Доклад «Экспериментальная деятельность как средство познания окружающего мира» (Из опыта работы)
материал по окружающему миру

Коробкова Валентина Анатольевна

Исследовательская работа "Удивительные свойства воды"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_korobkova_v.docx21.57 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Малоалабухский детский сад

Доклад

«Экспериментальная деятельность как средство познания окружающего мира»

Выполнила: Коробкова Валентина Анатольевна, воспитатель старшей разновозрастной группы

2021 год

С первых лет жизни малыш знакомится с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы, либо с помощью взрослого.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего нас мира. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Наблюдая окружающий мир, дети делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно - следственные связи.

Дети подмечают многое: особенности строения предметов, растений, животных, их поведение, настроение людей и т. д. Способность наблюдать окружающий мир - очень важное преимущество детства.

Одним из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я  использую - опыты. Их провожу как на занятиях, так и в свободной самостоятельной деятельности. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, бумагой, сахаром и др.

Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное  ребята всё проделывают сами.

Так мы провели исследовательскую работу «Удивительные свойства воды» с воспитанницей старшей разновозрастной группы.

Ведь вода - это уникальная и жизненно - необходимая жидкость. Существование без нее на нашей планете было бы невозможным. Достаточно только взглянуть на нашу планету! Вода содержится в разных водоемах. Вода нужна не только человеку, но и животным, птицам, рыбам, растениям. Без воды не могут работать заводы и выпускать необходимую людям продукцию. Там, где нет воды или ее недостаточно, ее развозят на специальных машинах.  

Считается, что вода относиться к неживой природе.

Цель: Изучение особенностей воды, её свойств и качеств, обогатить представления о воде как, о ценном продукте в жизни человека и не только.

Задачи: изучить  свойства воды, провести опыты с водой, расширить знания о воде и её пользе.

Актуальность работы заключалась в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в доступных для наблюдения и изучения предметах. Выбрали воду,  она вокруг нас повсюду.

Провели ряд опытов.

Опыт №1. «Есть ли у воды цвет?»

Цель: Познакомиться со свойством воды как прозрачность.

Оборудование: Два стакана, две ложки, вода, молоко.

Проведение опыта: Наливаю в один стакан воду, в другой стакан молоко, опустила ложки и увидела. В стакане с водой ложка видна, а в стакане с молоком не видна.

Вывод: Вода прозрачная, а молоко имеет белый цвет.

Опыт №2. «Есть ли у воды вкус?»

Цель: Узнать есть ли у воды вкус?

Оборудование: Вода, сок, стаканы, трубочки для коктелей.

Проведение опыта: Наливаю в стаканы сок, воду. Пробую через трубочку на вкус сок, затем воду.

Вывод: Вода не имеет вкуса.

Опыт № 3. «Есть ли у воды запах?»

Цель: Определить есть ли у воды запах?

Оборудование: Стаканы, вода, духи.

Проведение опыта: Наливаю в два стакана воду, и в один стакан капаю духи. Нюхаю стаканы и прихожу к такому мнению, что стакан с водой не имеет запаха.

Вывод: Вода не имеет запаха.

Опыт №4. «Умеет ли вода растворять?»

Цель: Определить одно из свойств воды как растворимость.

Оборудование: Стаканы, вода, сахарный песок, речной песок, ложки.

Проведение опыта: Наливаю воду в стаканы. В один стакан насыпаю сахарный песок, а во второй речной песок. Размешиваю ложками и вижу, что в стакане, где был сахарный песок, песок растворился. А в стакане с речным песком растворение не произошло.

Вывод: В воде одни вещества растворяются, а другие остаются не изменными.

Опыт№5. «Жидкая вода или нет?»

Цель: Определить одно из свойств воды как- текучесть.

Оборудование: Вода, большой и маленький стаканы.

Проведение опыта: Переливаю из большого стакана в маленький воду, и прихожу к выводу, что вода перетекает легко из одного сосуда в другой.

Вывод: Вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Опыт№6. «Может ли вода стать твёрдой?»

Цель: Определить когда вода превращается в лёд.

Оборудование: Замороженные кубики льда.

Проведение опыта: Налить воду в формочку и поставить в холодильник на некоторое время. Вода застыла - образовался лед. А в руках кубик льда тает и превращается вновь в воду.

Вывод: Вода может иметь твёрдое состояние путём заморозки, а в тепле тает.

Опыт №7. «Можно ли склеить бумагу водой?»

Цель: Узнать, можно ли склеить бумагу водой.

Оборудование: Тарелка с водой, два листа бумаги.

Проведение опыта: Беру два листа бумаги, прикладываю один к другому и пробую их сдвинуть так: один в одну, а другой в другую стороны. Затем смачиваю листы водой, прикладываю их друг к другу и слегка прижимаю. Пробую сдвинуть листы относительно друг друга, как в предыдущий раз.

 Вывод: Вода обладает склеивающим действием.

Опыт №8. «Тонет - не тонет».

Цель: Проверить, какие из окружающих предметов тонут в воде, а какие остаются на ее поверхности.

Оборудование: Два стакана с водой, тарелка с предметами – деревянные палочки, карандаш, деревянная игрушка, монета, болт, камень.

Проведение опыта: По одному из предметов опускаю в воду и наблюдаю за происходящим.

Вывод: Одни предметы тонут, а другие нет (деревянные не тонут).

Опыт№9. «Животворное свойство воды».

Цель: Определить значение- животворное свойство воды.

Оборудование: Цветочный горшок, лейка с водой, засохший букет цветов.

Проведение опыта: Один букет цветов оставила без воды на несколько дней, а другой регулярно поливала.

Вывод: Без воды букет цветов засох, а который поливала, остался живой. Вода имеет животворное свойство. И человек тоже не сможет без воды.

Опыт № 10. «Движение воды в растениях».

Цель: Изучить условия окрашивания листьев в различные цвета.

Оборудование: Вода, два отростка комнатного растения (кислица), два стакана, гуашь красного и фиолетового цвета.

Проведение опыта: Помещаю отростки в стаканы с подкрашенной водой и оставляю на 15 дней.

Вывод: Стебельки и листочки окрасились в красный и синий цвета. Растения поглощают воду, и разноцветные краски находят свой путь через капилляры растения.

      В ходе проведения серии опытов, воспитанница получила точные представления о свойствах воды, научилась строить причинно-следственные связи и делать самостоятельные выводы. И это самое главное, потому что по словам английского писателя Ральфа Уильяма Эмерсона «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и с...

Формирование и развитие познавательных интересов детей через опытно- экспериментальную деятельность при ознакомлении с окружающим миром. Из опыта работы кружка «Хочу все знать!»

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира....

Формирование у детей дошкольного возраста навыков поисково-исследовательской деятельности как средство познания окружающего мира

Формирование у детей дошкольного возраста навыков поисково-исследовательской деятельности как средство познания окружающего мира...

Перспективный план работы с детьми младшего, старшего дошкольного возраста по теме" Опытно- экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира"

Перспективный план работы с детьми по теме" Опытно- экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира"...