Педагогический совет "Развитие творческого потенциала у дошкольников в образовательной области "Художественно - эстетическое развитие"
методическая разработка на тему

Кирюшкина Алина Дмитриевна

Совершенствовать работу в МДОУ по художественно-эстетическому воспитанию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_pedsoveta.doc188 КБ

Предварительный просмотр:

                 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

«Развитие творческого потенциала дошкольников в образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»

                                                                               Подготовила: Благонравова Ю.С.

                                                                               старший воспитатель

Цель: Совершенствовать работу в МДОУ по художественно-эстетическому воспитанию.

Повестка дня

1. Значение художественно-эстетического воспитания в развитии художестенно-творческих способностей дошкольников»

                                                                         Выступление: Благонравова Ю.С.

2. О  психолого – педагогических основах развития творческих способностей у детей

                                                                         Выступление: Ягодина М.В.

3. О развитии творческих способностей дошкольников в музыке

                                                                         Выступление: Костюкова А.Г.

4. Деловая игра «Творческий воспитатель – творческий ребенок»

                                                                        Ответственный: Благонравова Ю.С.

5. Об итогах  тематического контроля «Организация работы по художественно – эстетическому развитию»

                                                                        Выступление: Благонравова Ю.С

Старший воспитатель: Уважаемые коллеги, нашу сегодняшнюю встречу хочется начать с высказывания замечательного педагога В.А.Сухомлинского: «Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству и от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя.

       Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека – есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет эстетическое воспитание.

        Что же такое художественно-эстетическое воспитание детей? Обратимся к уважаемым педагогам современности, а также к словарю по эстетике (слайд).

Художественно-эстетическое воспитание -

  • Это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.

                                                                                       (Д.Б. Лихачёв)

  • Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве.

                                                                                        (В. Н. Шацкая)

  • Это система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и    возвышенное в искусстве.      

 (Краткий словарь по эстетике)

        Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим созданием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности. (слайд)

       Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания  ДОУ - создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую  музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность. (слайд).

        Каковы же задачи художественно-эстетического воспитания в детском саду? (слайд)

  • Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

И, действительно, ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе художественно-эстетического воспитания у дошкольников происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.

Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии, творчества ребенка.

  • Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучению детей рисованию, лепке, аппликации, пению, движениям под музыку. 

Причем, хочется обратить ваше внимание на то, что цель обучения навыкам художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов и т. д., но и в том, чтобы вызвать у них интерес и желание самостоятельной творческой деятельности.

        Что мы можем отнести к средствам художественно-эстетического воспитания?  (ответы педагогов).

Основные средства художественно-эстетического воспитания – это (слайд):

Предметно-развивающая среда

Она оказывает на ребенка воздействие, которое по своей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими. Если обстановка эстетична красива, если ребенок видит прекрасные взаимоотношения между людьми, слышит красивую речь, такой ребенок с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все что отличается от этой нормы, будет вызывать у него неприятие.

Природа

Именно в ней можно увидеть основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков, в их сочетании. Сама по себе природа это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка. Средством она становится, когда взрослый целенаправленно использует ее воспитательные возможности и делает ее наглядной для ребенка.

Искусство

(Изобразительное искусство, музыка, архитектура, литература, театр)

Мир музыки особенно привлекателен для ребенка. Еще в утробе матери будущий человек начинает реагировать на музыкальные звуки. Вне всякого сомнения первый вид искусства, который воспринимает ребенок и реагирует на который  - это музыка. Влияние музыки на эмоциональную сферу личности бесспорно, поэтому у детей необходимо знакомить с лучшими образцами народной и классической музыки. Не мене важны и изобразительное искусство, знакомство с художниками, их творчеством. Литература писатели, поэты их произведения.

Художественная деятельность

(как организованная воспитателем, так и самостоятельная)

Воспитание ребенка в деятельности - одна из закономерностей воспитания. Деятельность, связанная непосредственно с видами искусства  - художественная деятельность. (Художественный труд, изобразительная деятельность  с помощью которой развивается у детей восприятие окружающего мира, природы, произведений изобразительного искусства. Формируются изобразительные навыки, с помощью которых дети могут передать свои впечатления в продуктивных видах деятельности).

Именно воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок.

         Это работа кропотливая, требующая от педагога умения систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребенка красотой, всячески облагораживать его окружение.

Творчество детей проявляется и в составлении рассказов, придумывании стихов, а также в других видах их художественной деятельности. В рисунке, лепке, рассказе, песне ребенок удовлетворяет свою потребность в действенном, образном выражении своих впечатлений. И здесь сначала рождается замысел, а потом средства претворения его в жизнь; дети комбинируют свои впечатления, полученные при восприятии различных произведений искусства. И в этом случае ребенок остается таким же искренним, он не просто копирует увиденное, а передает свое отношение к нему.

         Таким образом, в дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Однако для развития художественно-творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение. В процессе его они овладевают способами образного выражения и изображения своих замыслов в слове, пении, рисунке, танце, драматизации. Обучение побуждает ребенка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции, развивает способности.

Мы сформулировали задачи художественно-эстетического воспитания детей, определили основные средства, с помощью которых мы будем решать эти задачи, но нельзя забывать и об условиях их реализации (слайд):

Условия реализации задач художественно-эстетического воспитания

  • Максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

• Взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразную пищу для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества.

• Интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества; формированию образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения.

• Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения.

• Организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.

• Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.

• Обеспечение преемственности в художественно-эстетическом воспитании между всеми возрастными группами детского сада, а также между детским садом и начальной школой.

• Тесная взаимосвязь и взаимодействие детского сада с семьей.

Большое значение в осуществлении интеллектуального и нравственно-эстетического воспитания детей и в развитии их творчества я придаю интеграции всех видов искусства и художественно-творческих деятельностей.

Именно интеграция позволяет объединять впечатления детей, углублять и обогащать образное содержание детского творчества через взаимосвязь образного содержания искусства и детской художественной деятельности. Интеграция разных видов искусства и разнообразных художественных деятельностей позволяет детям более глубоко и разносторонне осмыслить создаваемые ими образы, глубже осознать искусство и явление жизни.

Эффективность осуществления эстетического воспитания в целом и развития художественно-творческих способностей в частности, с моей точки зрения, определяется взаимосвязанным использованием всех средств эстетического воспитания и разнообразных художественно-творческих деятельностей (игровой, изобразительной, театрализованной, художественно-речевой, музыкальной).

Механизмом интеграции является образ, создаваемый средствами разных видов искусства, художественной деятельности:

– в литературе средство выразительности – слово (образные определения, эпитеты, сравнения);

– в театрализованной деятельности выразительные средства драматизации – движения, жесты, мимика, голос, интонация;

– в изобразительной деятельности – рисунок (форма, величина, цвет), лепка (форма, объём, пропорции), аппликация (форма, цвет, композиция);

– в музыке – мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др.

        Все художественно-творческие виды деятельности выполняют психотерапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимая нервное напряжение, страхи, вызывают радостное приподнятое настроение, успокаивают, создают обстановку эмоционального благополучия. Художественно-эстетическое развитие детей способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы, влияет на познание нравственной стороны действительности (для дошкольника понятия «красивый» и «добрый» практически идентичны), повышает познавательную активность.

А сейчас педагог – психолог Ягодина М.В. – расскажет о психолого – педагогических основах развития творческих способностей детей.

Педагог – психолог: «Творчество можно рассматривать в трех аспектах: психологическом, философском и педагогическом. С позиции философского мировоззрения творчество — это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Психология творчества стала складываться как ответвление теории словесности, истории литературы и искусства. Проблема творчества имеет и педагогический аспект. Процесс воспитания и обучения являются творческими по самой своей сути, и педагогические технологии должны иметь свойственную им эвристическую технику.

И. Я. Лернер выделил элементы творческого мышления:

  • перенос знаний в новую ситуацию;
  • видение новых проблем в стандартных условиях;
  • видение новых функций знакомого объекта;
  • умение видеть альтернативу решения;
  •  умение комбинировать ранее известные способы решения проблемы в новый способ;

—  умение создавать оригинальный способ решения при известности других.

Понятие «творческое мышление «неотделимо от понятия «творческие способности». В современной научной литературе представлены различные определения понятия «способности».

По мнению Е. А. Шумилина, способности — это потенциальные возможности человека к еще большему приобретению знаний и умений.

Психолог Б. М. Теплов выделяет три аспекта понятия «способности»: Во- первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей... В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».

По мнению Дж. Гилфорда, способность к творчеству многомерна и включает в себя способность рисковать, дивергентное мышление, гибкость мышления, быстроту мышления, богатое воображение, восприятие неоднозначных вещей, высокие эстетические ценности, развитую интуицию.

Дж. Гилфорд выделил четыре основных параметра креативности:

  1.  оригинальность — способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы;
  2.  семантическая гибкость — способность выявить основное свойство объекта и предложить новый способ его использования;
  3.  образная адаптивная гибкость — способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования;

 семантическая спонтанная гибкость — способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации.

Американский психолог Е. Торренс занимался исследованием творческих способностей детей. Для него креативность — это способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, недостающих элементов, дисгармонии и т. д. Торренс предложил модель креативности, которая включает три фактора: беглость (продуктивность), гибкость, оригинальность.

Таким образом, в большинстве исследований под креативностью подразумевается некоторая совокупность мыслительных и личностных особенностей, способствующих становлению и проявлению творческих способностей.

Большинство таких исследователей, как Н. Е. Веракса, О. М. Дьяченко, Е. С. Ермакова и др. связывают развитие творческих способностей в дошкольном детстве с появлением символов, развитием способности замещения. Замещение формируется в различных видах деятельности ребенка — игре, конструировании, рисовании, речи.

Творчество неразрывно связано с воображением. Эту точку зрения обосновал замечательный отечественный профессор Л. С. Выготский, который различал два вида деятельности — воспроизводящую (репродуктивную) и творческую.

В процессе репродуктивной деятельности человек воспроизводит или повторяет ранее создавшиеся и выработанные приемы поведения, вспоминает следы от прежних впечатлений.

Кроме воспроизводящей деятельности, у человека проявляется деятельность комбинирующая, или творческая. «Всякая такая деятельность человека, результатом которой являются не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, и будет принадлежать к этому второму роду творческого, или комбинирующего поведения... Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психологи называют воображением или фантазией».

Педагогические условия развития вербального творчества детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Одной из важнейших задач воспитания и обучения в детском саду является развитие творческих способностей. Ведущим направлением по активизации творческого развития детей являются интенсификация речевого развития, обучение родному языку, в том числе обогащение, закрепление и активизация словаря.

Развитие творческого мышления ребенка немыслимо без расширения словарного запаса. Усваивая новые слова, ребенок закрепляет полученные им новые знания и представления. Словарная работа в детском саду неразрывно связана с развитием у ребенка его познавательных и творческих способностей.

Игровая деятельность — важнейшая часть деятельности ребенка раннего и дошкольного возраста. Она подготавливает детей к жизни, оказывает самое непосредственное влияние на развитие вербального творчества детей.

Обогащению словарного запаса способствуют изобразительная и конструктивная деятельность детей (рисование и конструирование).

В процессе изобразительной деятельности развивается знаковая и креативная функции речи ребенка, поскольку рисунки детей — это знаки предметов, в том числе знаки-символы, которые не столько изображают предметы, сколько выражают понятия. Например, изображение голубя — это символ мира, изображение человеческого сердца — символ любви и дружбы.

Конструирование (особенно конструирование по замыслу) требует от дошкольников умения ставить и решать поставленные задачи, составлять и обсуждать план постройки, называть строительные материалы и детали постройки (кубики, глина, клей, бумага, дерево, металл, крыша, стена, дверь, окно).

Особое значение для обогащения словаря детей имеет их ознакомление с художественной литературой. В этом случае используются прежде всего два приема:

  •  объяснение непонятных слов, встретившихся в тексте,
  •  введение слов — этических оценок поступков героев.

Воспитатель при чтении художественных произведений объясняет детям слова, обращая основное внимание на те из них, которые являются ключевыми для содержания художественного произведения, а также на слова с абстрактным значением.

Таким образом, к условиям, способствующим обогащению и активизации словаря дошкольников, относятся следующие: общение с людьми, прежде всего с матерью и воспитателем, социальное окружение, игровая деятельность, изобразительная деятельность, конструирование, трудовая и учебная деятельность, словарная работа на занятиях, ознакомление с художественной литературой.

В качестве педагогических условий развития творческих способностей можно выделить: учет психолого-возрастных особенностей детей, обеспечение творческого развития на занятиях по развитию речи, реализация педагогом личностно-ориентированного образования, создание эмоционального психологического комфорта, сочетание репродуктивной с продуктивной деятельностью ребенка, разработка системы дидактических средств (креативность педагога, система технических средств обучения, система упражнений, направленных на развитие творческих способностей через активизацию словаря).

Условия, необходимые для возникновения творчества:

4) Условия, пробуждающие к творческой деятельности (потребности,

мотивы, склонности, взаимодействия, эмоции).

5) Условия, обеспечивающие творческую деятельность (способности,

волевые черты личности).

6) Условия, стимулирующие творческую деятельность.

7) Условия, развивающие творческую деятельность:

  • творческая, познавательная активность,

креативность лютости педагога,

Мы рассматриваем развивающую среду как комплекс психологопедагогических условий развития творческих способностей в организованном пространстве креативного поля. Среди них можно выделить следующие:

- Образовательное пространство: система занятий по развитию

вербального творчества, способность к диалектичному мышлению педагога, ориентация на зону ближайшего развития детей, создание условий и средств организации обучения и развития, технология обучения: методы и приемы, формы, средства обучения; проблемность обучения, система упражнений, активизирующих речевое и творческое развитие, наблюдение за окружающим миром.

  • Коммуникативное        пространство:        сформированность

коммуникативных навыков, взаимодействие детей в процессе продуктивных видов деятельности, полноценное межличностное общение, стиль общения педагога, совместная деятельность, позитивное сотрудничество педагога с детьми.

  • Коррекционное пространство:        коррекция речевого развития,

коррекция познавательного развития, коррекция эмоционального и коммуникативного развития.

  • Развивающее пространство:        система развивающих занятий,

упражнений и игр.

  • Креативное пространство: формирование творческого потенциала, творческой самостоятельности, стимулирование творческой активности.

Развитие творческих:        способностей оценивается по следующим

параметрам:

8)Сформированность компонентов речевой деятельности, таких, как:

  •  объем словаря;
  •  словарный состав речи (существительные, глаголы, прилагательные, наречия);
  •  состав предложений (распространенный, нераспространен-ный);
  •  категории высказываний (ситуативные, внеситуативные);
  •  грамматические навыки;
  •  понимание речи;
  •  выразительность речи;
  •  связность речи;
  •  понимание обогащенного и отвлеченного смысла слов;
  •  семантико-синтаксическая        вариативность        (грамматическое

конструирование текста при сохранном содержании) и лексикосемантическая вариативность (способность выражать похожее содержание различными языковыми средствами).

9)  Сформированность креативных компонентов процессов познавательной деятельности, таких, как:

  •  цельность восприятия;
  •  образная и долговременная память;

 способность к осмысленно

  • воображение.

10)  Сформированность операций мыслительной деятельности, таких как:

  •  ассоциативность мышления (точность в выборе словесных ассоциаций, легкость ассоциирования);
  •  способность к сравнению;
  •  способность к аналогиям и обобщениям;
  •  гибкость мышления;
  •  творческое мышление.

11) Активность творческой деятельности:

  •  познавательная активность;
  •  коммуникативная активность;
  •  творческая активность.

На занятиях в условиях ДОУ необходимо использовать продуманную и эффективную систему творческо-языковых заданий, ориентированную на обогащение и активизацию словаря, и развитие творческих способностей детей.

Педагогическая система развития творческих способностей детей базируется на основе следующих принципов:

  •  Принцип наглядности. Творческое мышление и речь дошкольника во многом развиваются на наглядной основе. Поэтому в исследовательских ситуациях желательно использовать различные конкретные предметы, названия которых должен знать ребенок: игрушки, рисунки, картины.
  •  Принцип творческого сотрудничества. Работа по развитию творческих способностей будет успешной только в том случае, если педагог найдет подход к ребенку. Необходимо, чтобы дошкольник выполнял задания без всякого принуждения и даже с удовольствием. Поэтому большую роль играет личность педагога, его способность к творческому саморазвитию.
  •  Заинтересованность ребенка в выполнении творческих заданий. Внимание дошкольника не может долго задерживаться на одном и том же предмете, событии, явлении. Это внимание нужно поддерживать любыми способами, вызывая интерес дошкольника к выполняемому заданию.
  •  Учет индивидуальных особенностей ребенка. Каждый ребенок имеет индивидуально-возрастные особенности своего как физического, так и умственного развития. Педагог должен учитывать степень утомляемости, уровень умственного развития, особенности характера каждого ребенка.
  •  Установка на творческое выполнение задания. Ребенку дают понять, что он будет выполнять предлагаемое ему задание совершенно самостоятельно, без подсказки. Сам должен решить, как ему лучше ответить на вопросы. Он совершенно свободен в выборе способов выполнения задания.

В последнее время выдвигаются новые, нетрадиционные принципы обучения:

  •  интенсификации и оптимизации учебного процесса;

 компьютеризации учебного процесса;

  • сотрудничества и партнерства, разумного сочетания коллективного и индивидуального творчества на учебном занятии;
  • лингво-педагогической целесообразности;
  • учета актуального, ближайшего перспективного развития обучаемого;
  • создания благоприятного психологического и морального микроклимата на учебном занятии;
  • дифференцированного подхода к обучаемым.

JI. Ю. Субботина, рассматривая базовые положения, определяющие деятельность педагога по развитию творческих способностей, предложила следующие принципы:

1) Прежде, чем приступать к развитию творческих способностей, следует сформировать речевые и мыслительные навыки.

2) В центре внимания должно быть овладение смысловыми понятиями.

3) Стимулировать разные виды активности (познавательную, коммуникативную, творческую активность и самостоятельность).

4) Создавать проблемные ситуации.

5) Процесс развития творческих способностей происходит в связи с общим развитием содержания детской деятельности, в единстве репродуктивной и продуктивной деятельности.

Развитие творческой личности в современных условиях непосредственно связано с ее речевым развитием. Творчество может рассматриваться как совокупность представлений и образов в речевой деятельности. Дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития творческих способностей.

Обогащение словаря дошкольников в огромной степени способствует их общему речевому, а также творческому развитию.

В качестве педагогических условий развития творческих способностей можно выделить: учет психолого-возрастных особенностей детей, обеспечение творческого развития на занятиях по развитию речи, реализация педагогом личностно-ориентированного образования, создание эмоционального психологического комфорта, сочетание репродуктивной с продуктивной деятельностью ребенка, разработка системы дидактических средств (креативность педагога, система технических средств обучения, система упражнений, направленных на развитие творческих способностей через активизацию словаря).

Анализ инновационных и традиционных программ, действующих в системе современного дошкольного образования, определяет наличие творческого потенциала образовательного процесса в ДОУ, выявление творческого потенциала реализации программ в период дошкольного детства.

Основной формой реализации творческого потенциала детей в период дошкольного детства в условиях ДОУ выступают интегративные развивающие занятия по развитию речи, что позволяет решать разноплановые задачи в рамках одного занятия. Смысл этих занятий в том, чтобы продвинуть вперед речевое развитие ребенка, совершенствуя лексико-грамматический строй речи, который лежит в основе достижения более высокого уровня развития творческих способностей.

Старший воспитатель: О том, как развивать творческих способности дошкольников в музыке  нам расскажет музыкальный руководитель Костюкова А.Г.  (приложение 2 – презентация).

Музыкальный руководитель: Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроению. Ее называют языком чувств, моделью человеческих эмоций.

Современными исследователями доказано, что формировать музыкальные способности нужно начинать как можно раньше. Чем раньше дети приобщаются к миру музыки, тем более музыкальными они в последствии становятся, и тем радостнее и желаннее будут для них новые встречи с музыкой. Может поэтому, многие специалисты утверждают, что дошкольный возраст самый благоприятный период для формирования музыкальных способностей. Способность – индивидуальная особенность личности.

Различают способности: лингвистические, интеллектуальные, творческие, музыкальные (слайд).

Музыкальные способности разделяют на специальные (композиторские, исполнительские) – качественное своеобразие специальных способностей, необходимых для выполнения любого вида музыкальной деятельности и общие (необходимые для осуществления любой музыкальной деятельности) -  способность эмоционально погружаться в музыкальные переживание, внимание, волевые особенности, т.е. то, что относится к процессам и свойствам личности.(слайд).  

Специалисты – музыканты выделяют три вида музыкальных способностей: ладовое чувство, музыкально – слуховые представления, чувство ритма (слайд).

Ладовое чувство - способность  эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения (слайд). Эту способность можно назвать эмоциональным компонентом музыкального слуха. В детском возрасте его характерное проявление – любовь и интерес к слушанию музыки.

Способность к слуховому представлению это способность  произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотные движения (слайд). Эта способность у детей проявляется в воспроизведении по слуху мелодий, в первую очередь – в пении.

Музыкально-ритмическое чувство  или чувство ритма - способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его (слайд). В раннем возрасте чувство ритма проявляется в том, что слушание музыки непосредственно сопровождается теми или иными двигательными реакциями, более или менее передающими ритм музыки.

Важнейшим средством развития музыкально-творческих способностей является музыкальная предметно-развивающая среда, которая организуется в группах по 3 направлениям: восприятие музыки, воспроизведение музыки, музыкально творческая деятельность (слайд).

Немаловажна также роль музыкально дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей.

Основное назначение музыкально-дидактических игр — формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.

Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.         Музыкально-дидактические игры должны быть интересно и красочно оформленными.

Приведу примеры использования музыкально-дидактических игр в младшем и старшем дошкольном возрасте (слайды).

        Считаю, что одними усилиями музыкального, без поддержки родителей и воспитателей трудно добиться желаемых результатов в музыкальном развитии детей, а также в развитии их музыкально-творческих способностей. Поэтому необходимо использование музыки в повседневной жизни группы, на занятиях по развитию речи, изобразительному искусству, ознакомлению с окружающим миром, на прогулке и т.д.

Старший воспитатель: Не секрет, что творчество детей развивается лучше если его окружают творческие взрослые. Поэтому я предлагаю вернуться в чудесный мир детства и немного поиграть. Для этого разделимся на команды: каждый из вас получил жетон (синий, зеленый), рассаживаемся на две команды.

Деловую игру мне хотелось бы начать с цитаты Льва Семёновича Выготского, который сказал: «Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создаёт что-либо новое». Детское творчество-это выражение индивидуальных способностей ребёнка, выражение в художественной форме отношения к окружающему миру и собственной персоне. (слайд)

      Психологи считают, что дети рождаются с творческими задатками. Наша задача: поддерживать и стимулировать развитие у детей творчества.

    Детское творчество отличается от творчества взрослого. Ребёнок действует подсознательно, он не ставит перед собой целей.  

1 станция.  Цветоград (слайд)

Оборудование: восковые мелки, альбомные листы, цветные карандаши, музыкальное произведение, два мольберта с кнопками

    Вокруг все живёт и изменяется. Также изменчивы и бесконечно разнообразны наши с вами чувства. У каждого чувства множество оттенков. Можно тихо радоваться про себя, думать о чём-то приятном и улыбаться. А можно бегать и кричать от радости. И то и другое – радость, но совсем по-разному окрашенная. Давайте попробуем рассказать о том, что принесла нам музыка, языком красок. Пусть в этой игре краски заменят слова, а переходы цвета попробуют передать оттенки того, что мы чувствуем.

Звучат музыкальные произведения Вивальди, Брамса, Бетховена, Паганини.

Послушайте задание прослушивая музыку, задумайте своё, особенное настроение, ей подходящее, и подберите соответствующие цвета.

 (слайд)

 

Шаг 1. Прослушивая музыку, задумайте своё, особенное настроение, ей подходящее, и подберите соответствующие цвета. Распишите лист бумаги всеми оттенками своего настроения, так, чтобы на листе почти не осталось белого поля. Какое настроение окрашивает ваш лист? Может быть, это радость? спокойствие? Или тревога, страх? Переверните лист и на обороте напишите тему-настроение. Сохраните её в тайне от других участников игры и от ведущего. Теперь – решающий момент. Возьмите 2-3 ярких мелка, и прямо по цветному листу очень быстро нарисуйте лицо, полное вашего настроения. Неважно, чьё это будет лицо. Важно другое: выражение чувства. Рисунок должен выразить именно то, что написано на обороте.  И, наконец, самое интересное. Ваши работы попали в галерею творчества. Первая команда размещает свои работы на первом стенде, вторая на – втором. Участники первой команды угадывают тему-настроение работ соперников, ведущий сверяет с тем, что написано на обороте.

За каждый верный ответ команда получает 1 балл.

Вывод: Важное значение на НОД с изо материалами воспитатель должен уделять цвету, так как роль цвета в развитии творческого потенциала детей огромна. Педагогам нужно обязательно с детьми обсуждать: какие чувства и впечатления вызывает у них тот или иной цвет, так как именно цвет стимулирует желание ребенка взять в руки карандаш, кисть и рисовать.

2 станция. Педагогическая (слайд)

Задание: предложите на ваш взгляд эффективные варианты организации детской деятельности, способствующие развитию творческих способностей детей дошкольного возраста (дидактические упражнения, игры, знакомство с приемами и т.д.), обоснуйте свой ответ.  

Время выполнения 1минута.

Команда получает 1 балл – за каждый правильный вариант.

3 станция. Искусствоведение  (слайд)

Игра «Артлото»

Нужно назвать великого русского художника

Слайд

Репродукция картины Серова «Девочка с персиками»

Слайд

Репродукция картины  Васнецова «Аленушка»

Слайд

Репродукция картины  Левитана  «Золотая осень»

Слайд

Репродукция картины Васнецова «Богатыри»

Слайд

Репродукция картины  Шишкина «Рожь»

Слайд

Репродукция картины  Шишкина «Утро в сосновом бору»

Слайд

Репродукция картины  Саврасова  «Грачи прилетели»

Слайд  

     Картины современных художников у нас нередко вызывают возглас: «Что это за мазня! И я так могу!» Мы не умеем видеть идею художника.

Слайд  

   Порой творчество ребенка – это на первый взгляд хаотичные линии (это мы так видим взрослые), но ребенок вложил свою идею, а не технику. И он видит в своем рисунке, например прекрасный город или сказочный цветок. В этот момент ему важно показать, насколько ценна, первостепенная идея в его рисунке.

    Слайд  ( картина Семена Файбисовича «Капли на ресницах», 1992 год, масло)

   Перед вами  картина современного художника нашей страны. Этот художник всегда тщательно прописывает каждую деталь. Поэтому его картины похожи на фотографии, а его живопись называется фотореализм. Разгадайте идею художника – что он показал на картине? Время обсуждения 30 секунд. Каждая команда выскажет свое видение и только после этого ведущий объявит название картины (в названии заключается подсказка правильного ответа)

Слайд ( картина Екатерины Милоновой «Полет») 

Обсуждение 30 секунд. Высказывание команд.

4 станция. Растим таланты

   Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий,  способствующих формированию их творческих способностей.

Задание: Разработайте памятку для родителей «Советы педагога, чтобы малыш развивался творчески». Время обсуждения 3 минуты. Ответы команд.

   И в заключении нашей игры, я подведу итоги, а вам предлагается ненадолго стать творцами: дорисуйте, пожалуйста, элементы, которые расположены на последнем развороте буклета, превратив их в художественные образы. Но при этом есть одно условие к их созданию: вы рисуете то, что желаете своим детям, заканчивая фразу: « Я работаю, чтобы мои воспитанники …».

Старший воспитатель: А сейчас я познакомлю вас с итогами  тематического контроля «Организация работы по художественно – эстетическому развитию»

Цель: определить эффективность организации работы по художественно – эстетическому развитию в ДОУ, средствами всестороннего обследования воспитательно – образовательного процесса и последующего педагогического анализа.

Сроки проведения: 21-29  марта 2016 г.

Контроль осуществляют: заведующий МДОУ – Висюлина О.В.

                                               старший воспитатель – Благонравова Ю.С.

Возрастные группы: младшая группа «Рыбка» (воспитатели Титова О.А,

                                       Мальцева М.С.)

                                       младшая группа «Василек» (воспитатель Семенова

                                       Е.Ю.)

                                       средняя группы «Ромашка» (воспитатели Перова М.А.,

                                       Кузнецова О.Н.),

                                      средняя группа «Кувшинка» (воспитатели Бирюкова

                                      А.И., Абрамова И.Н.)

                                      старшая группа «Журавлик» (воспитатели Нехаева Е.В.

                                      Карташова К.М.)

                                    старшая логопедическая группа «Бабочка» (воспитатели

                                      Рыженкова Л.И., Сорокина Н.Б.)

                                      подготовительная группа «Солнышко» (воспитатели

                                      Ильчук Л.А., Серакурова О.А.)

                                      подготовительная логопедическая группа «Пчелка»

                                      (воспитатели Плеханова Т.Г., Глухова В.Ю.)

         В соответствии с годовым планом работы ДОУ на 2015-2016 учебный год, на основании приказа по МДОУ был проведен тематический контроль в младших, средних, старшей,  подготовительной и логопедических  группах. В ходе тематического контроля были просмотрены НОД по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие. Рисование. Лепка. Аппликация», проанализированы планы воспитательно-образовательной работы, развивающая предметно – пространственная среда для художественно – эстетического развития, анализ профессионального мастерства воспитателей, работа с родителями.

    Анализ детских работ и наблюдение за изобразительной деятельностью воспитанников в процессе организованной образовательной деятельности и в   самостоятельной деятельности показали, что у детей всех возрастных групп отмечается высокая активность, увлеченность, интерес к различным видам изобразительной деятельности, многие дети проявляют самостоятельность в выборе изобразительных материалов и технических приемов изображения. Однако есть дети младшего дошкольного возраста которые испытывают трудности при создании простейших изображений красками и карандашами, при наклеивании готовых форм по аппликации, не в полном объеме владеют техническими навыками и умениями (не правильно работают карандашам и кистью и т.д.). У детей среднего дошкольного возраста отмечается проявление интереса к коллективным работам и интерес к своим собственным результатам. Как показал анализ детских работ воспитанники испытывают трудности в передаче сюжета, при создании декоративных композиций не все дети выбирают самостоятельно способы изображения и изобразительные материалы. Анализ детских работ детей старших и подготовительных групп показал, что воспитанники эмоционально реагируют на художественный образ, средства выразительности. В произведениях изобразительного искусства, видят характерные эстетические признаки окружающих предметов, могут сравнивать их, знакомы с изделиями декоративно – прикладного искусства. Однако не все владеют основными техническими приемами рисования, могут передать сюжетную композицию, создавать декоративные композиции.  

        В ходе тематического контроля были просмотрены НОД по художественно – эстетическому развитию во всех возрастных группах.

        В младшей группе «Василек» была просмотрена НОД по аппликации на тему «Домик для скворушки» (воспитатель Семенова Е.Ю.).

Организация деятельности детей адекватна обучающим, развивающим и воспитывающим задачам. Формированию знаний детей на протяжении деятельности способствовала логичность подачи материала, доступность, создание игровой ситуации. Переход от одного вида деятельности на другой позволил вовлечь каждого ребёнка в активный процесс

Однако   не смотря, на высокий интерес детей к деятельности, предусмотренной содержанием НОД педагогом недостаточно тщательно были продуманы методические приемы которые могли бы способствовать формированию не только технических навыков и умений, но и проявлению творческой самореализации дошкольников. 

      В младшей группе «Рыбка» было просмотрена организованная деятельность по рисованию «Уточка. (по мотивам дымковской росписи)» (воспитатель Мальцева М.С.). Структура НОД соответствовала поставленным задачам, построено в логической последовательности и взаимосвязи частей занятия. Целесообразно было разделено время по всем частям занятия. Темп занятия выбран оптимальный. Педагогом использовались разнообразные методы и приемы в соответствии с возрастными особенностями группы. Но недостаточно была организована индивидуальная работа с детьми, затрудняющимися при выполнении задания. Отсутствовали напоминания, дополнительное объяснение, а также учёт особенностей мышления и темпа восприятия каждого ребёнка, в следствие чего многие дети испытывали трудности при создании простейших изображений красками.

             НОД по лепке «Птицы на кормушке» в средней группе «Ромашка» (воспитатель Кузнецова О.Н.) показала, что дети проявляют интерес к лепке, владеют такими приемами как раскатывание комочков прямыми и круговыми движениями, прищипывания, сглаживания, умеют пользоваться стекой. Выстраивая структуру деятельности, педагог опиралась на алгоритм психологических основ формирования навыка: использовала вопросы, направленные на активизацию имеющихся знаний, расширяла представление детей по теме, предлагала выполнить практическое задание. В течение практической работы у детей наблюдался повышенный интерес к заданию и заинтересованность. В заключительной части НОД необходимо подвести итог деятельности, используя метод анализа успешности выполнения задания и метод самооценки детьми своих возможностей.

       Одной из главных задач решаемых в рамках НОД по рисованию «Путешествие в зоопарк» в средней группе «Кувшинка» (воспитатель Бирюкова А.И.)  было закрепить умение детей рисовать животного – верблюда нетрадиционными техниками рисования (рисование на мятой бумаге и рисование методом тычка). Используя готовые конспекты НОД педагогу необходимо обращать внимание на то, что все элементы НОД должны быть логически объединены между собой общей темой, а каждая часть направлена на решение определённых педагогических задач. Особое внимание следует уделять индивидуализация обучения, которая проявлялась в оказании помощи затрудняющимся детям.

        В старшей группе «Журавлик» было просмотрена организованная деятельность по рисованию «Перелетные птицы» (воспитатель Нехаева Е.В.).

Организация деятельности детей была адекватна обучающим, развивающим и воспитывающим задачам. Структура НОД соответствовала поставленным задачам, построено в логической последовательности и взаимосвязи частей. Также были учтены возрастные особенности детей. Для развития детского творчества детям было предложено самостоятельно выбрать перелетную птицу и изобразительный материал, для передачи ее образа. Однако не смотря на созданные условия для проявления творческого самовыражения детям не хватило технических навыков.

     Владение композиционными умениями и разными способами рисования кистью (широкие линии – всем ворсом, тонкие линии – концом кисти), умение передать в рисунке образ дерева весной можно было увидеть на НОД по рисованию «Дерево весной» (воспитатель Сорокина Н.Б.) в старшей логопедической группе «Бабочка». В течение практической работы у детей наблюдался повышенный интерес к заданию, заинтересованность детей. Во время речевого общения при выполнении работы воспитанниками педагог давал позитивную оценку детской деятельности, ответам детей. При затруднениях воспитанников Надежда Борисовна повторно давала инструкцию выполнения задания, развивая чувство уверенности в собственных силах. Инструкции были четкими, понятными, доступными. Также активировала каждого ребёнка для участия в анализе выполненных работ.

     В подготовительной группе «Солнышко» была просмотрена НОД по лепке на тему «Пингвин на льдине» (воспитатель Серакурова О.А.). НОД соответствовала интересам, темпераменту, уровню подготовленности детей. Организация деятельности детей адекватна обучающим, развивающим и воспитывающим задачам. Формированию знаний детей на протяжении деятельности способствовала логичность подачи материала, доступность, создание игровой ситуации. Переход от одного вида деятельности на другой позволил вовлечь каждого ребёнка в активный процесс. В течение всей образовательной деятельности формировались предпосылки учебной универсальной деятельности, которые послужат в дальнейшем основой для формирования УУД  в соответствии с ФГОС НОО. Во время практической части дети показали сформированность технических навыков лепки, умения передавать форму, пропорции частей, позу и характерные особенности изображаемого предметов. В заключительной части необходимо привлекать к анализу и самоанализу также и малоактивных, застенчивых детей.

         НОД по рисованию «Животные Африки» в подготовительной логопедической группе «Пчелка» (воспитатель Плеханова Т.Г). При подборе содержания НОД учитывались возрастные и психологические особенности детей и их речевые возможности. Концентрации внимания детей на протяжении всей деятельности способствовала проблемная ситуация. Практическая часть показала навыки сюжетного рисования (размещение изображение на листе в соответствии с их реальным расположением, умение передавать движения животных, самостоятельность в выборе композиции) и умения использовать в рисовании нетрадиционные техники и материалы (цветной песок). На рефлексивно – оценочном этапе дети самостоятельно делали выводы о своей работе и работе товарища.

          Анализ планов воспитательно-образовательной работы показал, что работа по художественно – эстетическому развитию планируется как в ходе проведения организованной образовательной деятельности, так и в совместной деятельности детей и воспитателей. Планирование осуществляется с учетом задач по художественно – эстетическому развитию в соответствии с ООП ДО и возрастных особенностей детей каждой возрастной группы. В своей работе педагоги используют методическое пособие Т.С.Комаровой «Изобразительная деятельность в детском саду», «Красота. Радость. Творчество» Для дополнения ООП ДО педагоги используют методические разработки: А.Н. Колдина «Лепка», «Рисование», «Аппликация» (для разных возрастных групп), К.К. Утробина, Г.Ф.Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет», Р.Г.Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста». Педагогами проводится большая предварительная работа. Воспитатели используют наблюдения за окружающим миром, беседы по ознакомлению с искусством, чтение художественной литературы. С детьми проводится индивидуальная работа по изобразительной деятельности. Анализ планов педагогов позволил выявить недостатки планирования: во всех возрастных группах недостаточно планируется работа по ознакомлению с творчеством художников, художников – иллюстраторов; не в полном объеме планируются дидактические игры на освоение детьми цвета, формы, формирование чувства композиции; однообразная по формам работа в центрах художественного творчества; не планируются развлечения с интеграцией художественно эстетического развития.

     С целью оценки создания развивающей предметно – пространственной среды для художественно – эстетического развития в группах ДОУ был проведен смотр- конкурс «Лучший центр художественного творчества».

По результатам проведенного смотра – конкурса можно сделать следующие выводы: во всех группах созданы центры художественного творчества, но отмечена недостаточная наполняемость центров в соответствии с возрастом в младшей группе «Василек» (воспитатель Семенова Е.Ю.), средней группе «Кувшинка» (Бирюкова А.И., Абрамова И.Н.), старшей группы «Журавлик» (воспитатели Нехаева Е.В., Карташова К.М).  Хотелось бы отметить творческий подход и большое количество дидактических игр, пособий, оборудования для рисования в нетрадиционных техниках в младшей группе «Рыбка» (воспитатели Титова О.А., Мальцева М.С.), старшей логопедической группе «Бабочка» (воспитатели Сорокина Н.Б., Рыженкова Л.И.), в подготовительной группе «Солнышко» (воспитатели Ильчук Л.А., Серакурова О.А.), в подготовительной логопедической группе «Пчелка» (воспитатели Глухова В.Ю., Плеханова Т.Г.), также  в группах старшего дошкольного возраста организуется постоянно действующие выставки детского творчества.

     Для оценки профессиональных умений педагогов была просмотрена НОД по изобразительной деятельности во всех возрастных группах. Как показал просмотр НОД большинство педагогов творчески используют готовые конспекты, учитывая индивидуальные особенности детей, с опорой на уже имеющиеся умения и навыки. Методически правильно подбирают и размещают демонстрационный    и раздаточный      материал. С детьми проводится большая предварительная работа, которая соответствует содержанию предстоящего занятия. Воспитатели используют разнообразные методы, приемы и средства, а также разнообразные формы организации детей. Наряду с традиционными техниками выполнения работ по рисованию, лепке, аппликации воспитатели используют нетрадиционные техники: пальчиковую живопись, кляксографию, монотипию, пластилинографию, квилинг, рисование цветным песком, жесткой кистью, обрывание и т.д. Педагоги старшей логопедической группы «Бабочка» (Рыженкова Л.И.,Сорокина Н.Б.), подготовительной группы «Солнышко» (Серакурова О.А., Ильчук Л.А.), подготовительной логопедической группы «Пчелка» (Плеханова Т.Г., Глухова В.Ю.) в своей работе по художественно – эстетического развитию часто используют проектную деятельность, которая позволяет детям экспериментировать, систематизировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Для дальнейшего профессионального роста воспитателям Мальцевой М.С., Абрамовой И.Н., Бирюковой А.И, Семеновой Е.Ю., Кузнецовой О.Н., Карташовой К.М. продолжить самообразование по вопросу организации работы по художественно – эстетическому развитию. Старшему воспитателю Благонравовой Ю.С. с целью обмена опытом организовать взаимопосещение НОД по художественно – эстетическому развитию.

     Успешность решения задач по художественно – эстетическому развитию детей, во многом определяется уровнем педагогической компетентности родителей, а также эффективного взаимодействия ДОУ и семьи по данному направлению.

     Изучение взаимодействия с родителями показало, что данный вид работы ведется педагогами не в полном объеме. Планируются в основном консультации, беседы, рекомендации, родители приняли активное участие в конкурсе «Новогодняя открытка», в марте во всех группах были проведены родительские собрания на тему «Развитие творческих способностей». В перспективных планах отсутствуют активные формы работы с семьей (круглые столы, открытые просмотры НОД), не планируются анкетирование, недостаточно запланировано выставок сотворчества родителей и детей.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что проблеме художественно – эстетического  развития дошкольников отводится важное место в воспитательно – образовательной системе  ДОУ. Проблема решается через организацию образовательной деятельности во время  проведения НОД, в совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной художественной деятельности детей. Педагоги ведут планомерную, целенаправленную работу по художественно – эстетическому развитию,  а созданная в группах развивающая предметно – пространственная среда способствует развитию детского  творчества.

Рекомендации по регулированию и коррекции воспитательно-образовательного процесса:

1. Продолжать работу по художественно – эстетическому развитию дошкольников

                                                                               Срок: постоянно

                                                                          Ответственные: воспитатели

2. Внести необходимые изменения в систему планирования по данному вопросу:

- планировать разнообразные формы работы в центре художественного  развития и  при организации работы по  ознакомлению с творчеством художников и   художников – иллюстраторов  

- планировать дидактические игры  на освоение детьми цвета, формы, формирование чувства композиции

                                                                               Срок: постоянно

                                                                          Ответственные: воспитатели

3. Пополнить   центры художественного творчества дидактическим и изобразительными материалами   в соответствии с возрастом детей  в средней группе «Кувшинка», старшей группы «Журавлик»

                                                                                            Срок: до 25.04.2016

                                                                          Ответственные: воспитатели

                                                                          средней группы «Кувшинка»

                                                                         старшей группы «Журавлик»                                                                                      

4. Для дальнейшего профессионального роста воспитателям Мальцевой М.С., Абрамовой И.Н., Бирюковой А.И, Семеновой Е.Ю., Кузнецовой О.Н., Карташовой К.М. продолжить самообразование по вопросу организации работы по художественно – эстетическому развитию

                                                                                                 Срок: постоянно

                                                                                    Ответственные: воспитатели

5. С целью обмена опытом организовать взаимопосещение НОД по художественно – эстетическому развитию

                                                                                                Срок: до 30.04.2016

                                                                     Ответственный: старший воспитатель

                                                                                                 Благонравова Ю.С.

6. Запланировать и провести с родителями  открытые просмотры НОД по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», анкетирование,  выставки  сотворчества родителей и детей

                                                                                                 Срок: до 15.05.2016

                                                                                    Ответственные: воспитатели

Старший воспитатель: Закончить наш педсовет мне хотелось бы притчей:

«Двое мудрецов отправились по свету посмотреть как люди живут. В одном не большом городе они встретили толпу людей, которые носили огромные камни, было видно что им очень тяжело, руки были в кровяных мозолях, по лицу скатывался пот. Мудрецам стало интересно, что же делают эти люди.

- Что ты делаешь? - спросили они у одного человека. - Я таскаю камни наверх.

- А ты что делаешь? - спросили они другого. - Я зарабатываю детям на еду.

- Ну, а ты что делаешь? – спросили они третьего.

- Я строю храм Божий!

И поняли тогда мудрецы одну простую истину - не важно, что ты делаешь,  важно, как ты к этому относишься»

Буклет для педагогов "Методы и способы исследования творческой активности дошкольников"


 
Графические методы исследования 

1. Изучение оригинальности решения задач на воображение.
 
Подготовка исследования. Подобрать альбомные листы на каждого ребенка с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок - голова с двумя ушами и т. д., и простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. д.). Подготовить цветные карандаши, фломастеры.
Проведение исследования. Ребенка 5-8 лет просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Предварительно можно провести вступительную беседу об умении фантазировать (вспомнить на что бывают похожи облака на небе и т. д.).
    Обработка данных. Выявляют степень оригинальности, необычности изображения. Устанавливают тип решения задач на воображение.
1. Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием данного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование). 
2. Первый тип. Ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей. 
3. Второй тип. Также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями. 
4. Третий тип. Изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку). 
5. Четвертый тип. Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой). 
6. Пятый тип. Заданная фигура используется качественно по-новому. Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок ( кружок - голова и т. д. ), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения ( треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину ). 
Далее высчитывается коэффициент оригинальности: сумма типов решения задач на воображение/количество детей. 

2. Работа по развитию воображения, рассчитанная на подключение творческого потенциала ребенка «Журнал небылицы в лицах». 

    Мероприятие проводится в виде соревнования. Группа детей делится на две команды. Каждая команда - это так называемая редакция журнала. У каждого члена редакции свой порядковый номер. Ведущий начинает сказку: 
  "Жил-был маленький Винтик. Когда он появился на свет, то был очень красивый, блестящий, с новенькой резьбой и восьмью гранями. Все говорили, что его ждет великое будущее. Он вместе с некоторыми винтиками будет участвовать в полете на космическом корабле. И вот наконец настал тот день, когда Винтик очутился на борту огромного космического корабля...
На самом интересном месте ведущий останавливается со словами: "Продолжение следует в журнале "......." в номере ......." Ребенок, у кого в руках этот номер, должен подхватить нить сюжета и продолжить рассказ. Ведущий внимательно следит за повествованием, в нужном месте прерывает. Ребенок должен сказать: "Продолжение следует в журнале "......." в номере ......." Прервать сказку может ведущий словами: "Окончание в журнале "......." в номере ......."


В результате детского творчества главный герой побывал на многих планетах, встретился с инопланетянами. Однако дети один раз сочинив, продолжение о новой планете и ее жителях, повторяли затем то же самое, изменив лишь название планеты. В целом этот вид деятельности показал, что детям трудно еще подключить свободное фантазирование. Они лучше справляются с работой по готовым шаблонам. 

 

Презентация мира.

 Предметное восприятие окружающего мира, свойственное детям (вот кошка, луна, скамейка, человек, палка и т. д.), с развитием ребенка преобразуется в социально-ценностное восприятие, когда подрастающий человек обнаруживает за предметами отношение, видит ценностные связи и взаимоотношения. Такое преобразование протекает незаметно, оно не обозначается каким-то резким переходом, когда бы вдруг простая "скамейка" превратилась бы в "место для отдыха старика, свидания для влюбленных" и т. д. Оно совершается в силу социализации личности, ее духовного развития, интеллектуального и эмоционального обогащения.
Смена предметного восприятия, однако, не всегда происходит вообще. Иногда мы видим человека, который живет среди предметов, фактов, случаев, но он выпадает из общественных отношений, культурных ценностей. Внешне - живет как все, в сущности - живет вне всех, так как исключен из системы ценностных отношений.

     "Презентация мира" направлена, прежде всего, на перевод предметного восприятия мира в его ценностное восприятие. Предъявляется какой-либо предмет группе детей и предлагается описать роль этого предмета в жизни человека, зачем он для человечества, какую роль он играет в стремлении человека к счастью, какие отношения несет в самом себе, когда включен в повседневный быт. Таким образом выявляется для детей духовная ценность материального предмета, смещает границы духовного и материального, развивает способность к одухотворению и в конечном итоге помогает ребенку обрести свою личность, подняться над ситуацией, освободиться от вещно-предметной зависимости.

Для проведения данной работы избирается любой предмет, окружающий детей (нет смысла брать что-то незнакомое детям, как тостер или пуанты ), задается вопрос о его роли в жизни человека, материальном и духовном предназначении, а так же вопрос о личном отношении ребенка к данному предмету. Необходимо создать надлежащую атмосферу, так чтобы все его достоинства и особенности были подчеркнуты, как ценность общечеловеческой культуры. Дети поочередно высказывают свои соображения. При этом они подходят к предмету, берут его в руки, демонстрируя всей группе, раскрывая то содержание, которое обнаружено им.
Делая вывод, хочется сказать о довольно высоком ценностном восприятии детьми реальности. Поражает их готовность и умение рассуждать, строить выводы, общий высокий уровень интеллекта. В дальнейшем можно усложнить работу, предлагая детям самим выбрать предмет презентации, им может стать явление, событие, факт, процесс.

Что на что похоже.

Развитие воображения играет большую роль в творческом воспитании личности ребенка. Необходимо как можно больше включать в практику виды деятельности направленные на активизацию процессов воображения. 
Данное мероприятие проводится в форме игры. В ней могут участвовать до 30 детей, роль ведущего лучше взять на себя учителю, воспитателю. Дети с помощью ведущего выбирают 2-3 человека, которые должны на несколько минут быть изолированы от общей группы. В это время все остальные загадывают какое-то слово, желательно предмет. Затем приглашаются изолированные ребята. Их задача - отгадать то, что было загадано с помощью вопроса: "На что это похоже?" Например, если загадано слово "бантик", то на вопрос: "На что это похоже?" из зала могут поступать такие ответы: "На пропеллер у самолета" и т. д. Как только водящие догадываются о том, что было загадано, ведущий меняет их, и игра повторяется снова. Безусловно такая работа полезна.

Фотомомент.
Эта форма групповой деятельности так же направлена на развитие воображения. Однако ее эффективности ниже, чем эффективность описанной выше деятельности. Прежде всего потому что объектом активного развития здесь выступает лишь водящий. 
Методика проведения мероприятия. Проведя краткую беседу на тему "Что такое фото момент", разъяснив смысл этого слова, воспитатель вводит ребенка в мир фотографии: люди на память о каких-то событиях хотят всегда что-то оставить, часто это бывает фотография. Фотографии бывают разные: смешные и печальные, маленькие и большие, цветные и черно-белые, а бывают фотографии, где люди вставляют свое лицо в маленькое окошечко, вырезанное в картине с изображением животных, знаменитых людей и т. д. Затем дети выбирают одного водящего, который вставляет свое лицо в такую вот картину, не зная, что на ней нарисовано. Его задача - отгадать кого он изображает, задавая наводящие вопросы. 

Театр "Рукавичка".

   Форма игры в театр определяет целенаправленное развитие чувственной сферы детей. Представляя тот или иной персонаж в различных ситуациях, ребята огорчаются, радуются, веселятся, сердятся, негодуют - эмоционально осваивают мир отношений и формы их проявления, что способствует более глубокому пониманию духовных связей в реальной жизни. Кроме того используя народные литературные произведения, мы тем самым приобщаем детей к национальной культуре, русскому фольклору.
Цель работы - обучение выразительному чтению на основе подражания, многократного перечитывания, развития памяти, речи, простейших движений, умения говорить перед аудиторией. 

     Деятельность ребенка ориентирована на образец. В процессе общения воспитатель- взрослый своим примером обучает речи, движению, поведению, оказывает неназойливую помощь, если дети что-то забыли. Основа поведения взрослого - доброжелательность, разумность, спокойствие и заинтересованное участие.

   Реквизит (куклы-рукавички) - это опора для воссоздающего воображения, понимания характера персонажа, предпосылка к раскрепощению чувств, движений, к свободе речи. Привлекает и значительная простота в изготовлении самих кукол, можно отыскать старые перчатки, варежки, а уж на их основе с помощью кусочков материи, разноцветной бумаги, пуговиц, иголки с ниткой, ножниц и фантазии можно сделать и детку с бабкой, и мышку, и лису, и собачку и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»

Совершенствование воспитательно-образовательного процесса.Создание творческой атмосферы в коллективе....

Педсовет №2. «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию».

Педсовет №2.  «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию».Цель: совершенствовать работу по художе...

«Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»

Дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству и от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого че...

Консультация для воспитателей «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию (КОНСТРУИРОВАНИЕ)»

Дошкольное детство – это период первоначального становления и развития личности.   Эмоциональный мир современных детей изменился, они стали более свободными, самостоятельными и активны...

Выступление на педагогическом совете "Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию"

Выступление на  педагогическом совете "Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию"...

Выступление на педагогическом совете "Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию"

Выступление на педагогическом совете "Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию"...