Художественно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе формирования целостной, творчески развитой личности в условиях реализации ФГОС ДО
статья на тему

Токарева Ольга Васильевна

В последнее время возросло внимание к проблеме художественно-эстетического воспитания, как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного развития, то есть как средству формирования целостной, творчески развитой личности.

Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое воспитание - важнейшая сторона развития ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_seminar.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

Художественно-эстетическое

воспитание дошкольников в процессе формирования целостной, творчески развитой личности в условиях реализации ФГОС ДО.

Подготовила:

 воспитатель 1 категории

Токарева О.В.

В последнее время возросло внимание к проблеме художественно-эстетического воспитания, как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного развития, то есть как средству формирования целостной, творчески развитой личности.

Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое воспитание - важнейшая сторона развития ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало.

В "Концепции дошкольного воспитания" отмечается, что "искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей".

В соответствии с  ФГОС дошкольного образования художественно – эстетическое воспитание предполагает: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесногомузыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Художественно-эстетическое воспитание  детей дошкольного возраста включает:
1)
 опыт эмоционально-нравственного отношения  ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;

2) опыт художественно-творческой деятельности.

Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности, одним словом реализовать себя как творческая личность.

Эстетические свойства личности не являются врожденными, но начинают развиваться с самого раннего возраста в условиях социального окружения и активного педагогического руководства. В процессе художественно-эстетического воспитания происходит постепенное освоение детьми художественной культуры, формирование эстетического восприятия, а также представлений, понятий, суждений, интересов, потребностей, чувств, художественной деятельности и творческих способностей.

Эстетическая жизнь ребенка замечательна своим универсализмом - и этим наиболее отлична она от эстетической жизни взрослых: все прекрасное, в какой бы ни было оно форме, привлекает и увлекает дитя. Дитя любит и музыку, и сказку, и рисование, и лепку, и танцы, и сценические представления. Ребенку совершенно чужда черта, столь часто встречающаяся у взрослых: дитя не знает нашего сосредоточения на одном - двух видах искусства - оно любит все виды искусства. Ничто прекрасное не оставляет его равнодушным. Другая характерная черта детской эстетической жизни заключается в творческом ее характере: дитя никогда не может ограничиться эстетическим восприятием, оно неизменно стремится к творчеству, пользуясь всеми доступными ему средствами.

Педагоги нашего дошкольного учреждения уделяют большое внимание разным сторонам художественно- эстетического воспитания - оформлению помещения и участка, внешнему виду детей и взрослых, использованию художественных произведений. Среди занятий, проводимых с детьми, немалая доля принадлежит занятиям, на которых дети рисуют, лепят, слушают художественную литературу, сами учатся выразительно читать, поют и танцуют. Художественно - эстетическое воспитание осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно-декоративного творчества). Формы организации деятельности детей разнообразны. Это игры, занятия, экскурсии, праздники, развлечения.

Общим педагогическим условием развития художественно-эстетических способностей детей в условиях реализации ФГОС является предоставление всем равных и реальных практических возможностей для развития способностей в разных областях искусства. Развитие художественно-эстетических способностей основывается на формировании высокой нравственной потребности к творческому труду у детей. Без усилий, без определенной доли затрачиваемого самим ребенком труда невозможно сформировать полноценную творческую личность, заложить в душу ребенка высокие нравственно-эстетические начала.

Вся система художественно-эстетического воспитания в условиях реализации ФГОС нацелена на общее развитие ребенка, как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладение ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности и художественно-эстетическому творчеству и развития психологических качеств человека, которые выражаются эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.

Каждой группе задач эстетического воспитания соответствуют свои методы. Первая группа задач направлена на приобщение детей к искусству, на развитие у дошкольников эстетического вкуса, понимание прекрасного. Ведущими методами для решения этих задач являются показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого. Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с предметом культуры. Воспитателю важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточено на том, что им показывают, предлагают послушать. При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель умел показывать детям свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств.

Например, тема «Зоопарк», чтобы нарисовать ее творчески, детям в группе много рассказывается о зоопарке, во время беседы дети делятся своими впечатлениями от похода в зоопарк, делают зарисовки животных с воспитателем, а затем дети самостоятельно, проявляя творчество, создают работы - лепят, рисуют и т.д.

Вторая группа задач связана с формированием навыков художественной деятельности. Для решения этих задач в качестве ведущих требуются практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций, творческие задания.

Например, на занятиях «Космос» дети решают немало проблем, чтобы «попасть в космос»: складывают из геометрических фигур ракету (моделируют), решают ребусы, рисуют звездное небо и т.д. Во время занятия детям задаются вопросы: а как ты думаешь? А как ты бы поступил? А как ты представляешь, опиши и т.д. Нужно постоянно обращать внимание на то,  чтобы обучение изображению не порождало штампов и не мешало детей возможности самостоятельно изобразить что-либо.

Большое внимание на занятиях воспитатели уделяют интеграции образовательных областей, что способствует реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в закрепление навыков устного счета, названий геометрических фигур, основных цветов и завершается рисованием плаката по теме). При этом один вид деятельности доминирует, а другие его дополняют.

Очень важно, чтобы работа воспитателя по художественно-эстетическому воспитанию строилась с соблюдением принципов постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.

Формируя целостную, творчески развитую гармоничную личность, чуткую ко всему прекрасному, мы растим поколение художников, поэтов, актеров, творческих людей, желающих преобразовывать наш мир в лучшую сторону. Именно они будут беречь, и создавать культуру нашего общества, именно за них мы в ответе.

Список литературы.

  1. Ветлугина Н.А. Система эстетического воспитания в детском саду / В.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 2002.
  2. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок / В.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 2005.
  3. Ветлугина Н.А. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / В.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 2006.
  4. Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду / Пособие для воспитателей детского сада. 2-е издание, переработанное. / В.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 2006.
  5. Григорьева Г.Г. Игра и обучение детей изобразительной деятельности Педагогические и психологические проблемы руководства игрой дошкольника. / Г.Г. Григорьева. - М.: 2001.
  6. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования / Т.С. Комарова. М.: Просвещение, 2006.
  7. Комарова Т.С. Учитесь рисовать и лепить / Т.С. Комарова. - М.: Просвещение, 2007.
  8. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество / Т.С. Комарова. - М.: Педагогика, 2000.
  9. Психология дошкольника: Хрестоматия / сост. Г.А. Урунтаева. - 2-е изд., перераб. и доп - М.: Академия, 2000. - 408 с.
  10. Ядэшко В.И. Дошкольная педагогика / В.И. Ядэшко. - М.: 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие творческой личности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

В современном российском обществе возрастает потребность к людям неординарно мыслящим, творческим, активным, способным нестандартно решать поставленные задачи и формировать новые цели. Способность тво...

"Художественно-эстетическое развитие детей в условиях реализации ФГОС"

Содержание образовательной области ФГОС «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; станов...

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе формирования целостной, творчески развитой личности в условиях реализации ФГОС ДО

Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действ...

Художественно-эстетическое воспитание детей с ОВЗ на основе программы «Живая глина» в условиях реализации ФГОС ДО.

Департамент образования мэрии города НовосибирскаМуниципальное казенное общеобразовательное учреждение городаНовосибирска «Специальная (коррекционная) начальная школа № 60 «Сибирский лучик...

Развитие творческой личности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Развитие творческой личности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...

Развитие творческой личности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Развитие личности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...