Обобщение опыта работы с семьей
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Чиркова Ольга Анатольевна

Как мы работали с родителями в течение учебного года. Наши совместные мероприяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon опыт работы59.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

                                                 

Родители. Родители. Родителям… Можно сколько угодно склонять это слово, действенным заклинанием, приносящим плоды для улучшения взаимоотношений между детским садом и семьями воспитанников, оно не станет.

   Педагоги придумывают всё новые формы вовлечения мам и пап в обучение и воспитание их собственных детей – собрания, информационные стенды, родительские группы, но откликаются на них только малая часть родителей. Почему так происходит? Не хотят, потому что заняты своими проблемами? Не понимают значимости? Всего понемногу. Но в большей степени – потому что не испытывают насущной потребности.

  На мой взгляд, я начала работать не с формальных собраний  и информационных стендов, а  сближения души и разума людей, сопричастных жизни ребёнка. Что же послужило основой для такого сближения? Только сам ребёнок. Рассказывая  (и устно, и письменно  о ребёнке) – о том, что происходит  с ним в течение дня, какие позитивные стороны личности проявил  малыш, какие достижения или трудности принёс ему день, - воспитатель формирует у родителей понимание того, что рядом с детьми – внимательный, заинтересованный человек, обладающий такой информацией об их ребёнке, которой нет и может не быть у самих мам и пап. По той простой причине, что их нет рядом.

  Чтобы наладить отношения с родителями, сделать их конструктивными, чтобы оказать поддержку я пересмотрела основы взаимоотношений с родителями. Для эмоционального контакта  нужна была самое главное доброжелательность, приветливость, открытость.

Для информационного контакта – готовность принять от родителей сведения о ребёнке и поделиться своей информацией о его действиях и деятельности, о его состоянии и поступках.

  Искала пути налаживания взаимоотношений с семьями сама, читала методическую литературу, советовалась с другими педагогами.

 Поставила для себя «цель: « Взаимная помощь и поддержка воспитателя и родителей для полноценного развития ребёнка

Разработала задачи:

  1. Ввести родителей в орбиту педагогического процесса детского сада.
  2. Выработать направления взаимодействия родителей и воспитателя.
  3. Реализовать организаторскую и просветительную деятельность среди родителей.

Выбрала принципы являющиеся движущей силой в работе:

  1. Считать семью основным получателем услуг. Учитывая, что семья является главным в жизни ребёнка, признавая её важную роль в его развитии, необходимо уделять внимание семье как центральному элементу в образовании ребёнка и уходе за ним.
  2. Стимулировать, поддерживать и уважать решения, принимаемые семьёй.

Рассматривала членов семьи как важнейших участников образовательной команды и главных людей, отвечающих за принятие решений относительно стратегий образования ребёнка.

  1. Проявлять гибкость и чуткость, предоставлять услуги, призванные улучшить жизнь ребёнка  и семьи. Этот принцип предполагает необходимость уважать различные культурные ценности семей, содействовать удовлетворению изменяющихся потребностей ребёнка.

                     Использую в работе навыки положительного общения

  • Больше спрашиваю и слушаю родителей ребёнка, чем указываю и даю советы.
  • Часто сообщаю родителям и в устной, и в письменной форме о прогрессе, достижениях в развитии их ребёнка.
  • Использую индивидуальные формы направления информации семьям и получаю сведения от них.
  • Даю родителям возможность понять, что я  готова обсуждать с ними широкий спектр тем, касающихся их ребёнка.
  • Прежде чем сообщать родителям цели и задачи образовательной программы, спрашиваю, чего хотят они.
  • Своевременно и положительно реагирую на предложения, идеи и просьбы родителей.
  • Стараюсь разрешать проблемы во время совместного с семьями принятия решений, касающихся их детей и их самих.

Для закрепления партнерских отношений между родителями и воспитателем, мы составили обязательства и подписались обе стороны.

Составила « Справочник для родителей « в него вошли Философия, направления деятельности детского сада, Образовательная программа, распорядок дня, что нужно ребёнку в детском саду, чтобы чувствовать себя комфортно, организация питания, Что делать если вы чем-то недовольны, программа для родителей.

Хорошо зарекомендовала себя форма заочного общения с родителями, каждые две недели вывешивается « Шпаргалка для родителей «. Которая описывает какой-то плохой поступок ребёнка, как предотвратить проблему, как справиться с проблемой, если она уже есть.

   Для того чтобы помочь родителям найти выход из той или иной трудной жизненной ситуации, у нас в группе создан семейный клуб «Мы команда».

Обсуждаются наболевшие вопросы и проблемы.

Благодаря  «клубу» родители стали активными участниками совместного процесса воспитания. Помогают в оформлении группы, изготовлении различных пособий, активно участвуют в различных выставках. Например:

« Моя любимая игрушка», « Здравствуй осень – золотая «, « Гостья –зима» и др. Принимают активное участие в родительских собраниях, в различных праздниках. Собрания проходят на различные волнующие темы. Например:

« Мы команда «, « Мы  вместе», « Урок воспитания «, « Дарите детям доброту»,

« Бережём здоровье с детства «, « Азбука хорошего тона « и др.

Ещё  одна новая находка, в которой тоже участвуют родители, - это дружная подготовка группы к новому учебному году. На собрание родители выбирают себе какое-то посильное задание по желанию, указываем дату, когда это задание должно быть выполнено. Родители такую свободу действия одобряют и воспринимают как игру.

Добрые дела не остаются забытыми. На собраниях выносятся благодарности родителям, также вывешивается благодарность в уголок для родителей.

Не хотелось останавливаться на достигнутом. Традиционных форм, казалось, уже недостаточно для плодотворной работы, захотелось расширить рамки сотрудничества. В это момент и возникла идея – провести совместный праздник для детей и их родителей одной семьёй. Поставив задачей наладить сотрудничество с семьями воспитанников, было необходимо поближе познакомиться с ними лично. Каждая семья, пожелавшая принять участие встретилась с воспитателям заранее. Как я и предполагала, их оказалось не так много: только пять. Заранее обговорили детально все вопросы, касающиеся предстоящего мероприятия. Также был согласован сценарий праздника. Сценарий подразумевал, что каждая семья представит себя в своем амплуа. Каждая семья представила свое хобби, продемонстрировали своё мастерство, умение создавать красивое и полезное.

  Во всех выступлениях активное участие принимали наши дети – члены этих семей. В паузах выступали остальные дети нашей группы. Это были танцы, песни, игры, стихи.

И всё задуманное удалось! Все номера имели успех. Многие поняли: родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей. Они должны учить их примером своей жизни.

Такой праздник – это не просто радость света и солнца для всех, это – праздник детской души.

Я глубоко убеждена, что так и надо работать с семьёй, в единстве духовной жизни родителей, воспитанников и воспитателя. Важно научить родителей понимать и чувствовать душу ребёнка.

Также для работы с семьёй используются: наблюдения, анкетирование, рисуночные тесты, различные беседы среди родителей, круглые столы. Также не забываю и о наглядных формах работы: папки-передвижки, видео, памятки-рекомендации, открытки-приглашения, фотостенды, уголки для родителей.

  Таким образом, работа родителей и воспитателя в условиях детского сада носит ярко выраженный характер сотрудничества, так как изменились и содержание и формы взаимоотношений.

   Месяцы

        Содержание работы

           1

                                     2

Сентябрь

1.Родительское собрание на тему: «Мы единомышленники»   (знакомство родителей с режимом работы, анкетирование)

2. Конкурс  « В гостях у Самоделкина»на лучшую поделку для участка.

3. Посещение открытых занятий.

4.Анкетирование среди родителей.

Октябрь

1.Праздник для детей и родителей.»Мы умеем дружно жить»

2. Консультация для родителей на тему:  « Разговор о правильном питании».

3.Конкурс на лучшее сочинение на тему: « Мой ребёнок».

Ноябрь

1.Родительское собрание « Здоровье детей в наших руках«

2. Праздник « Осень в гости к нам пришла «

3. Встреча с родителями будущих выпускников.

4. Конкурс « Мы творим, что хотим»

Декабрь

1.Конкурс для родителей « В гости в сказку»

2.Выставка работ совместно с детьми « Здравствуй гостья- Зима «

3.Семинар «Игры для детей»

4. Новогодний праздник с участием родителей.

Январь

1.Игродискотека (развлекательная рождественская программа)  с участием родителей.

2.Консультация для родителей будущих выпускников на тему:

  «Психологическая готовность к школе».

3.Встреча с учителем. « Что должен знать будущий первоклассник «

4. Экскурсия в школу с привлечением родителей.

Февраль

1.Месячник « А мы с папою вдвоём, везде порядок наведём!»

2. » Глава семьи, кто он?»

( тематическое занятие с присутствием пап )

3. Анкетирование « Я и мой ребёнок на улицах села»

4. « Там –там новости « Новости из жизни группы.

4. Конкурс на лучший рассказ о совместном отдыхе, по фотографиям.

 Март

1.Изготовление подарков, выставка рисунков и поделок к 8 Марта – конкурс семейных концертных номеров.

2. Выпуск газеты для родителей.

3. Семинар « Азбука добрых дел»

4. Выставка « Весна пришла! « совместно с родителями.

 Апрель

1.День открытых дверей.

2. Детский сад и семья – лучшие друзья ( педагогические игры с родителями в форме ответов и вопросов.

3. Праздник « Мама, папа и я – спортивная семья»

4. Анкетирование « Здоровый малыш»

  Май

1.Совместный досуг взрослых и детей на тему: « Путешествие в страну полезных продуктов «

2. Групповое итоговое собрания на тему: « Подготовка детей к школе ».

3. Выпускной вечер « До свиданья детский сад»

        Воспитатель старшей группы:

                                                                                  Чиркова.О.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЕЙ В ПЕРИОД РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС ДО»

Организованное взаимодействие родителей и ДОУ через социального педагога позволяет обеспечить дифференцированный подход к семьям воспитанников. Реализуя себя в рамках вышеперечисленных позиций, родите...

обобщение опыта работы по теме "Взаимодействие детского сада и семьи в период адаптации ребёнка к условиям ДОУ"

Уважаемые коллеги, в данной работе представлен опыт моей работы по обозначенной теме. В данной публикации вы можете ознакомиться с основными формами работы с родителями в период, когда их детишки прив...

Сотрудничество логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи в условиях логопедического пункта детского сада. (обобщение опыта работы)

Опыт работы по теме "Сотрудничество логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи в условиях  логопедического пункта детского сада....

Обобщение опыта работы «Современные формы взаимодействия семьи и детского сада»

Создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребёнка, компетентности его родителей, заключающ...

Обобщение опыта работы педагога-психолога Заговорич И.М. по нетрадиционным формам работы с семьей в виде клуба Знаек-Познаваек

Данная работа содержит описание функционирования клуба как формы организации работы с родителями по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. В нашем случае клуб «Знаек-Позн...

«Родительский клуб как эффективная форма работы по обеспечению методической и психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста» (Обобщение опыта работы)

Создание семейного клуба «Школа молодых родителей» дает возможность перестроить традиционную систему повышения психолого-педагогического просвещения современной семьи в условиях детского с...