Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Родовое дерево»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Прайс Елена Анатольевна

Знают ли дети не только ближайших родственников, но и то, за что их прадедушка и прабабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? Педагогической  задача: показать зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, через малое большое — вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodoslovnaya.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

 по познавательному развитию в подготовительной группе «Родовое дерево»

Программные задачи:

- учить составлять генеалогическое древо, формировать представление детей о том, что такое род и родословная;

- закрепить представления  детей о семье, об индивидуальных отличиях каждой семьи; формировать представления о составе семьи, используя фотографии членов семьи;

- продолжать знакомить детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку;

- воспитывать любовь и уважение к своим близким, доброжелательное отношение к членам своей семьи и других семей.

Материал:

демонстрационный

1. Картинка с изображением ребуса со словом «семья»

2. Схема родословной

раздаточный

1. Листы бумаги с изображением схем родословного древа

2. Фотографии членов семьи

                                             

Ход НОД:

I. Вводный этап

- Здравствуйте уважаемые родители и ребята!

Игра «Объятия» - на сплочение коллектива

- Ребята, а давно ли вы обнимали своих родителей и друзей? Сейчас я  предлагаю  вам пообниматься, но соблюдая при этом условия:

(звучит музыка, дети гуляют; как только музыка затихает, нужно обнять того, кто оказался напротив вас)

- Что вы чувствовали, когда обнимали человека напротив?

- Как изменилось ваше настроение?

II. Основной этап:

Введение в тему

- Ребята, в какой стране мы живем? (в России)

- Какие вы знаете народы, населяющие территорию нашей страны?

Илья: Живут в России разные народы с давних пор,

           Одним тайга по нраву, другим степной простор,
            У каждого народа язык свой и наряд,

           Один черкеску носит, другой надел халат.

Катя:  Один-рыбак с рожденья, другой- оленевод,

           Один кумыс готовит, другой готовит мед.

           Одним милее осень, другим милей весна,

           А Родина – Россия, у всех у нас одна.

- Действительно, нашу огромную страну населяют многие народы. У каждого народа свои традиции,  свои обычаи, своя народная музыка, свой язык. Вы заметили ребята и уважаемые родители, что в стихотворении встретились редкие в употреблении для нас слова. Объясните их значение.

        Черкеска - национальная мужская одежда народов, населяющих Кавказ.

        Кумыс - напиток из молока лошади.

        Оленевод - тот, кто разводит оленей, житель Севера.

- Что же  является самым дорогим и ценным  для всех народов? Ответить на этот вопрос вы сможете, отгадав ребус  (семья)

- Тема нашего сегодняшнего мероприятия «Семья. Родословная».  Мы узнаем, что такое родословная, как ее составить для вашей семьи.

 - Что такое семья?

 - Кто входит в состав семьи?  

 - Для чего нужна семья?

- Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, сочувствуют, жалеют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг другу ласково, делят вместе печали и радости.

- А вы знаете, ребята, что все семьи разные. Люди в каждой семье имеют разную внешность и разные имена, отчества, фамилии, различные профессии и увлечения, члены семьи могут быть представителями разных народов. Семьи разные, но во многом они похожи. Семья объединяет родственников.

- Как вы думаете, кого называют родственниками? (Ответы детей)

- Родственниками называют близких по родству людей. А что означает слово «род»? (Ответы детей) Дети, слово  «род» - это одна большая семья, это родственники.

- Если объединить ваши ответы, то можно сказать: род — это одна большая семья. Каждый род имеет свое начало. Самым уважаемым считается самый старейший по возрасту член семьи.

- Кто самый уважаемый родственник в вашем роду? Почему? (Ответы детей)

- А еще мы  уважаем и любим их за то, что они дали жизнь вашим родителям, а ваши родители - вам.

-  Мы все очень любим своих родителей, уважаем, о них написано много песен и стихотворений.

Динамическая пауза
Раз, два, три, четыре  (хлопают в ладоши)

Кто живет у нас в квартире?  (поднимают плечи)
Раз, два, три, четыре, пять   (прыгаю на месте)
Всех могу пересчитать  (считают пальчиками)
Папа, мама, брат, сестра, бабушка и дедушка   (показывают ладошкой)
Кошка Мурка, два котенка   (наклон вправо, влево)
Мой сверчок, щенок и я   (повороты вправо, влево)
Вот и вся моя семья   (хлопают в ладоши)

- Всех ли в этом стихотворении можно назвать родственниками? Почему?

- В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного. У каждой семьи есть вещи, которые они бережно хранят и передают из поколения в поколение. Это семейные реликвии. Реликвия — это свято хранимая, почитаемая вещь, которая хранится в семье — это могут быть и старые фотографии, украшения, медали, ордена, игрушки, игры.

Сейчас об одной из реликвий своей семьи нам расскажет Полина К. и ее мама

                                                                                                               (рассказ о рушнике)

- С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными». 

Родословная  (род и слово) - история одной семьи:  прапрадедушки, прапрабабушки, прадедушки, прабабушки, дедушки и бабушки, мама, папа, дети.

- А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, (показ генеалогического древа), где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Родовым древом».

- А сейчас  свою родословную нам представят  семья Тевс, и семья Грабежных.

- Данная родословная составлена сверху вниз. Но родословную можно изобразить и снизу вверх. У дерева есть глубокие крепкие корни: это прабабушки и прадедушки. Крепкий высокий ствол — дедушки и бабушки. Ветки, которые тянутся право и влево — это ваши папы и мамы. А на самом вверху, на тоненьких, молоденьких веточках — это вы — дети.

Психогимнастика

 - Представьте себе, что вы маленькое семечко

(дети и мамочки приседают и сжимаются в комочек, голова опущена и закрыта руками)

- С весенним теплом солнышко начинает пригревать, и семечко начинает расти (дети и мамы начинают медленно подниматься)

- У него раскрываются листочки    (руки убирают с головы и тянут вверх) 

- Растет стебелек       (вытягивается тело) 

- Появляются веточки с бутонами    (руки в стороны, пальцы сжаты)

- Наступает радостный момент — бутоны лопаются  (резко разжимаются кулачки)

- И росток превращается в цветущее дерево.

-  Сейчас я предлагаю вам составить свое цветущее родовое древо. На тарелочках лежат листочки с фотографиями ваших родственников. Необходимо  вам разместить их на своем родовом дереве, то есть, изобразить свое родовое древо.

- Размещаем свой портрет и своих родных братьев и сестёр.

- Следующее поколение вашей семьи – ваши родители – это кто? Мамы и папы. Они родились раньше вас.

- До мам и пап было поколение бабушек и дедушек. Они жили ещё раньше.

(по окончанию работы дети берут свои деревья и встают в круг вместе со своими родителями)

- Посмотрите, какие красивые деревья у нас получились. Почувствуйте, какая сильная, заботливая, добрая ваша семья. Все поколения ваших предков являются корнями этого дерева и помогают ему расти, цвести, приносить новые плоды. Сегодня у нас будет уникальная возможность сесть теплым кругом и послушать ваши рассказы о своей родословной.

- Все ваши семьи вместе – это уже целый народ! Давайте закроем глаза и попробуем ощутить, какая большая сила у нашего народа, когда мы все вместе из поколения в поколение.

III. Заключительный этап

- Ребята, а что нужно делать, чтобы  ваша семья была счастливой? (мир,  Любовь, здоровье  близких, добро)

Игра «Кувшин доброты»

- Издавна на Руси существовало поверье, что если воде сказать слова, то вода дальше понесет эту информацию. У меня есть кувшин с волшебной водой доброты.

–Каждый из вас может сказать воде пожелания своей семье. Вода находится на нашей Земле повсюду. Где бы ни находились члены вашей семьи, они обязательно получат ваши прекрасные пожелания.

(дети и их родители по очереди желают своей семье всего самого хорошего)

Итог  «Ложка говорения»

- У меня интересная вещь в руках. Что это? Для чего она нужна? А это ложка непростая. Это ложка говорения. Кому она попадает в руки, тот скажет, что ему сегодня понравилось и запомнилось.

А сейчас примите от семьи Тевс в угощение национальное татарское блюдо «Чак чак»

ЧАЕПИТИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Тундра-климатическая зона России."

Я хочу поместить в помощь воспитателям детских садов конспект по познавательно-речевому развитию на тему :"Тундра-климатическая зона России." В нём в занимательной интересной форме раскрыты особенност...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Наш дом - Земля"

Если в младшем возрасте, дети могут прослеживать только единичные связи, то в старшем - при последовательной работе - понимать связи комплекса признаков. Дети старшего дошкольного возраста способны ос...

конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Знакомство с морскими обитателями"

Этому занятию предшествовала большая предварительная работа. Были проведены занятия по ознакомлению с природой: знакомство с жизнью дельфинов и китов, по изобразительной деятельности: лепке, рисованию...

Конспект занятия, по познавательному развитию в подготовительной группе . Тема: «Пять помощников человека»

:  Предлагаю конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы 6-7 лет ,по теме «Пять помощников человека».Данный материал будет полезен воспитателям старши...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Воздух, который мы вдыхаем»

В конспекте представлены опыты с воздухом для детей подготовительной группы....

Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной  группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей  подготов...