Роль дидактической игры в формировании сенсорных эталонов (эталонов цвета) у детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка (младшая группа) на тему

 Одна из задач дошкольного воспитания состоит в том, чтобы дать правильное направление умственному развитию ребенка. В основе развития познавательных процессов лежит сенсорное развитие. Этот вопрос, на наш взгляд, достоин особого внимания   педагогов дошкольного образования. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном детстве трудно переоценить.

 Проблемой сенсорного развития детей занимались многие психологи: Александр Владимирович Запорожец, Леонид Абрамович Венгер, Николай Николаевич Поддъяков, Лев Семенович Выготский и др., в дошкольной педагогике вопросами сенсорного воспитания занималась Елизавета Ивановна Тихеева.Также внесли вклад в решение проблемы сенсорного воспитания: дидактические разработки Фани Наумовны Блехер, системы дидактических материалов Барната Иосифовича Хачапуридзе.

Хорошо известно, что именно сенсорное воспитание являлось центральной проблемой на протяжении целых эпох развития дошкольной педагогики. Достаточно вспомнить Яна Коменского и его классический труд «Мир чувственных вещей в картинках», «Азбуку наглядности» Иоганн Генрих Песталоцци, «Дары» Фридриха Фребеля, дидактическую систему Марии Монтессори, дидактические игры Жана Овидия Декроли.

 

Цель  нашей работы – доказать роль дидактической игры в формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о цвете.

 

 

 

Описание работы

Предварительная работа

 Была проведена следующая работа с использованием дидактических игр для формирования у детей представлений о цвете предмета:

Вначале мы знакомили детей с шестью цветами спектра. Основной целью на данном этапе работы является получение детьми четких представлений об этих цветах, умение их узнавать в разных ситуациях и вариантах. Использовали классические игры, такие как  «Подбери крышу для домика», «Подбери по цвету», «Каждой бабочке свой цветок», «Кто в домике живет», «Разноцветные шары» и т. п. Также в процессе игр дети учились решать простые умственные задачи типа: поставь рядом два предмета одинакового цвета, правильно назови цвет и т.д.

Учитывая особенности восприятия цвета детьми младшего дошкольного возраста, использовали сначала хроматические цвета: красный, желтый, синий, а затем ахроматические: черный и белый. Старались подбирать пособия и предметы интенсивной окраски. Ребята научились простейшим умственным операциям, а именно сравнивать, сопоставлять цвета. Но все же часть детей оставалась равнодушной к абстрактному материалу, поэтому мы провели дидактическую игру «У нас в гостях кукла Катя» (конспект прилагается). Дети рассматривают ее наряд и проговаривают цвета. Данную игру можно использовать в разных вариантах. Например, воспитатель читает четверостишье, а дети показывают цвет, или предлагает одеть куклу во все зеленое (любой цвет), обозначая, словесно, на кого похожа кукла Катя.

Выводы и рекомендации

Наша работа была ориентирована на доказательство роли дидактической игры в формировании у детей представлений о цвете предмета. В связи с поставленной целью нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, особенности сенсорного развития детей и значимость дидактической игры в сенсорном развитии ребенка.

Как показывает теория и методика изучения проблемы сенсорного воспитания дошкольников младшего дошкольного возраста, данная проблема весьма актуальна и требует специального исследования.

. В процессе нашей работы были замечены такие изменения:

·        У детей выработались приемы зрительного сравнения, сопоставления цвета предметов;

·        Дети научились в практической деятельности учитывать признаки предметов по цвету;

Проведенная  работа дает основания утверждать, что уровень сенсорного развития детей повысится, если:

1.     Педагоги будут заинтересованы в работе по формированию сенсорной культуры детей;

2.     Будет проводиться специально организованная работа по сенсорному развитию средствами дидактической игры.

Итогом специальной организованной систематической работы, направленной на развитие восприятия ребенком цвета стал возрастающий интерес детей к дидактическим и развивающим играм.

Таким образом, использование дидактической игры в формировании сенсорных эталонов (эталонов цвета) у детей младшего дошкольного возраста вполне оправдывает себя.

 

 

 

 

 

Конспект дидактической игры «У нас в гостях кукла Катя»

 

Образовательные задачи: уточнить представления детей о цвете; учить группировать предметы по заданному признаку (цвет).

Развивающие задачи: развивать восприятие цветовых различий у детей.

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к дидактическим играм; дружеское отношение друг к другу.

Оборудование: картонный макет куклы Кати; картонные наряды (платья, банты, туфли) разного цвета: зеленый, красный, синий, желтый; магнитофон; запись песни «Наша погремушка» (муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой).

 

Ход:

Вводная часть.

Дети свободно сидят на ковре вместе с воспитателем. Раздается стук в дверь.

 (Помощник воспитателя выйдет за дверь, постучит и внесет куклу).

Обращение к детям:

- Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла кукла Катя. Давайте поздороваемся с ней. Здравствуй, Катя! (Дети здороваются с куклой).

- У Кати много платьев, туфель, бантов. Катя любит их менять. Она любит чистоту и порядок. Но подул сильный ветер и перепутал все наряды. (показать детям  наряды куклы).

- Ребята, как помочь Кате? (ответы детей). 

- Мы с вами соберем все Катины наряды, чтобы платье, бант и туфли стали одинакового цвета.  Катя будет рада. Давайте поможем Кате!

Основная часть.

Деятельность в дальнейшем можно проводить за столом (сдвинуть вместе детские столы).

 

Чтение стихотворения:

Туфли разные на Кате,

Желтый бант и синий.

Платье красное надето,

Это не красиво!

- Ребята, посмотрите на Катю. Какого цвета туфли надеты на Кате? (ответы детей: красные, желтые). А какого цвета платье? (ответы детей: красное). Правильно, ребята! Посмотрите на банты, они тоже разные! Какого цвета банты? (ответы детей: зеленый, синий). Ребята, давайте подберем Кате наряд по цвету.

- Платье у Кати красное, значит какого цвета мы наденем на нее туфли? (ответы детей: красные).

Дети надевают (прикрепляют к шаблону куклы) туфли.

А бантыкакого цвета? (ответы детей: красные). Молодцы, ребята!

Дети с помощью воспитателя прикрепляют банты красного цвета.

 - Посмотрите, ребята, какая красивая стала Катя! Какого цвета туфли? (ответы детей: красные). Правильно. А какого цвета банты? (ответы детей: красные). А платье? (ответы детей: тоже красные).

Физкультминутка.

Чтение стихотворения, показ движений. Дети повторяют.

Потягуни – потягушечки

От носочков до макушечки,

Мы потянемся – потянемся,

Маленькими не останемся!

Вот уже растем, растем, растем…

( Н. Пикулева).

 

Далее подбирается платье и туфли к желтым бантам, затем банты и платье к синим туфлям и т. д. (Примечание: в процессе деятельности не забывать хвалить и поощрять детей; при затруднении оказывать помощь детям).

- Молодцы, ребята! А теперь поиграем. Я вам буду показывать Катины наряды, а вы мне приносить игрушки такого – же цвета.

Детям поочередно показываются детали нарядов куклы, а  дети приносят подходящие по цвету игрушки.

Заключительная часть.

- Ребята, давайте развеселим нашу Катю! Покажем ей, как мы умеем танцевать.

Выполнение музыкально – ритмических движений под звучание песни «Наша погремушка» (муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой).

- Молодцы, ребята! А теперь вы сами можете нарядить нашу куклу.

(Дети самостоятельно переодевают куклу по своему усмотрению. Обязательно проговаривать названия цветов вместе с детьми).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Тема: «Развитие сенсорных эталонов и социализации личности детей младшего дошкольного возраста в процессе организации предметно – развивающей среды.»

Содержание. 1. Введение с обоснованием актуальности темы, определение цели и задач. 2. Основные аспекты поэтапной работы, разработка цикла интегрированной   совместной деятельности...

Методическая разработка Тема: «Развитие сенсорных эталонов и социализации личности детей младшего дошкольного возраста в процессе организации предметно – развивающей среды.»

Содержание. 1. Введение с обоснованием актуальности темы, определение цели и задач. 2. Основные аспекты поэтапной работы, разработка цикла интегрированной   совместной деятельности...

методическая разработка на тему"Развитие сенсорных эталонов и социализации личности детей младшего дошкольного возрастав процессе организации предметно развивающей среды

Развитие сенсорных эталонов и социализации личности детей младшего дошкольного возраста в процессе организации предметно развивающей среды...

Проект технологий развития представлений о сенсорных эталонах в рисовании у детей младшего дошкольного возраста

Проект технологий развития представлений о сенсорных эталонах в рисовании у детей младшего дошкольного возраста...

«Формирование сенсорных представлений (эталонов цвета) у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений в условиях реализации ФГОС ДО»

МАДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № «Радуга»      «Формирование сенсорных представлений (эталонов цвета) у детей раннего дошкольного воз...

Дидактическая игра на развитие сенсорных эталонов (цвет, величина) для детей младшего и среднего дошкольного возраста «Подбери каждой чашке свое блюдце»

Аннотация: Настольная дидактическая игра «Подбери каждой чашке свое блюдце» предназначена для детей трех-пяти лет. Данная настольная дидактическая игра может быть использована для индивиду...