Игры по нравственному воспитанию
методическая разработка (старшая группа) на тему

Абидова Дилора Аскаровна

Игры по нравственному воспитанию 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_po_nravstvennomu_vospitaniyu_v_st_gr.doc165 КБ

Предварительный просмотр:

Средний дошкольный возраст

СЕНТЯБРЬ

1-й этап. ОБЩЕНИЕ БЕЗ СЛОВ

  1. «Жизнь в лесу»

Взрослый садится на пол и рассаживает детей вокруг себя.

«Давайте поиграем в животных в лесу. Звери не знают человеческого языка. Но ведь им надо как – то общаться, поэтому мы придумали свой особый язык.

  • когда мы хотим поздороваться, мы тремся носами друг о друга (воспитатель показывает, как это делать, подходя к каждому ребенку),
  • когда мы хотим спросить, как дела, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого (воспитатель показывает),
  • когда хотим сказать, что все хорошо, кладем свою голову на плечо другому;
  • когда хотим выразить другому свою дружбу и любовь – тремся об него головой.

Готовы? Тогда начали. Сейчас утро, вы только что проснулись, выглянуло солнышко».

Дальнейший ход игры ведущий может выбирать произвольно (например, подул холодный ветер и животные прячутся от него, прижавшись друг к другу; животные ходят друг к другу в гости; животные чистят свои шкурки…). При этом важно следить за тем, чтобы дети не разговаривали между собой, не принуждать детей играть. Если дети начинают разговаривать, воспитатель подходит к ним и прикладывает палец к губам.

  1. «Добрые эльфы»

Воспитатель садится на пол, собирает детей вокруг  себя и рассказывает сказку: «Когда – то давным – давно люди не умели спать. Они работали и днем и ночью и, конечно же, очень уставали. И тогда добрые эльфы решили им помочь. Когда наступала ночь, они прилетали к людям, нежно гладили их, успокаивали, ласково убаюкивали, присылали им добрые сны. И люди засыпали. Они не знали, что их сон – дело рук добрых эльфов, ведь эльфы не умели разговаривать на человеческом языке и были невидимы.  Неужели вы никогда об этом не слышали? А ведь прилетают они к каждому из вас до сих пор и охраняют ваш сон. Давайте поиграем в добрых эльфов. Пусть те, кто сидит по правую руку от меня, будут людьми, а те, кто по левую – эльфами. А потом мы поменяемся. Готовы? Начали. Наступила ночь, люди ложатся спать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их». Дети – люди лежат на полу и спят, а дети – эльфы – подходят к каждому из них, нежно гладят, тихо напевают песенки, треплют волосы… Потом дети меняются ролями.

  1. «Птенцы»

«Вы знаете, как появляются на свет птенцы? – спрашивает воспитатель. – Они долго – долго живут в скорлупе, а потом в один прекрасный разбивают эту скорлупу своими маленькими клювиками и вылезают наружу. Им открывается большой, яркий, неизведанный мир, полный загадок и неожиданностей. Все для них ново: цветы, трава, осколки скорлупы. Ведь они никогда не видели всего этого. Давайте поиграем в птенцов. Сначала мы сядем на корточки, а потом начнем разбивать скорлупку. Вот так (взрослый садится на корточки и разбивает носом невидимую скорлупу, отламывает кусочки скорлупы руками). Все разбили? Теперь давайте исследуем окружающий мир! Потрогаем все предметы вокруг, принюхаемся к ним, познакомимся друг с другом. Птенцы не умеют разговаривать, они только пищат». Взрослый оглядывается вокруг, ползает вместе с детьми по полу, трогает предметы, обнюхивает их, подходит к каждому ребенку, дотрагивается до него, пищит вместе с ним, радостно хлопает крылышками.

  1. «Волны»

Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: «В море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны, будем двигаться, как будто мы волны, когда они искрятся на солнце». Затем взрослый предлагает всем желающим по очереди искупаться в море.  Купающийся становится в центре, «волны» окружают его и, поглаживая, тихонько журчат.

ОКТЯБРЬ

2-й этап. ВНИМАНИЕ К ДРУГОМУ

  1. «Общий круг»

Взрослый собирает детей вокруг себя. «Давайте сейчас сядем на пол, но так, чтобы каждый из вас видел всех других ребят и меня, и чтобы я могла видеть каждого из вас» (единственным верным решением здесь является круг). Когда дети рассаживаются в круг, взрослый говорит: «А теперь, чтобы убедиться, что никто не спрятался и я вижу всех и все видят меня, пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая, когда я поздороваюсь со всеми, начнет здороваться мой сосед» (взрослый заглядывает в глаза каждому ребенку по кругу и слегка кивает головой, когда он поздоровался со всеми детьми, он дотрагивается до плеча своего соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами).

  1. «Зеркало»

Взрослый, собрав детей вокруг себя, говорит: «Наверное, у каждого из вас дома есть зеркало. А иначе как же вы можете узнать, как вы сегодня выглядите, идет ли вам новый костюм или платье? А что же делать, если зеркала под рукой не найдется?». Перед началом игры проводится разминка. Взрослый становится перед детьми и просит как можно точнее повторять его движения.. Он демонстрирует легкие физические упражнения, а дети воспроизводят его движения. После этого дети разбиваются на пары и каждая пара по очереди выступает перед остальными. В каждой паре один совершает какое – либо действие (например, хлопает в ладоши, или поднимает руки, или делает наклон в сторону), а другой пытается как можно точнее воспроизвести движение, как в зеркале. Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а кто воспроизводить движения. Все остальные оценивают, насколько хорошо работает зеркало. Показателями правильности зеркала является точность и одновременность движений. Если зеркало искажает или опаздывает, оно испорченное (кривое). Паре детей предлагается потренироваться и починить испорченное зеркало. Показав два – три движения, пара детей садится на место, а следующая демонстрирует свою зеркальность.

  1. «Эхо»

Взрослый рассказывает детям про Эхо, которое живет в горах или в большом пустом помещении, увидеть его нельзя, а услышать можно: оно повторяет все, даже самые странные звуки. После этого дети разбиваются на две группы, одна из которых изображает путников в горах, а другая – Эхо. Первая группа детей гуськом (по цепочке) путешествует по комнате и по очереди издает разные звуки , например: «Ау-у-у-у», «Тр-р-р-р-р». Между звуками должны быть большие паузы, которые лучше регулировать ведущему. Он же может следить за очередностью произносимых звуков, то есть показывать, кому из детей и когда следует издавать свой звук. Дети второй группы прячутся в разные места комнаты, внимательно прислушиваются и стараются как можно точнее воспроизвести все, что услышали. Если Эхо работает несинхронно, то есть воспроизводит звуки неодновременно, это не страшно. Важно, чтобы оно не искажало звуки и в точности воспроизводило их.

  1. «Передай настроение»

Дети становятся в круг и закрывают глаза. Взрослый, находясь в общем кругу, придумывает какое – нибудь настроение, затем будит своего соседа и показывает ему, и так – по кругу, пока все дети не проснутся, и не дойдет очередь до последнего. Затем ведущим становится любой желающий.

НОЯБРЬ

2-й этап. ВНИМАНИЕ К ДРУГОМУ

  1. «Кто сказал?»

Выбирается ведущий, который садится спиной к группе. Затем один из детей, на которого показал воспитатель, произносит: «Ты мой голос не узнаешь, кто сказал – не угадаешь». Ведущий должен узнать по голосу, кто из детей произнес эту фразу. Следующим ведущим становится ребенок, голос которого угадали. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не побывал в роли ведущего.

3-й этап. СОГЛАСОВАННОСТЬ ДЕЙСТВИЙ

  1. «Сороконожка»

Воспитатель рассаживает детей на полу и говорит: «Представляете, как сложно жить сороконожке, ведь у неё целых 40 ножек! Всегда есть опасность запутаться. Давайте поиграем в сороконожку. Встаньте друг за другом на четвереньки и положите руки на плечи соседа. Готово? Тогда начинаем двигаться вперед. Сначала медленно, чтобы не запутаться. А теперь – чуть быстрее». Воспитатель помогает детям построиться друг за другом, направляет движение сороконожки. Затем воспитатель говорит: «Ох, как устала наша сороконожка, она буквально падает от усталости». Дети, по – прежнему держа соседа за плечи, падают на ковер.

  1. «Составные фигуры»

Воспитатель рассаживает детей вокруг себя и говорит: «Тот из вас, кто был в цирке или в зоопарке, наверняка видел там слона. А кто не был – видел его изображение на картинке в книжке. Давайте попробуем его изобразить. Сколько у него ног? Правильно, четыре. Кто хочет быть ногами слона? Кто будет

хоботом? …» Таким образом, выбираются дети, каждый из которых будет изображать какую – нибудь часть тела слона. Воспитатель помогает детям расположиться на полу в правильном порядке. Впереди – хобот, за ним – голова, по бокам – уши и т.д. Когда слон составлен, воспитатель предлагает ему пройтись по комнате: каждая часть должна соблюдать очередность движений. В качестве такой составляемой фигуры могут быть любые животные (дракон, собака…). Если детей в группе много, можно усложнить игру и составить двоих животных, которые могут общаться: жать друг другу руки, обнюхивать друг друга, вилять при встрече хвостами…

  1. «Работаем вместе»

Воспитатель делит группу на подгруппы по 4 человека. Каждой из подгрупп он дает задание: вымыть посуду, приготовить суп, посадить дерево… Затем воспитатель помогает детям распределить обязанности (например: один ребенок копает яму, другой – опускает в яму дерево и расправляет корни, третий закапывает яму, а четвертый – поливает дерево). После этого в течение пяти минут каждая группа по очереди показывает сценку остальным детям, и те должны угадать, что изображает группа.

ДЕКАБРЬ

3-й этап. СОГЛАСОВАННОСТЬ ДЕЙСТВИЙ

  1. «Слепой и поводырь»

Воспитатель предлагает детям разделиться на пары. Одному из детей взрослый завязывает платком глаза, он – слепой, его партнер – поводырь. Поводырь должен провести слепого через различные препятствия, которые заранее созданы воспитателем из стульев, столов, коробок… Цель поводыря – провести своего слепого товарища по комнате так, чтобы он не споткнулся и не упал. После прохождения маршрута дети меняются ролями. Воспитатель вместе с остальными детьми следит за ходом игры, помогает в случаях, если возникают затруднения.

  1. «На тропинке»

На полу или на асфальте чертится узкая полоса. Воспитатель обращает внимание детей на полоску: «Это узенькая тропинка на заснеженной дороге, по ней одновременно может идти только один человек. Сейчас вы разделитесь на пары, каждый из вас встанет по разные стороны тропинки. Ваша задача – пойти одновременно навстречу друг другу  и встать на противоположную сторону тропинки, ни разу не затупив на черту. Переговариваться при этом бесполезно: метет метель, ваши слова уносит ветер, и они не долетают до товарища». Воспитатель помогает детям разбиться на пары и наблюдает вместе с остальными детьми за тем, как по тропинке проходит очередная пара. Успешное выполнение этого задания возможно только в том случае, если один из партнеров уступит дорогу своему товарищу.

  1. «Лабиринт»

Из стульев, повернутых друг к другу спинками, воспитатель расставляет на полу запутанный лабиринт с узкими проходами. Затем говорит: «Сейчас вам предстоит пройти весь лабиринт. Но это не простой лабиринт: его можно пройти вдвоем только повернувшись лицом друг к другу. Если вы хоть раз обернетесь или расцепите руки, двери захлопнутся, и вы не сможете больше  выбраться наружу».

  1.  «Путанка»

Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Воспитатель говорит: «Держите друг друга за руки очень крепко и ни в коем случае не отнимайте рук. Сейчас вы закроете глаза, а я вас запутаю. Вы должны будете распутаться, ни разу не разорвав ваш круг». Дети закрывают глаза, взрослый запутывает их: поворачивает детей спиной друг к другу, просит перешагнуть через сцепленные руки соседей… Таким образом, когда дети открывают глаза, вместо круга получается куча – мала. Дети должны распутаться, не разнимая рук.

ЯНВАРЬ

3-й этап. СОГЛАСОВАННОСТЬ ДЕЙСТВИЙ

  1. «Змейка»

Дети стоят друг за другом. Воспитатель предлагает им поиграть в змейку: «Я буду головой, а вы – туловищем. У нас на пути будет много препятствий. Внимательно следите за мной и в точности повторяйте мои движения. Когда я буду обходить препятствия, обходите их точно за мной, когда я буду перепрыгивать через ямы, пусть каждый из вас, когда доползет до неё, перепрыгнет так же, как я. Готовы? Тогда поползли». Когда дети освоились с упражнением, воспитатель переходит в хвост змейки, а ребенок, который был за ним, становится следующим ведущим. Затем по команде воспитателя его сменяет следующий ведущий….

4-й этап. ОБЩИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ

  1. «Злой дракон»

Для этой игры необходимо принести в группу несколько больших картонных или деревянных коробок, в которых могло бы поместиться два – три ребенка. В начале игры воспитатель предлагает детям стать гномами, живущими в маленьких домиках. Когда дети займут места в коробках – домиках, взрослый говорит им: «В нашей стране – большая беда. Каждую ночь прилетает большой  злой дракон, который уносит людей в свой замок на горе, и что с ними случается дальше, никто не знает. Существует единственный способ спастить от дракона: когда на город надвигаются сумерки, люди прячутся в свои домики, сидят там обнявшись и уговаривают друг друга не бояться, утешают друг друга, гладят. Дракон не выносит ласковых и добрых слов и, когда слышит их, старается побыстрее пролететь это дом и продолжить поиски другого дома, из которого такие слова не доносятся. Итак, последние солнечные лучи медленно гаснут, на город спускаются сумерки и люди спешат спрятаться в свои домики и покрепче обняться». Воспитатель ходит между домами, изображая дракона, останавливаясь у каждого домика и заглядывая внутрь, и, убедившись, что дети внутри домика поддерживают и утешают друг друга, переходит к следующему.

  1. «Шторм»

Для игры необходим большой кусок ткани, чтобы им можно было накрыть детей. Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: «Беда тому кораблю, который окажется в море во время шторма: огромные волны грозят перевернуть его, а ветер швыряет корабль из стороны в сторону. Зато волнам в шторм – одно удовольствие: они резвятся, гудят, соревнуются между собой, кто выше поднимется. Давайте представим, что мы – волны. Вы можете радостно гудеть, поднимать и опускать руки, поворачиваться в разные стороны, меняться местами… Следите за тем, чтобы все оставались под водой».

  1. «Две страны»

Воспитатель распределяет всех детей в две подгруппы и рассказывает им сказку: «Когда – то давным – давно было два соседних государства. Одно населяли веселые жители: они много смеялись и шутили, часто устраивали праздники. Другое – грустные жители: они все время думали о печальном и много грустили. Жителям веселого государства было очень жалко своих грустных соседей, и однажды они собрались прийти к ним на помощь: они решили заразить грустных жителей своим весельем и смехом. Пусть те, кто сидит от меня по левую руку, будут грустными людьми. Попробуйте вспомнить о чем – нибудь очень печальном и грустном. Представьте, как должны себя чувствовать люди, которые никогда – никогда не радовались. Те, кто сидят от меня по правую руку, - будут веселыми людьми. Вы никогда не знали печали и веселились всю жизнь. Теперь ваша задача – заразить своим смехом и радостью ваших грустных соседей. Встаньте друг напротив друга, и пусть те грустные ребята, которые заразятся смехом веселых жителей, переходят на их сторону и начинают заражать своей радостью тех, кто все ещё грустит».

ФЕВРАЛЬ

4-й этап. ОБЩИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ

  1. «Обнималки»

На полу обозначается небольшой круг таким образом, что вся группа может поместиться в нем, только крепко прижавшись друг к другу. Взрослый говорит: «Вы скалолазы, которые с большим трудом забрались на вершину самой высокой горы в мире. Теперь вам нужно отдохнуть. У скалолазов есть такая традиция: когда они достигают вершины, они стоят на ней и поют песенку:

Мы – скалолазы

До верха дошли,

Ветра проказы

Нам не страшны

Запомнили? Тогда вставайте на площадку. Она очень маленькая, а за чертой – глубокая бездна. Поэтому на ней можно стоять, только очень тесно прижавшись друг к другу и крепко обнявшись. Поддерживайте друг друга, чтобы никто не упал». Дети встают в круг, обняв друг друга, и поют песенку скалолазов.

  1. «Заблудившиеся утята»

Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: «Сегодня мы с вами поиграем в утят, которые заблудились в лесу. Пусть трое будут утятами, а остальные – деревьями, корягами и кустами в лесу. Потом у каждого из вас будет возможность поменяться ролями и побыть утятами. Утята убежали с птичьего двора. Ночь застала их в лесу. К тому же испортилась погода. Пошел дождь, поднялся ветер. Деревья громко скрипят и гнут ветки под напором ветра почти до земли, а утятам кажется, что их хватают большие темные и мокрые лапы. Перекликаются филины, а утята думают, что это кто – то кричит от боли. Долго метались утята по лесу, пока не нашли себе местечко, где можно было бы спрятаться». Через несколько минут воспитатель указывает утятам на пещерку, где они могут укрыться от дождя (под столом). Затем дети меняются ролями.

5-й этап. ВЗАИМОПОМОЩЬ В ИГРЕ

  1. «Старенькая бабушка»

Воспитатель делит детей на пары. Каждая пара состоит из бабушки (дедушки) и внучки (внука). Бабушки и дедушки очень старенькие, они ничего не видят и не слышат. Но их обязательно нужно привести на прием к врачу, а для этого нужно перейти через улицу с очень сильным движением. Внуки и внучки должны перевести их через дорогу так, чтобы их не сила машина.

Улицу рисуют мелом на полу. Несколько детей играют роль машин и бегают туда – сюда по улице. Поводырю нужно уберечь старичков от машин, провести через опасную дорогу, показать доктору (роль которого играет один из детей), купить лекарство и привести по той же дороге домой.

  1. «Шляпа волшебника»

Для игры необходимы разноцветные карточки и шляпа. Воспитатель раздает детям по три разноцветные карточки, сажает их вокруг себя и говорит: «На свете живет добрый волшебник, который лечит больных детей. Он прилетает к больному, надевает ему на голову свою волшебную шляпу, и ребенок моментально выздоравливает. К вам он тоже прилетает, только вы его не видите, потому что он невидимка. Но вот беда, этот волшебник – ужасный растеряша. Вот и теперь он потерял свою шляпу и ищет её уже вторые сутки, а она лежит у нас с вами (воспитатель показывает детям шляпу). Есть только один способ вернуть её владельцу. Хотите помочь волшебнику и всем  больным детям заодно? Нужно наполнить его шляпу вашими цветными карточками, и тогда, пролетая мимо, он заметит её. Но есть ещё одно условие: чтобы шляпа не потеряла свою лечебную силу, разноцветные карточки нельзя класть просто так. Каждый из вас должен в чем – то обязательно помочь другому (поделиться своей игрушкой, сказать добрые слова, помочь смастерить что – то…)  и только после этого положить свою карточку, иначе шляпа не будет больше лечить детей». В течение дня воспитатель напоминает детям о том, что к вечеру шляпа должна быть наполнена цветными карточками, а класть их можно только после того, как ребенок помог сверстнику. Вечером воспитатель опять собирает детей и торжественно ставит шляпу на подоконник, чтобы ночью волшебник нашел её.

МАРТ

5-й этап. ВЗАИМОПОМОЩЬ В ИГРЕ

  1. «День помощника»

Воспитатель собирает с утра всю группу и говорит: «Сегодня у нас с вами необычный день. Мы будем помогать друг другу, но так чтобы это не было заметно. Сейчас я подойду к каждому из вас и скажу, кому он будет сегодня стараться помочь во всем. Не говорите об этом больше никому. Вечером мы с вами снова соберемся вместе, и вы попробуете догадаться, кто же вам сегодня помогал, и поблагодарите его». В течение дня взрослый напоминает детям о задании. Вечером воспитатель вновь собирает группу и просит каждого ребенка по очереди рассказать о том, как и кто помогал ему.

  1. «Гномики»

Для игры нужны колокольчики (или погремушки) по числу участников. Один колокольчик должен быть испорчен ( не звенеть). Взрослый предлагает детям поиграть в гномиков. У каждого из гномиков есть волшебный колокольчик, и когда он звенит, гномик приобретает волшебную силу – он может загадать любое желание, и оно когда – нибудь исполнится. Дети получают колокольчики. «Давайте послушаем, как звенят ваши колокольчики! Каждый из вас по очереди будет звенеть и загадывать свое желание, а мы будем слушать». Дети по кругу звенят своими колокольчиками, но вдруг оказывается, что один из них молчит. «Что же делать, к одного из наших гномиков не звенит колокольчик! Это для него такое несчастье! Он теперь не сможет загадать желание… Может, мы его развеселим? Или подарим что – то вместо колокольчика? Или попробуем исполнить его желание (дети предлагают свои решения). А может быть кто – то на время уступит свой колокольчик, чтобы гномик мог позвенеть им и загадать желание? »

6-й этап. ДОБРЫЕ СЛОВА И ПОЖЕЛАНИЯ

  1. «Обзывалка»

Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: «Пусть один из нас будет Обзывашкой. Его задача придумать и сказать как можно больше обидных прозвищ. Другой пусть будет грустным и обиженным ребенком. Все остальные должны утешить его, придумывая ему добрые прозвища и говоря о том, какой он хороший. Потом мы поменяемся ролями». На роль Обзывашки лучше всего назначать наиболее проблемных и агрессивных детей.

  1. «Спящая красавица»

«Когда – то очень – очень давно злой – презлой волшебник задумал заколдовать красавицу, которая жила в замке неподалеку. Он усыпил её, и вот уже более ста лет красавица спит непробудным сном. Чары волшебника рассеются тогда, когда кто – нибудь подойдет к ней, погладит её и придумает для неё самое красивое и ласковое прозвище». Игра продолжается до тех пор, пока все желающие девочки не побудут в роли спящей красавицы.

АПРЕЛЬ

6-й этап. ДОБРЫЕ СЛОВА И ПОЖЕЛАНИЯ

  1. «Добрые волшебники»

Дети сидят в кругу. Взрослый рассказывает очередную сказку: «В одной стране жил злодей – грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, обозвав его нехорошими словами. Заколдованные дети не могли веселиться и быть добрыми. Расколдовать таких несчастных детей могли только добрые волшебники, назвав их ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть ли у нас такие заколдованные дети». Как правило, многие дошкольники охотно берут на себя роль заколдованных. «А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать их, придумав добрые, ласковые имена?». Обычно дети с удовольствием вызываются быть добрыми волшебниками. Представляя себя добрыми волшебниками, они по очереди подходят к заколдованному кругу и пытаются расколдовать, называя ребенка ласковыми именами.

  1. «Волшебные очки»

Взрослый торжественно объявляет, что у него есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. «Вот я примерю сейчас эти очки… Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!». Подходя по очереди к каждому ребенку, взрослый называет какое – нибудь его достоинство (кто – то хорошо рисует, у кого – то новая кукла, кто – то хорошо застилает кровать). «А теперь пусть каждый из вас примерит очки, посмотрит на других и постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом».

  1. «Царевна Несмеяна»

Взрослый рассказывает сказку про Царевну – Несмеяну и предлагает поиграть в такую же игру. Кто – то из детей будет царевной, которая все время грустит и плачет. Дети по очереди подходят к Царевне – Несмеяне и стараются утешить её и рассмешить. Царевна  же изо всех сил старается не рассмеяться. Выигрывает тот, кто сможет вызвать улыбку царевны. Затем дети меняются местами.

7-й этап. ПОМОЩЬ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. «Закончи рисунок»

Дети сидят в кругу. У каждого – набор фломастеров или карандашей и листок бумаги. Воспитатель говорит: «Сейчас каждый из вас начнет рисовать свою картинку. По моему хлопку вы прервете рисование и тут же отдадите свою незаконченную картинку соседу слева. Он продолжит рисовать вашу картинку, затем по моему хлопку прервется  и отдаст её своему соседу. И так до тех пор, пока тот рисунок, который вы начинали рисовать в начале, не вернется к вам». После того, как все картинки обошли полный круг и вернулись к своим первоначальным авторам, можно обсудить, что в результате получилось и кто из ребят что нарисовал на каждом общем рисунке.

МАЙ

7-й этап. ПОМОЩЬ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. «Угадай - ка»

Дети разбиваются на пары или тройки. «Сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай - ка», - говорит воспитатель, - вы договоритесь между собой, какой рисунок выложить на дощечке. Чтобы никто не услышал, надо подвинуться друг к другу ближе, обнять за плечи, наклониться и говорить шепотом. Потом вы все вместе выкладываете свой общий рисунок, а когда он будет готов, остальные пытаются угадать, что вы изобразили».

  1. «Общая картина»

Воспитатель приносит большой лист ватмана и говорит: «Помните, в самом начале мы с вами играли в зверей в лесу? В нашем лесу жили добрые животные, которые друг друга очень любили, всегда были готовы прийти на помощь другому и никогда не ссорились. Сегодня мы с вами все вместе нарисуем этот лес и всех его обитателей, ведь мы так похожи: мы тоже любим друг друга, всегда помогаем и никогда не ссоримся.»

Старший дошкольный возраст

СЕНТЯБРЬ

1-й этап. ОБЩЕНИЕ БЕЗ СЛОВ

  1. «Муравьи»

Взрослый садится на пол и рассаживает детей вокруг себя и говорит: «Приходилось ил кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник? Это большой холм из сосновых и еловых иголок, внутри которого день и ночь бурлит жизнь. Никто не сидит без дела, каждый муравьишка занят своей работой: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так – всю весну и лето. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Но когда приходит весна и первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь толстый слой иголок, муравейник просыпается, и, прежде чем начать свою привычную трудовую жизнь, муравьишки устраивают огромный пир».

Давайте сегодня поиграем в муравьев и поучаствуем в их празднике. Муравьишки приветствуют друг друга, радуются приходу весны, делятся воспоминаниями о том, что им снилось всю зиму. Только вот разговаривать они не умеют, поэтому и общаются жестами.

Взрослый вместе с детьми ложится на пол и спит, затем просыпается: протирает глаза, оглядывается вокруг, потягивается, поглаживает соседей, прохаживается по комнате и приветствует каждого ребенка, обнюхивая его, потом начинает танцевать с детьми муравьиный танец…

  1.  «Театр теней»

«У каждого из вас есть тень, - объясняет взрослый. – Мы часто не обращаем на неё внимания, хотя она – наш самый верный друг. Она следует за нами повсюду и в точности повторяет все наши движения: гуляет, бегает, прыгает, занимается и спит вместе с нами. Она дружит с тенями наших друзей, слушается теней наших мам и пап. Она как две капли воды похожа на нас, только она не умеет разговаривать и издавать звуков: она все делает бесшумно. Давайте представим, что мы – наши тени. Погуляем по комнате, посмотрим друг на друга, попробуем друг с другом пообщаться, а потом вместе построим что-нибудь из воображаемых кубиков. Но при этом мы будем стараться делать это тихо-тихо, не издавая ни единого звука. Хорошо? Тогда начали».

Дети вместе со взрослым молча передвигаются по комнате, смотрят друг на друга, здороваются за руку. Взрослый показывает детям пример игры с воображаемыми кубиками: берет в руки воображаемый предмет, осматривает его, кладет на пол, берет следующий, кладет его на предыдущий кубик, поправляет, подзывает детей к себе, показывает им, что получилось, жестами просит их помочь строить дальше.

  1. «Ожившие игрушки»

Собрав детей вокруг себя на полу, взрослый говорит: «Вы наверняка слышали о том, что ваши игрушки, с которыми вы играете днем, просыпаются и оживают ночью, когда вы ложитесь спать. Закройте глаза, представьте свою самую любимую игрушку (куклу, машинку, лошадку, робота) и подумайте, что она делает ночью. Готово? Теперь пусть каждый из вас побудет своей любимой игрушкой и, пока хозяин спит, познакомится с остальными игрушками. Только делать все это нужно молча, а то проснется хозяин. После игры мы попробуем угадать, какую игрушку изображал каждый из вас».

Воспитатель изображает какую-нибудь игрушку (солдатика, который бьет в барабан, неваляшка…), передвигается по комнате, подходит к каждому ребенку, осматривает его с разных сторон, здоровается с ним за руку, подводит детей друг к другу и знакомит их.

После окончания игры взрослый вновь собирает детей вокруг себя и предлагает им угадать, кто кого изображал. Если дети не могут угадать, воспитатель просит ребят по одному ещё раз показать свою игрушку, пройдясь по комнате.

  1. «Волны»

Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: «В море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны, будем двигаться, как будто мы волны, когда они искрятся на солнце». Затем взрослый предлагает всем желающим по очереди искупаться в море.  Купающийся становится в центре, «волны» окружают его и, поглаживая, тихонько журчат.

ОКТЯБРЬ

2-й этап. ВНИМАНИЕ К ДРУГОМУ

  1. «Переходы»

Дети сидят в кругу. Воспитатель просит их внимательно посмотреть друг на друга: «У каждого из вас волосы отличаются по цвету. Теперь поменяйтесь местами так, чтобы крайним справа, вот на этом стуле, сидел тот, у кого самые светлые волосы, рядом с ним – у кого потемнее, а крайним справа, на этом стуле, сидел тот, у кого самые темные волосы. Никаких шумных обсуждений. Начали».

Взрослый помогает детям, подходит к каждому из них, прикасается к их волосам, советуется с остальными, куда его посадить…

  1. «Тень»

Взрослый, собрав детей вокруг себя, предлагает им вспомнить как они играли в теней несколько недель назад: «Помните, мы когда-то играли с вами в теней? Но тогда каждый из нас был собственной тенью. А сегодня давайте побудем тенями других. Разделитесь на пары (взрослый помогает). Пусть один из вас будет человеком, а другой – его тенью. Потом вы поменяетесь. Человек будет ходить по комнате и делать вид, будто он в лесу: собирает ягоды, грибы, ловит бабочек, а тень будет в точности повторять его движения».

Взрослый просит кого-нибудь из детей изобразить, будто он собирает в корзинку грибы, а сам идет за ним и в точности копирует все его движения. Затем предлагает детям играть самостоятельно. Если игра понравилась, можно давать другие задания: Сходить в магазин, украсить елку, умыться…

  1. «Испорченный телефон»

Игра для 5-6 человек. Дети садятся в одну линию. Ведущий шепотом спрашивает первого ребенка, как он провел выходные дни, а после этого громко говорит всем детям: «Как интересно рассказал мне Саша про свои выходные дни! Хотите узнать, что он делал и что он мне рассказал? Тогда Саша шепотом, на ушко расскажет об этом своему соседу, а сосед тоже шепотом, чтобы никто другой не услышал, расскажет то же самое своему соседу. И так по цепочке мы все узнаем о том, что делал Саша».

Взрослый советует детям, как лучше понять и передать, что говорит сверстник: нужно сесть поближе, смотреть ему в глаза и не отвлекаться на посторонние звуки (можно даже зажать другое ухо рукой). Когда все дети передадут свои сообщения соседям, последний громко объявляет, что ему сказали и как он понял, что Саша делал в выходные.

Иногда дети специально, ради шутки, искажают содержание полученной информации, и тогда можно констатировать, что телефон совершенно испорченный и нуждается в починке. Нужно выбрать мастера, который найдет поломку и сможет её устранить. Мастер понарошку чинит телефон, и после следующего круга все оценивают, стал ли телефон работать лучше.

  1. «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем»

Дети разбиваются на небольшие группы (по 4-5 человек), и каждая группа с помощью взрослого продумывает инсценировку какого-либо действия (умывание, рисование, собирание ягод). Дети должны сами выбрать какой-либо сюжет и договориться, как они будут его показывать.

После такой подготовки каждая группа молча показывает своей действие. Каждый показ предваряется известной фразой: «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем». Зрители внимательно наблюдают за товарищами и отгадывают, что они делают и где они находятся. После правильного угадывания актеры становятся зрителями и на сцену выходит следующая группа.

Более сложным вариантом этой игры является индивидуальное воспроизведение аналогичных действий.

Когда все желающие показали то, что они делали, можно передавать свои действия по цепочке. Организация игры примерно та же, что в «Испорченном телефоне». Все участники закрывают глаза, кроме двух первых, один из которых показывает другому какое-либо действие (поливает цветы, рубит дрова, играет в мячик). Потом этот ребенок показывает то же действие третьему, сидящему в ряду, третий четвертому…. Так по очереди дети открывают глаза и передают друг другу одно и то же действие. Последний в ряду ребенок должен это действие угадать.

НОЯБРЬ

3-й этап. СОГЛАСОВАННОСТЬ ДЕЙСТВИЙ

  1. «Лепим скульптуру»

Воспитатель помогает детям разделиться на пары, а затем говорит: «Пусть один из вас будет скульптором, а другой – глиной. Глина – очень мягкий и послушный материал».

Каждой паре дают фотографии с изображением людей в различных позах. Взрослый просит внимательно посмотреть на фотографию и попробовать вылепить из своего партнера точно такую же статую. При этом не разрешается разговаривать, ведь глина не знает языка и не может понимать людей. В качестве примера взрослый выбирает любого ребенка и начинает лепить из него скульптуру, предварительно показав всей группе фотографию своего будущего памятника. После этого дети лепят самостоятельно.

  1. «Живые картины»

Воспитатель делит группу на несколько подгрупп. В каждой подгруппе взрослый назначает художника, которому дает репродукцию какой-либо сюжетной картины и просит никому её не показывать. Задача художника – молча расположить детей в соответствии с картиной и показать каждому из них, какую позу он должен принять.

Перед началом игры воспитатель сам рисует картину с помощью нескольких детей и показывает её всей группе. Затем предлагает детям играть самостоятельно. Когда картины готовы, художники показывают репродукции остальным участникам подгрупп.

  1. «Работаем вместе»

Воспитатель делит группу на подгруппы по 4 человека. Каждой из подгрупп он дает задание: вымыть посуду, приготовить суп, посадить дерево… Затем воспитатель помогает детям распределить обязанности (например: один ребенок копает яму, другой – опускает в яму дерево и расправляет корни, третий закапывает яму, а четвертый – поливает дерево). После этого в течение пяти минут каждая группа по очереди показывает сценку остальным детям, и те должны угадать, что изображает группа.

  1. «Лабиринт»

Из стульев, повернутых друг к другу спинками, воспитатель расставляет на полу запутанный лабиринт с узкими проходами. Затем говорит: «Сейчас вам предстоит пройти весь лабиринт. Но это не простой лабиринт: его можно пройти вдвоем только повернувшись друг к другу лицом. Если вы хоть раз обернетесь или расцепите руки, двери захлопнутся, и вы не сможете больше выбраться наружу».

Дети делятся на пары, становятся друг у другу лицом, обнимаются и начинают медленно проходить лабиринт. При этом первый ребенок идет как бы спиной, повернувшись лицом к своему партнеру.  После того как первая пара прошла весь лабиринт, начинает движение вторая пара.

ДЕКАБРЬ

3-й этап. СОГЛАСОВАННОСТЬ ДЕЙСТВИЙ

  1. «Продолжи движение»

Дети стоят в кругу. Воспитатель предлагает одному из них быть ведущим. «Сейчас ведущий начнет делать какое-нибудь движение. По моему хлопку он замрет, а его сосед подхватит и продолжит это движение. И так – по кругу».

Взрослый предлагает ведущему начать любое движение (поднять руки, сесть на корточки, повернуться вокруг себя…).  После хлопка ведущий должен замереть, а его сосед продолжить это движение. Так движение проходит весь круг и возвращается к ведущему. Игра продолжается до тех пор, пока в роли ведущего не побывали все желающие.

  1. «Божья коровка»

Взрослый собирает детей вокруг себя и говорит: «Давайте представим, что мы поймали божью коровку. Вот она, у меня в руках. Хотите посмотреть? Я могу передать её своему соседу, а он – своему. Но это не простая божья коровка, а волшебная. Каждый раз, когда её передают другому, она увеличивается в размерах в два раза. Так что когда мы предадим её по кругу, она уже будет вот такая большая.  Будьте очень осторожны с ней, погладьте её по крылышкам, приласкайте её, старайтесь не делать ей больно, но помните, что с каждым разом она становится все больше и больше, все тяжелее и тяжелее».

Воспитатель держит в руках воображаемую божью коровку, поглаживает её, показывает остальным детям, затем передает её соседу. Божья коровка передается по кругу, взрослый все время напоминает детям о том, что она увеличивается. После того как божья коровка попадет в руки последнему ребенку, воспитатель удивляется, как выросла божья коровка в руках детей, подходит вместе с ними к окну и выпускает её на улицу.

  1. «Заводные игрушки»

Воспитатель просит детей разделиться на пары: «Пусть один из вас будет заводной игрушкой, а другой – её хозяином. Потом вы поменяетесь ролями. У каждого хозяина будет пульт управления, которым он может управлять. Игрушки будут двигаться по комнате и следить за движениями своего хозяина, а хозяин должен будет ими управлять, следя за тем, чтобы его игрушка не столкнулась с остальными.  Даю вам 2 минуты для того, чтобы договориться, кто из вас будет игрушкой, какой именно игрушкой он будет, и порепетировать управление пультом».

Пары двигаются по комнате на небольшом расстоянии друг от друга, ребенок-игрушка следит за руками ребенка – хозяина и двигается в соответствии с движениями пульта – управления. Затем дети меняются ролями.

  1.  «Сиамские близнецы»

Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: «В одной стране жил – был Злой волшебник, любимым занятием которого было всех ссорить. Но люди в этой стране были очень дружными. И тогда он разозлился и решил всех заколдовать. Он соединил каждого человека с его другом так, что они превращались в одно целое. Они прирастали друг к другу бок о бок и у них на двоих было всего две руки, две ноги… Давайте поиграем в таких заколдованных друзей. Разделитесь на пары, крепко обнимите друг друга одной рукой и считайте, что этой руки у вас нет. Есть только по одной руке на каждого. Ходить сложно, ведь ноги тоже срослись, так что приходится шагать как одному существу. Сначала – шаг двумя сросшимися ногами, потом – единый шаг двумя боковыми ногами (воспитатель выбирает двух детей и показывает остальным, как они могут ходить). Пройдитесь по комнате, привыкнете друг к другу. Привыкли? Попробуйте позавтракать. Садитесь за стол. Помните, что у вас на двоих всего две руки. В одну руку берите нож, в другую вилку. Режьте и ешьте, кладите кусочки в каждый рот по очереди. Помните, что нужно быть внимательным к действиям вашего друга, иначе ничего не получится».

Если детям нравится игра, можно предложить им вместе умыться, причесаться, сделать зарядку…

ЯНВАРЬ

4-й этап. ОБЩИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ

  1. «Две страны»

Воспитатель распределяет всех детей в две подгруппы и рассказывает им сказку: «Когда-то давным-давно было два соседних государства.  Одно населяли веселые жители: они много смеялись и шутили, часто устраивали праздники. Другое – грустные жители: они все время думали о печальном и много грустили. Жителям веселого государства было очень жалко своих грустных соседей, и однажды они собрались прийти к ним на помощь: они решили заразить грустных жителей своим весельем и смехом. Пусть те, кто сидит от меня по левую руку, будут грустными людьми. Попробуйте вспомнить о чем-то печальном и грустном. Представьте, как должны себя чувствовать люди, которые никогда-никогда не радовались. Те, кто сидят от меня по правую руку, - будут веселыми людьми. Вы никогда не знали печали и веселились всю жизнь. Теперь ваша задача – заразить своим смехом и радостью ваших грустных соседей. Встаньте друг напротив друга, и пусть те грустные ребята, которые заразятся смехом веселых жителей, переходят на их сторону и начинают заражать своей радостью тех, кто все ещё грустит».

  1. «Шторм»

Для игры необходим большой кусок ткани, чтобы им можно было накрыть детей. Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: «Беда тому кораблю, который окажется в море во время шторма: огромные волны грозят перевернуть его, а ветер швыряет корабль из стороны в сторону. Зато волнам в шторм – одно удовольствие: они резвятся, гудят, соревнуются между собой, кто выше поднимется. Давайте представим, что мы – волны. Вы можете радостно гудеть, поднимать и опускать руки, поворачиваться в разные стороны, меняться местами… Следите за тем, чтобы все оставались под водой».

  1. «Актеры»

Дети стоят в кругу: «Вы все – актеры, а я – зритель. Я буду говорить, кого вы должны изобразить. Хороший актер играет так, что зрители верят в то, что он изображает».

  • Нахмурьтесь, как осенняя туча, рассерженный человек, злая волшебница.
  •  Улыбнитесь, как кот на солнце, само солнце, Буратино, хитрая лиса, радостный ребенок, как будто вы увидели солнце.
  • Позлитесь, как ребенок, у которого отняли мороженое, два барана на мосту, человек, которого ударили.
  • Испугайтесь, как дети, потерявшиеся в лесу, заяц, увидевший волка, котенок, на которого лает собака.
  • Вы устали, как папа после работы, человек, поднявший тяжелый груз, муравей, притащивший большую муху.
  • Отдохните, как турист, снявший тяжелый рюкзак, ребенок, помогавший убирать в доме.

  1. «Заблудившиеся утята»

Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: «Сегодня мы с вами поиграем в утят, которые заблудились в лесу. Пусть трое ребят будут утятами, а остальные  – деревьями, корягами и кустами в лесу. Потом у каждого из вас будет возможность поменяться ролями и побыть утятами. Утята убежали с птичьего двора. Ночь застала их в лесу. К тому же испортилась погода. Пошел дождь, поднялся ветер. Деревья громко скрипят и гнут ветки под напором ветра почти до земли, а утятам кажется, что их хватают большие темные и мокрые лапы. Перекликаются филины, а утята думают, что это кто-то кричит от боли. Долго метались утята по лесу, пока не нашли себе местечко, где можно было спрятаться».

В комнате приглушается свет, дети изображают деревья, коряги и пни, они принимают угрожающие позы и издают громкие угрожающие звуки: завывают, ухают… Утята бродят по комнате, шарахаются от деревьев и коряг, дрожат от страха и холода. Через несколько минут воспитатель указывает утятам на пещерку, где они могут укрыться от дождя (под столом). Дети забираются под стол, сжимаются в комочек. Затем дети меняются ролями.

ФЕВРАЛЬ

5-й этап. ВЗАИМОПОМОЩЬ В ИГРЕ

  1. «Живые куклы»

Воспитатель делит детей на пары: «Давайте представим, что ваши куклы оживают. Они умеют говорить, просить, бегать… Давайте представим, что один из вас  –  ребенок, а другой  –  его кукла – девочка или кукла – мальчик. Кукла будет что-то просить, а её хозяин – выполнять её просьбы и заботиться о ней».

Взрослый предлагает понарошку помыть кукле ручки, покормить, погулять, уложить спать… При этом воспитатель предупреждает, что хозяин должен выполнять все капризы куклы и не заставлять её делать того, чего она не хочет. Когда дети примут игровую ситуацию и увлекутся, пускай продолжают играть сами. В следующей игре они должны будут поменяться ролями.

  1.  «День помощника»

Воспитатель собирает с утра всю группу и говорит: «Сегодня у нас с вами необычный день. Мы будем помогать друг другу, но так чтобы это не было заметно. Сейчас я подойду к каждому из вас и скажу, кому он будет сегодня стараться помочь во всем. Не говорите об этом больше никому. Вечером мы с вами снова соберемся вместе, и вы попробуете догадаться, кто же вам сегодня помогал, и поблагодарите его». В течение дня взрослый напоминает детям о задании. Вечером воспитатель вновь собирает группу и просит каждого ребенка по очереди рассказать о том, как и кто помогал ему.

  1. «Гномики»

Для игры нужны колокольчики (или погремушки) по числу участников. Один колокольчик должен быть испорчен ( не звенеть). Взрослый предлагает детям поиграть в гномиков. У каждого из гномиков есть волшебный колокольчик, и когда он звенит, гномик приобретает волшебную силу – он может загадать любое желание, и оно когда – нибудь исполнится. Дети получают колокольчики. «Давайте послушаем, как звенят ваши колокольчики! Каждый из вас по очереди будет звенеть и загадывать свое желание, а мы будем слушать». Дети по кругу звенят своими колокольчиками, но вдруг оказывается, что один из них молчит. «Что же делать, к одного из наших гномиков не звенит колокольчик! Это для него такое несчастье! Он теперь не сможет загадать желание… Может, мы его развеселим? Или подарим что – то вместо колокольчика? Или попробуем исполнить его желание (дети предлагают свои решения). А может быть кто – то на время уступит свой колокольчик, чтобы гномик мог позвенеть им и загадать желание? ».

  1. «Заблудившийся ребенок»

Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: «Сегодня мы с вами поиграем в зверей в лесу. Каждый из вас будет тем зверем, каким он захочет. А один из вас будет ребенком. С утра ребенок пошел с мамой в лес, и сам не заметил, как упустил её из виду и заблудился. Так он и пробродил в лесу весь день, пока, усталый и перепуганный, не сел под дерево и не заплакал. Тут-то его и обнаружили звери. Они очень удивились, ведь до этого ни один из них не видел живого человека. Но ребенок так горько плакал, что зверям стало жалко его и, посоветовавшись, они решили помочь этому странному существу. Они стали гладить его, чтобы утешить, построили ему домик из ветвей деревьев и камней, чтобы он смог переночевать в нем, спели ему колыбельную песенку на своем зверином языке, а наутро проводили его к дороге, ведущей домой».

После рассказа воспитатель организует сюжетно-ролевую игру. Напоминает детям, что они не знают человеческого языка и поэтому не могут разговаривать. Помогает построить дом из воображаемых веток и камней. Сообщает о наступлении ночи и приходе утра… Игру можно повторять, при этом желательно на роль потерявшегося ребенка назначать проблемных – агрессивных или, наоборот, замкнутых детей.

МАРТ

6-й этап. ДОБРЫЕ СЛОВА И ПОЖЕЛАНИЯ

  1. «Садовники и цветы»

Группа делится на две подгруппы, и воспитатель объясняет содержание игры: «Если цветы, которые стоят в вашей группе, долго не поливать водой – они завянут. Но сегодня мы с вами отправимся в необыкновенный сад, там растут цветы, которым не надо воды. Они увядают, если долго не слышат о себе добрых и ласковых слов. Пусть одна группа будет цветами, которые увяли, потому что их давно не поливали добрыми словами, а другая – садовниками, которых вызвали на помощь погибающим цветам. Садовники должны ходить по саду и обращаться к каждому цветку с ласковыми словами, и тогда цветы будут постепенно оживать и распускаться. Потом мы поменяемся ролями».

  1.  «Конкурс хвастунов»

Дети сидят в кругу. Воспитатель: «Сейчас мы проведем с вами конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно – иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас, подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выигрывает тот, кто лучше похвалится своим соседом, кто найдет в нем больше достоинств».

  1. «Связующая нить»

Дети сидят в кругу, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держал клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети хотели бы пожелать другим. Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Когда клубок вернется к ведущему, дети по просьбе воспитателя натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют единое целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

  1. «Волшебные ожерелья»

Дети сидят в кругу. У каждого – набор пластилина: «Сегодня мы с вами будем делать ожерелья друг для друга. Сначала каждый из вас сделает столько бусинок, сколько человек в нашей группе, а потом мы нанижем ваши бусинки на ожерелья каждого. У каждого из вас будет ожерелье, состоящее из бусинок, которые сделали все ваши друзья, а ваши бусинки будут в ожерельях всех ваших друзей. Но наши ожерелья не простые, а волшебные. Нанизывая свою бусинку на ожерелье товарища, вы пожелаете ему что-нибудь, и ваше пожелание может исполниться».

Когда все дети сделали нужное количество бусинок, воспитатель вместе с первым ребенком обходит всех детей по кругу и, нанизывая очередную бусинку на нитку с иголкой, говорит свое пожелание. После того, как все ожерелья готовы, воспитатель помогает детям надеть их.

АПРЕЛЬ

7-й этап. ПОМОЩЬ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. «Закончи рисунок»

Дети сидят в кругу. У каждого – набор фломастеров или карандашей и листок бумаги. Воспитатель говорит: «Сейчас каждый из вас начнет рисовать свою картинку. По моему хлопку вы прервете рисование и тут же отдадите свою незаконченную картинку соседу слева. Он продолжит рисовать вашу картинку, затем по моему хлопку прервется  и отдаст её своему соседу. И так до тех пор, пока тот рисунок, который вы начинали рисовать в начале, не вернется к вам». После того, как все картинки обошли полный круг и вернулись к своим первоначальным авторам, можно обсудить, что в результате получилось и кто из ребят что нарисовал на каждом общем рисунке.

  1.  «Угадай - ка»

Дети разбиваются на пары или тройки. «Сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай - ка», - говорит воспитатель, - вы договоритесь между собой, какой рисунок выложить на дощечке. Чтобы никто не услышал, надо подвинуться друг к другу ближе, обнять за плечи, наклониться и говорить шепотом. Потом вы все вместе выкладываете свой общий рисунок, а когда он будет готов, остальные пытаются угадать, что вы изобразили».

  1. «Общая картина»

Воспитатель приносит большой лист ватмана и говорит: «Помните, в самом начале мы с вами играли в зверей в лесу? В нашем лесу жили добрые животные, которые друг друга очень любили, всегда были готовы прийти на помощь другому и никогда не ссорились. Сегодня мы с вами все вместе нарисуем этот лес и всех его обитателей, ведь мы так похожи: мы тоже любим друг друга, всегда помогаем и никогда не ссоримся».

  1. «Рукавички»

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички с различным незакрашенным узором. Количество  пар рукавичек должно соответствовать количеству пар участников. Каждому ребенку  дается вырезанная из бумаги рукавичка и предлагается найти свою пару, то есть рукавичку с точно таким же узором. Одинаковых половинок две, они образуют пару. Дети ходят по комнате и ищут пару. После того как каждая пара рукавичек встретится, дети должны как можно быстрее раскрасить одинаково рукавички, причем им дается только три карандаша разного цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра - школа нравственного воспитания

       Игра в жизни ребёнка - важный вид деятельности, удовлетворяющий его стремление к движению, к действиям, к осмысливанию впечатлений, окружающей жизни....

Подвижные игры в нравственном воспитании детей

Нравственное воспитание детей является одной из важных задач воспитания, главным стержнем формирования личности.Одним из средств нравственного воспитания является игра – это основная деятельность дете...

игры по нравственному воспитанию

Картотека игр по нравтвенному воспитанию для длетей старшего дошкольного возраста  проводимые как в режимные моменты так и включая в занятия с детьми....

РОЛЬ ИГРЫ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

РОЛЬ ИГРЫ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Музыкальная копилка.Музыкальные игры. "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки".

Материал представляет собой подборку и описание музыкальных игр, способствующих формированию доброжилательных и дружеских отношений....

ИГРА - СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

консультация для родителей на тему "Игра как средство развития детей"...