Выступление на ММО для воспитателей младших и средних групп на тему: «Влияние декоративно-прикладного искусства на духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал на тему

Соловьева Марина Анатольевна

Выступление на ММО для воспитателей младших и средних групп на тему: «Влияние декоративно-прикладного искусства на духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 2.

«… Детский рисунок, процесс рисования –
это частица духовного мира ребенка.

 Дети не просто переносят на бумагу

что-то из окружающего мира,

 а живут в этом мире,

входят в него, как творцы красоты,

наслаждаются этой красотой.»

В.А. Сухомлинский

Слайд 3.

Приобщение детей к национальной культуре

Каждый народ в бездонных копилках своей памяти хранит никогда не иссякающее богатство. Это искусство народа, правила и обычаи его жизни, любимые сказки и предания, самобытные праздники. Человеку необходимо знать свою малую родину, свой родной уголок.

В «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.) говорится о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою родину – задача особенно актуальная сегодня.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Слайд 4.

Согласно ФГОС дошкольного образования, познавательное развитие предполагает: «…формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках».

Программой дошкольного образования «От  рождения до школы» под  редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой предусматривается воспитание детей в процессе знакомства с различными видами искусства; с окружающей действительностью; воспитание любви у детей к прекрасному, обогащение их духовного мира, развитие воображения, чувств.

Известно, что русское народное искусство, являющееся частью русской культуры, во все времена развивалось на основе народных традиций. Народное творчество, будучи составной частью искусства, несет в себе лучшие примеры духовности, нравственности и патриотизма.

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать.

Слайд 5.

 Каков человек, такова и его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя. Ключевая роль детского сада  - создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности.  Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить  и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений.   Приобщение детей к народному искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает  в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.

Слайд 6.

Для развития детского творчества необходимы условия: организация  богатой впечатлениями жизни ребенка, приобщение к высоким образцам изобразительного искусства. Поэтому цель моей профессиональной деятельности  - сделать жизнь воспитанников  интересной и содержательной, способствовать духовно-нравственному развитию личности ребенка, обладающей чувством национальной гордости, любви к Отечеству, своему народу через приобщение к народному декоративно-прикладному искусству.

      Работая в этом направлении, у меня есть удивительная возможность дать детям почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем.

Слайд 7.

Задачи:

  • Учить детей видеть взаимосвязь реальной действительности и народного искусства;
  • Знакомить с многообразием народного декоративно-прикладного искусства;
  • Развивать эмоционально-познавательный интерес к культурному наследию России;
  • Формировать эстетический вкус детей;
  •  Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
  • Воспитывать уважительное отношение к традициям своего народа;
  • Развивать коммуникативные качества, обогащать словарный запас детей.

Слайд 8.

В декоративно-прикладном искусстве обобщены эстетические идеалы традиции и обычаи народа. Яркие игрушки и предметы быта, созданные мастерами различных промыслов, входят в нашу жизнь с детства, и каждая встреча с ними - это прикосновение к красоте и народной мудрости. По верованиям всех народов, символы, используемые при оформлении того или иного предмета, их расположение и цветовая гамма имели важное обрядовое и магическое значение. Земледельцы из глины и дерева изготавливали фигурки в форме животных, украшали их орнаментом, исполняли магические обряды, которые должны были принести плодородие их нивам и благоденствие их семьям. После выполнения ритуальных действий фигурки отдавали детям. Так появились новые игрушки.

      Ознакомление дошкольников с народным – прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Педагог не только дает детям определенный объем знаний о промыслах, но и учит их видеть и понимать красоту, воспитывает уважение к труду народных мастеров, знакомит с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий.

         В сочетании с небольшими стихами знакомство с народным искусством обладает огромной силой эмоционального воздействия, становится более образным, красочным и доступным детскому восприятию, так как несёт в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых и лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира, является хорошей основой для формирования духовного мира человека.

Слайд 9.

     В процессе ознакомления с каждым видом декоративно-прикладного искусства дети в сказочной форме получают некоторые сведения об истории промысла, используемых мастерами материалах, учатся выделять характерные средства выразительности (элементы узора, их типичные сочетания, колорит, композицию). При этом задача воспитателя - научить дошкольников рассматривать изделия народных мастеров так, чтобы они затем могли самостоятельно выделить средства выразительности любого другого произведения народного искусства. Для этого используется прием сравнения, который не только повышает уровень восприятия, но и подводит детей к пониманию общих закономерностей декоративного искусства, его традиций и средств выразительности.

Форма и каждый элемент орнамента, украшавшего изделия народных мастеров, несли определенную информацию. Конь являлся символом солнца, медведь - могущества и пробуждения природы, баран или корова - изобилия и плодородия, козел - добра, олень - удачного брака. Волнистая линия символизировала воду; две параллельные линии с расположенными между ними точками - землю и зерна; капли, наклонные линии - дождь; спираль - ход солнца; ромб - плодородие, крест - веру. Значение того или иного элемента узора зависело и от его цвета. Например, в росписи дымковской игрушки оранжевый круг символизировал солнце, а красный - дом.

Расшифровывание и чтение декоративных узоров в изделиях народных мастеров – процесс увлекательный и познавательный. Преподнесенный детям в сказочно-занимательной форме рассказ о смысле, заложенном в каждом узоре, поможет:

- пробудить интерес (как особую форму познавательной потребности) к народному искусству;

- создать яркий эмоциональный фон декоративно-орнаментальной деятельности;

- наполнить повествовательным смыслом общую композицию;

- сформировать понятие об условности и стилизованности декоративных элементов.

Слайд 10.

Рассматривание иллюстраций в книгах, картинок, раскрашивание узоров помогает детям более подробно рассмотреть и запомнить основные элементы росписи.

Слайд 11.

Сюжетно-ролевые игры, сочинение и обыгрывание сказок позволяет детям прикоснуться к изделиям народных промыслов, подержать их в руках, рассмотреть узоры и мелкие детали, почувствовать их хрупкость и ценность, воспитывает бережное отношение к труду мастеров, создавших эту красоту.

Слайд 12.

В дидактических играх закрепляются основные цвета и элементы росписей.

Маленькому ребёнку невозможно дать глубокие представления о народном искусстве. Однако, некоторые образцы народных промыслов детям показывать необходимо.    

Слайд 13.

Дымковская игрушка

Слайд 14.

Веселый городец

Слайд 15.

Голубая гжель

Слайд 16.

Жостовские подносы

Слайд 17.

Матрешки

Слайд 18.

Золотая хохлома

Слайд 19.

Коллективные работы

Слайд 20.

Во все времена у всех народов основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Поэтому так важно привлечение к ознакомлению с декоративно-прикладным искусством родителей. Совместное оформление мини-музея по декоративно-прикладному искусству из изделий, принесенных детьми из дома,  составление родителями и детьми проектов о народных промыслах на основе этих изделий с описанием характерных особенностей и историей появления их в семье.

Слайд 21.

Выставка детских работ в холле ДОУ

Слайд 22.

Развлечение «Ярмарка»

Слайд 23.

Использование  народного декоративно-прикладного искусства в дошкольном учреждении дает возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслами, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек и изделий позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.

Слайд 24.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и  усвоения должен начинаться как можно раньше, образно говоря,  с молоком матери ребёнок должен впитывать культуру своего народа  через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного  искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе  ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной  природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант,  трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно  в произведениях народных мастеров.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №28 «РУЧЕЕК»

Выступление на ММО для воспитателей младших и средних групп

на тему:

«Влияние декоративно-прикладного искусства на духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

Подготовила и провела:

воспитатель

Соловьева М. А.

г.о. Химки, мкр. Сходня, 2015.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 28 «Ручеек» «Влияние декоративно-прикладного искусства на духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Подготовила: Соловьева Марина Анатольевна, воспитатель

Слайд 2

«… Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовного мира ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.» В.А. Сухомлинский

Слайд 3

Приобщение детей к национальной культуре Каждый народ в бездонных копилках своей памяти хранит никогда не иссякающее богатство. Это искусство народа, правила и обычаи его жизни, любимые сказки и предания, самобытные праздники. Человеку необходимо знать свою малую родину, свой родной уголок. В «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.) говорится о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою родину – задача особенно актуальная сегодня. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Слайд 4

Приобщение детей к национальной культуре Согласно ФГОС дошкольного образования, познавательное развитие предполагает: «…формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.» Программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой предусматривается воспитание детей в процессе знакомства с различными видами искусства; с окружающей действительностью; воспитание любви у детей к прекрасному, обогащение их духовного мира, развитие воображения, чувств. Известно, что русское народное искусство, являющееся частью русской культуры, во все времена развивалось на основе народных традиций. Народное творчество, будучи составной частью искусства, несет в себе лучшие примеры духовности, нравственности и патриотизма. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать.

Слайд 5

Каков человек, такова и его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя. Ключевая роль детского сада - создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений. Приобщение детей к народному искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.

Слайд 6

Для развития детского творчества необходимы условия: организация богатой впечатлениями жизни ребенка, приобщение к высоким образцам изобразительного искусства. Поэтому цель моей профессиональной деятельности - сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, способствовать духовно-нравственному развитию личности ребенка, обладающей чувством национальной гордости, любви к Отечеству, своему народу через приобщение к народному декоративно-прикладному искусству. Работая в этом направлении, у меня есть удивительная возможность дать детям почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем.

Слайд 7

Задачи: Учить детей видеть взаимосвязь реальной действительности и народного искусства; Знакомить с многообразием народного декоративно-прикладного искусства; Развивать эмоционально-познавательный интерес к культурному наследию России; Формировать эстетический вкус детей; Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь; Воспитывать уважительное отношение к традициям своего народа; Развивать коммуникативные качества, обогащать словарный запас детей.

Слайд 8

Раз, два, три, сундучок, что внутри у тебя покажи!!!

Слайд 9

Ознакомление с народным декоративно-прикладным искусством в процессе непосредственной образовательной деятельности

Слайд 10

Рассматривание иллюстраций в книгах, картинок, раскрашивание узоров

Слайд 11

Сюжетно-ролевые игры, сочинение и обыгрывание сказок

Слайд 12

Дидактические игры

Слайд 13

Дымковская игрушка

Слайд 14

Веселый городец

Слайд 15

Голубая гжель

Слайд 16

Жостовские подносы

Слайд 17

Матрешки

Слайд 18

Золотая хохлома

Слайд 19

Коллективные работы

Слайд 20

Мини-музей по декоративно-прикладному искусству, наглядные пособия, проекты с участием родителей

Слайд 21

Выставка детских работ в холле ДОУ

Слайд 22

Развлечение «Ярмарка»

Слайд 23

Использование народного декоративно-прикладного искусства в дошкольном учреждении дает возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслами, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек и изделий позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.

Слайд 24

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, образно говоря, с молоком матери ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.

Слайд 25

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО–НРАВСТВЕННЫХ НОРМ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ" (Выступление в рамках научно-практической конференции)

18.02.2012г. в Конференц-зале храмового комплекса во имя Воскресения Христова по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул.Гагарина, д.17 прошла городская научно-практическая конференция «Просвещение и нравс...

Перспективное планирование по теме: «Роль декоративно-прикладного искусства в интеллектуально-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста». Старшая группа.

Данный материал разработан в помощь воспитателям детских садов. В планировании представлены мероприятия, которые позволят более подробно познакомить детей с декоративно-прикладным искусством....

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Консультация для родителей. «Формирование духовных, нравственных чувств у детей дошкольного возраста через воспитание у них любви к матери». Средняя группа.

В рамках работы по самообразованию и проектной деятельности по теме: «Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством любви к маме»  была подготовлена ...

Конспект для выступления на ММО .по теме" Влияние предметно-игрового пространства на развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста

Конспект для выступления на ММО в форме дисскусии по теме" Влияние предметно-игрового пространства на развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста....

Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...

Педагогическая гостиная «Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста путем приобщения к народному искусству»

laquo;Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста путем приобщения к народному искусству»...