Основы безопасности и здорового образа жизни дошкольников"
статья (средняя группа) на тему

Боженко Галина Павловна


Выступление на педсовете

Скачать:


Предварительный просмотр:

Грицовское детский сад №1

Основы безопасности и здорового образа жизни дошкольников

Выступление на педсовете

Воспитатель Боженко Г.П.


-1-

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан-маленьких детей.

Наша задача состоит не только, в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными ситуациями.

Фактор безопасности складывается из нескольких составляющих, вот некоторые из них:

  • Оберегать жизнь и здоровье (биологическая безопасность)
  • Сохранять целостность недвижимого имущества (материальная безопасность)
  • Сохранять нравственное, морально - психологическое благополучие и формировать уверенность и защищенность человека (социально-психологическая безопасность).

Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности. Если бы все люди их хорошо знали и соблюдали, было бы меньше травм и несчастных случаев.

К сожалению, не существует такого единого свода правил, в котором все бы они  были собраны и популярно изложены. Последние годы проблема обеспечения безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста становится наиболее актуальной. Их двигательная активность, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводит к травмоопасным ситуациям. В период дошкольного детства ребенок знакомится с большим количеством правил, норм, предостережений. Однако ему трудно представить степень их значимости. Тем не менее необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, поскольку от этого зависит их здоровье и безопасность.

Воспитание безопасности – непрерывный, систематический и последовательный процесс. Для формирования основ безопасного

-2-

поведения дошкольников воспитательно-образовательная работа должна быть организована так, чтобы данный вопрос прослеживался во всех видах

деятельности (игровой, познавательной, речевой, физкультурно-оздоровительной).

Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одна из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения - профилактика  дорожно-транспортного травматизма в ДОУ. Основными причинами дорожных происшествий служат незнание правил уличного движения или не соблюдение их. Поэтому мы в группе организовали уголок «юного пешехода». Подобрали художественную литературу с иллюстрациями, плакаты и макет перекрёстка, где были выделены проезжая часть, тротуары, переход-зебра, светофор, макеты людей и жилого комплекса. Дети с удовольствием работали с макетом и обыгрывали различные ситуации. При помощи целевых прогулок, экскурсий формировались знания и прививались навыки поведения на улице. Дети знакомы с назначением световых сигналов светофора, для чего предназначен тротуар, проезжая часть, перекрёсток и видами транспорта. Эффективность знаний детей в большей степени зависит от положительного поведения взрослых, учитывая это, мы уделяли значительное внимание работе с родителями, с которыми старались достичь полного взаимопонимания. В уголке для родителей размещалась нужная информация. Давали рекомендации по предупреждению детского травматизма, тем самым, родители приобрели необходимые знания по безопасности и поняли свою ответственность перед детьми.

Большую помощь по воспитанию у детей безопасного поведения оказала методическое пособие – тематический словарь в картинках «Я и моя безопасность». В методическом пособие каждая часть разбита на темы в которых выделены рубрики: «Размышляем вместе с родителями», «Задания для детей в игровой форме». Основу первой рубрики составляет практические советы взрослым, размышления о проблемах, с которыми сталкиваются родители и педагоги при формировании у ребенка навыков безопасного поведения. Задания для детей выстроены с опорой на педагогические особенности в обучении дошкольника. Они направлены на расширение кругозора ребенка, развитие его фантазии, памяти и речи. Ребенок рассматривает рисунки, слушает правила поведения, отвечает на

-3-

вопросы, составляет рассказ по рисунку, заучивает четверостишия, отгадывает загадки, кроссворды. Темы для занятий подобраны в соответствии с условно выделенными источниками опасностей для ребенка:

  • Опасности, с которыми ребенок может столкнуться дома (бытовые)
  • Опасности на природе
  • Опасности, подстерегающие на улице и на дороге
  • Опасности контактов с незнакомыми людьми

В структуре отдельных тем выделяются правила безопасного поведения, которые ребенок должен запомнить, знать и выполнять. Психологи отмечают, что подготовленный к опасной ситуации ребенок преодолевает растерянность значительно быстрее; полностью неподготовленный ребенок сохраняет растерянность, которая вызывает длительное бездействие, суетливость и затяжной стресс. С другой стороны, есть группа детей, которая нуждается в самом чувстве страха, как тормозной фазе поведения. В настоящее время выросло число детей, которые ни чего не боятся, могут не задумываясь выполнять несуразные действия, при этом получая травмы. Из личного опыта работы могу сказать, что часто дети не только не знают как стравиться с ситуацией, но и не осознают сам факт ее возникновения. Поэтому мы знакомим их с источниками опасности, мерами предосторожности и собственными возможностями. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что поведение ребенка в опасной ситуации зависит от того, может ли он правильно оценить ее и знает ли пути выхода, а также от того, насколько ему знакома опасность. Поэтому ее «проигрывание»- наилучший способ для преодоления чувства страха в опасных случаях. Преодоление чувства страха в опасных случаях у одних ребят и удерживания от поспешных, но не верных действий у других. Поэтому мы используем практические игры – тренинги из серии «защити себя сам». Тренинги помогают ребенку быть активным в приобретении знаний, углубить и систематизировать их. Тренинги активно развивают у детей внимание, выдержку, бережное отношение к своей жизни и здоровью.

По закреплению знаний у детей по данной теме используем дидактические игры: «Раз, два, три, что опасно найди», «Сто бед – один ответ», «Так, да не так», «Мы спасатели», «Сам себе доктор», все они помогают закрепить у

-4-

детей знания об источниках опасности и причинах возникновения травматизма. Мы считаем, что наша работа нашла положительный отклик в душах наших детей и понимание значимости проблемы среди их родителей. Ведь именно от знаний и опыта зависит способность человека к безопасному существованию в окружающем мире. Еще К.Д.Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и , давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей». Давайте поможем нашим детям избежать опасности.

ЛИТЕРАТУРА:

Журнал «Воспитатель» №3 2013г.

Тематический словарь в картинках «Я и моя безопасность» 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни дошкольников на основе использования нетрадиционных оздоровительных средств

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здор...

Активный отдых как основа формирования здорового образа жизни дошкольников

В статье рассматривается роль физической культуры как оздоровительного средства, оказывающего значительное влияние на качество жизни детей в современных условиях....

Буклет «Здоровый образ жизни дошкольника – основа вашей жизни»

quot;Здоровье - это драгоценность ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без нег...

Основы безопасности и здорового образа жизни дошкольников

В последние годы стало очевидным, что безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных, в том числе и неожиданных...

Консультация для родителей «Здоровый образ жизни в семье — основа формирования здорового образа жизни дошкольника»

Наша эпоха — эпоха ярких подвигов и их будут совершать люди, живущие радостной жизнью, правильно относящихся к своему здоровью.Здоровье каждого человека в голове, а не в аптеках. Здоровье челове...

Тематический проект «Здоровое питание» Кисломолочные продукты, как основа здорового образа жизни дошкольника

Знаменитый на весь мир. Вкусный, кисленький …….. Кефир.Слово «кефир» – турецкогопроисхождения: «кеф» впереводе с турецкого означает «здоровь...

Консультация для родителей «Здоровый образ жизни в семье — основа формирования здорового образа жизни дошкольника»

Консультация для родителей «Здоровый образ жизни в семье — основа формирования здорового образа жизни дошкольника» Тема: «Здоровый образ жизни в семье — основа форми...