Проект "Человек-часть природы"
проект (младшая группа) на тему

Филимонова Татьяна Петровна

Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, наблюдать природу, видеть её красоту. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chelovek_chast_prirody.docx23.51 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

г. Ленинска – Кузнецкого

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №5

                             

ПРОЕКТ

Тема: Человек – часть природы.

Восстановление нарушенных земель.

г. Ленинск – Кузнецкий  

2014 г

Паспорт проекта

Наименование проекта

Человек - часть природы.

Основные разработчики проекта

педагоги

Цель проекта

Улучшение условий окружающей среды путем восстановления продуктивности нарушенных земель и развитие экологической культуры у старших дошкольников.

Задачи проекта

1.Способствовать расширению знаний о рекультивации земель и способствовать формированию представлений о значимости рекультивации земель.

2. Развивать практические навыки ухода за почвой.

3.Воспитание любви и бережного отношения к природе родного края.

4. Способствовать развитию экологической культуры.

Сроки и этапы реализации проекта

  1. Подготовительный (апрель 2014 г.)
  2. Собственно исследовательский проект (май 2014г.)
  3. Обобщающий (заключительный) (июнь 2014 г.)

Исполнители проекта и основных мероприятий

Педагоги, дошкольники, родители

Структура проекта

- Содержание проблемы

-Цели и задачи проекта

- Этапы реализации

- Ресурсное обеспечение проекта

- Ожидаемые результаты

- Критерии оценки результата

Ожидаемые результаты реализации проекта

  1. Восстановленная продуктивность нарушенных земель.
  2. Расширенная площадь озеленения территории детского сада путем рекультивации земель.
  3. Создание  на территории детского сада экологически благоприятной среды.
  4. Повышение уровня знаний по экологии у детей.
  5. Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта.

Система организации контроля за исполнением проекта

Контроль  в рамках проекта осуществляет заведующий МБДОУ

Содержание проекта

  1. Паспорт проекта
  2. Актуальность
  3. Проблема
  4. Новизна
  5. Цель, задачи
  6. Сроки и этапы реализации проекта
  7. Ресурсное обеспечение проекта
  8. Ожидаемые результаты реализации проекта
  9. Дальнейшее развитие проекта
  10. Рефлексия
  11.  Форма предоставления результатов
  12. Библиография
  13. Приложение

Тема: «Человек – часть природы»

(Восстановление нарушенных земель)

АКТУАЛЬНОСТЬ: Экономика области испытывает необходимость во внедрении новейших природоохранных технологий. Эффективность природоохранных мероприятий во многом зависит от экологической культуры населения. Повышение экологической грамотности  особенно актуально  для подрастающего поколения. Так как проблема улучшения окружающей среды существует в любом промышленном городе.

Большую роль в экологическом образовании старших дошкольников играет практико - исследовательская деятельность. Теоретические знания, полученные на занятиях должны стать базой для самостоятельного осмысления происходящих в природе процессов и явлений.

Проведение  собственных исследований, наблюдений позволяет обобщать, анализировать и способствовать  экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведения.

Данный проект помогает детям проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущение эмоционального удовлетворения и самореализации.

ПРОБЛЕМА: Улучшение условий окружающей среды путем восстановления продуктивности нарушенных земель  и развитие экологической культуры у старших дошкольников  решаемая в процессе реализации проекта актуальна и значима  для нашего дошкольного учреждения. Масштабы проекта не велики, но позволяют решить поставленную  цель.

НОВИЗНА: Весной мы традиционно благоустраиваем территорию детского сада: вскапываем клумбы, высаживаем рассаду цветов, саженцы деревьев, украшаем  участки декоративными элементами. Дети и родители принимают в этой работе активное участие. В ходе работы дети стали расспрашивать: «Почему благоустраиваем территорию только у главного входа в детский сад?» Выяснили, что на территории детского сада есть заброшенная земля, которую можно озеленить. При исследовании этой земли дети выявили, что она загрязнена камнями, старой листвой, корнями, ветками, имеет рытвины, бугры. Так возникла идея восстановления нарушенных земель на территории детского сада.

Для начала мы решили найти ответы на  вопросы,  что дети знают об условиях, необходимых для роста растений.

  • Что дети знают?
  • Что такое почва.
  • Свойства почвы.
  • Какая должна быть почва, чтобы приносила пользу.
  • Что хотят узнать?
  • Причины возникновения нарушенных земель.
  • Что такое рекультивация почв.
  • Из каких этапов состоит рекультивация почв.
  • Направления рекультивации земель.
  • Где можно узнать?
  • В энциклопедии.
  • Просмотр познавательных передач.
  • Спросить у взрослых
  • В интернете.

Работы по рекультивации обычно имеют два основных этапа - технический и биологический.

На техническом этапе проводится корректировка  ландшафта (засыпка рвов, ям, впадин, разравнивание), производится нанесение плодородного слоя почвы. В результате осуществляется образование территории.

На биологическом этапе проводятся агротехнические работы, целью которых является улучшение свойств почвы.

В зависимости от тех целей, которые ставятся, при рекультивации земель было  выбрано следующие направление рекультивации земли:

  • природоохранное;
  • растениеводческое;

ЦЕЛЬ: Улучшение условий окружающей среды путем восстановления продуктивности нарушенных земель  и развитие экологической культуры у старших дошкольников.

ЗАДАЧИ:

1.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • Способствовать расширению знаний о рекультивации земель и способствовать формированию представлений о значимости рекультивации земель.
  • Развивать практические навыки ухода за почвой.

2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • Воспитание любви  и бережного отношения к природе родного края.
  • Способствовать развитию экологической культуры. 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: Проект направлен на создание благоприятных условий для изучения природы родного края и развития экологической культуры  старших дошкольников путем практико - исследовательской и продуктивной деятельности.

Коммуникация

1.художественная литература;

2. речевые игры( « Подбери слово «, «Садовник»

Чтение художественной литературы

  1. заучивание;
  2. обсуждение;
  3. чтение;

Художественное творчество

1.Рисование (рассматривание картин, предметное рисование, сюжетное рисование);

2. Лепка;

3. Аппликация (моделирование из бумаги, создание коллажей)

Социализация

  1. сюжетно – ролевые игры;
  2.  дидактические игры ( « Узнай цветок», « Посади цветы на клумбу»);

Здоровье и безопасность

1. беседы и обсуждения;

Познание

1.познавтельно – исследовательская  и продуктивная деятельность (изготовление  листовок, буклетов, плакатов);

2. Формирование целостной картины мира (игры, упражнения);

Физическое развитие

1. Подвижные игры (« Земля –суша», «Земля  - небо - воздух»)

ВИД ПРОЕКТА: практико – исследовательский.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: Дети старшей группы, воспитатели группы, родители воспитанников.

СРОКИ  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: Длительность проекта рассчитана на 3 месяца (апрель, май, июнь).

 ПРОЕКТ ВКЛЮЧАЕТ ТРИ ОСНОВНЫХ ЭТАПА

1. подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.

2. собственно исследовательский проект: поиск ответов на поставленные  вопросы в разных видах деятельности.

3. обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формирование выводов и, по возможности, составления рекомендаций.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1. Наблюдения и экологические экскурсии;

2. Экологические, поисково - познавательные занятия;

3. Познавательное чтение;

4.Конкурсы и викторины, экологические КВН

5. Природоохранные акции;

6. Продуктивная деятельность;

7. Ведение календаря природы;

8. Работа в лаборатории (опыты и эксперименты);

9.Экологические выставки и экспозиции;

10. Неделя экологического творчества "Волшебная экология души";

11. Инсценировки и театрализации;

12.Экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры - путешествия;

13. Эколого- познавательные праздники и развлечения;

             

         РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Парциальные программы по экологическому воспитанию дошкольников: Николаева С.Н. " Экологическое воспитание в детском саду", Рыжова  Н.А. "Экологическое развитие детей в детском саду" и другая методическая литература по экологическому развитию дошкольников в ДОУ.

2. Уголок экологии и экспериментирования в группе.

3. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т.д.).

4. Подборка художественной литературы (познавательное чтение).

5. Картотека опытов и экспериментов.

6. Видеотека с собранием дисков познавательного характера.

ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Восстановленный участок земли путем рекультивации, тематические конкурсы, выставки рисунков, экскурсии, праздники.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Решение поставленных задач обеспечат достижение цели:

Улучшение условий окружающей среды путем восстановления продуктивности нарушенных земель  и развитие экологической культуры у старших дошкольников.

  • Восстановленная  продуктивность  нарушенных земель.
  • Расширенная площадь озеленения  территории детского сада путем рекультивации земель.
  • Создание на территории детского сада экологически благоприятной среды.
  • Повышение уровня знаний по экологии у детей.

РЕФЛЕКСИЯ

 Совершенствуя  уровень  знаний и экологической компетентности родителей по теме проекта в  совместной  деятельности педагогов, детей и родителей создали благоприятные условия для изучения природы родного края.

 У родителей появилась возможность наблюдать своего ребенка во время социального становления как личности в обществе. Тесное сотрудничество педагогов и родителей повысило  положительный имидж детского сада и решило проблему по материальному обеспечению проекта.  У детей повысилась экологическая грамотность  и знания о природоохранных технологиях.

 

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

АПРЕЛЬ

1.Мониторинг уровня знаний детей в  образовательной области «Познание», «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора». Ознакомление с природой.

2.Наблюдения за живой и неживой природой;

3.Игры - занятия, беседы с детьми познавательного характера;

4. Проведение опытов и экспериментов лаборатории;

5. Чтение художественной  и познавательной литературы;

6. Совместное участие детей, родителей и педагогов в природоохранной акции "Сельхозпалы под контроль!";

МАЙ

1. Родительское собрание

 2.Продуктивная деятельность детей на территории детского сада (рекультивация нарушенных участков земель и озеленение) в сотрудничестве с родителями.

3. Проведение "Уроков доброты";

4. Конкурс детей и родителей "Дизайн Цветника";

ИЮНЬ

1. Беседы из рубрики "Это интересно";

2. Фоторепортаж "Вот оно, какое наше лето!";

3. Фотоальбом "Обыкновенное чудо" (Этапы возрождения земли);

4. Дети в роли экскурсоводов для малышей. Экскурсия в природу.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бондаренко Т.М. « Экологические занятия с детьми», 2006г.
  2. Дьяченко Т.Т. « Окружающий мир: Времена года», 2008г.
  3. Владимировская Л.А «От осени до лета», 2006г.
  4. Журавлева В.И Проектная деятельность старших дошкольников», 2009г.
  5. Дыбина О. « Опыты и эксперименты»,2006 г.
  6. Воронович О. А. «Добро пожаловать в экологию»,2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»

Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...

Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...

Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.

Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...

Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!

Знакомим ребенка с природой.Природа – источник  познания. Сбережем родную природу!          Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...