Главные вкладки

    Консультация для воспитателей «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей в летний период»
    консультация (старшая группа)

    Колпакова Наталья Сергеевна

    «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще возвращаться к тому, что он узнал». 

                                                                                                      

     В.А. Сухомлинский

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад  №4 «Светлячок»

    Консультация для воспитателей

    «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей

     в летний период»

                                                           

                                                            Подготовила:

                                                                                           Воспитатель Колпакова Н.С.

                                                                                   

                                                              г.Богородск

    2016г.

                                                                                         «Самое лучшее открытие- то,

    Которое ребенок делает сам».

    Ральф У. Эмерсон

    Современные дети крайне редко бывают на природе, общение с ней им зачастую заменяют телевизионные передачи, компьютерные игры и видеофильмы. Особенность такого времяпрепровождения пассивная роль малыша, когда он выступает, в основном, в роли потребителя информации. Ему ничего не нужно искать, все желаемое можно получить в готовом виде, достаточно лишь нажать кнопку.

    Конечно, передачи о животных, о природе привлекают ребенка, расширяют его кругозор. Но согласитесь, что между красочной картинкой на телеэкране и реальностью существует большая разница. В природе мы воспринимаем окружающее не только глазами, но и через тактильные ощущения, запахи, звуки.

    Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты, словно фокусы. Только загадка фокусов так  и остается неразгаданной, а вот все, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыт- это наблюдение, которое проводиться в специально организованных условиях. Значение опытов очень велико. Они развивают наблюдательность, мыслительную деятельность, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты также имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. Проводятся они чаще всего в старших группах детского сада. В младших и средних группах воспитатель использует лишь отдельные поисковые действия.

    Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Для поддержания интереса к экспериментированию практикуются задания от имени сказочного героя – куклы. Если детей младшего дошкольного возраста отличает любопытство и любознательность, то и кукла «Зайчик- Любознайчик», который многое хочет узнать и всем интересуется.

    С детьми среднего дошкольного возраста экспериментирование часто строится на стремление вызвать удивление от открытий, поэтому удивляются вместе с детьми и удивляют их «Хрюша- Удивлюша», «Утенок- Удивленок».

    Дети старшего дошкольного возраста задают много вопросов «отчего?», «почему?», «зачем?» и т.д. Часто этим занимается и озорная девочка «Почемучка». Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи юным исследователям. Вместе с детьми составляют правила работы с различным материалом:

    - с водой:

    Коль с водой имеем дело,

    Рукава засучим смело.

    Пролил воду – не беда:

    Тряпка под рукой всегда.

    Фартук – друг: он нам помог,

    И никто здесь не промок.

    - со стеклом:

    Со стеклом будь осторожен -

    Ведь оно разбиться может.

    А разбилось – не беда,

    Есть ведь верные друзья:

    Шустрый веник, брат – совок

    И для мусора бачок –

    Вмиг осколки соберут,

    Наши руки сберегут.

    - с песком:

    Если сыплешь ты песок –

    Рядом веник и совок.

    - с огнем:

    Помни правило: огонь

    Никогда один не тронь!

    - по окончании работы:

    Ты работу завершил?

    Все на место положил?

    Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму».

    Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Конечно, взрослому легче сделать все самому и оставить детям роль наблюдателей. Но эффективность обучения будет в этом случае гораздо ниже. Какими бы интересными ни были действия педагога, ребенок быстро устает наблюдать за ними.

    В начале эксперимента – опыта объясните детям, что именно вы собираетесь проверить, предложите предсказать результаты исследований, но не оценивайте высказывание. Для развития мышления очень важно научить прогнозировать возможные результаты своих действий, обсудить гипотезу: «Что нужно сделать? Почему? Побуждайте ребенка как можно больше говорить. Пусть он сформирует выводы: что нового ему удалось выяснить».

    Дети должны быть активными участниками обсуждения. Не формируйте за них выводы, сделайте это совместно (если нужно то с вашей помощью). Важно не только провести опыты, но и связать результаты этой деятельности с повседневной жизнью, с наблюдениями дома и на улице, с трудом в уголке природы и на огороде, использовать в играх детей.

    Даже совсем маленький ребенок активно экспериментирует, познавая мир. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, НОД, прогулку, сон и т.д.

    Существует мнение, что экспериментирование является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка дошкольника. Деятельностью, которой дети охотно занимаются и которая дает очень многое для развития.

    Одна из важнейших задач – это становление мышления. Именно поэтому экспериментирование с природными материалами должно быть доступно каждому ребенку. Конечно, это создаст для вас дополнительные хлопоты. При проведении опытов может рассыпаться песок или разлиться вода, но вы можете сразу договориться о совместном поддержании порядка.

    Экспериментировать можно как в помещении, так и на улице, во время летних путешествий, прогулок или посещений загородных дач. Выделите для этой цели небольшой уголок в группе или на веранде. Приготовьте столик, за которым можно работать. Накройте его клеенкой или же поставьте небольшой поднос для природного материала.

    Оборудование для проведения опытов не требуется затрат: возьмите стаканчики разного размера из-под йогурта, сметаны, емкости из-под фруктов, пирожных, палочки от мороженого. Не пожалейте денег на небольшую лупу или детский микроскоп – это позволит ребенку открыть новый мир. Чтобы было интересно, предложите своеобразную игру: превратиться в ученого и провести ряд исследований в природе и в собственной лаборатории. Детям очень нравиться такая игра.

    Экспериментировать можно с песком, глиной, водой, камнями, шишками. Этот материал несложно собрать во время прогулки в парк, лес, на речку. Однако животных для этой цели использовать нельзя. Дошкольник воспринимает зверей, птиц на равных, сопереживает им, но не проводит над ними опыты.

    Для экспериментирования необходимо в уголке иметь:

    Основное оборудование:

    . приборы – помощники: увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты;

    . разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;

    . природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки. Спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;

    . утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;

    . технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;

    . разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;

    . красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

    . медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;

    . прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.

    Дополнительное оборудование:

    . детские халаты;

    . клеенчатые фартуки;

    . полотенца;

    . контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

    Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценней он развивается. Но известно, что не одну воспитательную и образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и воспитателями (педагогами).

    В индивидуальных беседах, консультациях, через различные виды наглядной агитации мы убеждаем родителей о необходимости повседневного внимания к ребенку, признавая за ним право на собственную точку зрения, познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности. Предложить родителям рекомендации, чего нельзя и что можно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию.

    РЕКОМЕНДАЦИИ:

    Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

    Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

    Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. -  ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

    Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними   желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

    Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

    Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что модно или как можно.

    Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

    С раннего детства побуждайте малыша начатое дело доводить до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

    Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводит к поступкам, которые мы взрослые, считаем нарушением правил, требований.

    Так ли это?

    Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.

    Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формировать выводы, рассуждая и аргументируя).

    Таким образом, организация экспериментальной деятельности – мощный стимул для развития важнейших черт личности детей: самостоятельности, целеустремленности, способности к прогнозированию, планированию собственной деятельности.

    «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми семи красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще возвращаться к тому, что он узнал».  

                                                                                                     

     В.А. Сухомлинский


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей "Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников".

    Ученые выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста: "Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период, дошкольного развития ребе...

    Консультация для воспитателей "Организация опытно-экспериментальной деятельности в детском саду"

    Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе....

    Консультация для воспитателей "Организация прогулок и экскурсий в летний период"

    Консультация поможет правильно организовать прогулку в летний период....

    Консультация для воспитателей «Организация работы с детьми в летний период»

     Постоянное пребывание детей на свежем воздухе, многообразие форм, красок и звуков в природе, множество разных переживаний и новых впечатлений, богатая витаминами пища, раздолье для движен...

    Консультация для воспитателей «Организация опытно - экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

    Консультация для воспитателей «Организация опытно - экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка...

    Консультация для воспитателей "Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольника"

    Любой ребенок по своей природе - исследователь, а экспериментирование - очень важный вид деятельности в период дошкольного развития. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы ...