"Работа проводимая воспитателем с детьми в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР"
консультация на тему

Фёдорова Вера Сергеевна

Описание работы проводимой воспитателем с детьми группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №24 «Звёздочка» города Димитровграда Ульяновской области

«Работа воспитателя в группе

компенсирующей направленности

для детей с ТНР»

                                воспитатель:

                                                    Фёдорова Вера Сергеевна

Особую тревогу педагогической общественности вызывает рост количества детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Причины, обуславливающее ТНР, многообразны. С одной стороны – это инфекции, интоксикации, травмы, воздействующие на мозг малыша (приемущественно на ранних стадиях внутриутробного и постнатального развития). С другой стороны – это неблагоприятные микросоциальные условия, которые выступают как дополнительный фактор, усугубляющий состояние ребенка.

Исправление речевых и сопутствующих им нарушений является основной целью работы педагогов в группе для детей с ТНР. Основным контингентом таких групп являются дети: С общим недоразвитием речи (ОНР; ринолалия, осложненная ОНР; дизартрия, осложненная ОНР; алалия), С заиканием.

В группе для детей с ТНР нашего дошкольного учреждения работают разные специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог по изобразительному искусству, воспитатели. Каждому специалисту, работающему с данной категорией детей, важно помнить: неполная коррекция недоразвития речи в дошкольном возрасту неизбежно повлечет за собой стойкие нарушения письма и чтения, что создает трудности при обучении детей в школе.

У детей с ОНР недостаточный уровень сформированности грамматического строя речи. Они затрудняются в словообразовании, допускают ошибки в употреблении предлогов, ошибки в падежных окончаниях, нарушение порядка слов в предложении.

Речь детей характеризуется нарушением звукопроизносительной стороны речи.

Единственный путь осуществления логопедизации – это тесное взаимодействие учителя логопеда и воспитателей (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы).

Воспитатель логопедической группы помимо общеобразовательных решает и ряд коррекционных задач.

Коррекционные задачи стоящие перед воспитателем:

Постоянное совершенствование артикуляционного аппарата и тонкой моторики.

Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.

Целенаправленная активизация отработанной лексики.

Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.

Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнения на бездефектном речевом материале.

Формирование связной речи.

Закрепление навыков чтения и письма.

Основные направления коррекционной работы воспитателя:

Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой) будет выполняться в течении дня 3-5 раз.

Пальчиковая гимнастика будет проводиться в комплексе с артикуляционной – 3-5 раз в день.

Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по задания логопеда, закрепляющие звукопроизношение. Работа будет проводиться воспитателем по индивидуальным тетрадям детей.

 

Фронтальные занятия по программе, реализуемой в дошкольном учреждении (и в соответствии с календарным планом логопедической работы).

Коррекционная работа вне занятий: во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях.

Работа с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения, кроме высокого профессионализма, требует от воспитателя огромной ответственности, добросовестности, эмоциональных, душевных и физических затрат, терпения, творчества, преданности своему делу. Кроме того, требуются и специальные знания в области логопедии, дошкольной психологии, физиологии, лингвистики.

Успешное осуществление коррекционно-воспитательной работы по формированию лексико-грамматических категорий предполагает взаимосвязь и преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателя, которая осуществляется по плану логопеда. Эти специалисты выступают в качестве социальных партнеров.

Работа с детьми с ТНР дошкольного возраста заставляет задуматься над путями совершенствования содержания и методов обучения для повышения эффективности подготовки детей к обучению в школе. Для работы с такими детьми, ищу различные методы для исправления недостатков речи: массажи. Так же я подготовила упражнения на релаксацию, дыхательные упражнения по методике Сметанкина (БОС) – вдох через нос, выдох через рот в три раза длиннее. Для развития мелкой моторики, буду использовать материал Марии Монтессори (перебирание фасоли и гороха, материал на сортировку, материал из практической зоны и др.), различные массажеры для рук, выкладывание из цветных палочек, пуговиц, нанизывание предметов на веревочку, пальчиковые игры. Для развития органной артикуляции использовать наряду с традиционными логопедическими упражнения и не традиционные: такие как упражнения для язычка с бусинкой, массажи и различные упражнения для выработки воздушной струи.

Доступная и привлекательная игровая ситуация, а также разнообразия методов выполнения одного и того же упражнения, сделают процесс обучения полноценным, при этом он будет окрашен положительными эмоциями, столь важными для ребенка дошкольника.

Эффективная коррекция речевого дефекта возможно лишь в условиях многоаспектного, комплексного подхода к его преодолению. Прогноз развития таких детей во многом определяется эффективностью взаимодействия педагогов и родителей. Лучше всех помочь ребёнку с отклонениями в развитии могут именно родители, поскольку они знают своего ребёнка лучше, чем кто-либо. Наблюдения за ребёнком в быту могут, в свою очередь, стать ценной информацией для специалистов.

Сотрудничество с родителями начинается с первого дня поступления ребёнка в группу. С индивидуальной беседы с родителями, заполнением речевой карты, включающей ряд вопросов о ребёнке, о его характере и развитии речи, уже на этом этапе (и во время следующих встреч). Надо убедить родителей в том, что именно их роль в речевом развитии ребёнка значима, что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.

Во время беседы будем рекомендовать родителям завести «тетрадь домашних заданий», чтобы работа по обучению детей стала совместной; логопед обучает ребёнка на занятиях, воспитатель закрепляет в индивидуальной работе, а родители закрепляют пройденный материал дома.

Объяснять родителям, что все задания, рисунки, схемы в тетради следует выполнять вместе с ребёнком. Просматривать тетради нужно как можно чаще, не только выполнять последнее задание, но и повторять предыдущее.

Все дети очень любят свои тетради. Они с гордостью показывают их другим детям, педагогам, рассказывают, что там нарисовано. Даже у ребёнка, который мало интересуется окружающим и поначалу не проявляет интереса к занятиям, эта тетрадь вызывает желание показать, а главное — рассказать.

Будем проводить различные формы общения педагогов и родителей. Такие как родительский клуб, родительское собрание, консультации. Вот примерная тематика родительских встреч: «Развитие речи дошкольника. Воспитание правильного произношения», «Первые шаги ребенка в школе, как помочь ребенку научиться читать», «Речь взрослого как средство развития речи детей» и др.

На родительском собрании дадим информацию о системе логопедических занятий с детьми, о днях консультаций для родителей, индивидуальные и ряд общих рекомендаций, советов.

Популярной формой работы с родителями является папка-передвижка, в которой даны рекомендации и советы о том, чем, как, а главное, зачем нужно заниматься с ребенком данного возраста.

Благодаря такому тесному сотрудничеству мы добьёмся самого главного — хороших результатов в развитии детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических упражнений, направленных для развития правильного дыхания, в работе с детьми в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Представленная картотека дидактических упражнений рекомендована в работе по формированию правильного физиологическтго и речевого дыхания. Правильное дыхание - обязательное условие хорошей речи. Н...

Разные типы сложных слов в работе с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ОНР

Практический материал для работы с детьми по коррекции слоговой структуры у детей с ОНР...

: "Совместная деятельность воспитателя с детьми в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи".

Какой воспитатель нужен сегодня дошкольному образовательному учреждению?Такой, как во все времена – добрый, приветливый, внимательный, терпеливый, любознательный, интересующийся жизнью, умеющий оставл...

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы с детьми средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Данное перспективное планирование разработано на учебный год в соответствии с комплексно-тематическим планированием для средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями ре...

Перспективное планирование работы с детьми разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей, имеющих сочетание двух и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей

Перспективное планирование работы с детьми разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей, имеющих сочетание двух и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей...