Обобщение опыта работы то теме "Взаимодействие с семьей"
методическая разработка по теме

Филатова Евгения Николаевна

    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx48.79 КБ

Предварительный просмотр:

Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится  любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка.

Современные родители – это родители, воспитанные поколением, когда отечественная педагогика делала ставку на познавательное, а не эмоциональное развитие, не на развитие внутреннего мира чувств, переживаний. Педагоги сейчас сталкиваются с низкой компетентностью родительского поведения. Если у ребёнка мать не понимает нужд ребёнка, сосредоточена на том, как должно быть, то ребёнок «трудный», в первую очередь потому, что она глуха к его возрастным и специфическим потребностям. Между ребёнком и родителями складываются непродуктивные типы привязанностей (сверхзависимые отношения, эмоционально отвергающие, жёстко-агрессивные).

 Проблема неполных семей может быть связана с трудностями решения жизненных задач. Родитель один воспитывающий ребёнка (чаще мать) может быть очень тревожным, беспокойным, неровным и непоследовательным в воспитании ребёнка, а также в общении с окружающими.

 Другая особенность - попустительство и безразличие к малышу из- за полной занятости экономическими, бытовыми, личными проблемами. Сокращение свободного времени у родителей, перегрузка на работе, приводит к ухудшению физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители переносят на детей. Ребёнок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье.

Актуальность:  Перед нами в настоящее время  остро стоит вопрос о проблемах родителей и детей. Одной из таких проблем является кризис семьи.   Поэтому необходимо «вернуть» родителей в семью, помочь им осознать свой родительский долг перед детьми, преодолеть родительскую лень; неуверенность, увидеть свои родительские возможности.   С каждым годом у нас становиться всё больше «проблемных детей», семей «группы риска». Педагогам трудно общаться и взаимодействовать с родителями. Традиционные формы работы – родительские собрания и т. д., не оправдали себя. Посещаемость стала всё меньше и меньше. Поэтому надо искать новые формы, наполнять их педагогически-эффективным содержанием.  Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка. 

Цель: Выстроить подлинное доверие и партнёрство с семьёй на основе диалогической стратегии сотрудничества воспитателей и родителей. В связи с этим, повысить эффективность позитивного воспитательного влияния детского сада на семью, в том числе и проблемную.

Основные задачи:

  • Обеспечение физического, психического здоровья, интеллектуального, эстетического развития детей.
  • Вовлечение родителей в образовательный процесс, формирование у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребёнку.
  • Повышение профессионального уровня педагогов, способствующего развитию и направленное на воспитание свободной, творческой, успешной личности, способной на самостоятельные поступки и нестандартные решения.
  • Совершенствование развивающей среды, формирование творческой обстановки медицинское, психологическое, педагогическое сопровождение каждого ребёнка.
  • Обучение конструктивным способам общения каждого участника педагогического взаимодействия.

Для достижения поставленной цели нами была выбрана структурно-функциональная модель взаимодействия с семьями воспитанников, которая условно состоит из трех блоков:

Информационно-аналитический блок:

 предполагал сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи отвечать на запросы дошкольного учреждения.

Задачи, которые предстояло решать в этом блоке, определили формы и методы дальнейшей работы. К  этим методам относятся: опрос, анкетирование, наблюдение, изучения медицинских карт.

Практический блок:

 для организации продуктивного общения планировались такие мероприятия, которые вовлекали бы родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с ребенком.

Контрольно-оценочный блок:

предполагал анализ эффективности мероприятий, с этой целью использовались такие формы как опрос, книги отзывов, анкетирование, наблюдение.

Хотелось бы отметить использование следующих форм работы в практическом блоке:

  • «Почта доверия» - своеобразный почтовый ящик родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам дошкольного учреждения, заведующему или методисту. Такая форма взаимодействия эффективна, когда нехватка времени мешает родителям встретиться с педагогами или, когда родитель хотел бы получить консультацию воспитателя, но при посторонних не может произносить тему вслух. Эта форма работы показала себя как очень эффективная;
  • Использование презентаций на родительских собраниях – с помощью проектора можно показать краткие тезисы, показать фото-презентацию о жизни детей в детском саду, показать видеофрагменты (небольшой фрагмент или даже целую непосредственно образовательную деятельность);
  • Разнообразные конкурсы, выставки, стенгазеты – способствуют совместному времяпровождению ребенка и родителей;
  • «Объявление-благодарность» - вывешивается лист с яркой надписью от лица детей, в которой благодарят родителей за участие или просто за сменную одежду. Это форма используется в тех случаях, когда небольшое количество родителей приняли участие и косвенно направленно на тех, кто не проявил активности;
  • Коробка «Мы научились», в ней к концу недели появляются листочки, прочитав которые, родители могут узнать, чему научились дети за прошедшую неделю, а внизу приписано небольшое задание на выходные (принести фотографию, нарисовать рисунок, подготовить поделку к конкурсу). Обязательно в понедельник похвала детям, выполнившим задание;
  • Использование Интернет-ресурсов для просвещения родителей.

Так же в практическом блоке проводилась работа с трудными семьями. Для оценки риска семейного благополучия была использована следующая карта:

Карта оценки риска семейного неблагополучия дошкольника

Этапы изучения семьи

Симптомы

Индекс

1.

Первичное наблюдение в условиях детского сада

Систематическое опоздание в детский сад 
Ребёнка поздно забирают из д/с 
За ребёнком приходят дальние родственники, знакомые, соседи
Частое беспричинное отсутствие в д/с 

Неопрятный внешний вид ребёнка 

Отсутствие у ребёнка необходимой сезонной одежды, обуви
Следы побоев у ребёнка 
Родители приходят в д/с в нетрезвом состоянии (эпизодически / систематически) 
Жалобы ребёнка (на голод, на недосыпание, на дискомфорт в семье, другое)

2.

Оценка санитарно-гигиенических условий воспитания ребёнка в семье

Запах в квартире (затхлый, алкоголя, сырости, сигаретного дыма, мочи, другое)
Общий хронический беспорядок, грязь, паутина, разбросанные вещи.
Плохое состояние квартиры (повреждение входной двери, оборванные обои, разбитые окна) 
Антисанитарные условия в кухне (грязная посуда, пустые бутылки, отсутствие необходимых бытовых предметов). 
Неухоженные домашние животные.
Антисанитарное состояние спальных мест (неубранные постели, отсутствие отдельного спального места у ребёнка)

3.

Оценка условий воспитания, атмосферы семьи

Отсутствие игрушек, книг 
Отсутствие места для игр ребёнка (нет ковра, др.) 
Отсутствие необходимой мебели для хранения игрушек, одежды ребёнка 
Нахождение в доме взрослых в нетрезвом состоянии 
Следы побоев у членов семьи (у взрослых, у детей) 
Наличие в доме родственников с тяжёлыми формами физических и психических заболеваний 
Проживание нескольких семей в одной квартире 
Недоброжелательное отношение к посетителям 
Недоброжелательные, конфликтные отношения членов семьи друг к другу

Индекс 1 - необходимо выяснить причины данных симптомов 
Индекс 2 - необходимо углублённое изучение ситуации в семье 
Индекс - необходимо применение комплекса социально-педагогических мер по профилактике и коррекции семейного неблагополучия.

 Работа с неблагополучными семьями велась согласно плану: 

 Наименование мероприятия

Сроки исполнения

Выяснение причины непосещения ребенком ДОУ.

В течение года,

ежемесячно

Изучение причин неблагополучия семьи.

По мере выявления

Консультации для родителей по теме «Права ребенка - соблюдение их в семье»; «Роль матери и отца в воспитании ребенка».

По плану

Разработка и распространение памяток для родителей; оформление стендовой информации; групповых папок на тему «Права детей».

В течение года

Оформление информационной папки с телефонами и адресами социальных служб по охране прав детей.

Февраль

Рейды в неблагополучные семьи.                  

По мере

необходимости

Сотрудничество с Муниципалитетом (органы опеки и попечительства), КДН, ОВД и др.

В течение года

Ежедневный осмотр и беседа с детьми из неблагополучных семей.

Ежедневно

Посещение семьи в новогодние праздничные дни.

Январь 1-2 неделя.

Посещение на дому.

Ежеквартально и по мере необходимости

Отчет по работе с неблагополучной семьёй.

Ежемесячно

 

Главный метод помощи неблагополучным семьям – сопровождение.

Результаты проведенной работы:

Что касается работы со всеми семьями, можно сказать о том, что родители стали больше интересоваться времяпровождением детей в детском саду, использование презентаций на собраниях повысило посещаемость.

Что касается работы с неблагополучными семьями в январе 2013 года я получила благодарственное письмо председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации муниципального образования Каневской район Г.Г. Черкасского за неравнодушное отношение к судьбам детей, готовность вовремя прийти на помощь тем, кто в ней нуждается и в связи с 95-летием со дня создания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Но главными достижениями в этом на правлении я считаю то, что мама Никиты К. в 2013 г. Устроилась на работу, а ребенок, придя в сад, делился впечатлениями о том, что они с мамой делали и где были. А результат работы с семьей Жени Г. Звучал во время посещения семьи на новогодних праздниках из уст бабушки: «Она все праздники не пила, говорила, а вдруг ко мне придут, а я…»

Таким образом правильно организованное взаимодействие семьи и детского сада, формирует педагогическую компетентность родителей в вопросах  воспитания детей, и позволяет добиться   повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЕЙ В ПЕРИОД РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС ДО»

Организованное взаимодействие родителей и ДОУ через социального педагога позволяет обеспечить дифференцированный подход к семьям воспитанников. Реализуя себя в рамках вышеперечисленных позиций, родите...

обобщение опыта работы по теме "Взаимодействие детского сада и семьи в период адаптации ребёнка к условиям ДОУ"

Уважаемые коллеги, в данной работе представлен опыт моей работы по обозначенной теме. В данной публикации вы можете ознакомиться с основными формами работы с родителями в период, когда их детишки прив...

Обобщение опыта работы «Современные формы взаимодействия семьи и детского сада»

Создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребёнка, компетентности его родителей, заключающ...

Обобщение опыта работы педагога-психолога Заговорич И.М. по нетрадиционным формам работы с семьей в виде клуба Знаек-Познаваек

Данная работа содержит описание функционирования клуба как формы организации работы с родителями по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. В нашем случае клуб «Знаек-Позн...

Обобщение опыта работы "Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников

Опыт моей работы называется "Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников". В данной области я нарабатываю сравнительно недавно, но эта тема для меня в работе одна из главных. Являясь сама матерью, я по...

«Родительский клуб как эффективная форма работы по обеспечению методической и психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста» (Обобщение опыта работы)

Создание семейного клуба «Школа молодых родителей» дает возможность перестроить традиционную систему повышения психолого-педагогического просвещения современной семьи в условиях детского с...