Значение и социальная роль игры
статья (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Головина Ольга Владимировна

В статье дается характеристика, значение и роль игровой деятельности как формы обучения всем необходимым человеческим чертам, качествам, навыкам и привычкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znachenie_i_sotsialnaya_rol_igry.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Значение и социальная природа игры

Игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста, форма обучения всем необходимым человеческим чертам, качествам, навыкам и привычкам.

Согласно теории К. Грооса, игра представляет собой подготовку к дальнейшей деятельности, в результате которой ребёнок осваивает новые роли, развивает навыки и расширяет жизненный опыт. У К. Бюлера в качестве главной мотивации игры рассматривает удовольствие, а согласно концепции игры, разработанной Г. Спенсером под влиянием идей Ф. Шиллера, игра является средством избавления от нереализованной энергии.

В игре можно наблюдать, как ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, развивается его эмоциональность, активность и потребности в общении. Если игра интересная, у ребенка повышается умственная активность, он может решить более трудную задачу быстрее, чем на занятии. Таким образом, игра выступает как один из методов, а в сочетании с наблюдениями, беседами и чтением дает хорошие результаты. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Во время игры дети учатся применять свои знания и умения на практике. В процессе игры дети вступают в общение со сверстниками, и это помогает каждому из них достигнуть общей цели, пережить общие переживания. Важное место игра занимает в физическом, нравственном, трудовом и эстетическом воспитании ребенка.

Л.С. Выготский выделял специфические черты поведения ребенка, при наличии которых его поведение получит определение «игрового». К этим чертам относятся:

- создание воображаемой ситуации;

- распределение ролей, подразумевающих действие по определенным правилам;

- использование речи.

Во - первых, игра должна создавать мнимую ситуацию, в которой ребенок действует понарошку, «как будто». По мере взросления ребенка воображаемые им ситуации становятся более детальными, а для участия в них привлекаются игровые партнеры. Если ребенок начинает играть с предметом необычным, не типичным для этого предмета образом или использует речь для изменения функций предмета, например, говорит: «Как будто это не ложка, а волшебная палочка», то это значит. Что ситуация стала игровой.

Второй характеристикой игры является наличие в ней заранее оговоренных ролей, подразумевающих определенные правила поведения в каждой из них. Например. Если ребенок берет на себя роль учителя, то это означает, что его поведения будет отличаться от роли ученика. Принимаемая на себя роль объявляется вслух, чтобы оповестить об этом партнеров по игре.

Третьей чертой игрового поведения ребенка является сопровождение игры речью. Ребенок должен уметь назвать свою роль и описать воображаемую ситуацию. Дети используют речь для организации и поддержания игры.

Таким образом, замечает Е. Бодрова, ребенок, примеряющий шляпу, совсем не обязательно играет, его действия станут игрой только в том случае, если он объяснит свое поведение таким, например, образом: «Я играю в шляпный магазин, я собираюсь купить себе шляпу, чтобы пойти на вечеринку». Без речевого сопровождения действия ребенка с предметами являются скорее исследовательской деятельностью, а не игрой. Речевое сопровождение игры, ее содержание в совокупности позволяют объективно оценить уровень ее развития.

В культурно – исторической концепции, разработанной Л. Выготским, игра рассматривается как феномен, который возник относительно поздно в рамках истории человечества. В примитивных обществах, где ребенок с раннего детства наравне с взрослыми участвовал в жизни сообщества, включая такие базовые задачи, как сбор съедобных растений и уход за животными, игра в ее современном виде и значении отсутствовала. Деятельность того времени, которую можно было бы назвать игрой, носила чисто утилитарный характер и была направлена на отработку навыков, необходимых для исполнения действий, необходимых во взрослой жизни.

Современная игра появилась в процессе эволюции общества, по мере возникновения необходимости в овладении сложными профессиональными навыками и в получении большого объема знаний для полноценного участия в общественной деятельности.

На современном этапе процесс подготовки ребенка к взрослой жизни не только занимает больше времени, но и опирается на более зрелые психологические функции. До тех пор пока дети не выработают в достаточном объеме элементарные способности и навыки, они не смогут приобрести необходимые знания и умения, обеспечивающие их существование в высокотехнологичном обществе.

Сторонники Л.С. Выготского утверждают: в то время как формальное обучение обеспечивает развитие психологических функций, игра создает предпосылки их возникновения. Развернутые формы игры обеспечивают детей средствами присвоения и усовершенствования базовых умений, создающих условия для появления более развитых и технически совершенных.

Например, систематическое обучение невозможно без усвоения навыков чтения и письма. В этом случае игра готовит ребенка к овладению этими навыками, она представляет ему возможность манипулировать символами и образами. Пока ребенок не научится мыслить и рисовать, оперируя символами, он не сможет овладеть чтением.

Игра, не имеющая утилитарного назначения, по мнению Л. Выготского, расширяет опыт ребенка и подготавливает его мышление к дальнейшему систематическому обучению. Она помогает детям развивать социальную компетенцию, регулировать эмоции и совершенствовать когнитивные процессы.

Таким образом, игровая деятельность занимает важное место в процессе воспитания детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры в социальном развитии ребенка в дошкольном возрасте

тема самообразования. Консультация для родителей (26.03.2014г.)...

"Роль игры в социальном развитии ребенка дошкольного возраста "- консультация для педагогов.

quot;Роль игры в социальном развитии ребенка дошкольного возраста"- консультация для педагогов....

Роль игры в развитии познавательной деятельности дошкольников и их социальной компетентности

Представленный доклад  был сделан на семинаре для педагогов ДОУ «Современные образовательные технологии по формированию мыслительных операций и развитию коммуникативных навыков дошколь...

Роль и значение подвижных игр. Подвижные игры как средства развития двигательных качеств.

Роль и значение подвижных игр. Подвижные игры как средства развития двигательных качеств. Подвижная игра – одна из важнейших средств всестороннего развития детей младшего школьного воз...

Роль и значение подвижных игр. Подвижные игры как средства развития двигательных качеств.

Роль и значение подвижных игр. Подвижные игры как средства развития двигательных качеств. Подвижная игра – одна из важнейших средств всестороннего развития детей младшего школьного воз...

Консультация для педагогов и родителей: "Значение и роль игры в жизни ребёнка"

Трудно переоценить роль игры в жизни ребенка. Это естественная, важнейшая его деятельность, удовлетворяющая стремление к движению, к действию, к переосмыслению впечатлений окружающего мира. Нормально ...