Художественно-эстетическое воспитание детей с ОВЗ на основе программы «Живая глина» в условиях реализации ФГОС ДО.
методическая разработка по аппликации, лепке на тему

Алексеева Элина Вадимовна

Департамент образования мэрии города Новосибирска

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение города

Новосибирска «Специальная (коррекционная) начальная школа № 60 «Сибирский лучик»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Художественно-эстетическое воспитание детей с ОВЗ на основе программы «Живая глина» в условиях реализации      ФГОС ДО.

 

 

 

 

 

Авторы доклада:

Воспитатели

Чупина Дина Анатольевна

Шавелева Элина Вадимовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       г. Новосибирск, 2018 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Детский сад, являясь первой ступенью системы образования в нашей стране, предъявляет особые требования к развитию ребенка. Все они нашли отражение в федеральном государственном образовательном стандарте (далее ФГОС). Одно из них - создание равных стартовых возможностей для адаптации ребенка к различным социальным ситуациям, а значит, к социализации и интеграции в общество.

Концепция ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья гласит: «Целью специального образования является введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из нее»[1].

Художественно-эстетическое развитие ребенка дошкольного возраста – тот фундамент, на котором созреет полноценная культурная личность человека и гражданина.

Ни в коем случае не умаляет важности художественно-эстетического развития факт наличия у ребенка особых образовательных потребностей. Наоборот,  Л. С. Выготский, безусловный авторитет отечественной дефектологии, сформулировал три психоло­гически оправданные задачи в сфере эстетического воспитания детей[2]:

1. Воспитание детского творчества. Простейший пример подоб­ного творчества — детский рисунок. Грамотный педагог знает цену детскому рисунку Рисунок научает ребенка овладевать собственной системой переживаний, преодоления их и победы над ними. Детское творчество, говоря словами самого автора, «учит психику восхождению над непосредственным пережи­ванием».

Именно поэтому основным педагогическим требованием является поддерживание самости, «психологичности» произведения ребенка, ни в коем случае не контроль качества создаваемых им творений. Недопустимо никакое грубое вторжение в творческий процесс, критика и исправления. Поддержка и поощрение – вот залог развития творческого начала ребенка.

2. Обучение технике того или иного искусства не должно стать самоцелью. Предназначение данного обучения в воспитании более глубокого восприятия произведений искусства. По мнению автора, только то обучение технике полезно, которое переступает за эту технику и научает творческим умениям: создавать или воспринимать.

3. Формирование умения воспринимать произведе­ния искусства и сопереживать им. Задача педагога – выработать в ребенке особенные умения воссоздания произведений искусства. В этом случае приемы логического толкования оказы­ваются крайне неэффективными. Особость данных умений вызвана сложностью процесса художественного восприятия, изучение которой педагогам необходимо специально заниматься. По мнению Л. С. Выготского, она обус­ловлена такими характеристиками художественного произведения, как стиль и форма.

 

 

 

Постановка проблемы.

Художественно-эстетическое развитие, наряду с остальными направлениями развития ребенка согласно ФГОС, имеет колоссальное значение в связи с тем, что дошкольное детство – от начала и до конца сензитивный период для развития полноценной, гармоничной личности в целом, и образовательная деятельность просто обязана быть методически и методологически грамотно представленной, в особенности если речь идет об детях с особыми возможностями здоровья.

Согласно статистике, рождаемость детей с различными нарушениями в развитии неуклонно растет во всем мире. Вместе с этим растет и необходимость полноценного развития каждого ребенка с учетом особых образовательных потребностей, а значит и внедрение инновационных методов в педагогическую работу с детьми данной категории.

Дошкольные группы муниципального казенного образовательного учреждения «Специальная (коррекционная) начальная школа №60 «Сибирский Лучик» г. Новосибирска (далее МКОУ С(К) НШ №60) посещают воспитанники с нормативным уровнем здоровья, а также с различными нарушениями в развитии. Безусловно, всем детям необходим и оказывается индивидуальный подход в воспитании, обучении, развитии и коррекции.

Перед педагогами МКОУ С(К) НШ №60 стоит непростая задача – с одной стороны связать деятельность группы детей в единую стройную систему, с другой стороны – предоставить каждому ребенку возможность развиваться в том темпе, который обусловлен тем или иным нарушением, или комплексом нарушений.

Для более разнообразного, а значит, более полного развития художественно-эстетической области в МКОУ С(К) НШ №60 функционирует кружок «Живая глина». Основная суть работы кружка – работа с природным материалом – глиной, обладающей уникальной способностью поглощать негативную энергию, вызывая тактильную и эмоциональную радость.

Работа с глиной предусматривает соблюдение ряда правил – необходимо соблюдать аккуратность перед работой – подготовить рабочее место, во время работы – не отвлекаться, слушать инструкцию педагога, соблюдать правила безопасности в работе с электрическими приборами, и после работы – оставить после себя чистое, готовое для работы других детей место.

Известный советский педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Иными словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Работа с глиной в полной мере отражает слова знаменитого отечественного педагога.

Таким образом, исходя из постановки проблемы, перед педагогами открывается возможность для развития художественно-педагогам необходимо обратить пристальное внимание на развитие художественно-эстетических, творческих способностей детей с ОВЗ через включение их в дополнительную образовательную деятельность.

 

Цель: Развитие художественно-эстетических, творческих способностей детей с ОВЗ через включение их в дополнительную образовательную деятельность. Повышение качества образования детей с ОВЗ.

Задачи:

  1. Развить творческие способности детей с ОВЗ в рамках реализации задач художественно-эстетической образовательной области адаптированной образовательной программы дошкольного уровня;
  2. Координировать работу обеих рук, развивать тонкую моторику, тактильное восприятие;
  3. Способствовать развитию фантазии, творческого подхода в реализации собственных задумок, воплощения мечты в реальность;
  4. Обогатить словарь воспитанников специальными терминами, такими как «керамика», «гончар», «сушка», «глазурь», «обжиг», «эмаль» и др.;
  5.  Помогать приобретению социального опыта в процессе работы с природным материалом, расширению кругозора.

 

Особенности организации работы кружка «Живая глина» с детьми с ОВЗ.

Работа с детьми с ОВЗ накладывает на организацию занятий ряд требований. В зависимости от уровня развития тех или иных психических и физических функций, а также особенностей поведения воспитанников ход занятий существенно различается. Безусловно, педагог всякий раз готов к работе, и всякий раз импровизирует, так как ему необходимо обладать актуальными знаниями в области дефектологии, в частности быть знакомым и использовать в практике методы работы с детьми с нарушениями восприятия, ОДА, ЗПР, ИН, зрительными, слуховыми, поведенческими нарушениями, а значит, различными уровнями развития мышления, памяти, способностью удерживать информацию и усваивать ее.

Во время занятий педагогу необходимо придерживаться 3 «золотых» правил:

1. Сначала установить контакт с ребенком, подружиться с ним, так как плодотворную работу с ребенком с ОВЗ возможно строить только на фоне положительных эмоциональных реакций;

2. Строго соблюдать режим труда и отдыха, ни в коем случае не допуская переутомления или перенапряжения ребенка. Гибко реагировать на малейшие признаки переутомления, давая воспитаннику возможность передохнуть или сменить вид деятельности.

3. Непременно заканчивать занятие подведением итогов. Рефлексия позволяет педагогу сделать выводы об эффективности выбранных приемов и методик, дает толчок к развитию идеи последующих занятий. Для ребенка рефлексия – это возможность оценить себя и свои силы, еще раз быть в ситуации успеха, ощутить гордость от созданного своими руками изделия.

Работа кружка «Живая глина» в МКОУ С(К) НШ №60 строится в соответствии с разработанной программой, утвержденным режимом работы, индивидуально или в малых подгруппах.

Педагоги, работающие в кружке «Живая глина» получили дополнительное образование по работе с оборудованием и глиной на соответствующих курсах, а также самостоятельно повышают свою компетентность на мастер-классах и семинарах, проводимых в г. Новосибирск.

Оснащение и оборудование.

В МКОУ С(К) НШ №60 имеется отдельно оборудованное помещение для работы кружка «Живая глина». Помещение светлое, хорошо вентилируемое, сухое, удобно расположено для доступа всех воспитанников, в том числе требующих специальных средств для передвижения – ходунков, колясок, каталок.

Укомплектовано помещение кружка всем необходимым оборудованием и материалами. Имеется сушильный шкаф, муфельная печь для обжига изделий из глины с разогревом до 1400 градусов, электрический гончарный круг, оборудование для росписи изделий, материалы для художественного оформления – стеки, кисти, глазури, акриловые краски и лаки и т.д.

В холле МКОУ С(К) НШ №60 регулярно проводятся выставки готовых изделий участников работы кружка «Живая глина» по таким темам как: «Рыбки», «Петушок», «Бусинки». «Зайка», «Рыбка на тарелке», «Воробей», «Цыпленок», «Сова», «Кошка», «Мышка», «Птичка», «Снеговик», «Домик», «Елка», и др., которые пользуются неизменным успехом у воспитанников, родителей и работников ДУ.

 

Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми.

- словесный метод. Педагог рассказывает детям о том, чем сейчас будут заниматься, ведет с ними диалог, провоцирует на вопросы, тем самым подогревая интерес к предстоящей деятельности.

- игровой метод. Необходимо учитывать, что игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста, а значит, через игру происходит максимальное усвоение информации. Этот метод наиболее эффективен в работе с дошкольниками.

-  наглядный метод. Рассказывая о чем-либо ребенку, и подкрепляя информацию показом картинки или объемного изделия, давая ребенку потрогать руками, повертеть, понюхать, педагог дает возможность ребенку захотеть сделать подобную вещь, дает поверить в собственные силы, подкрепляет инициативу в воспитаннике поощрениями.

- практический метод. Позволяет ребенку творить, из ничего, из куска глины сотворить Нечто, игрушку, сувенир для мамы. Педагог мягко научает пальчики ребенка слушаться, выполнять те или иные действия.

 

 

Ожидаемый результат.

Занятия в кружке «Живая глина» дадут возможность ребенку для развития психомоторных функций, укрепления мышц кистей рук, улучшения тонкой моторики, развития фантазии, творческого начала, креативности.

Занятия безусловно будут способствовать повышению самооценки воспитанников, укреплять веру в собственные силы, дадут возможность создать настоящие игрушки, которыми можно будет по-настоящему играть в группе ДУ и дома. Все это в целом благотворно повлияет на общее развитие полноценной культурной личности ребенка.

  • Творческие способности детей развиты, задачи художественно-эстетической области в полной мере реализованы;
  • Координация работы обеих рук, мелкая моторика развиты до возрастной нормы;
  • Развитие фантазии, творческого подхода в реализации собственных задумок, воплощения мечты в реальность достигло высокого для соответствующего возраста воспитанника уровня;
  • Словарь воспитанников обогатился специальными терминами, такими как «керамика», «гончар», «сушка», «глазурь», «обжиг», «эмаль» и др.;
  • Социальный опыт в процессе работы с природным материалом приобретен, кругозор расширен.

 

Перспектива

Предполагается дальнейшая работа кружка «Живая глина» с воспитанниками МКОУ С(К) НШ №60, планируется привлекать к работе родителей. Планируется создание комбинированных, более сложных с технической точки зрения композиций, организация выставок в рамках ДУ и на городском уровне.

 

Список литературы:

1. журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», №1 2018 г., стр 46-51;

2. https://sheba.spb.ru/shkola/ped-psih-1991.htm

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;

4. Пастухова С.Ю. Использование традиций регионального гончарства в практике арт-педагогики и арт-терапии. СПб.: Скифия-принт, 2017.;

5. Алексахин Н.Н. Волшебная глина. Методика преподавания лепки в кружке. Издательство «АГАР» Москва 2004 г.;

6. Долорс Рос. Керамика: Техника. Приёмы. Изделия. / Пер. с нем. Ю.О. Беем- М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2003.;

7. Горичева В.С. «Сделаем сказку из глины» - Ярославль: Академия развития, 1998;

8. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий, 2003.;

9. Федотов Г.Я. Послушная глина. Москва. АСТ - Пресс, 1997.



[1] Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, №1 2018, стр 46.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_doklada_d._a._chupina_mkou_sk_nsh_no60.docx30.75 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования мэрии города Новосибирска

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение города

Новосибирска «Специальная (коррекционная) начальная школа № 60 «Сибирский лучик»

Художественно-эстетическое воспитание детей с ОВЗ на основе программы «Живая глина» в условиях реализации         ФГОС ДО.

Авторы доклада:

Воспитатели

Чупина Дина Анатольевна

Шавелева Элина Вадимовна

                                                       г. Новосибирск, 2018 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Детский сад, являясь первой ступенью системы образования в нашей стране, предъявляет особые требования к развитию ребенка. Все они нашли отражение в федеральном государственном образовательном стандарте (далее ФГОС). Одно из них - создание равных стартовых возможностей для адаптации ребенка к различным социальным ситуациям, а значит, к социализации и интеграции в общество.

Концепция ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья гласит: «Целью специального образования является введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из нее»[1].

Художественно-эстетическое развитие ребенка дошкольного возраста – тот фундамент, на котором созреет полноценная культурная личность человека и гражданина.

Ни в коем случае не умаляет важности художественно-эстетического развития факт наличия у ребенка особых образовательных потребностей. Наоборот,  Л. С. Выготский, безусловный авторитет отечественной дефектологии, сформулировал три психологически оправданные задачи в сфере эстетического воспитания детей[2]:

1. Воспитание детского творчества. Простейший пример подобного творчества — детский рисунок. Грамотный педагог знает цену детскому рисунку Рисунок научает ребенка овладевать собственной системой переживаний, преодоления их и победы над ними. Детское творчество, говоря словами самого автора, «учит психику восхождению над непосредственным переживанием».

Именно поэтому основным педагогическим требованием является поддерживание самости, «психологичности» произведения ребенка, ни в коем случае не контроль качества создаваемых им творений. Недопустимо никакое грубое вторжение в творческий процесс, критика и исправления. Поддержка и поощрение – вот залог развития творческого начала ребенка.

2. Обучение технике того или иного искусства не должно стать самоцелью. Предназначение данного обучения в воспитании более глубокого восприятия произведений искусства. По мнению автора, только то обучение технике полезно, которое переступает за эту технику и научает творческим умениям: создавать или воспринимать.

3. Формирование умения воспринимать произведения искусства и сопереживать им. Задача педагога – выработать в ребенке особенные умения воссоздания произведений искусства. В этом случае приемы логического толкования оказываются крайне неэффективными. Особость данных умений вызвана сложностью процесса художественного восприятия, изучение которой педагогам необходимо специально заниматься. По мнению Л. С. Выготского, она обусловлена такими характеристиками художественного произведения, как стиль и форма.

Постановка проблемы.

Художественно-эстетическое развитие, наряду с остальными направлениями развития ребенка согласно ФГОС, имеет колоссальное значение в связи с тем, что дошкольное детство – от начала и до конца сензитивный период для развития полноценной, гармоничной личности в целом, и образовательная деятельность просто обязана быть методически и методологически грамотно представленной, в особенности если речь идет об детях с особыми возможностями здоровья.

Согласно статистике, рождаемость детей с различными нарушениями в развитии неуклонно растет во всем мире. Вместе с этим растет и необходимость полноценного развития каждого ребенка с учетом особых образовательных потребностей, а значит и внедрение инновационных методов в педагогическую работу с детьми данной категории.

Дошкольные группы муниципального казенного образовательного учреждения «Специальная (коррекционная) начальная школа №60 «Сибирский Лучик» г. Новосибирска (далее МКОУ С(К) НШ №60) посещают воспитанники с нормативным уровнем здоровья, а также с различными нарушениями в развитии. Безусловно, всем детям необходим и оказывается индивидуальный подход в воспитании, обучении, развитии и коррекции.

Перед педагогами МКОУ С(К) НШ №60 стоит непростая задача – с одной стороны связать деятельность группы детей в единую стройную систему, с другой стороны – предоставить каждому ребенку возможность развиваться в том темпе, который обусловлен тем или иным нарушением, или комплексом нарушений.

Для более разнообразного, а значит, более полного развития художественно-эстетической области в МКОУ С(К) НШ №60 функционирует кружок «Живая глина». Основная суть работы кружка – работа с природным материалом – глиной, обладающей уникальной способностью поглощать негативную энергию, вызывая тактильную и эмоциональную радость.

Работа с глиной предусматривает соблюдение ряда правил – необходимо соблюдать аккуратность перед работой – подготовить рабочее место, во время работы – не отвлекаться, слушать инструкцию педагога, соблюдать правила безопасности в работе с электрическими приборами, и после работы – оставить после себя чистое, готовое для работы других детей место.

Известный советский педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Иными словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Работа с глиной в полной мере отражает слова знаменитого отечественного педагога.

Таким образом, исходя из постановки проблемы, перед педагогами открывается возможность для развития художественно-педагогам необходимо обратить пристальное внимание на развитие художественно-эстетических, творческих способностей детей с ОВЗ через включение их в дополнительную образовательную деятельность.

Цель: Развитие художественно-эстетических, творческих способностей детей с ОВЗ через включение их в дополнительную образовательную деятельность. Повышение качества образования детей с ОВЗ.

Задачи:

  1. Развить творческие способности детей с ОВЗ в рамках реализации задач художественно-эстетической образовательной области адаптированной образовательной программы дошкольного уровня;
  2. Координировать работу обеих рук, развивать тонкую моторику, тактильное восприятие;
  3. Способствовать развитию фантазии, творческого подхода в реализации собственных задумок, воплощения мечты в реальность;
  4. Обогатить словарь воспитанников специальными терминами, такими как «керамика», «гончар», «сушка», «глазурь», «обжиг», «эмаль» и др.;
  5.  Помогать приобретению социального опыта в процессе работы с природным материалом, расширению кругозора.

Особенности организации работы кружка «Живая глина» с детьми с ОВЗ.

Работа с детьми с ОВЗ накладывает на организацию занятий ряд требований. В зависимости от уровня развития тех или иных психических и физических функций, а также особенностей поведения воспитанников ход занятий существенно различается. Безусловно, педагог всякий раз готов к работе, и всякий раз импровизирует, так как ему необходимо обладать актуальными знаниями в области дефектологии, в частности быть знакомым и использовать в практике методы работы с детьми с нарушениями восприятия, ОДА, ЗПР, ИН, зрительными, слуховыми, поведенческими нарушениями, а значит, различными уровнями развития мышления, памяти, способностью удерживать информацию и усваивать ее.

Во время занятий педагогу необходимо придерживаться 3 «золотых» правил:

1. Сначала установить контакт с ребенком, подружиться с ним, так как плодотворную работу с ребенком с ОВЗ возможно строить только на фоне положительных эмоциональных реакций;

2. Строго соблюдать режим труда и отдыха, ни в коем случае не допуская переутомления или перенапряжения ребенка. Гибко реагировать на малейшие признаки переутомления, давая воспитаннику возможность передохнуть или сменить вид деятельности.

3. Непременно заканчивать занятие подведением итогов. Рефлексия позволяет педагогу сделать выводы об эффективности выбранных приемов и методик, дает толчок к развитию идеи последующих занятий. Для ребенка рефлексия – это возможность оценить себя и свои силы, еще раз быть в ситуации успеха, ощутить гордость от созданного своими руками изделия.

Работа кружка «Живая глина» в МКОУ С(К) НШ №60 строится в соответствии с разработанной программой, утвержденным режимом работы, индивидуально или в малых подгруппах.

Педагоги, работающие в кружке «Живая глина» получили дополнительное образование по работе с оборудованием и глиной на соответствующих курсах, а также самостоятельно повышают свою компетентность на мастер-классах и семинарах, проводимых в г. Новосибирск.

Оснащение и оборудование.

В МКОУ С(К) НШ №60 имеется отдельно оборудованное помещение для работы кружка «Живая глина». Помещение светлое, хорошо вентилируемое, сухое, удобно расположено для доступа всех воспитанников, в том числе требующих специальных средств для передвижения – ходунков, колясок, каталок.

Укомплектовано помещение кружка всем необходимым оборудованием и материалами. Имеется сушильный шкаф, муфельная печь для обжига изделий из глины с разогревом до 1400 градусов, электрический гончарный круг, оборудование для росписи изделий, материалы для художественного оформления – стеки, кисти, глазури, акриловые краски и лаки и т.д.

В холле МКОУ С(К) НШ №60 регулярно проводятся выставки готовых изделий участников работы кружка «Живая глина» по таким темам как: «Рыбки», «Петушок», «Бусинки». «Зайка», «Рыбка на тарелке», «Воробей», «Цыпленок», «Сова», «Кошка», «Мышка», «Птичка», «Снеговик», «Домик», «Елка», и др., которые пользуются неизменным успехом у воспитанников, родителей и работников ДУ.

Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми.

- словесный метод. Педагог рассказывает детям о том, чем сейчас будут заниматься, ведет с ними диалог, провоцирует на вопросы, тем самым подогревая интерес к предстоящей деятельности.

- игровой метод. Необходимо учитывать, что игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста, а значит, через игру происходит максимальное усвоение информации. Этот метод наиболее эффективен в работе с дошкольниками.

-  наглядный метод. Рассказывая о чем-либо ребенку, и подкрепляя информацию показом картинки или объемного изделия, давая ребенку потрогать руками, повертеть, понюхать, педагог дает возможность ребенку захотеть сделать подобную вещь, дает поверить в собственные силы, подкрепляет инициативу в воспитаннике поощрениями.

- практический метод. Позволяет ребенку творить, из ничего, из куска глины сотворить Нечто, игрушку, сувенир для мамы. Педагог мягко научает пальчики ребенка слушаться, выполнять те или иные действия.

Ожидаемый результат.

Занятия в кружке «Живая глина» дадут возможность ребенку для развития психомоторных функций, укрепления мышц кистей рук, улучшения тонкой моторики, развития фантазии, творческого начала, креативности.

Занятия безусловно будут способствовать повышению самооценки воспитанников, укреплять веру в собственные силы, дадут возможность создать настоящие игрушки, которыми можно будет по-настоящему играть в группе ДУ и дома. Все это в целом благотворно повлияет на общее развитие полноценной культурной личности ребенка.

  • Творческие способности детей развиты, задачи художественно-эстетической области в полной мере реализованы;
  • Координация работы обеих рук, мелкая моторика развиты до возрастной нормы;
  • Развитие фантазии, творческого подхода в реализации собственных задумок, воплощения мечты в реальность достигло высокого для соответствующего возраста воспитанника уровня;
  • Словарь воспитанников обогатился специальными терминами, такими как «керамика», «гончар», «сушка», «глазурь», «обжиг», «эмаль» и др.;
  • Социальный опыт в процессе работы с природным материалом приобретен, кругозор расширен.

Перспектива

Предполагается дальнейшая работа кружка «Живая глина» с воспитанниками МКОУ С(К) НШ №60, планируется привлекать к работе родителей. Планируется создание комбинированных, более сложных с технической точки зрения композиций, организация выставок в рамках ДУ и на городском уровне.

Список литературы:

1. журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», №1 2018 г., стр 46-51;

2. https://sheba.spb.ru/shkola/ped-psih-1991.htm

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;

4. Пастухова С.Ю. Использование традиций регионального гончарства в практике арт-педагогики и арт-терапии. СПб.: Скифия-принт, 2017.;

5. Алексахин Н.Н. Волшебная глина. Методика преподавания лепки в кружке. Издательство «АГАР» Москва 2004 г.;

6. Долорс Рос. Керамика: Техника. Приёмы. Изделия. / Пер. с нем. Ю.О. Беем- М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2003.;

7. Горичева В.С. «Сделаем сказку из глины» - Ярославль: Академия развития, 1998;

8. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий, 2003.;

9. Федотов Г.Я. Послушная глина. Москва. АСТ - Пресс, 1997.


[1] Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, №1 2018, стр 46.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на основе здоровьесберегающих педагогических технологий в условиях реализации ФГОС ДО

Организация работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на основе здоровьесберегающих педагогических технологий в условиях реализации ФГОС ДО...

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе формирования целостной, творчески развитой личности в условиях реализации ФГОС ДО

В последнее время возросло внимание к проблеме художественно-эстетического воспитания, как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного развития,...

Социальное партнерство ДОУ и семьи — основа развития личности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО

Задача детского сада - «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и...

ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС «Нравственно-патриотическое воспитание детей подготовительной к школе группе средствами музейной педагогики в условиях реализации ФГОС ДО»

Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей подготовительной к школе группе средствами музейной педагогики»Цель: Создание условий для патриотического развития личности пут...

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе формирования целостной, творчески развитой личности в условиях реализации ФГОС ДО

Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действ...

Удостоверение о повышении квалификации по программе "Музыкальное образование в условиях реализации ФГОС ДО и введения профессионального стандарта "Педагог"

Выдано 27.05.2020 ООО "Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований", г. Москва, 72 часа....