Хороводные игры как средство формирования нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста
статья на тему

Хороводная игра представляет собой уникальный синтез народных традиций, творческой импровизационности, художественной образности и игровой доступности для дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Хороводные игры как средство формирования нравственного и патриотического воспитания  детей дошкольного возраста.

     

        Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территории, природу, особенности языка и быта, народно-прикладное искусство, фольклор и многое другое. Дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно – патриотические позиции. Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. Отсутствие знаний делает человека равнодушным, а равнодушие разъедает не только памятники старины, но и души людей.

  Воспитание патриотических, духовно–нравственных, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой ни живут.

        Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка.

     В настоящее время  перед  педагогами  стоит задача наиболее глубокого раскрытия индивидуальных способностей и возможностей каждого ребенка.

Известно, что раскрытие внутренних возможностей человека осуществляется в деятельности. Ребенок дошкольного возраста может проявлять творчество в различных видах деятельности – познавательной, игровой, художественной. Хороводная игра как раз и является разновидностью художественно-игровой деятельности детей, представляя собой уникальный синтез народной традиции, творческой импровизации, художественной образности.

Хороводы являются ценнейшим поэтическим приобретением наших предков и важнейшим средством обучения подрастающего поколения поэтическому и танцевальному искусству.

                          Значение хороводов

  • Развивают чувство ритма и музыкального слуха.
  • Способствуют совершенствованию двигательных навыков (от медленного шага до бега).
  • Облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их.
  • Учат детей действовать вместе, сотрудничать.
  • Знакомят детей с древними традициями и обычаями.

        Воспитательная ценность  хороводной игры общепризнанна в педагогике. Велико значение хороводной игры в нравственном и патриотическом воспитании, в развитии родного языка, а также и в художественном развитии дошкольников. Возможность применения хороводов для творческого развития ребенка обусловлена широким спектром средств выразительности этих игр и свободой выбора форм участия в них детей.  Благодаря своему многовариационному  характеру, хороводная игра содействует реализации индивидуальных проявлений практически каждого дошкольника в условиях совместной  деятельности.

    В свою очередь, практика работы свидетельствует о постепенном исчезновении этого пласта национальной культуры из жизни современного ребенка. Поэтому в настоящее время очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные

устои, патриотические настроения. Особенно актуальной сегодня является задача привить детям любовь к русской культуре, познакомить с её истоками, обычаями,

традициями, обрядами, то есть задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях

    Хороводная игра является разновидностью народно-драматического творчества, так как характерным признаком её выступает образно-художественное воспроизведение действительности. Выделение драматического начала и синтетической природы хороводной игры позволяет  определить её как игру драматического содержания, представляющую собой символическое, условное воспроизведение воображаемого действия, предполагающее перевоплощение участников в некий образ и сопровождающееся песенным рассказом.

Эстетическое начало художественного образа и средства его воплощения, характер хороводной игры  позволяют отнести её к разновидности художественной деятельности, представленной в игровой форме. Значит, её освоению присущи все особенности, характерные для детского художественного творчества.

Сочетание традиции и  импровизационности  в хороводных играх также является характерной особенностью. Каждая игра представляет собой определенный эталон, но, в то же время,  она не имеет четко регламентированных рамок. Исполнитель, не выходя за границы традиций, волен  вносить в  игру элементы новизны, импровизации.

Хороводные игры доступны детям благодаря таким   чертам:

  •   Простота содержания
  •   Относительная краткость
  •   Многократная повторность одного и того же действия
  •   Музыкальность
  •   Установка на забаву, развлечение
  •   Полифункциональность

      Хороводная игра при определенных условиях может стать предметом детской творческой деятельности. Основные педагогические условия детской творческой деятельности это:

  • правильный отбор содержания, понятного детям и вызывающего желание играть;
  •  применение методики, способствующей развитию у детей умений творчески воспринимать и исполнять игровые образы   и хороводную игру в целом как художественно-игровое произведение;
  • участие ребенка в хороводной игре как субъекта игровой деятельности, а не пассивного объекта педагогического воздействия

         Для того чтобы хороводная игра стала частью самостоятельной деятельности детей,  необходимо знание детьми большого количества игр и потешек, умение их исполнять, организовывать и проводить игру, а также способность к коллективному обсуждению.

В освоении хороводных игр используются следующие приёмы:

  • целостный показ игры;
  • частичное разучивание;
  • совместный анализ игровых образов;
  • сочинение  игровых образов.

Процесс освоения ребёнком хороводной игры проходит в три этапа. Первоначально ребёнку необходимо накопить определенный объём  представлений  о хороводной игре. Для восприятия художественного образа ему необходимо  уметь различать эмоциональные состояния  других людей и выразительно их передавать, пользоваться элементами таких средств выразительности как жесты, мимика, пантомимика, и создавать на их основе близкие опыту ребёнка образы людей и животных.

 На первом этапе ставятся задачи: познакомить детей с новой игрой, хороводом, создать целостное впечатление о музыке и движении, начать разучивание.      

На втором этапе задачи изменяются –  это углублённое разучивание движений, уточнение его элементов и создание целостного образа, настроения хоровода.

На третьем этапе задача заключается в том, чтобы закрепить представления о музыке и движении, побуждая детей самостоятельно выполнять разученные движения, а в дальнейшем применять их в повседневной жизни под пение, аккомпанемент детских музыкальных инструментов.

Ребенок станет активным участником и творцом хороводной игры в том случае, если:

  • игра будет активно практиковаться, бытовать в его жизни;
  • ребенок умеет исполнять хоровод, играть в хороводную игру;
  • в группе будет создана атмосфера для муз. – ритмического творчества;
  • ребенок знает жанры фольклора и их особенности.

Хороводные игры  включаются в детские праздники и развлечения, в комплексы утренней гимнастики, в физкультурные занятия, так как хороводные игры помогают создать хорошее настроение, способствуют проявлению двигательной активности, учат выполнять слаженно движения, снижают импульсивность, помогают расслабиться, снять мышечный тонус и психическое напряжение.

Хороводная игра представляет собой уникальный синтез народной традиции, творческой импровизационности, художественной образности и игровой доступности для дошкольников.

И  в заключение хочется отметить, что детям нужны современные хороводы, которые наполнены близким для них содержанием, динамичны и увлекательны. Это возможность не только петь, но и двигаться вместе со взрослыми, подражать им, быть похожими на них, оставаясь при этом детьми. Хороводная игра как феномен культуры не только обучает, развивает, воспитывает, социализирует, но и формирует нравственно-

патриотические качества, является национальным богатством.

                                                         Литература

1.  Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Методические рекомендации. Маханева М. Д.

2.  Цеева Л.Х., Петрова Н.В. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. г.Майкоп, 2004

3.  Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А.М. Виноградовой., М., 1991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно – нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества: фольклор».

«Любовь к родному краю,родной культуре, родной речиначинается с малого – с любви к своей семье,к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь ...

Хороводные игры как средство формирования нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Воспитательная ценность хороводной игры общепризнана в педагогике. Велико значение хороводной игры в нравственном и патриотическом воспитании, в развитии родного языка, а также и в художественном разв...

Хороводные игры как средство формирования нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. Отсутствие знаний делает человека равнодушным, а равнодушие разъедает не только па...

Сказка как средство духовно-нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Сказка как средство духовно-нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста....