Диагностика уровня сформированности фонематических процессов у детей.
методическая разработка по логопедии на тему

Шлепнина Елена Валериевна

Определение уровня сформированности фонематических процессов у детей в игровой форме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Диагностика уровня сформированности фонематических процессов у детей

Определить уровень сформированности фонематических процессов у детей можно в игровой форме. Специально подобранные задания позволяют с большой степенью определенности выяснить возможности восприятия детьми неречевых и речевых звуков, фонематического анализа и синтеза.

   Игра-путешествие включает несколько остановок-станций.

Первая станция. «Музыкальная».

Цель. Определить степень сформированности различения неречевых звуков.

За ширмой находятся различные музыкальные инструменты: бубен, барабан, погремушка, дудочка, металлофон и др. Задание – угадать, какой инструмент звучит. Усложнение. Заменить музыкальные инструменты баночками с различными наполнителями (песок, крупа, пуговицы и т.д.)

Вторая станция. «Театральная».

Цель. Определить степень сформированности восприятия просодической стороны речи.

Перед детьми раскладывают картинки с изображением разных людей. Задание - подобрать нужную картинку к услышанному звуку.(«А!» - кричит девочка; «А-А-А» - поет певица; «А-а-а» - качает мама малыша; «О!» - удивилась мама; «О-о-о» - стонет бабушка», «О-О-О» - кричат дети в лесу).

Третья станция. «Ораторы»( два задания).

Цель. Определить степень сформированности восприятия слов.

У каждого ребенка кружки – красный и зеленый. Задание - показать красный кружок, если слово произносится с ошибкой, а если правильно – зеленый» ( банан – тлетка – витамин, даван – клетка – виталин…)

Цель. Определить степень сформированности умения различать слоговую структуру слов. Задание – в каждой группе выделить лишнее слово, проговорить его и отхлопать каждую часть. (мак – бак – так – банан; сом – ком – индюк – дом; лимон – вагон – кот – бутон; мак – бак – веник – рак).

Четвертая станция. «Спортивная».

Цель. Определить умение опознавать гласные звуки (например, звук «А») изолированно, в начале и конце слова.

Задание – присесть, если услышите звук «А»: А,О,М,П А,И,А,У. Подпрыгнуть, если услышите звук «А» в начале слова: аист, усы, иглы, апельсин, осень, азбука. Хлопнуть в ладоши, если услышите звук «А» в конце слова: арка, Анна, душ, мак, антилопа, азбука, сок.

Пятая станция. «Шифровальщики».

Цель. Определить степень сформированности опознавать согласные звуки, порядок их положения в слове. Конец года

Детям раздают счетные палочки, предлагают положить палочку, когда услышат в слове звук «П»: пачка – тачка, почка – бочка, суп – сук, лук – лупа. Составьте слово из звуков: б-а-к, з-а-л, с-у-п, м-а-к, д-о-м.

(Для детей от 6 лет).

Фонематический экран

Результаты заносятся в таблицу в виде кружков разного цвета: красный – не смог выполнить задание, желтый – справился с незначительной помощью взрослого, зеленый – справился самостоятельно.

Различение

неречевых

звуков

Фонематическое

восприятие

Фонематический

анализ

Фонематический

синтез (с 6 лет)

Фамилия, имя ребенка

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика уровня сформированности сенсорного эталона цвета у детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ.

Диагностика уровня сформированности сенсорного эталона цвета у детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ....

Определение уровня сформированности монологической речи у детей с ОНР Диагностика связной речи по методике В.П. Глухова

Определение уровня сформированностимонологической речи у детей с ОНРДиагностика связной речи по методике        В.П. Глухова. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯДля определения...

Особенности проведения диагностики уровня развития психических процессов у детей младшего дошкольного возраста

Особенности проведения диагностики уровня развития психических процессов у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ...

Диагностика первоначального уровня сформированности звуковой культуры речи детей раннего возраста по методике по методике Серебряковой Н.В. и Максакова А.И.

Общение ребенка со взрослыми и сверстниками наиболее успешно осуществляется тогда, когда говорящий внятно и чисто произносит слова. Нечеткое или неправильное произношение слов может быть причиной их н...

Диагностика уровня сформированности фонематических функций у детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Диагностика уровня сформированности фонематических функций у дошкольников с нарушениями речи, оформленная в удобную для использования таблицу.....

Диагностика уровня сформированности игровых умений у детей по теме " Русские народные игры".

Диагностика уровня сформированности игровых умений по теме " Русские народные игры"....