«Формирование сенсорных представлений (эталонов цвета) у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений в условиях реализации ФГОС ДО»
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Звягина Ольга Николаевна

МАДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № «Радуга»


 


 


 


 


 


 

«Формирование сенсорных представлений (эталонов цвета) у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений в условиях реализации ФГОС ДО» (проведение тематического дня профессионального мастерства педагогов в дошкольных образовательных учреждений)


 


 


 


 

 


 


 


 


 

 


 

Подготовила: воспитатель МАДОУ

«Центр развития ребёнка -

детский сад № 33 «Радуга»

Звягина Ольга Николаевна


 

 

 

Губкин 2017 г.


 

Значение формирования представлений о сенсорных эталонах цвета в жизни дошкольника очень велико, так как оно создаёт фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие цветов может в дальнейшем проявляться у ребёнка в виде наблюдательности, его способности подмечать особенности предметов и явлений.

Актуальность опыта связана, прежде всего, с требованиями стандарта дошкольного образования к организации образовательного процесса на основе деятельностного, личностно-ориентированного подходов, а также реализация Программы в формах, спицефических для детей раннего возраста (1год-3года) – предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; эксперементирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками.

В контексте ФГОС ДО актуальным является использование дидактических игр и специально подобранных упражнений для развития сенсорных представлений детей раннего возраста, что в последствии эффективно скажется на развитии ребёнка (создаст фундамент для развития мышления , речевого развития, памяти, воображения).

Работа над опытом велась в течение трёх лет с 2014 по 2017 год и разделена на несколько этапов.

1 этап. Аналитико-диагностический (сентябрь 2014г.-октябрь 2014г.) Обнаружение проблемы, анализ литературы, подбор диагностического материала.

2 этап. Практический (ноябрь 2014г. – апрель 2017г.) В единой системе проводились игровые ситуации, индивидуальная работа, работа с родителями. Разрабатывались комплексы игр и игровых упражнений, корректировка тематического планирования с учётом предложенного направления деятельности по развитию сенсорных представлений.

3 этап. Аналитико-обобщающий (май2017г.). Подводился итог работы с детьми и родителями по проблеме, проводилась итоговая диагностика, обобщался опыт.

Методологической и теоретической базой данного опыта являются: положения о сенсорной культуре детей дошкольного возраста, как о культуре общепринятых представлений о цвете, форме и других свойствах вещей (Л.А.Венгер, Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли, Е.И.Тихеева, А.В.Запорожец, А.П.Усова, Н.П.Сакулина и др.); положение о возможности развития сенсорных способностей ребенка дошкольного возраста при восприятии цвета, формы и величины (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Н.Н.Поддъяков, Э.Г.Пилюгина, В.Я.Семёнова и др.).

Цель опыта: повышение эффективности процесса формирования сенсорных представлений (эталонов цвета) у детей раннего возраста через дидактические игры и упражнения. Для достижения этой цели были намечены следующие задачи: - разработать систему дидактических игр и упражнений по формированию эталонов цвета у дошкольников; - совершенствовать процесс развития сенсорных представлений путём включения дидактических игр и упражнений в тематическое планирование; - развить наглядно – действенное, образное мышление, внимание, память, воображение; - создать развивающую предметно – пространственную среду, способствующую эффективному процессу формирования эталонов цвета; - повышать педагогическую компетентность родителей в вопросе развития сенсорных представлений у детей раннего возраста.

При реализации опыта были использованы различные формы организации деятельности:

С детьми:

- игровые развивающие ситуации; - развивающие игры; - дидактические игры и упражнения с использованием разнообразного материала: бросового, природного, хозяйственно-бытового; - занятия с тактильными тренажёрами и пособиями; - образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения); - образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов; - совместная деятельность педагога и воспитанников (игровые ситуации; весёлые забавы); - самостоятельная деятельность детей.

С родителями:

- родительские собрания;

- консультации;

- дни открытых дверей;

- выставки совместных работ детей и родителей;

- оформление наглядной информации в уголке, информационных буклетов и выставок.

Методика, используемая в работе с детьми, строилась в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делала акцент на самостоятельное эксперементирование и поисковую активность детей, побуждение их творчеству при выполнении заданий.

С целью решения поставленных задач были определены следующие направления в работе:

- анализ психолого-педагогической, методической литературы по данной теме;

- подбор диагностических, игровых методов и приёмов для формирования у малышей восприятия цвета;

- составление перспективно-тематического плана воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста по формированию знакомства детей с цветом;

- обогащение предметно-развивающей среды по формированию цвета;

- разработка информационно-консультационного и практического материала для родителей.

На первом этапе был проведён мониторинг сенсорного развития детей раннего возраста с использованием методики Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной по изучению восприятия цвета, а также наблюдения за детьми во время их деятельности на начальном этапе работы показали следующие результаты: 60% воспитанников имеют низкий уровень, средний- 30%, высокий -10%.

Для успешного решения поставленных задач была изучена методическая литература и разработан перспективный план использования игр в работе с детьми раннего возраста по развитию сенсорных представлений.

В группе была создана необходимая развивающая предметно-пространственная среда. Оформлена сенсорная зона, подобраны игры и игровое оборудование, направленные на сенсорное развитие: мозаики, пирамидки, наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень, разной величины вкладыши, игрушки с открывающимися деталями, логические домики, шнуровки, застёгивание пуговиц, кнопок, игры с карандашами, грецкими орехами и крупой, пальчиковый бассейн. Определённую ценность представляет центр «Песка и воды». Малышам нравятся игры с песком и водой, которые стимулируют развитие ручной и пальцевой моторики, способствуют снятию эмоционально-негативных реакций.

Дидактические игры проводились в определённой последовательности, распределяясь от простого к более сложному. Работа проводилась поэтапно. Сначала развивала умения детей различать цвета, подбирая тождественные. Представления о цвете не связывала с названием цвета. Развивала у ребят память, внимание, логическое мышление. Для этого предлагались дидактические игры: «Божья коровка найди свою полянку», «Подбери по цвету», «Собери бусы», «Цветная посуда», «Нарядим солнышко», «Собери шарики в стакан», «Собери цветик-семи цветик», «Сложи пирамидку». Дидактический материал вызывал у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обменивались предметами, сравнивали их, делали умозаключения: «Такой же шарик. Такая же палочка. Грибочки одинаковые. Варежки разные». Конечно же, не все дети справлялись с поставленной задачей. Часть из них не могла правильно подобрать грибки, шарики, палочки по цвету. Что бы поддержать интерес детей к дидактическим играм, разнообразила дидактический материал. Использовала игры-самоделки: «Улетающие шары», «Спрячь мышку», «Подбери чашки к блюдцам» и др., которые вызывали у ребят интерес.

Когда большая часть детей научилась различать четыре основные цвета, были введены игровые задания для ознакомления с белым и чёрным цветами.

В ходе проведения дидактических игр дети научились простейшим умственным операциям, а именно: сравнивать, сопоставлять цвета. Наблюдения показали, что часть детей оставалось равнодушными к абстрактному материалу, поэтому предусмотрено использование игр сюжетного содержания: «Спрячь мышку» и «Нарядим солнышко», цель которых – научить детей обобщать предметы по сюжету и цвету. В этих играх использовались все основные цвета. Но от детей не требовались названия цветов.

С целью включения дидактических игр в структуру игровых ситуаций разработан перспективный план проведения игровых ситуаций с детьми раннего возраста на учебный год. Проводились игровые ситуации, на которых дети знакомились с цветом. Например, целью игровых ситуаций по теме «Курочка в гостях», «Бабочки» было: упражнять детей в определении и названии цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий), посредством зрительного обследования, сравнения. Способствовать развитию у детей группировать предметы по цвету. Данной игровой ситуации предшествовала предварительная работа: беседы, наблюдение, дидактические игры.

Учитывая особенности восприятия детьми цвета, использовала сначала знакомства с красным и синим цветами, затем с жёлтым и зелёным. Был разработан перспективный план использования игровых упражнений на год. Игры, включённые в игровую ситуацию, сопровождались загадками, потешками, стихами – это помогало эмоционально воспринимать и осознавать игровые образы, что способствовало развитию образного мышления, воображения.

Наблюдая за сюжетно-ролевыми играми детей, был замечен особый интерес к уголку ряженья. При одевании юбочки нужно было подобрать ободок такого же цвета.

Работу по формированию сенсорных эталонов цвета продолжили в сюжетно-ролевой игре «Дом». Кукле в зелёном платье нужно было налить чай в зелёную чашку и поставить на тарелку такого же цвета, кукле в синем платье соответственно поставить синюю чашку и синюю тарелку и т.д.

Позже воспитанники запоминали название цвета, узнавали и называли его. Используя тот же дидактический материал детям было предложено найти предметы заданного цвета: «Подари жёлтый бантик. Возьми красный шарик. Надень синюю юбочку».

Работа по восприятию цвета проводилась с учётом индивидуальных особенностей малышей. Детям, хорошо усваивающим программу, задания в дидактических играх усложнялись, дети поощрялись. Малышам, трудно усваивающим материал, предлагались задания в облегчённом варианте.

Для решения сенсорных задач разработаны и изготовлены авторские игры, которые учитывали интерес конкретной группы детей, их возможности и особенности. Игры размещались в непосредственной доступности, имели яркий эстетический вид. Это такие игры как: «Подбери тени», «Грибочки по местам», «Кто в домике живёт?», «Бусы для матрёшки», «Цветная цепочка», «Цветной паровозик», «Волшебные кубики» и другие.

Также в группе творчески создана развивающая среда, которая соответствует требованиям стандарта дошкольного образования, содержанию примерной образовательной программы и возрастным особенностям воспитанников группы. Подобран и сделан своими руками материал по сенсорному воспитанию и развитию тактильных ощущений, дидактические игры, сенсорные панно, сенсорные книги: «Волшебная страна», «Помнём, пощупаем» и другие.

Для закрепления цвета- в группе были подобраны парные игрушки: мишки, зайчики, матрёшки, слоники, куклы, мячики, шарики, как одинакового цвета, так и разного.

Немаловажную роль в успешном формировании представлений о сенсорных эталонах цвета играют родители. Главные условия-разъяснить цель и необходимость её достижения с воспитательной точки зрения. И когда родители видят изменения в своём ребёнке, отмечают появление новых качеств личности, они готовы помогать всегда и во всём педагогам.

Для родителей были проведены и оформлены консультации: «Знакомство детей раннего возраста с цветом», «Восприятия цвета у детей раннего возраста», «Сенсорное воспитание раннего возраста», «Формирование у детей сенсорных эталонов в сенсорном воспитании», «Обучение восприятию цвета» и электронные презентации на тему «Формирование сенсорных эталонов цвета у детей в игре».

Оформлялись выставки дидактических игр и игрушек, рассказывающие как играть с детьми дома, какие игрушки и дидактические игры можно приобрести для малышей, как оформить игровой уголок дома. Организовано постоянно действующая передвижная игротека.

Таким образом, включение дидактических игр и упражнений, включение их во все виды образовательной деятельности в условиях взаимодействия всех субъектов образовательного процесса повысило эффективность работы по формированию сенсорных представлений у детей раннего возраста.

На заключительном этапе реализации опыта проведена диагностика, основным показателям, предложенным Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной по изучению восприятия цвета. Проведённый мониторинг показал динамику знаний и умений детей.

Низкий уровень на первом этапе составил – 60%, на заключительном – 20%. Средний уровень поднялся с 30% до 60%. Высокий – с 15% до 20 %.

Большинство детей стали лучше распределять цвета по наглядному образцу, узнают основные цвета, достаточно хорошо называют цвета самостоятельно. Кроме этого данные опыта подтверждаются наблюдениями за детьми в ходе изобразительной деятельности. Так в игровых ситуациях по «Художественному творчеству» лишь у некоторых детей возникают сложности при выборе отдельного цвета из нескольких цветов. Большинство детей ориентируются при выборе цвета на предмет изображаемого, например, если рисуем ёлку, то выбирают зелёный цвет, если море, то синий. Лишь отдельные дети даже при названии изображаемого предмета выбирают цвет неправильно. В ходе игровой деятельности пользуются «определёнными» названиями цветов, как солнышко, как травка, как небо, после называния похожего предмета могут назвать цвет самостоятельно.

По результатам работы можно сделать однозначный вывод: систематическое, последовательная работа с детьми по формированию сенсорных эталонов цвета на основе дидактических игр способствует не только развитию зрительного и цветового восприятия, но и формирует познавательный интерес и активность малышей. Наблюдения за детьми показали возможность восприятия и выражения в цвете настроения позволила ребёнку через красоту увидеть и ощутить ценность и радость добра. Приобретая опыт видения многоцветья мира, ребёнок получил определённый эмоциональный тонус. Он способен радоваться многообразию цветов, восхищаться ими. Благодаря этому, его эстетическое восприятие расширилось.

Таким образом, системное использование разнообразных игр и упражнений является эффективным средством формирования сенсорных представлений у детей раннего возраста, а также способствует развитию познавательной активности, речи, творческих способностей детей, повышению слуховому восприятию, воображению, памяти.              

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_zvyaginoy_o._n.docx12.83 КБ

Предварительный просмотр:

          МАДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № «Радуга»

«Формирование сенсорных представлений (эталонов цвета) у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений в условиях реализации ФГОС ДО»                                                                    (проведение тематического дня профессионального мастерства педагогов в дошкольных образовательных учреждений)

                                                                                     

                                                                                     

                                                                                            Подготовила:   воспитатель МАДОУ                                                    

                                                                        «Центр развития ребёнка -

                                                                        детский сад № 33 «Радуга»

                                                                        Звягина Ольга Николаевна

                                               

                                                                   

                                                    Губкин 2017 г.

 

Значение формирования представлений о сенсорных эталонах цвета в жизни дошкольника очень велико, так как оно создаёт фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие цветов может в дальнейшем проявляться у ребёнка в виде наблюдательности, его способности подмечать особенности предметов и явлений.

       Актуальность опыта связана, прежде всего, с требованиями стандарта дошкольного образования к организации образовательного процесса на основе деятельностного, личностно-ориентированного подходов, а также реализация Программы в формах, спицефических для детей раннего возраста (1год-3года) – предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; эксперементирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками.

В контексте ФГОС ДО актуальным является использование дидактических игр и специально подобранных упражнений для развития сенсорных представлений детей раннего возраста, что в последствии эффективно скажется на развитии ребёнка (создаст фундамент для развития мышления , речевого развития, памяти, воображения).

Работа над опытом велась в течение трёх лет с 2014 по 2017 год и разделена на несколько этапов.

1 этап. Аналитико-диагностический (сентябрь 2014г.-октябрь 2014г.) Обнаружение проблемы, анализ литературы, подбор диагностического материала.

2 этап. Практический (ноябрь 2014г. – апрель 2017г.) В единой системе проводились игровые ситуации, индивидуальная работа, работа с родителями. Разрабатывались комплексы игр и игровых упражнений, корректировка тематического планирования с учётом предложенного направления деятельности по развитию сенсорных представлений.

3 этап. Аналитико-обобщающий (май2017г.). Подводился итог работы с детьми и родителями по проблеме, проводилась итоговая диагностика, обобщался опыт.

Методологической и теоретической базой данного опыта являются: положения о сенсорной культуре детей дошкольного возраста, как о культуре общепринятых представлений о цвете, форме и других свойствах вещей (Л.А.Венгер, Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли, Е.И.Тихеева, А.В.Запорожец, А.П.Усова, Н.П.Сакулина и др.); положение о возможности развития сенсорных способностей ребенка дошкольного возраста при восприятии цвета, формы и величины  (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Н.Н.Поддъяков, Э.Г.Пилюгина, В.Я.Семёнова и др.).

Цель опыта: повышение эффективности процесса формирования сенсорных представлений (эталонов цвета) у детей раннего возраста через дидактические игры и упражнения.                                                                                    Для достижения этой цели были намечены следующие задачи:                                            - разработать систему дидактических игр и упражнений по формированию эталонов цвета у дошкольников;                                                                                                   - совершенствовать процесс развития сенсорных представлений путём включения дидактических игр и упражнений в тематическое планирование;                                                                                                               - развить наглядно – действенное, образное мышление, внимание, память, воображение;                                                                                                                                   - создать развивающую предметно – пространственную среду, способствующую эффективному процессу формирования эталонов цвета;                                                                                                                                           - повышать педагогическую компетентность родителей в вопросе развития сенсорных представлений у детей раннего возраста.                                                          

При реализации опыта были использованы различные формы организации деятельности:  

С детьми:                                                                                                                                                        

- игровые развивающие ситуации;                                                                                  - развивающие игры;                                                                                                             - дидактические игры и упражнения с использованием разнообразного   материала: бросового, природного, хозяйственно-бытового;                                                                                                                      - занятия с тактильными тренажёрами и пособиями;                                                                  - образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);                                                                                                                                                          - образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;                                                                                                                                                                                         - совместная деятельность педагога и воспитанников (игровые ситуации; весёлые забавы);                                                                                                                                  - самостоятельная деятельность детей.    

С родителями:  

- родительские собрания;

- консультации;

- дни открытых дверей;

- выставки совместных работ детей и родителей;

- оформление наглядной информации в уголке, информационных буклетов и выставок.                                                                          

Методика, используемая в работе с детьми, строилась в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делала акцент на самостоятельное эксперементирование и поисковую активность детей, побуждение их творчеству при выполнении заданий.

С целью решения поставленных задач были определены следующие направления в работе:

- анализ психолого-педагогической, методической литературы по данной теме;

- подбор диагностических, игровых методов и приёмов для формирования у малышей восприятия цвета;

- составление перспективно-тематического плана воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста по формированию знакомства детей с цветом;

- обогащение предметно-развивающей среды по формированию цвета;

- разработка информационно-консультационного и практического материала для родителей.

На первом этапе был проведён мониторинг сенсорного развития детей раннего возраста с использованием методики Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной по изучению восприятия цвета, а также наблюдения за детьми во время их деятельности на начальном этапе работы показали следующие результаты: 60% воспитанников имеют низкий уровень, средний- 30%, высокий -10%.

Для успешного решения поставленных задач была изучена методическая литература и разработан перспективный план использования игр в работе с детьми раннего возраста по развитию сенсорных представлений.

В группе была создана необходимая развивающая предметно-пространственная среда. Оформлена сенсорная зона, подобраны игры и игровое оборудование, направленные на сенсорное развитие: мозаики, пирамидки, наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень, разной величины вкладыши, игрушки с открывающимися деталями, логические домики, шнуровки, застёгивание пуговиц, кнопок, игры с карандашами, грецкими орехами и крупой, пальчиковый бассейн. Определённую ценность представляет центр «Песка и воды». Малышам нравятся игры с песком и водой, которые стимулируют развитие ручной и пальцевой моторики, способствуют снятию эмоционально-негативных реакций.

Дидактические игры проводились в определённой последовательности, распределяясь от простого к более сложному. Работа проводилась поэтапно. Сначала развивала умения детей различать цвета, подбирая тождественные. Представления о цвете не связывала с названием цвета. Развивала у ребят память, внимание, логическое мышление. Для этого предлагались дидактические игры: «Божья коровка найди свою полянку», «Подбери по цвету», «Собери бусы», «Цветная посуда», «Нарядим солнышко», «Собери шарики в стакан», «Собери цветик-семи цветик», «Сложи пирамидку». Дидактический материал вызывал у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обменивались предметами, сравнивали их, делали умозаключения: «Такой же шарик. Такая же палочка. Грибочки одинаковые. Варежки разные». Конечно же, не все дети справлялись с поставленной задачей. Часть из них не могла правильно подобрать грибки, шарики, палочки по цвету. Что бы поддержать интерес детей к дидактическим играм, разнообразила дидактический материал. Использовала игры-самоделки: «Улетающие шары», «Спрячь мышку», «Подбери чашки к блюдцам» и др., которые вызывали у ребят интерес.

Когда большая часть детей научилась различать четыре основные цвета, были введены игровые задания для ознакомления с белым и чёрным цветами.

В ходе проведения дидактических игр дети научились простейшим умственным операциям, а именно: сравнивать, сопоставлять цвета. Наблюдения показали, что часть детей оставалось равнодушными к абстрактному материалу, поэтому предусмотрено использование игр сюжетного содержания: «Спрячь мышку» и «Нарядим солнышко», цель которых – научить детей обобщать предметы по сюжету и цвету. В этих играх использовались все основные цвета. Но от детей не требовались названия цветов.

С целью включения дидактических игр в структуру игровых ситуаций разработан перспективный план проведения игровых ситуаций с детьми раннего возраста на учебный год. Проводились игровые ситуации, на которых дети знакомились с цветом. Например, целью игровых ситуаций по теме «Курочка в гостях», «Бабочки» было: упражнять детей в определении и названии цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий), посредством зрительного обследования, сравнения. Способствовать развитию у детей группировать предметы по цвету. Данной игровой ситуации предшествовала предварительная работа: беседы, наблюдение, дидактические игры.

Учитывая особенности восприятия детьми цвета, использовала сначала знакомства с красным и синим цветами, затем с жёлтым и зелёным. Был разработан перспективный план использования игровых упражнений на год. Игры, включённые в игровую ситуацию, сопровождались загадками, потешками, стихами – это помогало эмоционально воспринимать и осознавать игровые образы, что способствовало развитию образного мышления, воображения.

Наблюдая за сюжетно-ролевыми играми детей, был замечен особый интерес к уголку ряженья. При одевании юбочки нужно было подобрать ободок такого же цвета.

Работу по формированию сенсорных эталонов цвета продолжили в сюжетно-ролевой игре «Дом». Кукле в зелёном платье нужно было налить чай в зелёную чашку и поставить на тарелку такого же цвета, кукле в синем платье соответственно поставить синюю чашку и синюю тарелку и т.д.

Позже воспитанники запоминали название цвета, узнавали и называли его. Используя тот же дидактический материал детям было предложено найти предметы заданного цвета: «Подари жёлтый бантик. Возьми красный шарик. Надень синюю юбочку».

Работа по восприятию цвета проводилась с учётом индивидуальных особенностей малышей. Детям, хорошо усваивающим программу, задания в дидактических играх усложнялись, дети поощрялись. Малышам, трудно усваивающим материал, предлагались задания в облегчённом варианте.

Для решения сенсорных задач разработаны и изготовлены авторские игры, которые учитывали интерес конкретной группы детей, их возможности и особенности. Игры размещались в непосредственной доступности, имели яркий эстетический вид. Это такие игры как: «Подбери тени», «Грибочки по местам», «Кто в домике живёт?», «Бусы для матрёшки», «Цветная цепочка», «Цветной паровозик», «Волшебные кубики» и другие.

Также в группе творчески создана развивающая среда, которая соответствует требованиям стандарта дошкольного образования, содержанию примерной образовательной программы и возрастным особенностям воспитанников группы. Подобран и сделан своими руками материал по сенсорному воспитанию и развитию тактильных ощущений, дидактические игры, сенсорные панно, сенсорные книги: «Волшебная страна», «Помнём, пощупаем» и другие.

Для закрепления цвета- в группе были подобраны парные игрушки: мишки, зайчики, матрёшки, слоники, куклы, мячики, шарики, как одинакового цвета, так и разного.

Немаловажную роль в успешном формировании представлений о сенсорных эталонах цвета играют родители. Главные условия-разъяснить цель и необходимость её достижения с воспитательной точки зрения. И когда родители видят изменения в своём ребёнке, отмечают появление новых качеств личности, они готовы помогать всегда и во всём педагогам.

Для родителей были проведены и оформлены консультации: «Знакомство детей раннего возраста с цветом», «Восприятия цвета у детей раннего возраста», «Сенсорное воспитание раннего возраста», «Формирование у детей сенсорных эталонов в сенсорном воспитании», «Обучение восприятию цвета» и электронные презентации на тему «Формирование сенсорных эталонов цвета у детей в игре».

Оформлялись выставки дидактических игр и игрушек, рассказывающие как играть с детьми дома, какие игрушки и дидактические игры можно приобрести для малышей, как оформить игровой уголок дома. Организовано постоянно действующая передвижная игротека.

Таким образом, включение дидактических игр и упражнений, включение их во все виды образовательной деятельности в условиях взаимодействия всех субъектов образовательного процесса повысило эффективность работы по формированию сенсорных представлений у детей раннего возраста.

На заключительном этапе реализации опыта проведена диагностика, основным показателям, предложенным Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной по изучению восприятия цвета. Проведённый мониторинг показал динамику знаний и умений детей.

Низкий уровень на первом этапе составил – 60%, на заключительном – 20%. Средний уровень поднялся с 30% до 60%. Высокий – с 15% до 20 %.

Большинство детей стали лучше распределять цвета по наглядному образцу, узнают основные цвета, достаточно хорошо называют цвета самостоятельно. Кроме этого данные опыта подтверждаются наблюдениями за детьми в ходе изобразительной деятельности. Так в игровых ситуациях по «Художественному творчеству» лишь у некоторых детей возникают сложности при выборе отдельного цвета из нескольких цветов. Большинство детей ориентируются при выборе цвета на предмет изображаемого, например, если рисуем ёлку, то выбирают зелёный цвет, если море, то синий. Лишь отдельные дети даже при названии изображаемого предмета выбирают цвет неправильно. В ходе игровой деятельности пользуются «определёнными» названиями цветов, как солнышко, как травка, как небо, после называния похожего предмета могут назвать цвет самостоятельно.

По результатам работы можно сделать однозначный вывод: систематическое, последовательная работа с детьми по формированию сенсорных эталонов цвета на основе дидактических игр способствует не только развитию зрительного и цветового восприятия, но и формирует познавательный интерес и активность малышей. Наблюдения за детьми показали возможность восприятия и выражения в цвете настроения позволила ребёнку через красоту увидеть и ощутить ценность и радость добра. Приобретая опыт видения многоцветья мира, ребёнок получил определённый эмоциональный тонус. Он способен радоваться многообразию цветов, восхищаться ими. Благодаря этому, его эстетическое восприятие расширилось.

Таким образом, системное использование разнообразных игр и упражнений является эффективным средством формирования сенсорных представлений у детей раннего возраста, а также способствует развитию познавательной активности, речи, творческих способностей детей, повышению слуховому восприятию, воображению, памяти.              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Конспект НОД по формированию сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр....

Формирование навыков грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений

Цель: выявление психолого-педагогических условий формирования навыков грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений....

Формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений

Познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы ч...

«Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений в условиях ФГОC»

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени &ndash...

Формирование сенсорных представлений (эталонов цвета) у детей раннего дошкольного возраста.

Восприятие цвета является одним из ключевых аспектов развития у детей раннего возраста. Оно играет важную роль в их познавательном, эмоциональном и социальном развитии. В данной статье мы рассмотрим, ...