Использование сюжетно-ролевой игры в обучение детей с нарушениями зрения социально-бытовой ориентировке.
статья на тему

Кожевникова Эльвира Нороловна

Игры современных детей  все чаще уходят от реальности, поэтому целесообразно проводить занятия по социально-бытовой ориентировке в форме сюжетно-ролевой игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_syuzhetno_2.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Использование сюжетно-ролевой игры

в обучение детей с нарушениями зрения социально-бытовой ориентировке.

Решать задачи успешной социализации детей с нарушениями зрения позволяет система специальных коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке. Это одно из наиболее важных направлений работы тифлопедагога, так как способствует развитию у детей познавательной деятельности, формированию адаптивного поведения, знакомит с необходимыми способами общения, воспитывает самостоятельность.

Так как современные дети все чаще остаются без игры, мне видится целесообразным проводить занятия по социально-бытовой ориентировке в форме сюжетно-ролевой игры. Ведь научить ребенка, каким – либо интеллектуальным действиям, развивать его кругозор намного проще, чем с ним поиграть.

Использование сюжетно-ролевой игры на занятиях актуально еще и потому, что игры за последние годы значительно изменились. По наблюдениям ученых игры стали примитивными, поверхностными и фрагментарными, в них наблюдается отсутствие воображаемого плана, смысла. Изменились сюжеты. Игры все дальше уходят от реальности, от того, чем живут взрослые. Все меньше встречаются в играх «профессии», взаимоотношения взрослых. Из игры уходит творчество. Дети проигрывают то, что видят по телевизору и в результате усваивается некая виртуальная реальность. Для детей с нарушениями зрения это недопустимо, так как такая игра препятствует формированию умений быть активным и самостоятельным в различных жизненных ситуациях, приводит к изолированности, нарушению поведения.

Дефект зрения значительно снижает чувственный, практический и поведенческий опыт детей, поэтому наша задача – сформировать максимально реалистические представления об окружающем, научить взаимодействовать с окружающей средой.

В программе Плаксиной Л.М. для детей с нарушениями зрения сказано, что необходимо проводить специальные пропедевтические занятия по обучению детей игре, в задачу которых входит формирование действий с предметами и игрушками, тренировочные задания по принятию роли, проигрывание отдельных ролевых ситуаций и объединению их в единый сюжет, формированию способов совместного взаимодействия в игре.

В раннем возрасте наибольшую ценность представляют сюжетно-ролевые игры, в которых отражается бытовой труд людей и некоторые профессии. Они позволяют тифлопедагогу не только знакомить детей с окружающим миром, но и формировать положительное отношение к общению со сверстниками. Это такие игры как, «Покормим куклу», «Магазин», «Уложи куклу спать», «Кукла заболела», «Транспорт», «Сварим кукле кашку», «Пожарные», «Строительство», «На прогулку» и др. В этих играх тифлопедагог проводит работу по формированию предметных, игровых и ролевых действий. У детей с нарушениями зрения преодолевается вербализм, так, как осуществляется слияние словесных представлений с конкретными действиями, сенсорными образами, явлениями общественной жизни. Руководящая роль тифлопедагога (ролевое участие, помощь, совет, разъяснение) позволяют целенаправленно влиять на ход игры, взаимоотношения в игре, поведение играющих. Тем самым обеспечивается накопление положительного опыта социальных отношений.

Большое значение имеет оснащение игры атрибутами. Они должны быть по значению близкими к реальным, жизненным. Ведь одно из условий успешной адаптации детей с нарушениями зрения является использование таких материалов, упражнений, игр, где дети могут непосредственно созерцать объект, тактильно контактировать с ним, уточняя конкретную информацию за счет включения в этот процесс потенциальных возможностей сохранных анализаторов.

Так как на занятии происходит обучение детей ролевым действиям необходимо предложить очередность исполняемых ролей. Каждый ребенок должен поупражняться в разыгрывании роли, произнесении необходимых при этом фраз при взаимодействии с детьми, действовать с предметами в соответствии с ролью. Это важно еще и потому, что помогает утвердиться в коллективе малоактивным детям. Ребенок выходит из своего замкнутого мира. У него появляется интерес к совместной деятельности, возникает потребность наладить контакты со сверстниками и взрослыми.

Во время игры тифлопедагог должен научить слабовидящих детей выразительной мимике, правильной интонации, жестам, для наиболее полной реализации изучаемой социальной роли. Учитывая, что овладение выразительными средствами общения у детей с нарушениями зрения страдает можно использовать следующие приемы:

-проигрывание ситуации на глазах детей;

-совместное проигрывание игровых действий педагога и ребенка;

-выполнение действий с опорой на показ взрослого.

Тифлопедагог фиксирует внимание на мимике, изменении движений, интонации.

Большое значение принадлежит обучению построению правильного диалога и речевому этикету. А.В. Саматова пишет, чтобы научить незрячего ребенка участию в диалоге нужно разыгрывать с ним различные ситуации. Проигрывать их несколько раз. При этом избегать стереотипа в диалоге. Он должен быть новым, чтобы ребенок не заучивал фразы и не повторял их в любой сходной ситуации дословно.

Впоследствии знания, полученные на занятиях тифлопедагога, закрепляются, уточняются и расширяются воспитателем, который организует игры в утреннее и вечернее время ежедневно.

В возрасте 2-3 лет с помощью сюжетно-ролевых игр «Гости», «Накроем на стол», «Парикмахерская», «Соберем куклу на прогулку», «Полечим куклу», «Автобус» тифлопедагог ненавязчиво формирует культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. В игровой форме малыши знакомятся с предметами быта, обследуют их, учатся самостоятельно действовать в практической ситуации. Дети начинают учиться отражать взаимоотношения взрослых.

Таким образом, мы видим, что использование сюжетной игры на занятиях тифлопедагога позволяет детям с нарушениями зрения научиться жизненно необходимыми навыками общения, у них развивается познавательная и эмоционально- личностная сфера. Тифлопедагог, руководя игрой, учит детей с нарушениями зрения видеть окружающее и отображать увиденное в играх. Кроме того, удовлетворяется потребность малышей в общении со взрослым на равных, что не всегда возможно на обычных занятиях.

1.Программа Плаксиной.

2.Куда уходит детство? Смирнова Е. Журнал «Фома», № 6, 2008.

3.Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Ростов на Дону, 2008

4.А.В. Саматова, А.В. Селеверстова. Ранняя адаптация детей старшего дошкольного возраста с глубокими нарушениями зрения, М. 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование моделирования при обучении детей с нарушением зрения рассказыванию.

Использование моделирования при обучении детей с нарушением зрения рассказыванию....

Методическая разработка: " ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ, СОСТАВЛЕНИЮ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СХЕМ-МОДЕЛЕЙ"

В своей работе я  попыталась отобразить систему работы по развитию навыков составления описательных рассказов с использованием схем-моделей, а так же сформулировать методические рекомендации по о...

Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие с использованием ИКТ в специализированной группе для детей с нарушением зрения (3-4 год обучения). Тема: «Полет на Марс». Конспект занятия разработан учителем-дефектологом МБДОУ д/с № 16 Гришиной С.Н.

Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие с использованием ИКТ в специализированной группе для детей с нарушением зрения (3-4 год обучения).Тема: «Полет на Марс».Конспект зан...

«Игра как основной метод коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением зрения»( из опыта работы учителя-дефектолога)

У детей с нарушением зрения наблюдается нарушение умственного развития, речи, двигательной сферы. Однако, значительное снижение  зрения отрицательно сказывается, прежде всего, на процессе во...

Рекомендации по использованию сюжетно-ролевых игр в работе с детьми, имеющими нарушение зрения

Для детей с нарушением зрения социально-бытовая ориентировка является эффективным средством социализации и адаптации детей в окружающих их мире и социуме, так как зрительные патологии мешают в полно м...