развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством фольклора
методическая разработка (младшая группа) на тему

Косырева Мария Александровна

 

Третий год жизни приносит важнейшие качественные характеристики в динамику развития ребёнка: интенсивно формируется наглядно - образное мышление и воображение; психическая жизнь обогащается опытом, переходящим в образный план; возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению.

Правильная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.

Одним из средств, способствующих развитию речи детей, является фольклор. Именно фольклорные произведения: потешки, колыбельные песенки или сказки характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационных оттенков. Это своеобразная игра со звуками, словами, посредством которой ребенок познаёт тонкости родного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_detey_posredstvom_folklora.docx31.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №31»

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством фольклора (потешки)

Выполнила: воспитатель
Косырева Мария Александровна

Рязань 2016

Третий год жизни приносит важнейшие качественные характеристики в динамику развития ребёнка: интенсивно формируется наглядно - образное мышление и воображение; психическая жизнь обогащается опытом, переходящим в образный план; возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению.

Правильная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.

Одним из средств, способствующих развитию речи детей, является фольклор. Именно фольклорные произведения: потешки, колыбельные песенки или сказки характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационных оттенков. Это своеобразная игра со звуками, словами, посредством которой ребенок познаёт тонкости родного языка.

В первых лучах солнца уже видится наступающий день, и мы говорим «Доброе утро»

С таких слов каждый день я начинаю занятия в своей группе. Мы желаем с детьми друг другу доброго утра, дарим друг другу улыбки, хорошее настроение.

Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал.

И звучат из поколения в поколения колыбельные песни, сказы, потешки, пословицы и поговорки.

Дошкольное образовательное учреждение-первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования.

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Именно дошкольное детство наиболее благоприятно для усвоения речи.

Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре.

Поэтому проблема речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день очень актуальна.

Произведения устного народного творчества - это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, трудового, патриотического воспитания дошкольников.

Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант русского народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку.

Знакомство с каждой новой потешкой доставляет детям радость. Они с удовольствием вслушиваются в звучание народной речи, улавливают стихотворный ритм, богатство оттенков слов. Уже само чтение создает благоприятные условия для эмоционального контакта с детьми. Они затихают, улыбаются, просят читать ещё. Это важный момент зарождения у ребенка интереса и любви к художественному слову. Потешки отличаются богатством форм и размеров. Одни совсем небольшие, другие достаточно велики, однако таят в себе немалые жанровые богатства- речевые, смысловые, звуковые. Неповторимое своеобразие фольклора особенно ценно для активизации ребенка, когда еще не сформированы произвольные действия, внимание, реакция на слова.

Содержание потешек многопланово. В них оживают явления природы, действуют животные, описание их не только поэтично, но и образно, персонажи трудолюбивы, ласковы, заботливы. Потешки представляют собой ценную звуковую и речевую среду, которая благоприятствует освоению языка, помогает педагогу установить с ребенком эмоциональный контакт. Чем раньше ребенок соприкоснется с народным творчеством, тем раньше пробуждается эмоциональный отклик на ритм, музыкальность стихотворений. Фольклорные произведения способствуют раннему приобщению ребенка к национальной культуре, к познанию окружающего мира.

При ознакомлении детей с малыми формами фольклора (потешки) кроме познания и художественного отражения действительности, формирования образного мышления и воображения, обогащения жизненным опытом, потешки решают задачи речевого плана:

- развитие способности детей понимать речь окружающих;

- формирование словаря;

- воспитание звуковой культуры речи  (приучать  детей говорить внятно, не торопясь, упражнять  их в правильном произношении гласных и согласных звуков, звукоподражании. Учить  произносить слова в разном темпе с разной силой голоса.);

- совершенствует грамматический строй речи ( учит детей согласовывать существительные с глаголом, строить предложения);

- развитие связанной речи (учит детей понимать речь воспитателя, отвечать на простейшие вопросы, рассказывать небольшие по объему потешки);

-формирование зарождения интереса и любви к художественному слову.

Потешки, благодаря простым формам и рифмам, повторяющимися звукосочетаниями, эмоциональными обращениями, доступностью понимания, красотой художественного слова благоприятствуют освоению языка.

Образный язык поэзии помогает ребенку открыть для себя многое и в чувствах человека, его отношении к окружающему миру.

Фольклорные произведения учат детей понимать « добро и зло», противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу к природе. Обобщенные знания о предметах и явлениях можно считать важной вехой в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.

Постепенно ребенок подводится к восприятию более сложных сюжетов.

Задача воспитателя, при изучении с детьми малых форм фольклора, кроме развития речи, формирования образного мышления и т.д., заложить в душе ребенка первые ростки человеколюбия и гуманизма ко всему живому. Приобщить его к истокам русской культуры, воспитать любовь к Родине.

Поставив задачу знакомить детей с устным народным творчеством, я понимала, что это будет знакомство с важной частью духовной культуры народа, с объективными законами красоты.

Поэтому я решила использовать в своей педагогической деятельности малые фольклорные жанры в речевом развитии детей младшего возраста.

Потешки, которыми сопровождают любые занятия с ребенком или действия самого ребенка. Они помогают налаживанию контакта между взрослым и ребенком с самого рождения, учат ребенка понимать родную речь. Это достигается выполнением движений под руководством слов, ведь слово в потешках неразрывно связано с жестами, которые выполняет ребенок.

В моей работе потешки незаменимы, я использую их в любых режимных моментах: во время умывания, кормления, во время сна, пробуждения, на прогулке, в играх. 

Во время умывания - потешку «Водичка-водичка...»;

Во время причесывания - «Расти коса до пояса...»;

Во время одевания на прогулку - «Вот они сапожки...»

Колыбельные песни развивают речь детей, обогащают словарный запас за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, о тех предметах, которые близки детям. Мелодичность, напевность песен делает детей мягче, добрее, спокойнее.

Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека.

Пословицы и поговорки использую в процессе повседневного общения с детьми.

- Подбадриваю робкого: «Смелость города берет»

- если ребенок ленится: «Люди жать - а он с поля бежать», «У лодыря Егорки всегда отговорки»;

- во время приема пищи: «Когда я ем, я глух и нем»

- во время одевания на прогулку: «Семеро одного не ждут»

- а если неаккуратно оделся: «Поспешишь - людей насмешишь»

Кто отвлекается от работы, в зависимости от конкретной ситуации, говорю: «Где много слов, там мало дела» или «Большой говорун, плохой работун»

На прогулках, во время наблюдения за цветами: «Весна красна цветами»

Чтобы вызвать интерес к пословицам можно  оформить альбом. 

В формировании духовно богатой, гармонически развитой личности огромную роль играет художественная литература. Первые художественные произведения, с которыми знакомятся дети, — народная поэзия: потешки («Ладушки», «Гуленька», «Сорока-белобока»), песенки («Киска», «Петушок, петушок...» и др.) Эти маленькие стихотворные произведения имеют большое значение для общего развития ребенка. Они помогают ему познать окружающий мир, формируют эстетические чувства, способствуют развитию эмоциональной сферы, активизируют деятельность, учат, выражаясь словами М. Горького, тонкостям родного языка, развивают речь.

Чтение народной поэзии требует от взрослого большого мастерства. Особенностью этих произведений являются правдивость, поэтичность, занимательность, предельная простота сюжета, краткость, ритмичность, образность языка, музыкальность, игровой момент.

По своему характеру они забавны, веселы, жизнерадостны. В них рассказывается о детях («Наша доченька в дому», «Наша Маша маленька...»), о забавах и играх («Ладушки», «Этот пальчик...»), о животных и птицах, хорошо знакомых детям («Сорока-белобока», «Кисонька-мурысонька», «Петушок, петушок, золотой гребешок»).

Язык народных произведений яркий, образный, легко запоминающийся. В них встречается много ласкательных слов (пальчик, котик, гуленьки, оладышек, личико), обращений (солнышко, водичка, умой мое личико). Часто они имеют диалогическую форму («Ладушки», «Мальчик-пальчик» и др.). Некоторые построены по типу обращения («Кисонька-мурысонька», «Петушок, петушок»), сообщения («Идет коза рогатая», «Уж я Танечке пирог испеку»).

Цель рассказывания народной поэзии — развлечь ребенка, развеселить, позабавить и вместе с тем развить его речь, движения, познакомить с определенными понятиями.

В соответствии с содержанием, формой, языком, установившейся традицией, целенаправленностью рассказывания, потешки, народные песенки произносятся просто, ласково, весело, эмоционально, близко к живой разговорной речи.

Чтение потешек и народных песенок проводится в форме теплой беседы, веселой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением, которое должно совпадать с моментом производимого ребенком движения или действия, выполняемого взрослым.

     Привлечь внимание малышей, заинтересовать их мне помогают загадки.

Загадка ненавязчиво, деликатно воспитывает ребенка, приобщая к нравственным ценностям русского народа, его житейским мудростям. Загадки построены на повторах, повторяются отдельные слова, словосочетания и даже предложения. А это способствует запоминанию слов, а затем их активному употреблению. В загадках встречаются слова в уменьшительно-ласкательной форме. Частое прослушивание их помогает детям постепенно усваивать новые формы слов, обозначающих предметы. Загадки способствуют развитию речи и тем, что в них обозначение одного и того же предмета довольно часто дается в разных вариантах (в полной или уменьшительно-ласкательной форме) .

Я начинаю знакомить малышей с простыми загадками, так называемого первого уровня сложности. Эти загадки основаны на перечислении признаков предмета, явления. Отгадывание таких загадок основано на элементарном анализе (выделении признаков) и синтезе (объединении их в одно целое). 

«На заборе сидит

«Ку-ка-ре-ку» - кричит.

Или

Под полом таится

Кошки боится.

Или

Маленькая, серенькая,

Живет в норке,

Любит корки.

Лаконизм и яркость характеристики, точность языка и конкретность образа - вот основные критерии при отборе загадок для малышей.

Для уточнения и углубления знаний об окружающем мире, о сезонных явлениях использую соответствующие загадки, например во время наблюдений:

Весной вырастают,

Осенью опадают.

В подборе загадок я учитываю то, что у малышей младшего дошкольного опыта еще не богатый жизненный опыт. Поэтому загадки должны быть лаконичны, с яркими характеристиками, конкретными образами, содержащие в себе отгадку предметов или явлений, с которыми ребенок сталкивается в быту, оказывает на него эмоциональное воздействие. Самое главное отгадку необходимо показать ребенку, используя картинку или игрушку. 

Взаимосвязь мелкой моторики и речи ребенка.                            

Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения заикания. В специальной литературе имеется описание приемов для развития моторики пальцев рук у детей с нарушениями речи (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, М. В. Ипполитова, О. С. Бот и др.).

У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением центральной нервной системы. В чем причины задержки речи? Считалось, что главное, от чего зависит речь, - это степень речевого общения детей с окружающими людьми: родители обычно получают совет - больше разговаривайте с ребенком. Они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами.

Конечно, это важное условие, чтобы ребенок быстрее заговорил, но нужно учесть еще и другое.

В чем же заключается связь движений пальцев и речи? Движения пальцев рук в ходе развития человеческого общества оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения были жесты, постепенно они стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она еще долгое время была связана с жестикуляторной речью. Движения пальцев рук постепенно совершенствовались. Из поколения в поколение люди выполняли все более тонкую, сложную работу. В связи с этим происходило увеличение двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Учитывая важность проблемы, возникла необходимость выделить время в занятиях, чтобы сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной и результативной.

Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук проводим во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты. Таким образом, пальчиковой гимнастикой каждый ребенок занимается по 7-10 минут в день.

Упражнения стремимся подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

Знакомлю своих малышей с чудесным миром сказок. Сказка – это не только чудесный мир, но и один из главных источников познания действительности. Сказочные образы полны эмоциональной насыщенности, красочны и необычны и в то же время просты и доступны для детского понимания, правдоподобны и реалистичны. Первые сказки, с которыми знакомится ребенок, имеют несложный сюжет, немного героев, элементы повторения. Это «Курочка ряба», «Репка», «Колобок».

После чтения сказки детям я инсценировала ее с помощью настольного театра, фланелеграфа, игрушек, привлекая детей к участию по ходу показа. При повторном рассказывании сказки, чтобы побудить детей проговаривать слова, использовала простые вопросы. Например, как кудахтала курочка, что посадил дед, как пищала мышка и т. п.

Я проводила с детьми, используя персонажи сказок, игровые упражнения, направленные на активизацию в речи предлогов (Где стоит внучка? Где сидит колобок? Где лежит яичко, прилагательных (Какого цвета шубка у лисы? Какой по величине медведь? Какой формы колобок? и т. п.)

Также предлагала детям стать участником событий сказок с помощью игр – драматизаций: попрыгать как зайчик, как волк напугать колобка, попроситься в теремок, как это делала лягушка – поскакушка.

В группе есть уголок, в котором самостоятельно или в совместной деятельности малыш может встретиться с любимыми героями сказки, поиграть с пальчиковым или настольным театром, с матрешками, надеть маску животного и преобразиться в любимого персонажа, полистать книги с потешками и сказками, шумовыми музыкальными инструментами озвучить сказку (сыграй на бубне как ходит мишка - косолапый, как побежит зайка). Таким образом, малыш оказывается в радостной атмосфере сказок, снимает нервное напряжение, успокаивается.

Работа по развитию речи невозможна без тесного взаимодействия с семьями воспитанников. Чтобы повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития детей посредством малых жанров фольклора,

Я провела консультации «Роль фольклора в развитии речи детей», «Справиться с детским непослушанием помогут потешки»,  «Фольклор в детском чтении и литературе»,  «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»,  «Баю- баюшки – баю…» ;  родительские собрания «Фольклор в вашей семье»,  «Роль книги в жизни ребенка»; в родительском уголке выставляла текст потешек, с которыми знакомились дети в группе, организовала выставку книг.

Таким образом, малые фольклорные формы, как средства развития речи в работе с детьми младшего дошкольного возраста, способствуют овладению лексикой родного языка, звуковой культурой речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством драматизации различных жанров фольклора.

Основу игр – драматизаций составляют наши любимые сказки.  Сказки - это фольклорный жанр, который никогда не останется в стороне при воспитании детей. Все они знакомы детям и взрослым и очень люб...

Опыт работы на тему:"Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством различных форм фольклора"

Опыт работы на тему : "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством различных форм фольклора"...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора.

Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста....

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством драматизации различных жанров фольклора

Развитие речи детей младшего дошкольного  возраста  посредством   драматизации  различных  жанров  фольклора...

Доклад на РМО воспитателей младших групп на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук через разные виды деятельности».

Доклад на РМО воспитателей младших групп на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством  развития мелкой моторики рук через разные виды деятельности»....

Консультация для родителей по развитию речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования малых форм фольклора.

Одни дети засыпают быстро. С другими надо посидеть подольше, погладить, что-то тихо пошептать, в роде «ручки устали, ножки устали, все хотят спать, глазоньки закрываются, глазки устали, все отды...

Консультация для родителей по развитию речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования малых форм фольклора

В консультации рассказывается как можно в повседневной жизни использовать малые формы фольклора для развития речи детей...