Диагностика уровня сформированности сенсорного эталона цвета у детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ.
материал (средняя группа) на тему

Просёлкова Ирина Николаевна

 

Диагностика уровня сформированности сенсорного эталона цвета у детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика уровня сформированности сенсорного эталона цвета у детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ.

       Цель    -    выявить    уровни сформированности сенсорных эталонов цвета у детей экспериментальной группы.

Задачи:

1. Отобрать критерии и показатели сформированности сенсорных эталонов цвета у детей среднего дошкольного возраста.

2. Подобрать диагностический инструментарий выявления уровня сформированности сенсорных эталонов цвета у детей среднего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

3. Провести констатирующий эксперимент и сделать выводы.

Критерии и показатели уровня сформированности сенсорных эталонов цвета у детей сего дошкольного возраста

Способность различать и называть цвета (основные, оттенки).

Способность соотносить цвет с названием.

Особенности цветового решения рисунков (адекватное, неадекватное использование цвета и оттенков.

Характеристика критериальной базы.

Способность различать цвета - опознание данного образца среди других цветов путем сравнения, нахождения и выделения в объектах, среди которых производится выбор, тех же существенных сторон; способность различать все основные цвета спектра и оттенки по светлоте: «светлый», «темный», «светлее», «темнее».

Способность соотносить цвет с названием - способность точно выделить касс объектов, назвать их существенные признаки; способность группировать предметы по цвету.

Особенности цветового решения рисунков - адекватное использование цвета: соответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче; использование в рисунках различных оттенков цвета; передача насыщенности цвета.

Уровни сформированности сенсорных эталонов цвета у детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ.

Способность

Способность

Особенности цветового

Уровни

различать

соотносить

решения рисунков

цвета

цвета  с

названием

Способен

Легко

Соответствие цветового решения

различать    все

идентифицирует

поставленной    изобразительной

основные цвета:

предмет по цвету,

задаче.     Передача     цветовых

красный,

опирается        на

соотношений,       близких      к

1

оранжевый,

зрительное

реальным.  Наличие  элементов

уровень

желтый,

соотнесение.

фантазии         в         цветовых

зеленый,

Называет цвет и

соотношениях.             Наличие

голубой, синий,

оттенок предмета.

гармоничного        соотношения

фиолетовый.

По      словесной

цветового   решения   узора   с

Различает

инструкции

фоном.      Использование      в

разные оттенки

взрослого

рисунках   различных   оттенков

цвета           по

показывает

цвета. Передача насыщенности

светлоте:

предмет

и

цвета. Количество используемых

«светлый».

называет его цвет.

цветов     в     соответствии     с

«темный»,

оттенок.

изобразительной          задачей.

«светлее»,

Способен

Овладение  детьми  правильной

«темнее»;

с

группировать

техникой          работы          с

заданием

предметы

по

художественными материалами.

ребенок

цветовому

позволяющей      создавать      и

справляется

оттенку.

применять    разные    цвета    и

самостоятельно.

оттенки.    Умение    размывать

краски    с    целью    получения

оттенков     цвета,     добавлять

белила в  основной цвет, при

рисовании гуашью.

Ребенок

При

Соответствие цветового решения

различает

идентификации

поставленной    изобразительной

2

основные цвета,

предмета

по

задаче  достигается  не  всегда.

уровень

показывает их

с

цвету испытывает

Цветовые соотношения, близкие

незначительной

незначительные

к     реальному,     но     бывают

помощью

затруднения,

но с

отступления.

взрослого,

помощью

Наличие элементов творчества в

затрудняется

в

воспитателя

передаче цветовых соотношений

различении

находит

и

проявляется не во всех случаях.

промежуточных

исправляет

Использование     в     рисунках

цветов

и

ошибки.

Не

различных     оттенков     цвета.

оттенков.

соотносит

Количество используемых цветов

некоторые   цвета

небольшое.

и  оттенки  с

их

названиями.

При

группировании

предмета

по

незначительные

ошибки.    Может

их исправить.

Испытывает

С            трудом

Соответствие цветового решения

трудности       в

подбирает цвета и

поставленной    изобразительной

3

различении

оттенки.

задаче  достигается   не   всегда.

уровень

некоторых

соответствующие

Цветовые соотношения, близкие

основных

предметам      По

к    реальному,     но     бывают

цветов           и

словесной

отступления. Наличие элементов

оттенков, путает

инструкции

творчества в передаче цветовых

«светлее        и

взрослого.

соотношений проявляется не во

темнее».

Соотносит   цвета

всех      случаях.      Количество

и оттенки только

используемых цветов небольшое.

в          половине

Правильная    техника    работы

случаев. Называет

предлагаемыми

цвета и оттенки.

художественными   материалами

Допускает

применяется не всегда.

ошибки,

исправляет их с

помощью

воспитателя.

4

Не     различает

Ребенок          не

Неадекватно применяет цвет в

-

основные цвета,

соотносит цвет с

рисунке, рисунок беден.

уровень

оттенки    цвета

названием.

по светлоте.

В соответствии с критериями и показателями сформированности сенсорных эталонов цвета у детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ был подобран диагностический инструментарий, позволяющий отнести детей к различным уровням сформированности сенсорного эталона цвета.

Методика № 1 «Закрой окошко».

Цель: выявить способность различать основные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Оборудование: карта с наклейками - 7 разноцветных домиков, в которых вырезанные окошки, комплект разноцветных квадратиков по 3 цвета каждого (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый)

Ход проведения: (проводится индивидуально)

- Посмотри, перед тобой находятся разноцветные домики, в которых вырезаны окошки и разноцветные квадратики - окошки для домика такого же цвета, как и домики. Необходимо подобрать для каждого домика окошко и назвать цвет.

Количественная оценка проводится в соответствии с таблицей.

Качественная характеристика

Баллы

Уровни

Различает все основные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый с заданием справился самостоятельно

3

I

Различает 5-6 основных цветов, при различении испытывает незначительные затруднения, при выполнении задания возникает необходимость в оказании направляющей и обучающей помощи.

2

II

Различает 3-4 основных цвета. Испытывает трудности в различении цветов, с заданием справляется с обучающей помощью

1

III

Различает менее 3-х основных цветов. Не справляется с заданием - даже после обучающей помощи.

0

IV

 

Методика № 2 «Подбери пару».

Цель: выявить способность различать основные оттенки по светлоте и умение группировать предметы в паре с одинаковыми оттенками.

Оборудование: одинаковые по размеру, контрастные по цвету пары варежек, носочков, ленточек.

Ход проведения: (проводится индивидуально)

- Наша кукла Маша потеряла свои варежки, носочки и ленточки.

 - Давай поможем найти Маше – растеряше ее вещи.

 - Подбери пары к вещам и назови цвет.

Например: светло-зеленые варежки, темно – синие носочки и т.д.

Количественная оценка проводится в соответствии с таблицей.

Качественная характеристика

Баллы

Уровни

Различает оттенки цвета по светлоте «светлый», «темный», «светлее», «темнее», с заданием справляется самостоятельно

3

I

Затрудняется в различении некоторых оттенков, задание выполняет при оказании стимулирующей или направляющей помощи.

2

II

С трудом различает оттенки, путает «светлее», «темнее», с заданием справляется в условиях обучающей помощи.

1

III

Не справляется с заданием - даже после обучающей помощи.

0

IV

Методика № 3 «Подбери дорожку».

Цель: выявить умение соотносить цвета (красный, желтый, оранжевый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый) с названием по словесной инструкции.

Оборудование: карта, на которой нарисованы разноцветные колобки и набор разноцветных дорожек.

Ход проведения:

- У меня находится карта, на которой нарисованы разноцветные колобки, посмотрите какие они красивые. А вот (показываются дорожки) разноцветные дорожки.

- Давайте подберем каждому колобку дорожку, по которой покатится колобок. (Если ребенок уже ориентируется в названии цветов, педагог говорит)

- Это желтый колобок. Подбери для него дорожку такого же цвета.

        Количественная оценка проводится в соответствии с таблицей

Качественная характеристика

Баллы

Уровни

Легко идентифицирует предмет по цвету, опирается на зрительное соотнесение. Называет цвет предмета, по словесной инструкции взрослого находит предмет и называет его цвет. Способен группировать предмет по цвету.

3

I

При идентификации предмета по цвету испытывает незначительные затруднения, но с направляющей помощью находит и исправляет ошибки. Не соотносит некоторые цвета с названием, при группировки предмета по цвету допускает незначительные ошибки.

2

II

С трудом подбирает соответствующие цвета по словесной инструкции взрослого. Соотносит цвета только в половине случаев, называя цвет, допускает значительные ошибки, исправляет их с направляющей помощью воспитателя.

1

III

Не справляется с заданием даже после обучающей помощи.

0

IV

Методика № 4 «Попади в кольцо»

Цель: выявить умение соотносить оттенки цвета с названием.

Оборудование: план карта, на которой изображены цветные кольца (светло-зеленая, темно-красная,  светло-синяя, темно-синяя), вырезанные внутри и набор кружков каждого оттенка по 3 шт.

Ход проведения:

- Перед нами нарисованы разноцветные кольца, в которых середина пустая.

- На столе у нас лежат разноцветные кружки. Надо подобрать кружок такого же цвета, как колечко и вложить их в трафарет.

- Это светло-зеленое колечко, возьми светло-зеленый кружок и вложи его вовнутрь.

Анализ результатов

Количественная оценка проводится в соответствии с таблицей:

Качественная характеристика

Баллы

Уровни

Легко идентифицирует предмет, опирается на зрительное соотнесение, называет оттенок по словесной инструкции, находит предмет и называвает его оттенок, способен группировать предмет по оттенку.

3

I

При идентификации предмета по оттенку испытывает незначительные затруднения, но при направляющей помощи педагога находит и исправляет ошибки. Некоторые оттенки не соотносит с названием, при группировки предмета по оттенку допускает незначительные ошибки и самостоятельно их исправляет.

2

II

С трудом подбирает оттенки, соответствующие предметам. По словесной инструкции взрослого соотносит оттенки в половине случаев, называя оттенок, допускает ошибки, исправляет их с помощью педагога.

1

III

Не справляется с заданием даже с помощью педагога.

0

IV

Анализ детских рисунков на тему «Осень».

Цель:   выявить   особенности   цветового   решения   рисунка:   адекватность использования цвета, насыщенность цвета, использование основных цветов и оттенков выражение настроения через передачу цвета. Анализ деятельности рисунков проводился в соответствии методики Комаровой Т. С. «Выражение отношения к создаваемому образу через цвет в рисунках».

Количественная оценка

Качественная характеристика

Баллы

Использование в рисунках различных оттенков цвета, передача насыщенности цвета. Соответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче. Передача цветовых соотношений близких к реальным. Наличие элементов фантазии в цветовых соотношениях. Количество используемых цветов в соответствии с изобразительной задачей. Умение размывать краски с целью получения цвета, добавлять белила в основной цвет при рисовании гуашью.

3

Соответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче достигается не всегда. Цветовые соотношения близкие к реальным, но бывают отступления. Наличие элемента творчества в передаче цветовых соотношений проявляется не во всех случаях. Использование в рисунках различных оттенков цвета. Количество используемых цветов небольшое.

2

Соответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче достигается не всегда. Цветовые соотношения близкие к реальным, но бывают отступления. Наличие элемента творчества в передаче цветовых соотношений проявляется не во всех случаях. Количество используемых цветов небольшое.

1

Неадекватно применяется цвет в рисунках, рисунок беден.

0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как одно из средств формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как одно из средств формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста...

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ЦВЕТА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.

СОДЕРЖАНИЕ  РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ЦВЕТА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР....

Роль дидактической игры в формировании сенсорных эталонов (эталонов цвета) у детей младшего дошкольного возраста

Одна из задач дошкольного воспитания состоит в том, чтобы дать правильное направление умственному развитию ребенка. В основе развития познавательных процессов лежит сенсорное развитие. Этот вопр...

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ ЦВЕТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОглавлениеВведение ……………………………………………………….……………………….31. Сущность и значение сенсорного воспитания для развития детей дошкольного возраста ………………………………………..………………………..62. Содержание и методика формирова...