Консультация для воспитателей на тему: «Экспериментальная деятельность, как способ познания животного мира»
консультация на тему

Чиркова Марина Михайловна

Консультация по экологическому воспитанию для воспитателей ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему:

«Экспериментальная деятельность,

как способ познания животного мира»

                                                                 Чиркова Марина Михайловна,

воспитатель I кв. категории,

МБДОУ Детский сад №38 «Аленький цветочек»

На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка, так же как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Экспериментальная деятельность основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно - ориентирована на каждого воспитанника.

Экспериментирование тесно связано с таким  видом деятельности, как наблюдение. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.

Мир животных чрезвычайно привлекателен для ребенка, ведь животные могут ходить, бегать, лазать, плавать, едят и пьют почти как люди, слышат и видят, т. е. воспринимают окружающий мир и реагируют на него. Своеобразие и динамичность очень нравятся детям. Наблюдение животных всякий раз может рождать эстетическое наслаждение, если воспитатель обращает на это внимание. Принципы, которые необходимо соблюдать при работе с животными:

  1. «Не навреди!» - это значит, что ни одно воздействие не должно нанести вреда животному. Даже перед кратковременным изъятием животного из среды необходимо выяснить, в каких условиях оно нуждается, и создать обстановку, приближенную к естественной.
  2. «Не задерживай животное у себя дольше минимального времени, необходимого для задуманного наблюдения и эксперимента!» - животное, взятое из природы, очень нервничает, боится. Дети должны хорошо понимать это и стремиться как можно скорее вернуть его в естественную среду.
  3. «Верни животное на то же место, откуда оно было взято!» - каждое животное имеет свою территорию. Дети должны знать, что оказавшись в незнакомом месте, оно не найдет привычных укрытий и станет жертвой агрессии своих врагов или хозяев этих территорий.

Соблюдение правил безопасности при работе с животными:

  1. Никогда нельзя проводить эксперименты с незнакомыми животными. Последствия могут оказаться неожиданно опасными.
  2. Выбирая живой объект, всегда стоит убедиться, что данный экземпляр обладает спокойным характером и не агрессивен, чрезмерно возбудим или, напротив, слишком заторможен.
  3. Во время эксперимента надо создать спокойную обстановку, не нервировать животное самому и не позволять делать это детям.
  4. Если животное принесено в группу из другого места, имеет смысл дать ему некоторое время освоиться с обстановкой; в противном случае оно будет нервничать, и воспитатель не сможет провести все задуманные эксперименты.
  5. Категорически запрещается экспериментирование с больными животными.
  6. Если животное стало нервничать, эксперимент прекращается, и оно изолируется от детей.
  7.  От воспитателя требуется умение прогнозировать поведение животных. Это позволит предупредить возникновение опасных моментов.

Опыты, которые можно проводить на животных любого вида:

  1. Внешний вид животного. Дети рассматривают животное и находят у него части тела, которые присущи данному виду. Чтобы у детей сформировались системные знания, важно научить их соблюдать определенную последовательность в описании животного. Вначале рассматриваются части тела, затем называются, какие органы имеются на каждой части. После этого говорят, чем покрыто тело. Например, тело собаки состоит из трех частей: головы, туловища и хвоста. На голове расположены рот, нос, уши, глаза. На туловище имеются четыре конечности: две передние и две задние. Все тело покрыто длинной шестью черного цвета.
  2. Видит ли животное? Дети проверяют, способно ли животное видеть. Для этого кладут перед животным какие-либо предметы, либо машут рукой, либо проходят перед животным сами.
  3. Слышит ли животное? Дети издают звуки с помощью свистка, дудочки, барабана; собаку окликают по имени, кошку зовут «кис-кис».
  4. Ощущает ли животное запахи? Ребенок кладет перед животным любимую еду, завернутую в бумагу. Животные с плохим обонянием на нее не реагируют. Животные, обладающие хорошим обонянием, сразу же определяют наличие еды.
  5. Как животное передвигается? Дети наблюдают за движениями животного, разными способами использования конечностей. Делают вывод о том, что каждое животное пользуется несколькими разными способами передвижения.
  6. Насколько умным является животное? Животному предлагают решить какую-либо задачу: обойти препятствия, найти хозяина, достать корм из банки и т.д.
  7. Как животное относится к человеку? Вывод об этом делается на основании реакции на человека.

Где искать животных для экспериментирования? В основном рядом – в своем детском саду. Можно принести животных из дома, от детей, знакомых, с прогулок и т.д.

Самое главное – научить ребенка правильному обращению с животным: мягкости, не назойливости, умению считаться с желаниями животного, чувствовать его состояние, сопереживать ему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников".

Ученые выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста: "Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период, дошкольного развития ребе...

Консультация для воспитателей по планированию экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

В материалах предоставлены направленность решаемых задач по тематике экспериментальной деятельности...

Консультация для воспитателей «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей в летний период»

laquo;Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенк...

Консультация для воспитателей по опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ

Консультация включает в себя:*что должно быть в уголке экспериментирования; * алгоритм подготовки экспериментов;* структура эксперимента;*предметно-развивающее пространство...

Перспективное планирование кружковой деятельности"Нетрадиционные способы изображения животного мира во второй младшей группе"

Перспективное планирование кружковой деятельности"Нетрадиционные способы изображения животного мира во второй младшей группе" на октябрь, ноябрь, декабрь, январь,февраль, март, апрель, май....