Диагностика уровня развития познавательных процессов и эффективности обучения
методическая разработка (старшая группа) на тему

Осипенко Светлана Александровна

Диагностика уровня развития познавательных процессов и эффективности обучения. Задания для детей 6-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_poznavatelnyh_protsessov.docx31.7 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика уровня развития познавательных процессов

и эффективности обученияОписание: http://lib2.podelise.ru/tw_files2/urls_907/12/d-11623/11623_html_12b35547.jpg

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ШЕСТИ–СЕМИ ЛЕТ


МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

Эту диагностику следует проводить в конце учебного года у шестилеток и в начале - у семилеток.

Дети шести-, семилетнего возраста уже проходили диагностику год назад. Поэтому, строя настоящее обследование, нужно познакомиться с материалами прошлого и соответственно скорректировать предлагаемые задания.

Если же ребенок почему-либо обследуется впервые, начинать нужно с заданий, предназначенных для пяти-, шестилеток, только не в полном объеме, а как бы пробуя, есть ли у ребенка уровень возможностей, необходимый для их выполнения, или нет. Если очевидно, что предлагаемые задания просты для ребенка, сразу переходить к заданиям для шести-, семилеток, если нет, продолжать прорабатывать материал более подробно. И только получив в полном объеме информацию о возможностях ребенка в выполнении заданий для пяти-, шестилеток, переходить к заданиям для шести-, семилеток.

^ 1. Консультация и заключение логопеда. Это особенно необходимо тем детям, у которых год назад в пяти-, шестилетнем возрасте логопед отмечал проблемы с артикуляцией. В карте развития должны быть сведения о проводившихся коррекционных мероприятиях (если в них была необходимость), об их результатах, о наличном уровне речевого развития, о качестве артикуляции.

^ 2. Состояние тонкой моторики рук. Проба с волчком — запуск пальцами маленького волчка-вертушки на столе (сидя у стола и стоя рядом со столом), на полу (стоя на коленях, сидя на полу). Запуск волчка правой и левой рукой.

Комментарии. В протоколе отмечается результативность: не может запустить; запускает, но волчок сразу падает; волчок крутится пять-десять секунд; волчок крутится около пятнадцати секунд; волчок крутится очень долго, двадцать пять — тридцать секунд и дольше. Отметить количество проб, которые были необходимы ребенку, чтобы овладеть волчком (если запустить его удалось не сразу).

^ 3. Графический диктант по клеточкам. Диктовка: «От исходной точки клеточка вправо, две клеточки вверх, две клеточки вправо, клеточка вверх, клеточка вправо, клеточка вниз, две клеточки вправо, две клеточки вниз, клеточка вправо, клеточка вниз, клеточка влево, две клеточки вниз, две клеточки влево, клеточка вниз, клеточка влево, клеточка вверх, две клеточки влево, две клеточки вверх, клеточка влево, клеточка вверх». Должна получиться замкнутая рамка. Попросить ребенка нарисовать в рамке картинку, какую он захочет, придумать и подписать печатными буквами название картинки и поставить свою подпись (печатными буквами).

Комментарии. Дети, прозанимавшиеся учебный год по программе для шестилеток, в целом хорошо выполняют это задание. Трудности бывают у отдельных детей, имеющих проблемы и в других аспектах развития.

^ 4. Рисование картинки, рассказ по картинке. Прочитать ребенку вслух рассказ В. Драгунского «Тайное становится явным» (если он знаком ребенку — другой аналогичный по объему и сложности детский рассказ или отрывок из более крупного произведения, например главу из «Приключений Незнайки» Носова). Попросить нарисовать картинку к прочитанному рассказу (цветные карандаши, фломастеры). Когда закончит, попросить рассказать о том, что изображено на картинке, и дословно записать его рассказ.

Комментарии. У детей шести-семи лет уже не должно быть случаев, когда рисунок тематически не соответствует прочитанному рассказу. Если это происходит, значит, у ребенка имеются достаточно серьезные проблемы в личностном развитии, в общении. И рассказ по рисунку тоже должен быть более развернутым и содержательным, чем у пятилеток.
Имеет смысл оценить не только адекватность изображения прочитанному рассказу и устного описания картинки — изображению и его замыслу, но и особенности построения и пластики рисунка как такового: размещение на листе (прижато к нижнему краю, равномерно заполняющая лист композиция, сдвиг в одну сторону, мелкое изображение вверху листа, диагональная композиция и т.д.), выразительность изображенных предметов и фигур, их детализация (конечности, пальцы, ступни, волосы, уши, одежда, украшения, мелкие детали окружающих предметов, наличие фона — пейзажа, интерьера), использование цвета, эмоциональный настрой рисунка.

^ 5. Игра с мячом. Предложить ребенку попробовать отбивать мяч об пол. Когда он немножко потренируется (отметить, насколько успешно), предложить ему посчитать, отбивая мяч об пол: от 1 вперед сколько он сможет, от 4 вперед, от 7 назад, от 10 вперед, от 10 назад. Предложить посчитать, прибавляя по 2, набивая мяч: 2, 4, 6... — сколько сможет. То же самое, прибавляя по 2, но начиная с 1: 1, 3, 5...

Комментарии. Дети этого возраста считают по одному вперед по крайней мере до 20, а некоторые значительно дальше. Ограничение накладывает только отбивание мяча. Обычно шести-, семилетки могут отбивать мяч 7—10 раз, и только некоторые больше. По 2 считают обычно только до 10 или до 9—11 (в случае нечетных чисел). Немногие дети, имеющие проблемы развития, затрудняются со счетом по два.

Корректировать это «в лоб», обучая воспроизведению ряда четных или нечетных чисел, нецелесообразно. Коррекционные мероприятия должны носить более широкий характер.

^ 6. Игра «Я знаю пять...». Аналогично игре для 5–6-леток. Но в данном случае — «я знаю пять...»: слов из двух слогов; слов из одного слога; слов на букву л; слов на букву в; гласных букв (можно 7, а если ребенок хочет — и все 10); согласных букв (можно 10 или больше); чисел больше 10; чисел меньше 6; чисел, которые меньше 20 и больше 10.

Комментарии. У большинства детей, знающих эту игру и прошедших обучение по программе шестилеток, игра обычно не вызывает затруднений (при условии, что они никогда раньше не играли именно с этими заданиями). Существенные трудности есть у отдельных детей, имеющих проблемы развития.

^ 7. Буквы на карточках. Дать буквы на карточках — а (2 шт.), с, п, о (2 шт.), к (2 шт.), н, ш, л, у, р, г. Предложить сложить как можно больше слов. Если ребенку нужно, он может использовать одну карточку в нескольких словах.

Комментарии. Нормальным выполнением задания для шести-, семилетки будет, если он сложит два-три слова. Около трети или чуть больше детей сложат одно-два слова. И наконец, немногие дети (как правило, 1—3 ребенка из обычной одновозрастной группы), имеющие трудности развития, с трудом сложат одно слово.

^ 8. Слоги на карточках. Дать слоги на карточках — на, сос, ка, ток, ша и попросить сложить как можно больше слов. При желании ребенка можно использовать одну карточку в нескольких словах и добавлять карточки с буквами от прошлого задания (они лежат на том же столе чуть в стороне).

Комментарии. Обычно дети складывают 1—3 слова. Некоторым детям нужна организующая помощь взрослого — наводящие вопросы и т.д.

9. Задача. Предложить задачу: «Я задумал число. Вычел из него 4, получилось 5. Какое это число?» Если ребенок решает легко, можно дать еще одну: «Я задумал число. Вычел из него 3, потом к тому, что получилось, прибавил 1, получилось 6. Какое задумано число?» Если трудно, дается более легкий вариант: «Я задумал число. Прибавил к нему 2, получилось 5. Какое число я задумал?»

Комментарии. При выполнении этого задания на столе должен быть счетный материал. Ребенок может при желании обратиться к нему, можно предложить ребенку воспользоваться им. Отметить в протоколе.

Детям нравятся задачи-головоломки, они охотно их решают. Для ребенка предшкольного возраста хорошо, если он оперирует в уме натуральным рядом чисел в пределах десяти, выполняя одно действие сложения или вычитания в процессе решения косвенной задачи (в косвенной задаче неизвестным является исходное число, а промежуточные и конечный результаты даются в условии). Очень хорошо, если ребенок сумеет самостоятельно обратиться к счетному материалу и помочь себе таким образом. Замечательно, если он способен к переходу через десяток в заданиях этого типа или если он может удержаться и проделать не одно, а два-три действия.
Есть дети, которым трудно понять сам принцип решения косвенной задачи — их немного, не более 1—3 на обычную группу. С ними следует целенаправленно проработать задачу со счетным материалом в руках.

^ 10. Задачи без пересчета. Попросить взять из счетного материала (мелкие игрушки в количестве 2—4 десятков) 12 предметов. Из них отодвинуть в сторону 4. Попросить ответить, не пересчитывая, сколько осталось. Если не может сообразить, позволить пересчитать. Убрать два предмета, чтобы осталось 10. Из них отодвинуть в сторону 6. Спросить, сколько осталось.

Комментарии. Примерно четверть детей решают это легко, еще две четверти — с усилиями, пользуясь пальцами, но решают. Около четверти детей затрудняются в решении таких задач без пересчета предметов.

^ 11. Ориентировка на пространстве листа. Дать ребенку лист бумаги и карандаши. Попросить нарисовать в середине листа мальчика или девочку (в соответствии с полом ребенка), слева от нее (него) собачку, справа мячик. Внизу справа — траву и два цветка в ней, слева вверху — солнышко.

Комментарии. Дети, обучавшиеся по программе шестилеток, делают это легко. Если ребенок имеет трудности ориентировки в пространстве листа, стоит проверить его функциональные асимметрии — признаки скрытого левшества и ведущий глаз. Это должен сделать психолог.

12. Копирование узора. Попросить скопировать узор «петля», «крючок-петля», начатый взрослым, на листе бумаги без всякой разлиновки. Ребенок должен разобраться в форме росчерка, воспроизвести его структуру. Предложить для копирования еще пару росчерков — «петелька вверх — петелька вниз», «овалы» или др.

Комментарии. Ребенок должен хотя бы на протяжении половины строки удержать горизонтальное направление росчерка (без линеек!) и размер его элементов. В конце строки 6—7-летний ребенок может потерять направление и измельчить узор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая диагностика уровня развития детей с выраженной умственной отсталостью дошкольного возраста, находящихся на индивидуально-дифференцированном обучении.

Эти параметры составляют качественную оценку результатов обследования детей. Количественная оценка выражается в балльной оценке познавательного развития ребёнка. Такой подход к оценке действий ребёнка...

КОМПЛЕКС ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Комплекс тренинговых занятий по подготовке детей к школьному обучению. Занятия направлены на формирование психологической готовности и развитию познавательных процессов детей в период подготовки к шко...

Диагностика уровня сформированности фонематических процессов у детей.

Определение уровня сформированности фонематических процессов у детей в игровой форме....

Особенности проведения диагностики уровня развития психических процессов у детей младшего дошкольного возраста

Особенности проведения диагностики уровня развития психических процессов у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ...

Диагностика уровня развития детей по речевому развитию

          Диагностический материал включает методику по трем аспектам речевого развития детей: лексики, грамматического строя и готовности к освоению письменной речи.Ди...

Диагностика и развитие познавательных процессов у дошкольников

Введение.Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для...

«Су-Джок» технология как эффективное средство развития познавательных процессов и мелкой моторики»

laquo;Су-Джок» технология как эффективное средство развития познавательных процессов и мелкой моторики»Развитие познавательных процессов у детей зависит от состояния мелкой моторики....