«Развитие речи ребёнка через театрализованную игровую деятельность»
методическая разработка (младшая группа) на тему

Комова Диана Васильевна

Развитие речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_cherez_teatraizatsiyu.docx89.36 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Развитие речи ребёнка через театрализованную игровую деятельность»

"Искусство актера заключается в речи и в движении тела." И. Гёте
Пояснительная записка
Деятельность педагога дополнительного образования в современных условиях изменяющейся среды и средств поддержки образовательного процесса должна быть исследовательской, так как развитие образовательных систем требует от педагога серьезной комплексной подготовки. Сегодня интеллектуальное богатство, педагогическое мастерство, творческое осуществление функций педагога во многом зависят от его самообразования.
Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании обучающихся. Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное самообразование, саморазвитие и самосовершенствование педагога.
Ожегов дает такое определение: самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий. Самостоятельная работа по самообразованию позволяет педагогу пополнять и конкретизировать свои знания, расширяет кругозор.
Самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога.
Многолетний опыт работы доказывает, что речь у большинства детей младшего школьного возраста страдает многими недостатками: нарушение произносительной стороны речи, невысокий уровень культуры устной речи, эмоциональная бедность языка. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания, организации совместной деятельности детей, приобщает к духовному богатству. Л.С.Выготский писал: « Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная монологическая речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Поэтому, как основную тему программы по самообразованию я выбрала: «Развитие речи ребёнка через театрализованную игровую деятельность».

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дети с удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившейся образ. Ребенок добровольно принимает черты характера персонажа, мимику и жесты.
Особо любимы детьми сказки, язык сказок отличается большой живописностью, в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, монологов, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку и обогатить его словарный запас. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их. Театрализованная деятельность это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игровая деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
В театрализованной игре формируется эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. 
Основатель Московского кукольного театра С.В.Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.
Цель: Повысить теоретический и практический уровень знания педагога о роли театрализованной деятельности в развитии речи детей
Задачи:
1. Привлечь внимание педагога к проблеме развития речи детей в театрализованной деятельности ,
2. Повысить компетентность педагога, в создании психологически комфортной атмосферы на занятиях
3. Активизировать деятельность педагога и словарный запас,
4. Развивать умения и практические навыки работы с различной театрализованной деятельностью в области развития речи детей.

Профессиональное саморазвитие – это сложная функциональная система, состоящая из четырех основных этапов:
-самопознание, которое предполагает изучение требований, предъявляемых к педагогу, самоизучение уровня компетентности, рефлексию собственной профессиональной деятельности, ее самооценку;
-планирование состоит из определения цели и задач, разработки программы саморазвития, выбора личных правил поведения, форм, средств, методов и приемов решения задач в работе над собой;
-реализация предполагает непосредственную практическую деятельность;
-самоконтроль и самокоррекция включают в себя рефлексию деятельности, ведение дневника, анализ результатов труда – обученность и воспитанность учащихся, и повышение собственного уровня профессиональной компетентности.
Ожидаемые результаты:
Работа над программой профессионального саморазвития, поможет:
- повысить свой теоретический, научно-методический уровень;
- профессиональное мастерство и компетентность.                                                                                                    

                                                                                                                                               http://ds44himki.edumsko.ru/images/users-files/ds44himki/kartinki/ltnb.jpg

В начале учебного года мы набрали ясельную группу, возраст детей с 2-х до 3-х лет. Тему по самообразованию я выбрала: «Развитие речи младших дошкольников»

    Развитие речи – дело сложное. Целенаправленное развитие речи младших дошкольников – одно из ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающее своевременное психическое развитие детей.

     Выбранная мной тема актуальна во все времена. Нужно, чтобы дети могли общаться друг с другом, с взрослыми, могли правильно произносить слова, грамотно строить предложения, высказывать свои мысли. Главный помощник в этом – воспитатель. Поэтому, выбрав эту тему, я поставила перед собой цели и задачи:

    Цель: Научить детей выражать свои мысли, свободно пользоваться разговорной (диалогической) и монологической речью, воспитывать звуковую культуру речи. Развивать импрессивную (восприятие и понимание) и экспрессивную (высказывание) речь детей, активизируя тем самым, психические процессы: восприятие, мышление, память.  Пополнять словарный запас,  развивать слуховое внимание.

   Задачи: Основная задача речевого развития детей  - это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.

 Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.

     В методике обучения родному языку приняты две основные формы работы над речью детей: обучения на занятиях и руководство развитиях речи детей в повседневной жизни.

   Обучение на занятиях – это планомерный педагогический процесс, позволяющий с помощью специальных приемов передать ребенку необходимые сведения об окружающем, сформировать соответствующий словарь, а также важнейшие речевые умения и навыки.  

    Чтобы речь развивалась, этим надо заниматься с самого рождения ребёнка. Темп овладения детьми речью не одинаков: одни начинают говорить рано, другие, хорошо понимая речь взрослых, молчат.

       Третий год жизни является важнейшим периодом в развитии речи ребёнка. Необходимо приучать детей понимать речь окружающих без наглядного сопровождения, расширять активный словарь, формировать грамматический строй речи, развивать речевое общение с взрослыми и сверстниками.

       Для формирования речи важное значение имеет развитие ориентировки в окружающем. В своей работе я развивала у детей способность наблюдать, узнавать разнообразные предметы, явления. А также знакомила их с трудовыми действиями взрослых. В результате у детей развивалась смысловая сторона речи, артикуляция, функции общения и обобщения.

      Самое главное заключается в том, чтобы ребёнок не только усвоил слова, но и научился их употреблять по собственному усмотрению. Само собой это не получается, потребность пользования языковым материалом необходимо воспитывать. При отсутствии специальной работы дети быстро переходят к более простым словам, которыми замещают развёрнутые словесные ответы (там, вот идёт, туда ушёл, тут взял, сюда закатилась).

        В своей речи я не  допускала  упрощенных слов (бибика, ляля вместо машина, кукла), в тех случаях, когда надо, чтобы ребёнок правильно назвал тот или иной предмет или место нахождения предмета. «На окне стоит цветок. На столе Ванин рисунок, возьми его и принеси мне. Соня, ты, где взяла книгу про зайчат? На полке я её не видела. Наверное, её рассматривал кто-то из детей? »

       Если ребёнку не знакомо слово, то его  использовала  в сочетании с другими знакомыми словами («Нам подарили машину. Она называется трактор. У трактора колёса большие и маленькие. Маленькие колёса спереди, а большие сзади»). После того как я познакомила детей с новой игрушкой, многократно произнеся её название,  давала её детям для игры.

А в процессе игры задавала наводящие вопросы («Андрей, у тебя машина большая или маленькая? Как она называется? Куда ты сейчас на ней поедешь?»

       Большое место на третьем году отводится слушанию и последующему воспроизведению коротких рассказов, стихов, а также народных потешек, песенок и др. Особенно важно систематически организовывать рассказывание. Только при этом условии малыш приучается внимательно слушать, а затем и самостоятельно пересказывать.

       Для того чтобы научить ребёнка понимать рассказ и выработать умение пересказывать, нужно организовывать совместное рассказывание. Для этого я сначала  побуждала детей повторять за мной  слова и фразы, затем задавала вопросы и учила отвечать на них, позднее просила  рассказывать самостоятельно. В этом случае я  вела  рассказ вслед за ребёнком, повторяя то, что он сказал, и обязательно добавляя упущенное.

      Рассказывание выполняет различные воспитательные функции,  знакомит детей с новым, способствует всестороннему развитию речи.

       Занятия с использованием сюжетных игрушек (разных кукол, игрушечных животных) влияют на развитие детей во многих направлениях: обогащают нравственные представления; развивают способность к самостоятельной игре, речь как средство общения с взрослыми и сверстниками; активизирует разнообразный словарь. На таких занятиях разыгрывались какие-нибудь сюжеты (показывался ряд последовательных действий, взаимосвязанных между собой), знакомые детям из собственной жизни (кормление куклы, игрушечных животных; укладывание куклы, подъём после сна, купание, прогулка, лечение, приглашение в гости к кукле игрушечных животных и т. д.). При развёртывании сюжетов давалось много названий различных предметов (посуды, одежды), показывались действия с ними и раскрываются их назначение (из глубоких тарелок едят щи, суп, борщ, из мелких- кашу, котлеты, салат,; из чашки, стакана, кружки пьют воду, чай, молоко, какао, кофе), а также закреплялись навыки  детей в самообслуживании, нормы поведения.  По ходу выполнения действий я  привлекала малышей к активному участию в происходящем (расставить посуду на столе для обеда кукол и т. д.).

   Но основное развитие речи формируется в процессе разнообразной деятельности повседневной жизни, в играх, в общении. С малышами следует говорить обо всем, что попало в поле их внимания и вызвало интерес. Постоянное общение с детьми положительно влияет на речь и развитие малышей.

      Что бы определить уровень речевого развития детей я провела диагностику в начале и конце года. В начале года многие ребята могли произносить двух-трех сложные слова. Диологическая и монологическая речь многим детям была не доступна. Занятия по развитию речи дали положительную динамику в развитии детей. Они стали свободно общаться друг с другом и со взрослыми, знают  стихотворения, умеют разгадывать загадки. Свободно, для своего возраста, выражают свои мысли, отвечают на довольно сложные вопросы. С помощью взрослого составляют рассказ по картине или игрушке. С удовольствием слушают художественную литературу, отвечают на вопросы по тексту, некоторые дети (Галкина Ульяна, Бычков Сергей, Бабалян Лена) могут передать основную мысль текста, пересказывают знакомые сказки.

      Диагностика по другим образовательным областям показала довольно высокие результаты. За год дети многому научились. Почти все правильно держат карандаш и кисточку, уверенно владеют пластилином. Знают цвета, формы.  Результатами своей работы я довольна. Постараюсь и в следующем году работать так же плодотворно.

    Так же большая работа проводилась с родителями. Были проведены родительские собрание, Новогодний праздник, Весенний праздник, ряд консультаций. Постоянно обновлялся уголок для родителей. Я думаю и в дальнейшем мы будем работать в тесном сотрудничестве


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cправка о наличии собственного инновационного педагогического опыта «Развитие речи дошкольников через театрально – игровую деятельность»

Актуальность создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста  через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деятельность п...

Проект “Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность”

Проект“Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность”.Характеристика проекта.1.1 Цель:развитие и профилактика речевых нарушений, через театрально – игровую деятельность.Задачи:созда...

Проект “Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность».

Проект направленный на развитие речевой деятельности...

Проект “Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность”

развитие и профилактика речевых нарушений, через театрально – игровую деятельность....

Проект “Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность”

Цель проекта:1.     Развитие свободного общения со взрослыми;2.     Развивать монологическую форму  речи.3.     Развитие и профилактика...

«Развитие речи детей через театрально-игровую деятельность»

Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Овладенье речью является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном ...

Опыт работы по теме: «Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность»

Игра - один из видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников обучения их различным видам действий с предметами, способам и средствам общения. Один из видов...