Главные вкладки

    Проявление гендерных различий в игровых предпочтениях мальчиков и девочек дошкольного возраста ( на примере выбора игрушек).
    статья по теме

     Побединская Ирина Викторовна

     

    Аннотация: в статье освещаются результаты исследования дошкольников ДОУ Санкт- Петербурга по вопросу различий игровых предпочтений у мальчиков и девочек. Приводятся описания авторских методик Побединской И.В." Методика ранжирования игрушек" и рисуночного теста "Нарисуй свою любимую игрушку".

    Ключевые слова: гендерные различия игровых предпочтений, фемининные игрушки, маскулинные игрушки, гендерно- нейтральные игрушки, мотив выбора, предпочитаемые игрушки, роль мягкой игрушки в жизни дошкольников, авторская методика.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Проявление гендерных различий  в игровых предпочтениях мальчиков и девочек дошкольного возраста ( на примере выбора игрушек).

    Побединская И.В., Георгиева О.М.

    Аннотация: в статье освещаются результаты исследования дошкольников ДОУ Санкт- Петербурга по вопросу различий игровых предпочтений у мальчиков и девочек. Приводятся описания авторских методик Побединской И.В." Методика ранжирования игрушек" и рисуночного теста "Нарисуй свою любимую игрушку".

    Ключевые слова: гендерные различия игровых предпочтений, фемининные игрушки, маскулинные игрушки, гендерно- нейтральные игрушки, мотив выбора, предпочитаемые игрушки, роль мягкой игрушки в жизни дошкольников, авторская методика.

    Теоретические вопросы гендерных различий в игровой деятельности мальчиков и девочек довольно хорошо описаны в современной отечественной и зарубежной литературе. Miller C.L., Blakemore J.E. , М. Мид, И.А. Морозов, М. Осорина, И. Кон и другие авторы освещали различные аспекты проведённых ими в разные года эмпирических и практических исследований. Все авторы отмечают наличие гендерной поляризации в мире игры и игрушек. В качестве методов, использованных различными авторами, в литературе упоминаются: 1) прямой опрос детей; 2) маркетологические исследования продаж игрушек; 3) изучение количества и состава игрушек, имеющихся в комнатах мальчиков и девочек; 4) опрос родителей; 5) анализ писем, написанных Санта- Клаусу и др.

    В своей работе мы решили остановиться только на двух вопросах – 1) какие игрушки предпочитают мальчики и девочки среднего и старшего дошкольного возраста и 2) как они мотивируют свой выбор. Это явилось целью исследования.

    Мы предположили, что условно фемининными игрушками, наиболее популярными у девочек будут являться: куклы типа Барби, пупсов, куклы, имитирующие девочку дошкольного возраста, пони и мягкие игрушки, зублс (трансформеры - животные). Условно маскулинными: оружие, строительные наборы, солдатики и военная техника, роботы – трансформеры, машины, мячи. Мы предположили также, что для девочек отвергаемыми будут игрушки для мальчиков, а для мальчиков – игрушки для девочек.

    Мы предположили, что в ходе проведения рисуночного теста «Моя любимая игрушка» дошкольники будут рисовать игрушки, характерные для своего пола. Ведущим мотивом выбора игрушки для девочек мы предположили мотив красоты, а для мальчиков – смелости.

    В исследовании принимали участие две возрастные группы - средние и старшие дошкольники. Работа проводилась на базе двух детских садов Санкт- Петербурга - дошкольного отделения ГБОУ СОШ 619 Калининского района и 127 ДОУ Выборгского района.

    Для получения ответов на поставленные вопросы мы выбрали две методики.

    Описание методик.

    1. Методика ранжирования игрушек (автор Побединская И.В.).

    Поскольку в дошкольном возрасте стимульный материал должен иметь опору на наглядно - действенное мышление, для проведения этой методики мы нашли в интернете цветные изображения игрушек и изготовили карточки с этими изображениями. Всего нами было отобрано 22 карточки. При этом мы предлагали детям изображения «условно маскулинных»( 7 карточек), «условно фемининными»( 7 карточек) и нейтральных ( 8 карточек) игрушек. К условно женским мы отнесли изображения кукол- пупсов, Барби, зублсы, кукольную посуду и др, В список условно мужских попали пистолет, солдатики и танки, мячи для спортивных игр, трансформеры и др. Нейтральными мы посчитали пластилин, краски, конструктор Лего и др.

    В ходе обследования ребёнку в индивидуальном порядке предлагалось рассмотреть разложенные перед ним на низком столе карточки и выбрать ту игрушку, которая больше всего понравилась. После этого выбранная карточка убиралась и ребёнку предлагалось выбрать из оставшихся игрушек. Процедура повторялась до тех пор, пока не останется ни одной игрушки.

    Время проведения обследования  не ограничивалось, так как темп индивидуальной деятельности у детей был различным. Нам кажется идеальным проведение методики в отдельном, но знакомом ребёнку помещении.  Возможно проведение обследования в групповой комнате, при условии, что другие дети не могут наблюдать за процессом выбора, тем самым влияя на результат.

     Выборы ребёнка фиксировались в таблице ( отдельно - для мальчиков и для девочек, отдельно - для среднего возраста и для старшего).Таким образом, у нас получилось 4 таблицы- девочки среднего дошкольного возраста, девочки старшего дошкольного возраста, мальчики среднего дошкольного возраста, мальчики старшего дошкольного возраста.

    Ранг выбора

    1

    2

    3

    4

    ……

    ……..

    19

    20

    21

    22

    3

    1

    2

    Например, если ребёнок первый свой выбор сделал в отношении костюмов ( № карточки 22), то в графе 22, мы ставим для этого ребёнка цифру 1 ( первый выбор). Второй выбор мы ставим следующей карточке, предварительно посмотрев на обороте картинки её номер и т.д. После завершения обследования было проведено  ранжирование по возрастной группе (отдельно для мальчиков и девочек).

    2. Рисунок «Нарисуй свою любимую игрушку»( автор Побединская И.В.).

    Детям предлагалось нарисовать на листе бумаги формата А4 цветными мелками или карандашами свою любимую игрушку как можно лучше, чтобы все посмотрев на его рисунок сразу поняли, что это - его любимая игрушка – та, что у него уже есть или та, о которой он мечтает. Можно пояснить (если дети спрашивают), что это может быть одна или несколько игрушек. Если в ходе рисования выясняется, что ребёнок рисует что-нибудь другое, необходимо настойчиво повторить задание и дать ребёнку другой лист. Хотим отметить, что проведение данного теста у детей младше  5 лет мы считаем нецелесообразным, так  как дети вместо любимой игрушки ( при хорошем понимании инструкции) часто рисуют то, то умеют - например, Ваня Ф, 4 года, нарисовал синего снеговика. Возможно, что и более старшие дети рисуют то, что у них лучше получается, а не то, что на самом деле хотели бы, это требует дальнейшего изучения. Таким образом, в исследовании приняли участие в основном дети старшего дошкольного возраста.

    После того, как ребёнок закончил рисование (методика проводится фронтально, в групповом помещении), с каждым ребёнком индивидуально проводится беседа о рисунке. В ходе беседы ему задаются 3 вопроса:

    1. Что ты нарисовал(а)?
    1. Что ты можешь рассказать об этой игрушке ( игрушках)?
    1. Почему именно эта игрушка нравится тебе больше всего?

    Некоторые дети не хотят отдавать свои рисунки, тогда можно их попросить подарить его или нарисовать для опрашивающего другой. После этого обычно дети соглашались отдать рисунок.

    Обработка результатов проводилась методом контент - анализа. В бланке регистрируются все смысловые единицы высказываний детей. В нашем исследовании условно можно выделить три категории высказываний : смысловые ( название игрушки), качественные ( описание ребёнком свойств игрушки)) и эмоционально - отношенческие ( кто подарил, с кем играет в игрушки,  как относится к игрушке или дарителю).

    Результаты.

    1. Методика ранжирования игрушек.

    В обследовании принимали участие 17 мальчиков среднего дошкольного возраста и 25- старшего дошкольного возраста ( всего 42 мальчика) ; а также 19 девочек среднего дошкольного возраста и 26 - старшего дошкольного возраста ( всего 45 девочек). Таким образом, в работе использованы данные обследований 87 детей среднего и старшего дошкольного возраста.

    Анализ полученных данных по методу ранжирования игрушек детьми показал, что у девочек старшего и среднего возраста предпочтения в куклах Барби и куклах, имитирующих девочку дошкольного возраста, практически одинаково. Зато кукол – пупсов старшие девочки предпочитают гораздо чаще. Это может свидетельствовать о возрастании значимости материнской функции к 6 годам у девочек. Животных девочки старшего возраста чаще выбирают, чем девочки среднего возраста. Можно предположить, что в этом возрасте уже сформирование интерес к жизни животных и опыт игры игрушками такого рода. Костюмированная игра у девочек старшего возраста становится более важной, чем в среднем возрасте, вместе с развитием ролевой игры. Мягкие игрушки более актуальны для девочек среднего возраста, возможно, потому что дети старшего возраста больше играют друг с другом, и им заместительные объекты нужны меньше, чем малышам. По остальным шкалам существенных различий обнаружено не было.

    У мальчиков среднего возраста машинки пользуются большей популярностью, чем у старших, возможно потому, что старшим дошкольникам интереснее коллективная игра, чем простое манипулирование машинками. Зублс мальчики среднего возраста выбирают чаще старших, в связи с формированием в этом возрасте конструктивной деятельности. В нашем исследовании оружие мальчикам среднего возраста нравится больше, чем старшим. Возможно это произошло из-за того, что модель пистолета на стимульном материале была примитивной.

    Анализ полученных данных позволяет утверждать, что мальчики обоих возрастов предпочитают игрушки из группы условно маскулинных. Обращает на себя внимание, что в категорию предпочитаемых у девочек  среднего возраста попали машинки.

    Предпочтения выбора игрушек у девочек из условно фемининной группы также подтвердились. При анализе условно фемининных игрушек зублс у мальчиков старшего возраста попадает в разряд нейтральных, значит они не считают зублс «девчачьими», а скорее воспринимают их как один из видов трансформеров. Обращает на себя внимание то, что мягкие игрушки не только не попали в разряд отвергаемых у мальчиков, а напротив, получили в исследовании ранг предпочитаемых. Мальчики среднего и старшего возраста выбирают мягкие игрушки даже чаще, чем старшие девочки. Возможно, это говорит о том, что к 6 годам у девочек сформированы более прогрессивные формы сюжетно – ролевой игры. Т.о. мягкая игрушка не относится к условно фемининным для дошкольников.

    Большие и маленькие мягкие игрушки выступают в качестве заменителя тела матери, или, по терминологии известного психоаналитика Винникота, транзиторного, т.е. переходного, объекта. Потребность выбирать такие игрушки обусловлена же ланием компенсировать дефицит тактильного, телесного контакта и других форм невербального эмоционального об щения со взрослым, значимым для ребенка.

    Анализ результатов по группе условно нейтральных игрушек показал, что девочки и мальчики рассматриваемых возрастов одинаково часто выбирают для игры игрушки из нейтральной группы. Однако, анализ гистограмм показывает, что к выбору условно нейтральных игрушек в игре дети прибегают не так часто, как к условно феминным или маскулинным.

    1. Рисуночный тест «Моя любимая игрушка».

    В обследовании принимали участие 43 мальчика в возрасте от 5 до 6,5 лет и 41 девочка в возрасте от 4 до 6,5 лет. ( всего 84 ребёнка дошкольного возраста).

    ДЕВОЧКИ.

    1. Выбор игрушек. Наиболее часто девочки старшего дошкольного возраста рисуют в качестве любимой игрушки животных и различных кукол.

    2. Качества игрушек. Как мы и предполагали, категория «красивая» для девочек имеет большое значение как мотив выбора. Вместе с тем, мотив «как живая» ( ходит, говорит, ест и т.п.) имеет ещё большее значение.

    3. Эмоционально- отношенческие категории.

    У девочек старшего дошкольного возраста наиболее частым мотивом выбора игрушек является поддержание эмоциональной связи с мамой, как  самого значимого в окружении ребёнка лица. Мотив «нравится, люблю, обожаю» также важен для детей. Также часто встречается мотив игры с друзьями или сиблингами и замещения животного на игрушечную копию. Отдельно хочется сказать о высказывании одной 6-летней девочки, которая на вопрос, почему она нарисовала трансформер, ответила, что только так ей удаётся поиграть с мальчишками.

    МАЛЬЧИКИ.

    1. Игрушки. Наиболее часто в числе любимых упоминаются транспортные средства ( машина, автобус). На втором и третьем месте - также транспорт- железнодорожный и воздушный.

    2. Качества. Для мальчиков старшего дошкольного возраста на первое место при объяснении мотива выбора становится мотив технической сложности игрушки. Дети рассказывают, какими особенными свойствами обладает любимая игрушка, как она сложно устроена, и это придаёт в глазах мальчиков такой вещи особую ценность. Мотив красоты присутствует, но, по сравнению с девочками, он представлен гораздо меньше. Следующими по значимости мотивами у мальчиков являются «интересный, классный» и «хороший, добрый». Довольно выраженным является мотив коллекционирования. Мальчики также восхищаются игрушками, содержащими с их точки зрения признаки смелости, ловкости и героизма.

    3. Самым частым из эмоционально - отношенческих мотивов выбора является категория «люблю, нравится», которая недифференцированно отражает отношение ребёнка в любимой игрушке. Также мальчики говорят о том, что они используют игрушки для того, чтобы играть в них с друзьями, родственниками, делают указания на эмоциональную привязанность к маме или папе ( люблю потому что подарила мама). Отдельно стоит выделить мотив проигрывания борьбы, возмездия. Мальчики говорят также о том, что с определённой игрушкой связан их профессиональный выбор. Учитывая то, что дети в исследовании были дошкольниками, неудивительно, что мотив « сплю с этой игрушкой» также представлен.

    ДРУГИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

    Неожиданно для нас также выявились рисунки, предположительно отражающие наличие психотравмы. Так, Света Д, 5 лет, нарисовала один крупный двухцветный мячик. В своём рассказе она пояснила, что у неё был такой, но когда братик не делал уроки, мама проколола этот мяч ножом и он лопнул. Возможно, ребёнок до сих пор напуган такой реакцией собственной мамы, находится в тревожном состоянии, которое и находит отражение в рисунке игрушки.

     Таня А., 6 лет нарисовала кубики с написанными на них буквами. В своём немногословном рассказе девочка пояснила, что она почти научилась читать и любит из кубиков складывать слова. Слово, сложенное на рисунке из кубиков- «папа». Папа Тани с недавнего времени не живёт с семьёй, ребёнок не имеет возможности видеться с ним и видимо единственно возможное проявление её горя – это снова и снова складывать слово «папа» из букв.

    Миша Б., 6 лет нарисовал сюжетную картинку- красная машина катится с горки на красного человечка. Миша рассказал следующее: «Это полицейская машина с татуировками и 4 выхлопными трубами. Этот человек- преступник. Машина ускоряется и едет на него. Он не убегает, и она сейчас его задавит». Сложно сказать, какой именно реальный сюжет лежит в основе данного рисунка, однако, нам кажется, что в рисунке находит отражение мотив преследования, возмездия, виновности, расплаты.

    Света, 6 лет в качестве любимой игрушки нарисовала крупную бабочку. В ходе беседы она охарактеризовала эту бабочку как грустную, у которой улетела мама. Воспитатель Светы пояснила, что в семье у девочки сравнительно недавно родился малыш. Мы считаем, что этот рисунок может отражать фрустрированную потребность девочки в близости с матерью.

    Удивительный рассказ составил о своём  рисунке Саша М. 6 лет. « Это 2 крокодила и Змей Горыныч. У меня ещё много других игрушек. Но мне захотелось нарисовать их. Я с крокодилами всё время играю, а Змей на даче остался. Я с ними играю и сплю. Я их укладываю на подушку… Я скучаю по Змею Горынычу. Я ему даю ему корм когда ложусь спать».

     Обратите внимание- в рассказе ни разу не встречается ссылка на пол ребёнка. И по описанию действий с игрушками кажется, что рассказывает девочка Саша. Но это- мальчик. По наблюдениям педагогов, Саша предпочитает играть один. Его поведение характеризуется ранимостью, эмоциональностью, избеганием ситуации конкуренции. Мальчик из полной семьи, у него есть сестра намного старше его. Ребёнок неврологически и соматически ослабленный, физически развит недостаточно. Воспитатели отмечают некоторую женственность поведения Саши ( «как девочка»). При проведении методики ранжирования игровых предпочтений Саша первыми выбрал нарядные зублс, пазлы, строительный набор, мягкие игрушки . Нам думается, что такой ребёнок, как Саша требует наблюдения психолога и помощи в социализации как со стороны родителей, так и со стороны педагогов.

    Таким образом, гипотезы, выдвинутые в нашей работе в отношении типично - гендерных игрушек в целом подтвердились, однако, обнаружились выраженные игровые предпочтения девочек в отношении машинок. Исходя из результатов рисуночного теста «Моя любимая игрушка» можно предположить, что девочкам не столько интересна игра с машинами, сколько среда, в которой этими самыми машинками играют, то есть им интересна игра с мальчиками. Также удивительным оказался тот факт, что мальчики среднего и старшего дошкольного возраста называют в числе предпочитаемых мягкие игрушки. Возможно, мальчикам не хватает материнского тепла, тактильных контактов с любимыми людьми. В этом смысле необходимо насытить игровую среду дошкольников всех возрастов мягкими игрушками, особенно, в период переживания стрессов и часто болеющих детей.

    В отношении мотивов гипотезы не подтвердились, так как у девочек старшего дошкольного возраста ведущим мотивом выбора явилось требование к игрушке, чтобы она была «как живая», а у мальчиков - требование технической сложности. Нам кажется, что эти две характеристики происходят из одного требования- функциональности. Дети старшего дошкольного возраста в выборе игрушек стремятся не только к внешней, но и к функциональной  схожести игрушки с «настоящим» объектом.

    1. Бем С.Л. Линзы гендера. Трансформация взглядов на неравенство полов. М.: РОССПЭН, 2004.

    2. Берн, Ш. Гендерная психология. - СПб., 2002.

    3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2011.

    4. Каган, В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет //Вопросы психологии, 2000, №2. С. 65-69.

    5. Клецина, И.С. Развитие гендерных исследований в психологии // Общественные науки и современность, 2002, №3.

    6. Коломинский, Я.Л., Мелтсас М.Х. Ролевая дифференциация пола у дошкольников//Вопросы психологии, 1985, №3. С. 165-171.

    7. Кон И.С. Мальчик – отец мужчины. – М.: Время, 2009.

    8. Кон И.С. Ребенок и общество. – М.: Изд-во Центр «Академия», 2003.

    9. Мид М. Мужское и женское: Исследование полового вопроса в меняющемся мире. М.: Роснэп, 2004.

    10. Морозов И.А. Игровые сообщества: гендерный аспект//Этнографическое обозрение.2006. №4. С. – 69-84.

    11. Осорина М. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб.: Питер, 2009.

    12. Фуряева Т. Детский сад: проблема полового воспитания // Дошкольное воспитание. – 1997. – № 11. – С. 79-81

    Ноябрь 2012 года. Г. Санкт- Петербург.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов. Мальчики и девочки дошкольного возраста

    В консультации изложен материал на тему физиологических и психологических особенностей мальчиков и девочек дошкольного возраста, даются некоторые советы по воспитанию....

    Гендерные различия мальчиков и девочек дошкольного возраста, особенности их воспитания и обучения

    Психосоциальные различия мальчиков и девочек, особенности их воспитания и обучения. Особенности организации предметно-развивающей среды с учетом гендерных различий....

    Консультация для воспитателей на тему: «Гендерные различия между мальчиками и девочками дошкольного возраста во время игр»

    В любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному, и в любом человеческом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения по-разному обращаются с ними. Мальчики стремя...

    Игровые предпочтения мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

    Статья посвящена проблеме изучения особенностей игровых предпочтений мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. В рамках данной работы произведен анализ научной и п...

    Общие рекомендации для педагогов по организации педагогического сопровождения игровой деятельности детей с учетом игровых предпочтений мальчиков и девочек

    Представленная информация будет полезна для педагогов при планировании сюжетно- ролевых игрс учетом игровых предпочтений мальчикови девочек...

    Рекомендации для педагогов по преобразованию предметно - игровой среды группы с учетом игровых предпочтений мальчиков и девочек 5-7 лет и психофизиологических особенностей пола.

    С учетом игровых предпочтений мальчиков и девочек представлены рекомендации по преобразованию предметно- игровой среды в группе....