Организация здоровьесберегающего пространства для развития общей моторики у детей младшего дошкольного возраста в условиях семьи и детского сада.
статья (младшая группа) на тему

Представляю свой опыт работы, который проводился мною в течении года, с детьми  и их родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motorika_elektronka.docx29.02 КБ

Предварительный просмотр:

Организация здоровьесберегающего пространства для развития общей моторики у детей младшего дошкольного возраста в условиях семьи и детского сада.

Свой рассказ я начну издалека. Человек, находясь в утробе матери, в возрасте шести месяцев имеет мозг, который по весу составляет 50% веса мозга взрослого человека. Появляясь на свет, к семи месяцам мозг увеличивается вдвое. И к трем годам достигает  мозга взрослого человека. Можно сделать вывод о том, что на остальную человеческую жизнь приходится развитие всего одной трети головного мозга. Поэтому мы можем судить о важности пребывания детей раннего возраста в ясельной группе. Человек мыслит словами а, следовательно, речь является мышлением.

Для развития речи и мышления ребенка раннего возраста педагоги используют мелкую моторику пальцев малыша.

Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас особенно популярны.  У большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Еще лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду и т.д. Сейчас не принято штопать одежду, мало кто занимается рукоделием, многие операции за человека выполняют машины - кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Можно говорить о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов - ножниц, иголки, лопатки др., застегивание и расстегивание застежек и т.д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты не достаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка.

Существуют  игры и упражнения, которые помогут укрепить руки малыша, развить согласованные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

В ходе этих игр развиваются следующие движения:

  • хватание: ребенок учится захватывать предмет
  • соотносящие действия: ребенок учится совмещать два предмета
  • подражание движениям рук взрослого: это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий
  • движения кистей и пальцев рук.

Кроме того, занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.

В программе детского сада предусмотрены специальные занятия по развитию мелкой моторики. Однако такие занятия можно проводить в перерыве между основными, во время игр в помещении или на прогулке. Либо использовать в качестве разминок на занятиях.

Начать можно с самомассажа.

Самомассаж - один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно 2-3 раза в день. Он оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов. Самомассаж начинается с растирания подушечек пальцев в направлении к ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего проводится комплекс упражнений, таких, как пунктиры, пила,утюжок,какток

Упражнения на повышение уровня активации.

Данные упражнения повышают потенциальный энергетический уровень ребенка, обогащают его знания о собственном теле, развивают тактильную чувствительность.

1.Самомассаж ушных раковин. Мочка уха зажимается большим и указательным пальцами, затем ухо разминается по краю снизу вверх и обратно.

2.Самомассаж боковых поверхностей пальцев рук.
Растопырив пальцы, хлопнуть несколько раз в ладоши так, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем хлопки выполняются кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, потом вниз, наружу, внутрь.

3. Самомассаж головы. Пальцы рук слегка согнуты. Плавными поглаживающими движениями обе руки двигаются от ушей к макушке.

 4. Сжав руку ладонью противоположной руки, массировать ее, проводя ладонью от запястья и обратно, затем - от плеча до локтя и обратно. То же другой рукой.

5. Общий массаж ног. Поглаживание и растирание бедер, икр, пальцев ног, ступней.

 Существуют игры с различными предметами и материалами.

Цели и задачи:

  • развитие хватания
  • развитие согласованных движений обеих рук
  • развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук
  • формирование ручных умений: расстегивание и застегивание липучек, кнопок, пуговиц, молний
  • развитие осязания
  • развитие мышления и воображения.

Пальчиковые игры

Цели и задачи:

  • развитие согласованных движений обеих рук,
  • развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук,
  • развитие внимания.

Теневой театр.

Цели и задачи:

  • развитие согласованных движений обеих рук,
  • развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук

В группе раннего возраста кроме запланированных занятий по мелкой моторике, проходящих два раза в неделю, где воспитателем используются игры, соответствующие возрастным особенностям каждого ребенка игровые методики, проводятся занятия изобразительным искусством. Два раза в неделю малыши рисуют красками и карандашами и занимаются лепкой из пластилина. Эти занятия оказывают существенное влияние на развитие мелкой моторики. Занятия проводятся воспитателями в соответствии с установленными программами. Здесь дети знакомятся с основными приемами работы карандашами, фломастерами и кистями, со свойствами красок. Наибольший интерес вызывает работа ребенка с пластилином. Детям очень нравиться повторять за взрослыми движения, работая с этим новым для них пластичным материалом. Это способствует развитию согласованных движений рук ребенка, а в конечном итоге на развитие речи и мышления малыша. Занятия этими предметами проводятся в режиме дифференцированного подхода. Расписанием предусмотрены индивидуальные занятия с малышами.Хорошим способом для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста является игра на "немой" клавиатуре. Воспитателями заранее на картоне или другом материале подготавливается клавиатура музыкальных инструментов, и малыши с большим удовольствием играют на воображаемом пианино, синтезаторе и т. д. Такую же функцию несут на себе современные детские книжки с музыкальными кнопками, а так же детские пианино и другие подобные музыкальные игрушки. В нашем детском саду для развития мелкой моторики мы используем такие игрушки как тактильная гусеница, интерактивный стол, бизиборд, игрушки монтессори. Многие родители уже слышали о бизибордах и задумываются, о том, чтобы купить это практическое пособие для развития своего малыша. Ведь это отличный помощник для развития мелкой моторики, координации и сообразительности. Так, играя, ребенок формирует причинно-следственные связи и учится разбираться в простых бытовых механизмах. Бизиборд(от англ. busy - занятой, и board - доска) - это развивающий модуль, на котором располагаются все те предметы, которые так увлекают ребенка дома, но с которыми мы не разрешаем ему играть. Это розетки, вилки, шпингалеты, замочки, переключатели, звуковые, световые элементы и многое другое. Детям - восторг и увлеченность, родителям - драгоценные минуты свободного времени и довольное чадо. Бизиборды прекрасно справляются со своей главной задачей - развитием и вовлеченностью ребенка в игру.

Польза развивающих досок.

Почему бизиборды становятся все востребованней? Приобретая такую «умную» доску, родители реализуют сразу несколько задач:

  • развивающую;
  • обучающую;
  • воспитательную

Огромное внимание в занятиях с детьми ясельного и дошкольного возраста нужно уделять развитию мелкой моторики. Через нервные окончания на кончиках пальцев рук передаются ощущения в мозг ребенка. Дети с развитой моторикой раньше говорят и вообще опережают своих сверстников в интеллектуальном развитии.

Чем поможет малышам бизиборд?

Правильно сделанный, хорошо продуманный еще на этапе «проектирования», бизиборд имеет много маленьких деталей, которые не просто можно щупать, но и совершать с ними определенные действия: щелкать выключателем, втыкать вилку в розетку, вдавливать кнопки, защелкивать щеколду и прочее. Все это тренирует маленькие пальчики, а еще – учит обращению с реальными аналогами этих предметов в быту.

Чем младше возраст малыша, которому разрешается играть всем, что «нельзя» - тем раньше осознает ребенок принцип работы этих вещей, и тем меньше риск, что решит поиграть настоящими предметами.

И, хотя в речевом и мыслительном развитии ребенка самое существенное происходит на этапе раннего возраста, заниматься мелкой моторикой необходимо и на следующих этапах личностного формирования малышей. Продолжая занятия мелкой моторикой, воспитатели подготавливают детей к очень трудному этапу в их жизни - школьным годам.

Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять. Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой. Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром.

Развитие общей моторики.

О пользе развития мелкой моторики у детей знают все родители. Но далеко не все осведомлены о том, что для развития мелкой моторики рук не обязательно покупать специальные дорогостоящие пособия или развивающие игры. Развивать моторику можно в быту, позволяя ребенку выполнять посильную для него домашнюю работу. Конечно, все это сопряжено с некоторыми неудобствами и беспорядком. Но зато, участвуя во взрослых делах, ребенок почувствует свою значимость, нужность и полезность. А также между делом будет тренировать пальчики рук и зрительно-моторную координацию.

Вот примерный перечень дел, выполняя которые ребенок будет тренировать мелкую моторику:

- Переливать жидкость из одной емкости в другую можно при помощи пипетки. Лучше в этой игре использовать подкрашенную воду, чтобы был виден ее уровень в пипетке.

- Вместо переливания ребенок может пересыпать крупу из одной емкости в другую. Можно для этих целей использовать ложку. Для самых маленьких рекомендуем очень простое упражнение: в одну мисочку насыпаете обыкновенный горох, и пусть малыш перекладывает его сначала всей горстью, затем щепоткой и в конце концов - указательным и большим пальцами в другую миску.

- Налейте в неглубокий тазик (или миску) воды и бросьте в него или теннисные шарики, или "скорлупки" от киндер-сюрприза. Пусть ребенок вылавливает их при помощи ложки с прорезями, ситечка или сочка и складывает в тарелочку.- Уход за живыми растениями в помещении и на улице (посадка, рыхление и полив).

Подметание пола.

- Не отказывайте своему ребенку, если он хочет помочь вам при стирке белья.

- Мытье посуды (не важно, настоящей или игрушечной) тоже поможет развить координацию движений.

- Прекрасно тренирует мелкую моторику рук откручивание и закручивание всевозможных крышек и колпачков. Приготовьте разные по размеру полиэтиленовые бутылки из-под воды, шампуня, духов и др., и пусть ребенок отвинчивает и навинчивает пробки, подбирая по диаметру.
- Если вам нужно что-либо перемешать (салат, тесто), то подключите к этой работе ребенка.

- Для развития мелкой моторики детям полезно месить и раскатывать тесто.

В последнее время очень много говорят о развитии мелкой моторики, а крупная или общая моторика остается в тени. Но она начинает развиваться гораздо раньше мелкой и имеет не менее важное значение во всестороннем развитии ребенка.

РАЗВИТИЕ КРУПНОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ.

Крупная моторика — что это?

Крупная  моторика -   под ней понимаются все произвольные движения рук, ног, головы и туловища в пространстве и относительно друг друга, начиная от поворота головы для поиска взглядом любимой игрушки и заканчивая подвижными играми на спортивной площадке.

Развитие крупных мышц начинается вскоре после рождения ребенка. Сначала развиваются мышцы, отвечающие за движения глазами, потом за повороты головой и кроха может удерживать, а затем и вращать головой. Потом развитие мышц постепенно опускается вниз: плечи и руки (ребенок поднимается на локтях), туловище (малыш осваивает повороты со спины на живот и наоборот), ноги (садиться, ползает и идет, наклоняется, прыгает). И все это крупная моторика. Без нее ребенку будет невозможно выполнять какие-либо мелкие движения. В связи с этим сложно недооценить важность развития крупной моторики у детей дошкольного возраста.

Как осуществляется развитие крупной моторики у дошкольников?

Существует большое количество разнообразных игр и упражнений, которые помогут развить общую моторику у детей дошкольного возраста.

  1. Физическая зарядка. Выполнение всевозможных упражнений на повороты и наклоны, хождение на носках и пятках, махи и приседания, прыжки и скрещивания рук помогают научиться контролировать свое тело и развить крупные мышцы.
  2. Игры с использованием мяча. Его можно катать, бросать и ловить, с ним приседать и наклоняться, выполнять упражнения сидя на мяче, прыгать на гимнастическом мяче.
  3. Игры со скакалкой и резинкой также помогут в развитии внимательности и координации движений.
  4. Игры на бросание и попадание в цель. Мячи, кольца, игра в городки, дартс и стрелы, бадминтон помогут почувствовать свое тело и развить глазомер.
  5. Занятие танцами, спортивными играми, езда на велосипеде и самокате, роликах и коньках — все это способствует укреплению и развитию мышечного аппарата ребенка.
  6. Упражнения на зеркальное копирование движений позволит развить реакцию и научиться чувствовать свое тело в игровой и веселой форме.

Не только упражнения развивают крупную моторику.

Научиться владеть своим телом и развивать общую моторику у дошколят можно и приобщая их к домашнему труду. Протереть пыль, пропылесосить, подмести веником или помыть пол, помыть посуду, полить цветы, развесить постиранное белье на веревочку — все это просто, когда давно научился, а для ребенка это будет отличной тренировкой крупных мышц. И при этом он будет чувствовать себя взрослым, потому что не тренируется, а как мама и папа выполняет взрослые дела.

Все вышеперечисленные занятия эффективно работают на развитие общей моторики, а также гибкости, равновесия, быстроты, смекалки и находчивости. В последнее время родителей дошкольников все больше интересует интеллектуальное и творческое развитие детей — с самого раннего возраста ребенка записывают в центры развития, водят на пение и рисование, покупают современные гаджеты и мотивируют интерес к знаниям. А вот детей, играющих в «Казаки-разбойники» или «Вышибалы», во дворах многоэтажек уже не встретишь. Тем временем, важную роль в интеллектуальном и эмоциональном развитии играет моторика, т. е. двигательная активность.

Существует  много разных упражнений для развития крупной моторики, формирования одновременных и реципрокных сенсомоторных взаимодействий, ощущения границ своего тела и его положения в пространстве. Например: «Бревнышко, колобок», групповые игры, Упражнения, направленные на регуляцию мышечного тонуса «лодочка, снеговик».