Диагностика уровня развития детей по речевому развитию
методическая разработка по развитию речи на тему
Диагностический материал включает методику по трем аспектам речевого развития детей: лексики, грамматического строя и готовности к освоению письменной речи.
Диагностические задания позволят выявить соответствующие возрастным особенностям детей речевые умения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_urovnya_razvitiya_detey_po.docx | 26.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика уровня развития детей по речевому развитию
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Диагностический материал включает методику по трем аспектам речевого развития детей: лексики, грамматического строя и готовности к освоению письменной речи.
Диагностические задания позволят выявить соответствующие возрастным особенностям детей речевые умения.
Задания разнообразны по содержанию. К каждому заданию разработаны критерии оценки, что позволит педагогу разработать конкретный план педагогической работы с детьми по совершенствованию данных сторон речи. К диагностическим заданиям сделан подбор наглядности, что позволит сделать процесс диагностики интересным для ребенка и будет способствовать объективности полученных результатов.
Данный диагностический материал ориентирован на «Программу воспитания и обучения детей в детском саду». Предполагается включение этих материалов в оперативный тип диагностики.
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
ТЕМА: Исследование лексики и грамматического строя речи
IIМЛАДШАЯ ГРУППА
1. Покажи картинки на которых нарисованы «Игрушки», «Посуда».
Цель:Выявить понимание конкретных существительных, обозначающих конкретные понятия, предметы; понимание и употребление в своей речи обобщающих понятий..
Материал:картинки с изображением: игрушек – кукла, машина, барабан и т.д. Посуды - чашка, тарелка, кастрюля, и т.д.
Критерии:ребенок правильно называет и показывает предметы – 3 балла
допускает 1 ошибку – 2 балла
допускает 2 и более ошибок – 1 балл
2. Что делает девочка? /мама, мальчик и.т.д./
Цель: определить объем глагольного словаря; умение правильно называть действия.
Материал: картинки
Критерии: ребенок правильно называет действия – 3 балла
допускает одну ошибку – 2 балла
допускает 2 и более ошибки – 1 балл
3.Покажи на картинках: чашка - чашки, гриб – грибы, кукла - куклы, мяч - мячи.
Цель: Определение понимания форм единственного и множественного числа существительных.
Материал: картинки с изображением названных предметов
Критерии: ребенок правильно называет и показывает предметы – 3 балла
допускает небольшое количество ошибок – 2 балла
много ошибок – 1 балл
4.Положи мячик в коробку, на стол, под стол, за коробку.
Цель: определение понимания предложно – падежных конструкций с предлогами: В, НА, ЗА, ПОД.
Материал: картинки
Критерии: ребенок правильно понимает значение предлогов : В, НА, ЗА, ПОД – 3 балла
допускает одну ошибку – 2 балла
допускает 2 ошибки – 1 балл
5.Назови у кого что?
Цель: Определить умение употреблять имена существительные в родительном падеже единственного числа без предлога.
Это хвост кого? – Лисы.
Это сумка кого? – Мамы.
Это машина кого? – Мальчика.
Это уши кого? – Зайца.
Материал: картинки
Критерии:ребенок правильно называет – 3 балла
допускает одну ошибку – 2 балла
допускает 2 ошибки – 1 балл
6.Назови ласково: дом - …., мяч - …., руки - …., кукла - ….
Цель:Определить умение образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами и употреблять их в речи..
Материал: картинки
Критерии :ребенок правильно образовывает существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами – 3 балла
допускает одну ошибку – 2 балла
допускает две и белее ошибок – 1 балл
Инструкция к проведению:
Перед каждым заданием на стол выкладывается набор картинок подобранный к данному вопросу.
1. Ребенку предлагается выбрать картинки к данным лексическим темам и назвать их.
2. Предложить ребенку назвать по картинкам кто что делает.
3. Ребенку предлагается назвать предмет в единственном и множественном числе по данным картинкам.
4. Предложить ребенку выполнить поручения по речевой инструкции..
5. Ребенку предлагается определить кому что принадлежит.
6. Ребенку предлагается назвать изображенные на картинках предметы ласково.
Итоговая оценка:
14– 18 баллов – высокий уровень
10 – 14 баллов - средний уровень
9 и менее баллов – низкий уровень
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
ТЕМА: Исследование лексики и грамматического строя речи
СРЕДНЯЯ ГРУППА
1. Назови предметы изображенные на картинке одним словом:
чайник – блюдце – тарелка – кастрюля … /посуда/
куртка – шапка – свитер – брюки…/одежда/
тапочки – сандалии – туфли – ботинки – сапоги…/обувь/
огурец – помидор – капуста – картофель – морковь …/овощи/
яблоко – груша - апельсин - банан …/ фрукты/
Цель: Выявить понимание конкретных существительных, обозначающих конкретные понятия, понимание и употребление в своей речи обобщающих понятий.
Материал: картинки с изображением: посуды, одежды, обуви, овощей, фруктов
Критерии: ребенок правильно называет и показывает предметы – 3 балла
допускает 1 – 2 ошибки – 2 балла
допускает 3 и более ошибок – 1 балл
2.Назови предметы, которые можно назвать этим словом:
животные, игрушки, мебель
Цель: Выявить понимание конкретных существительных, обозначающих конкретные понятия, понимание и употребление в своей речи обобщающих понятий.
Материал:картинки с изображением: медведь, лиса, белка, заяц, волк; машина, кукла, пирамида, и т.д., стол, стул, диван, шкаф.
Критерии:ребенок правильно называет и показывает предметы – 3 балла
допускает 1-2 ошибки – 2 балла
допускает 3 и более ошибок – 1 балл
3.Как можно сказать ласково: сын, гриб, дом.
Цель: Знание и умение употреблять существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Материал:картинки
Критерии:ребенок правильно называет – 3 балла
допускает 1 ошибку – 2 балла
допускает 2 и более ошибок – 1 балл
4.Помоги животным найти своих детенышей: у зайца - ….., у белки - ……, у медведя - ……, у волка - ……
Цель: умение образовывать названия детенышей животных
Материал: картинки с изображением животных и их детенышей.
Критерии: ребенок правильно называет и показывает картинки с животными – 3 балла
допускает 1 - 2 ошибки – 2 балла
допускает 3 и более ошибок – 1 балл
5. Скажи правильно:
Яблоко. У Тани много …..
Дерево. В лесу много …..
Туфли. У Оли нет …..
Цель: умение употреблять существительные в форме родительного падежа множественного
числа.
Материал:картинки с изображением названных предметов
Критерии:ребенок правильно называет – 3 балла
допускает одну ошибку – 2 балла
допускает 2 ошибки – 1 балл
6.Мышка очень любит сыр. Найди все кусочки сыра в ее комнате и расскажи мышке, где находится каждый кусочек.
Цель: Понимание предложно – падежных конструкций с предлогами: В, НА, ЗА, ПОД.
Материал: картинки
Критерии: ребенок правильно понимает значение предлогов : В, НА, ЗА, ПОД – 3 балла
допускает одну ошибку – 2 балла
допускает 2 ошибки – 1 балл
7.Назови какого цвета предметы: шар - …, ведро - …, платье - …, машина - ….
Цель: умение согласовывать прилагательные с существительными в единственном числе.
Материал: картинки
Критерии: ребенок правильно называет – 3 балла
допускает одну ошибку – 2 балла
допускает 2 ошибки – 1 балл
8.Назови, чьи это предметы. Сумка мамы – мамина
Кофта бабушки - …
Газета папы - …
Нора лисы - …
Цель: Умение образовывать притяжательных прилагательных от существительных.
/Чей? Чья? чьё?/
Материал: картинки
Критерии: ребенок правильно называет – 3 балла
допускает одну ошибку – 2 балла
допускает 2 ошибки – 1 балл
9.Попроси куклу Олю лечь. /Оля, ляг./
Зайчика догоняет лиса, как мы ему крикнем? /Зайчик, беги./
Попроси водителя игрушечной машины отвезти кубики в уголок конструирования. /Поезжай./
Цель: определить умение употреблять в речи формы повелительного наклонения.
Критерии:
ребенок правильно употребляет в речи формы повелительного наклонения – 3 балла
допускает одну ошибку – 2 балла
допускает 2 ошибки – 1 балл
10.Скажи правильно:
У меня есть карандаш. /ручка/
У меня нет …
Я рисую …
Папа пишет …
Цель: выявить умение употреблять существительные в косвенных падежах без предлога.
Материал:
Критерии: ребенок правильно называет – 3 балла
допускает одну ошибку – 2 балла
допускает 2 ошибки – 1 балл
Инструкция к проведению:
Перед каждым заданием на стол выкладывается набор картинок подобранный к данному вопросу.
1. Ребенку предлагается выбрать картинки к данным лексическим темам и назвать их.
2. Предложить ребенку выбрать картинки, относящиеся к определенной группе.
3. Предложить ласково назвать предметы изображенные на картинке.
4. Предложить ребенку найти соответствующую картинку и назвать детеныша животного.
5. Предложить ребенку правильно сказать слово во множественном числе.
6. Предложить помочь мышонку найти кусочки сыра в комнате с использованием предлогов.
7. Предложить назвать предмет, и сказать какого он цвета.
8. Предложить назвать, чьи это предметы.
Итоговая оценка:
22 – 27 баллов – высокий уровень
15 – 21 баллов - средний уровень
14 и менее баллов – низкий уровень
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
ТЕМА: Исследование лексики и грамматического строя речи
СТАРШАЯ ГРУППА
1.Составление и называние целого предмета из его частей.
Назови по картинкам части тела: голова, ноги, руки, нос, грудь, живот, шея и др.
Назови по картинкам части одежды: рукав, воротник, пуговица.
Назови по картинкам части предметов мебели: спинка, ножка, сиденье.
Назови по картинкам части автомобиля: дверца, колеса, руль, кабина.
Цель: Развитие высших психических функции мышления – внимания, анализ и синтез частей и целого.
Материал: предметные картинки
Критерии: ребенок правильно называет и показывает части целого – 3 балла
допускает 1 – 2 ошибки – 2 балла
допускает 3 и более ошибки – 1 балл
2. Назови, какой формы предметы: круглый, овальный, треугольный, квадратный, прямоугольный и т.д.
Цель: Цель: умение согласовывать прилагательные с существительными в единственном числе.
Материал: предметные картинки
Критерии: ребенок правильно формы предметов – 3 балла
допускает одну ошибку – 2 балла
допускает 2 ошибки – 1 балл
3. Много чего? Шар – шаров, стол - …, дом - …, береза - …, чашка - …, книга - …, дерево - …, лист - …, стул - …, мяч - …, ключ - …, карандаш…
Цель: Выявить умение употреблять существительные в форме родительного падежа
множественного числа.
Материал:картинки с изображением названных предметов
Критерии:ребенок правильно называет и показывает предметы – 3 балла
допускает одну ошибку – 2 балла
допускает 2 ошибки – 1 балл
4. Как назвать маленький предмет? Стол, мяч, дом, кровать, береза, кукла, ложка, шкаф, миска.
Цель: Знание и умение употреблять существительные с уменьшительно – ласкательными
суффиксами.
Материал: предметные картинки
Критерии: ребенок правильно назвал все предметы – 3 балла
допускает одну ошибку – 2 балла
допускает 2 ошибки – 1 балл
5. Назови, чьи это предметы. Хвост зайца – …
Лапа медведя - …
Шерсть волка - …
Цель: Умение образовывать притяжательных прилагательных от существительных.
/Чей? Чья? /
Материал: картинки
Критерии: ребенок правильно называет – 3 балла
допускает одну ошибку – 2 балла
допускает 2 ошибки – 1 балл
6.Закончи предложение:
Мы поехали в зоопарк /на чем?/ (метро)
Моя сестра учится играть /на чем?/ (на пианино)
Цель: Умение пользоваться несклоняемыми существительными.
Материал: предметные картинки
Критерии: ребенок правильно заканчивает предложение – 3 балла
допускает одну ошибку – 2 балла
допускает 2 ошибки – 1 балл
7.Найди, покажи и расскажи. Где мама – белка и ее бельчата.
Цель: Понимание предложно – падежных конструкций с предлогами: В, НА, ЗА, ПОД.
Материал: картинки
Критерии: ребенок правильно образовывает существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами – 3 балла
допускает одну ошибку – 2 балла
допускает 2 ошибки – 1 балл
8.Посмотри внимательно на картинки. Назови профессии тех, кто на ней изображен.
Цель: выявить знания детей о труде взрослых.
Материал: картинки с изображением строителя, продавца, учителя.
Критерии: ребенок правильно образовывает существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами – 3 балла
допускает одну ошибку – 2 балла
допускает 2 ошибки – 1 балл
9.Расскажи, где находится котенок.
Цель: Понимание предложно – падежных конструкций с предлогами: В, НА, ЗА, ПОД.
Материал: картинки
Критерии: ребенок правильно понимает значение предлогов : В, НА, ЗА, ПОД – 3 балла
допускает одну ошибку – 2 балла
допускает 2 ошибки – 1 балл
10. Закончи предложение: Один дом, два …
Одна кукла, две …
Один шар, два …
Один жук, два …
Цель: умение детьми согласовывать существительные с числительными.
Материал: предметные картинки
Критерии: ребенок правильно – 3 балла
допускает одну ошибку – 2 балла
допускает 2 ошибки – 1 балл
Инструкция к проведению:
Перед каждым заданием на стол выкладывается набор картинок подобранный к данному вопросу.
1. Перед ребенком кладут карточки с изображением целого предмета и отдельных фрагментов, ребенку предлагается подобрать и назвать части к целому.
2. Перед ребенком кладут поочередно карточки с изображением различных предметов и предлагают назвать части из которых состоит .
3. Перед ребенком кладут поочередно карточки с изображением различных предметов и предлагают ответить на вопрос.
4. Ребенку предлагается рассмотреть карточки и назвать изображенные на них предметы ласково.
5.Перед ребенком кладут карточки с изображением животных и частей тела , и предлагают назвать чьи это части .
6.Предложить ребенку закончить предложение.
7.Перед ребенком кладут карточки с изображением белки и бельчат, просят ребенка сказать, куда спрятались бельчата от мамы белки.
8.Попросить ребенка перечислить профессии на карточках и ответить на вопрос «Кто чем, занимается?»
9.Перед ребенком кладут карточки, просят ребенка рассказать, где находится котенок.
10.Предложить ребенку закончить предложение по картинке.
Итоговая оценка:
24 – 30 баллов – высокий уровень
14 – 23 баллов - средний уровень
13 и менее баллов – низкий уровень
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
ТЕМА: Исследование лексики и грамматического строя речи
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА
1. Составление и называние целого предмета из его частей.
Назови по картинкам части тела: локоть, колено, пальцы, ноготь.
Назови по картинкам части одежды: воротник, манжета, петля.
Назови по картинкам части предметов окна: рама, подоконник, стекло.
Назови по картинкам части автомобиля: кузов, кабина, фары, мотор.
Цель: Развитие высших психических функции мышления – внимания, анализ и синтез частей и целого.
Материал: предметные картинки
Критерии: ребенок правильно называет и показывает части целого – 3 балла
допускает 1 – 2 ошибки – 2 балла
допускает 3 и более ошибки – 1 балл
2. Кто что делает? /с использованием профессии/
Цель: выявить знания детей о труде взрослых.
Материал: картинки с изображением труда взрослых, их профессиональной деятельности
Критерии: ребенок правильно называет – 3 балла
допускает одну ошибку – 2 балла
допускает 2 ошибки – 1 балл
3.Закончи предложение: карандаш – два карандаша, пять карандашей, ключ - …., лев - …, озеро - …, дверь - …
Цель: умение детьми согласовывать существительные с числительными.
Материал: предметные картинки
Критерии: ребенок правильно согласовывает существительные с числительными– 3 балла
допускает небольшое количество ошибок – 2 балла
много ошибок – 1 балл
4. Помоги животным найти своих детенышей: у коровы - …, у лошади - …, у собаки - …,
Цель: умение образовывать названия детенышей животных
Материал:картинки с изображением животных и их детенышей.
Критерии:ребенок правильно называет и показывает – 3 балла
допускает одну ошибку – 2 балла
допускает 2 ошибки – 1 балл
5. Назови, из чего сделано: Карандаш из дерева – деревянный, поделка из бумаги - …, шляпа из соломы -…, подушка из пуха - …, баба из снега - …, колесо из резины - …
Цель: Умение образовывать относительные прилагательные от существительных.
Материал: картинки
Критерии: ребенок правильно называет – 3 балла
допускает одну ошибку – 2 балла
допускает 2 ошибки – 1 балл
6.Назови действия: Что делают дети? /ходит, уходит, входит, выходит, переходит/
Цель: Выявить умение образовывать приставочные глаголы.
Материал: сюжетные картинки
Критерии: ребенок правильно образовывает приставочные глаголы – 3 балла
допускает одну ошибку – 2 балла
допускает 2 ошибки – 1 балл
7. Что делает мальчик?
Цель: Понимание предложно – падежных конструкций с предлогами: В, НА, ЗА, ПОД.
Материал: сюжетные картинки
Критерии: ребенок правильно понимает значение предлогов : В, НА, ЗА, ПОД – 3 балла
допускает одну ошибку – 2 балла
допускает 2 ошибки – 1 балл
Инструкция к проведению:
Перед каждым заданием на стол выкладывается набор картинок подобранный к данному вопросу.
1. Перед ребенком кладут карточки с изображением целого предмета и отдельных фрагментов, ребенку предлагается подобрать и назвать части к целому.
2. Попросить ребенка перечислить профессии на карточках и ответить на вопрос «Кто чем, занимается?»
3. Предложить ребенку закончить предложение по картинке.
4.Перед ребенком кладут карточки с изображением животных и их детенышей, предложить ребенку найти детеныша животного и назвать его.
5.Перед ребенком кладут карточки с изображением предметов, предложить ребенку найти и назвать предметы из которых они изготавливаются.
6.Предложить ребенку по картине определить, что делают дети.
7.Перед ребенком кладут карточки, просят ребенка рассказать, что делает мальчик.
Итоговая оценка:
17– 21 баллов – высокий уровень
12 – 16 баллов - средний уровень
11 и менее баллов – низкий уровень.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика уровня знаний детей подготовительной группы по теме "Малая Родина"
Диагностика знаний по теме "Малая Родина"...
Диагностика уровня музыкального и психомоторного развития ребёнка на музыкальных занятиях (по методике А.И. Бурениной)
Диагностика уровня музыкального и психомоторного развития ребёнка на музыкальных занятиях (по методике А.И. Бурениной)...
Консультация для воспитателей "Диагностика уровня подготовки детей дошкольного возраста к безопасному поведению на дорогах "
Спецификой овладения нормами и правилами поведения человека на дороге является то, что они впитываются, усваиваются и реализуются в процессе всей его жизнедеятельности с момента первого выхода на улиц...
Карта диагностики уровня психомоторного и музыкального развития ребенка
Карта диагностики уровня психомоторного и музыкального развития ребенка...
Методика проведения диагностики уровня художественного и творческого развития для старшей группы
Материал содержит методику проведения дивгностики уровня художественного развития дошкольников старшего возраста : формы проведения, критерии оценки, показатели уровней развития, формы подведени...
Диагностика уровня знаний детей по теме проекта: «Слава армии родной!»
Диагностикауровня знанийдетей группы «Подсолнух»по теме проекта: «Слава армии родной!»...
«Игры народов Крыма» (НОД с интеграцией образовательных областей: «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие» для дошкольников старшего возраста)
ель: способствовать дальнейшему развитию и обогащению игр детей, повышая их воспитательное и развивающее значение, двигательную активность...