Выступление на педагогическом совете "Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию"
презентация

Агазаде Нурана Ислам кызы

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие словаря детей дошкольного возраста Воспитатель МАДОУ №68 «Ромашка»-1 Агазаде Н.И.

Слайд 2

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

Слайд 3

Словарь - это лексический состав речи, которым пользуется человек. Р азвитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

Слайд 4

Задачи лексического развития: 1) Обогащение словаря новыми словами (происходит за счет общеупотребительной лексики - названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.); 2) Закрепление и уточнение словаря (углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием); В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. 3 ) Активизация словаря.

Слайд 5

4) Устранение из речи детей нелитературных слов Воспитатель добивается, чтобы дети не только знали и понимали смысл необходимых слов, но и активно использовали их в своей речи.

Слайд 6

Направления словарной работы: расширение словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений усвоение слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам

Слайд 7

Критерии отбора слов для развития словаря детей. Коммуникативная целесообразность введения слова в словарь детей.  Учет уровня овладения лексикой родного языка детьми данной группы.  Необходимость слова для усвоения содержания образования, предусмотренного Программой.  Значимость слова для решения воспитательных задач.  Частота употребления слова в речи взрослых, с которыми общаются дети.  Значимость слова для понимания детьми данного возраста смысла художественных произведений.  Отнесенность слова к общеупотребительной лексике, его доступность детям по лексическим, фонетическим и грамматическим особенностям, то есть по степени обобщения, трудности произношения, сложности грамматических форм.

Слайд 8

Принципы словарной работы.  Единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления.  Решение всех задач словарной работы во взаимосвязи между собой и с формированием грамматической и фонетической сторон речи, с развитием связной речи.  Семантизация лексики (раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение значений уже известных слов в определенном контексте, через сопоставление, подбор синонимов, словотолкование).  Опора на активное и действенное познание окружающего мира.  Использование наглядности как основы для организации познавательной и речевой активности.  Связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания окружающего мира, мыслительной деятельностью детей.

Слайд 9

Методы словарной работы:

Слайд 10

система упражнений, предусматривающих обогащение словаря ребенка. 1. Подбор определений и эпитетов. Собака. Какие бывают собаки? (Большие, маленькие, лохматые, умные, веселые, охотничьи, пожарные.) Узнавание предмета по эпитетам. Зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная, душистая – что это? (Береза.) 2 . Подбор действий к предмету. Ветер что делает? (Воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает.) Подбор предмета к действиям. На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет – что это? (Солнце.) Подбор к действию объектов. Кто и что плавает? Летает? (рыба, самолет, бабочка, листья.) 3. Подбор обстоятельств. Учиться можно как? (Хорошо, лениво, прилежно.) 4. Подбор синонимов и антонимов. 5. Дидактические игры. 6. Использование технологии ТРИЗ.

Слайд 11

Содержание словарной работы в ДОУ 1.Бытовой словарь: названия частей тела, лица, названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов гигиены, пищи. 2.Природоведческий словарь: название явлений неживой и живой природы. 3. Обществоведческий словарь: слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, праздники ...). 4. Эмоционально-оценочная лексика: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, радостный), качественную оценку предметов (хороший, плохой). 5. Слова, обозначающие время, пространство, количество.

Слайд 12

Словарь существительных Демонстрационный материал по всем лексическим темам Игры, позволяющие в практической деятельности закреплять в речи употребление новых слов Игры и задания на словообразование

Слайд 13

Игра «Кому что нужно для работы?»

Слайд 14

Игра «Накорми животных»

Слайд 15

Глагольный словарь Расширение словаря действий при изучении всех лексических тем Введение в речь приставочных глаголов

Слайд 16

Игры и задания на образование приставочных глаголов

Слайд 17

Словарь прилагательных Расширение словаря признаков при изучении всех лексических тем Закрепление в речи умения образовывать притяжательные и относительные прилагательные Формирование умения образовывать и использовать в речи сложные прилагательные

Слайд 18

игра «Назови блюдо»

Слайд 19

Игра «Назови одежду»

Слайд 21

а) направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей; б) овладение словарём является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития ребёнка; в) усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Г) своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Вывод: Словарная работа имеет огромное значение для дошкольного образовательного процесса, так как:

Слайд 22

РЕКОМЕНДАЦИИ : развивать наглядно-образное мышление ребёнка активно знакомить ребёнка с новыми предметами, явлениями, их признаками и действиями , используя приемы описания обязательное сопровождение любых действий с ребёнком речью. стараться научить отвечать на вопросы не одним словом , а предложением.

Слайд 23

Большое влияние на обогащение детского словаря оказывает художественная литература . Однако и те слова, которые ребенок услышал в сказке, в стихотворении, необходимо повторять в самых разнообразных сочетаниях с другими словами, только тогда дети будут обогащать словарь и усваивать строй родной речи, начнут свободно использовать эти слова в своей речи .

Слайд 24

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»

Совершенствование воспитательно-образовательного процесса.Создание творческой атмосферы в коллективе....

Педсовет №2. «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию».

Педсовет №2.  «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию».Цель: совершенствовать работу по художе...

«Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»

Дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству и от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого че...

Консультация для воспитателей «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию (КОНСТРУИРОВАНИЕ)»

Дошкольное детство – это период первоначального становления и развития личности.   Эмоциональный мир современных детей изменился, они стали более свободными, самостоятельными и активны...

Презентация «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию (КОНСТРУИРОВАНИЕ)»

Термин «конструирование» произошел от латинского слова construere, что означает — создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отде...

Выступление на педагогическом совете "Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию"

Выступление на  педагогическом совете "Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию"...