СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ЦВЕТА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.
материал (средняя группа) по теме

Просёлкова Ирина Николаевна

 

СОДЕРЖАНИЕ  РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ЦВЕТА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ  РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ЦВЕТА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.

Цель:      Подобрать и апробировать педагогические условия и средства формирования сенсорных эталонов цвета у детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ.

Задачи:

1. Определить этапы коррекционно-педагогической работы по формированию сенсорных эталонов цвета у детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ.

2. Подобрать дидактические игры и упражнения по формированию сенсорных эталонов цвета у детей среднего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

3. Провести серию дидактических игр по формированию сенсорного эталона цвета у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями речи.

     Коррекционно-педагогическая работа по формированию сенсорных эталонов цвета у детей среднего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья проводилась в соответствии с принципами как общей, так и специальной дошкольной педагогики.

Paбoma no формированию сенсорных эталонов цвета у детей экспериментальной группы проводилась поэтапно.      

I этап - подготовительный

Цель: активизировать интерес детей к сенсорному эталону – цвету.

      На подготовительном этапе опытно-экспериментальная работа с детьми позволила определить необходимые условия для формирования сенсорных эталонов цвета у детей экспериментальной группы.

     Формирование сенсорных эталонов цвета у детей среднего дошкольного возраста осуществляется в процессе повседневной жизни, наблюдений, разнообразных игр, изобразительной деятельности. В результате ребенок овладевал таким средством выразительности как цвет. Опираясь на репродукции картин, книжные иллюстрации, изделия декоративно-прикладного искусства.

     Проводилась глубокая целенаправленная работа с детьми:  использовался иллюстративный литературный материал, как на занятиях, так и в свободное от занятий время. (Произведения художественной литературы   и   репродукции   картин,      включающие   характеристику предметов и явлений).

      Детям были предложены произведения художественной литературы: И. Бунина «Листопад», Я.Аким «Цветные огоньки», С. Маршак Разноцветная книга».

     Репродукции картин, которые использовались в работе с детьми по обогащению их представлений о цветовом решении, о красоте: И. Левитан «Золотая осень», И. Репин «Осенний букет», Л. Броденая  «Золотая осень», А. Головин «Цветы», К. Моне «Поле маков».

     Поэтические произведения и отрывки из них, раскрывающие цветовой образ мира С. Маршак: «Зеленая страница», «Желтая страница», «Красная страница». П. В. Говорков. «Цвета радуги».  Загадки, раскрывающие цветовой образ мира:

      Во время прогулок дети рассматривали осенние цветы, называли их цвета, цвета листвы на деревьях, кустах, травы. Дети сравнивали растения по цвету, выделяли более яркие, насыщенные по цвету и более светлые.

Систематическое знакомство детей с искусством помогает детям лучше увидеть действительность, и в свою очередь, наблюдение жизни помогает понять произведения искусства, их цветовое решение, колорит. Искусство - важный фактор формирования чувства цвета у детей.

      Наиболее доступные виды изобразительного искусства для детей, включающие цветовое богатство мира, - иллюстрации в детских книгах, произведения живописи (репродукции) и народное декоративно-прикладное искусство. Кроме широкого использования природных богатств цвета, произведений искусства усиливали впечатления также поэтические образы литературы, музыки и других видов искусства.

     Большое значение имеет в работе с детьми речь самих детей. Во время подготовительного этапа эксперимента ребенок не только видел цвет, но и слышал его обозначение.      Знание о цвете у ребенка образовывалось и под влиянием постоянно развивающегося познавательного интереса. Показало, что интересный для ребенка материал вызывал положительное эмоциональное отношение, отличался яркостью, полнотой, им легче прочнее запоминался, быстрее и образно воспроизводился.

         Родителям было предложено понаблюдать вместе с детьми как меняется цвет облаков во время восхода и захода солнца. Как по-разному выглядят предметы разного цвета на фоне белого снега или грязно-серой стены? Детьми было отмечено, что белизна снега подчеркивает яркость, чистоту цветов.

II этап основной.

Цель: формировать способность различать основные цвета и их оттенки, способность соотносить цвета    с названиями, учить адекватному применению цветов при рисовании.

      В сенсорном восприятии  детей дидактические игры являются ведущими средствами. Игры и упражнения на различение цвета помогают познакомить дошкольников с общепринятой систематизацией цветовых тонов и оттенков, включающий как переходные фазы от одного цветового тона к другому, так и варианты одного цвета по его насыщенности.

     При проведении дидактических игр с детьми с  нарушениями речи использовались такие педагогические приемы, как: одновременное выполнение игрового задания с несколькими детьми, при этом каждый занят своим делом и не следит за действиями других, взрослый наблюдает за выполнением заданий и по окончании игры даёт оценку действий каждого ребёнка; использовались вопросы типа «Подумай, во что мы будем играть?» /нацеливали на игру, предупреждали   излишние   вопросы,   позволяли   задавать   вопросы   по предыдущим играм/, «С кем ты будешь играть?» /давали установку на коллективность в игре/; напоминалась инструкция; анализ полученного результата /напоминалось об обязательности сравнения результата с образцом; о проверке соответствия результата правилам и помощь в формировании вывода о качестве работы/.

     Детям был предложен ряд дидактических игр. Игры отбирались в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (памяти, внимания, мышления, речь); устанавливались соответствия отобранных игр программным требованиям воспитания и обучения детей « средней группы; определялось наиболее удобное временя проведения дидактической игры; выбирались места для игры, где дети могли спокойно играть, не мешая другим. Определялось количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально); подготавливался необходимый дидактический материал для выбранной игры; подготовка к игре. Дидактическая игра «Подбери по цвету» проводилась с подгруппами детей.

            В игровом упражнении, «Какие цвета использованы» дети различали два оттенка одного цвета. Для заинтересованности детей на коврике была организована подвижная игра «Собери цветок», в которой воспитатель принимал участие в качестве играющего. Далее дети были приглашены за столы, где заранее были приготовлены атрибуты к игре. При ознакомлении с правилами игры были показаны способы выполнения задания. Затем детям было предложено самим выполнение задание. Игровое задание выполнялось по подгруппам.

       Для закрепления представлений об оттенках проводилась непосредственно образовательная деятельность по рисованию «Разноцветные матрешки», где дети учились добиваться образного решения намеченной темы, путем смешивания красок до получения нового оттенка. Дети смешивали синий и желтый цвета получался светло или темно-зеленый оттенок; красный и желтый цвета - получался светло-фиолетовый или темно-фиолетовый оттенок; красный и синий цвета - получался светло-зеленый или темно-зеленый оттенок. Предлагалось нарисовать матрешек такого цвета, какого они стали. Образовательная деятельность проводилась со всей группой, дети с увлечением смешивали краски, матрешки получились интересные с разными оттенками. Во время игры «Подбери чашки к блюдцам» была использована игровая ситуация. В магазин сначала привезли блюдца продавцы расставили их по полкам, потом привезли чашки, давайте расставим поможем расставить чашки к блюдцам. Игра проводилась по 3 человека. Эта игра проводилась во второй половине дня неоднократно. Были рассмотрены тарелки, блюдца, подносы украшенные росписями хохломы, гжели. Дети перечисляли какие цвета были использованы художниками при росписи.

               Дидактическая игра «Радуга» была предложена детям в трех вариантах. В первом варианте знакомились с последовательным расположением цветов в спектре, упражняли детей в составлении предметов по цвету. Детям предлагалось послушать стихотворение «Цвета радуги» автор А. Венгер.  Как в стихотворении, так и на картинке. Детям было предложено самим составить вторую половину радуги. Дети вызывались поочередно, выбирали соответствующие цвета друг за другом и при помощи крепили их булавками. Остальные дети следили за выполнением задания и давали оценку. Продолжалась игра 15 минут. Во втором варианте было предложено подбирать цвета радуги в определенной последовательности по образу и по слову используя стихотворение «Цвета радуги». В третьем варианте игры дети учились подбирать цвета радуги в определенной последовательности по представлению используя стихотворение «Краски радуги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как одно из средств формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как одно из средств формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста...

Диагностика уровня сформированности сенсорного эталона цвета у детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ.

Диагностика уровня сформированности сенсорного эталона цвета у детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ....

Роль дидактической игры в формировании сенсорных эталонов (эталонов цвета) у детей младшего дошкольного возраста

Одна из задач дошкольного воспитания состоит в том, чтобы дать правильное направление умственному развитию ребенка. В основе развития познавательных процессов лежит сенсорное развитие. Этот вопр...

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ ЦВЕТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОглавлениеВведение ……………………………………………………….……………………….31. Сущность и значение сенсорного воспитания для развития детей дошкольного возраста ………………………………………..………………………..62. Содержание и методика формирова...

«Формирование сенсорных представлений (эталонов цвета) у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений в условиях реализации ФГОС ДО»

МАДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № «Радуга»      «Формирование сенсорных представлений (эталонов цвета) у детей раннего дошкольного воз...