   Во многих методических пособиях, в том числе и в литературе, предназначенной для логопедов, мы встречаем строгие рамки, в которые при своём развитии должны укладываться дети независимо от пола. 
Нейропсихологами и психологами давно доказано, что у здоровых мальчиков и девочек разный мозг, разные пути развития, Значит, им необходимы разные программы обучения. Вот некоторые факты.
У мальчиков детство длится дольше, чем у девочек: 
- девочки рождаются более зрелыми на 3-4 недели;
- мальчики на 2-3 месяца начинают ходить позже, чем девочки;
- мальчики на 4-6 месяцев позже начинают говорить; 
- к периоду поступления в школу мальчики «младше» девочек по своему биологическому возрасту на целый год.

Особенности мальчиков и девочек, влияющие на развитие речи в норме.

 

Мальчики

Девочки

Острота слуха до 8 лет

Выше

Ниже

Чувствительность к шуму

Менее чувствительны, поэтому больше шумят сами

Более чувствительны

Кожная чувствительность

Ниже

Выше

Созревание левого полушария  (логическое, речевое мышление)

Медленное.

С возрастом начинает лидировать

Быстрое

Созревание правого полушария (пространственно-временная ориентация).

Быстрое.

Имеется уже в 6 лет

Медленное.

Трудности даже в 13 лет

Формирование нервных путей, соединяющих оба полушария коры головного мозга

Медленное

Быстрое. Возможно, нервные связи намного богаче (толще спайка нервных волокон, соединяющих полушария)

Речевое мышление

Меньше говорят, но мыслят нестандартно, интересно

Лучше развита речь, но мышление более однотипно

Поисковая деятельность.

Мы уже говорили о том, что у детей, и особенно у мальчиков, сильно развита потребность в поисковой деятельности, которая требует ухода от комфортных условий. Они лазают на чердаки и в подвалы, убегают с детских площадок, осваивают новые территории, тянутся ко всему новому, придумывают рискованные игры. Дети как бы сами создают себе ситуацию, вызывающую первую фазу стресса. А, как известно, поисковая деятельность лежит в основе творчества

Выдвигают новые идеи, лучше решают принципиально новые задачи

Лучше выполняют типовые задачи

Нахождение словесных ассоциаций (поисковые задания)

Лучше

Хуже

Период врабатываемости

Медленно набирают нужный уровень работоспособности

Быстро набирают работоспособность

Развитие памяти

Длится достаточно долго

Завершается рано.

Больше опираются на механическое запоминание

Утомление

Страдают левополушарные процессы (речевое мышление, логические операции)

Страдают правополушарные процессы (образное мышление, пространственные отношения, эмоциональное самочувствие)

Качество выполнения заданий, тщательность, проработка деталей

Низкое

Высокое

Скорость чтения

Ниже

Выше

Правописание

Хуже

Лучше

Поведение ребёнка при ответе на уроке, при общении

Смотрят не на  учителя, больше нацелены на информацию

Смотрят в лицо учителю, улавливают малейшие оттенки его мимики, моментально корректируют свой ответ. Нацелены на общение

Добрые слова (которые нравятся самим детям)

Водитель, десантник, банкир, «Мерседес» и пр. Почти нет уменьшительно-ласкательных слов

Чаще всего уменьшительно-ласкательные слова: солнышко, мамочка и пр. Тематика позитивных слов больше

Рисунки  детей

Танки, самолёты, человек – паук

Дом, цветы, животные, человек!

Нарушения речи

Бывают чаще и тяжелее.

Часто у детей с нарушениями речи способность к организации образной информации представлена в обоих полушариях

Бывают реже. Возможно, это связано с тем, что у них предполагается наличие дополнительных речевых центров в и правом полушарии

Адаптация к неадекватному педагогическому воздействию

Адаптируются хуже, стараются не подчиниться

Адаптируются лучше


Этот, далеко неполный перечень различий мальчиков и девочек, убедительно свидетельствует о том, что взрослым при общении с детьми, при развитии их речи необходимо учитывать не только индивидуальные, но и половые особенности каждого ребёнка.

Список использованной литературы

1. Адлер А. Воспитание детей; взаимодействие полов. Ростов-на-Дону, 1998.

 2. Баранникова Н.А. О мальчишках и девчонках, а также их родителях. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

 3. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. — М.: Линка – Пресс, 2009

4. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по – разному, любить по – разному. Самара. Учебная литература,2005.

5. Курбатова С. Книга – для мальчиков, книга – для девочек. «Дошкольное воспитание» №10 2012.

6. Нагель О. О гендарном образовании дошкольников. «Дошкольное воспитание» №4 2008.

7. Репина Т.А. Проблема полоролевой социализации детей. М.: Издательство Московского психолого – социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004.

8. Татаринцева Н. О полоролевом воспитании мальчиков и девочек. «Дошкольное воспитание» №6 2009.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов. Мальчики и девочки дошкольного возраста

В консультации изложен материал на тему физиологических и психологических особенностей мальчиков и девочек дошкольного возраста, даются некоторые советы по воспитанию....

Проявление гендерных различий в игровых предпочтениях мальчиков и девочек дошкольного возраста ( на примере выбора игрушек).

Аннотация: в статье освещаются результаты исследования дошкольников ДОУ Санкт- Петербурга по вопросу различий игровых предпочтений у мальчиков и девочек. Приводятся описания авторских методик По...

МАСТЕР - КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Данный материал будет интересен всем педагогам дошкольного учреждения и родителям, потому что целенаправленная работа всех участников педагогического процесса по развитию мелкой моторики рук в дошколь...

Консультация для воспитателей на тему: «Гендерные различия между мальчиками и девочками дошкольного возраста во время игр»

В любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному, и в любом человеческом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения по-разному обращаются с ними. Мальчики стремя...

Консультация «Как и во что играют мальчики и девочки дошкольного возраста и что с этим делать взрослым»

Консультация«Как и во что играют мальчики и девочки дошкольного возраста и что с этим делать взрослым»   Проблема игры в дошкольном возрасте - одна из самых сложных и инте...

Консультация «Как и во что играют мальчики и девочки дошкольного возраста и что с этим делать взрослым»

Проблема игры в дошкольном возрасте - одна из самых сложных и интересных проблем современности. Игра – это фундамент будущих социальных отношений ребенка, его успешности в жизни. Именно в ней ре...

Консультация «Как и во что играют мальчики и девочки дошкольного возраста и что с этим делать взрослым»

Проблема игры в дошкольном возрасте - одна из самых сложных и интересных проблем современности. Игра – это фундамент будущих социальных отношений ребенка, его успешности в жизни. Именно в ней ре...