адаптация в ДОУ
консультация (младшая группа) на тему

Винтер Вера Викторовна

как правильно и безболезненно приучить ребенка к доу. Рекомендации,советы и анкетирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл работа по адаптации27.9 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация родителей к детскому саду

Адаптация детей к детскому саду актуальная проблема, которой занимались и занимаются до сих пор, используя различные средства и методы. Адаптируя ребенка к дошкольному учреждению, мы часто забываем о тех, кто является неотъемлемой частью детей – о родителях. Адаптируя детей к учреждению, надо помнить, что вместе с детьми, мы адаптируем их «воспитателей». А для того, чтобы процесс привыкания проходил  спокойно, нужно учесть некоторые рекомендации, которые были выработаны  в процессе взаимодействия с родителями в адаптационный период детей.

  1. Подайте себя как профессионала на первой встрече с родителями

Самый ответственный процесс – знакомство с родителями, который  повлияет на ваши дальнейшие взаимоотношения. На первой встрече вас будут оценивать со всех сторон, поэтому необходимо заранее подготовиться к знакомству с родителями и детьми. Продумать внешний вид, возможные  вопросы и ответы. Помните, вы должны задать «ритм» встречи, поэтому следует начать разговор первой. Необходимо сначала представиться, затем выяснить имена родителей и не забыть о ребенке, фиксируя все сведения в специальной тетради, подготовленной заранее. Расскажите о ежедневных правилах посещения ДОУ, четко оговорите, во сколько необходимо забрать ребенка в первый адаптационный день и попрощайтесь с родителями, заверив  их, что все будет хорошо.

  1.  Чаще беседуйте  с родителями

            Многие родители бояться отдавать ребенка в детский сад. Этому способствуют различные факторы: незнание роли воспитателя, боязнь передачи «любимого чада» в чужие руки, рассказы знакомых о детских садах и т.д. На фоне этого у родителей возникают различные подозрения (а комфортно ли моему ребенку в дошкольном учреждении), множество вопросов. Мы как специалисты можем предупредить все тревожные моменты и первыми рассказать о поведении ребенка в группе, взаимоотношениях его с детьми, особенностях игры.  В первые дни адаптации ребенка, желательно сообщать родителям более полную информацию о проведенных днях в ДОУ.

  1.  Познакомьтесь  с семьей ребенка

Знакомство важно проводить в обстановке взаимоуважения и взаимодоверия (круглый стол, семейная викторина, индивидуальные беседы, анкетирование и т.д.). При разговоре учитывайте мимику, жесты родителей. А ваша манера поведения должна внушать только спокойствие и уверенность, в том, что дети попали в надежные руки.

  1. Интересуйтесь любимыми занятиями ребенка дома

Необходимо интересоваться у родителей об особенностях поведения ребенка дома, о любимых играх и игрушках, о привычках, об уровне развития навыков самообслуживания. Задавая эти вопросы родителям, мы преследуем важную цель во время адаптации – создание комфортных условий для ребенка. Родители с удовольствием расскажут о своем малыше, а вы  сможете составить для себя примерный психолого-педагогический портрет ребенка и наметить тактику взаимодействия с ним. С помощью  метода доверительной беседы, вы постепенно приучите родителей разговаривать с вами открыто.

  1. Уделяйте особое внимание  «трудным» детям

Ни для кого не секрет, что в настоящее время таких детей становится все больше. Зачастую они становятся настоящей проблемой для педагогов. Эти трудности связаны не только с нарушением поведения, но и,  зачастую, с отставанием в психическом и физическом развитии. Родители таких детей чрезвычайно переживают за них. Вам, как специалисту, необходимо выяснить причину трудностей ребенка, и постараться сориентировать родителей на необходимость получения дополнительной психолого-педагогической или медицинской поддержки.

  1. Приучайте родителей к дисциплине

Дисциплина первый помощник в работе. Необходимо приучать родителей четко соблюдать режим дня детского сада, выполнять необходимые поручения, задания. Лучше всего записывать  на небольших листочках индивидуально каждому родителю необходимые поручения.      Это наиболее проверенный способ.
Вручая этот листочек родителям вы будете больше уверены в том ,  что все будет выполнено вовремя. И конечно не забывайте четко оговаривать сроки.

  1. Хвалите родителей

Родители те же самые дети, только ростом побольше, которые тоже любят похвалу.  С помощью этого приема вы решаете  такие задачи, как поднятие их самооценки -  «я хороший родитель», и установление доверительных  взаимоотношений.

  1. Хвалите детей в присутствии родителей

Провожая ребенка из группы необходимо дать полный «отчет о проведенном дне». За день случаются как хорошие, так и плохие моменты. Родителям необходимо сообщить всю информацию. Гораздо приятнее сообщать, что ребенок молодец, но как сообщить, что ребенок допустил ошибку? Начнем с похвалы, затем с помощью наводящих вопросов,  выясняем, бывали ли подобные «промахи» дома и сообщаем родителям то, что ребенок  сделал. Конечно, родители будут огорчены, но вы должны оговорить, что сообщаете эту информацию не для того, что поругать ребенка, а с целью его воспитания и приучения к хорошим манерам. Можно дать несколько рекомендаций по данной проблеме.

  1. Родительское собрание

Является заключительным моментом в адаптации родителей к дошкольному учреждению. Здесь происходит обратная связь и обмен мнениями. На первом родительском собрании необходимо познакомить с основными правилами ДОУ, подготовить рекомендации по посещению группы, выбрать помощников в работе.

Выработанные рекомендации помогли в работе с родителями в период адаптации детей и родителей к детскому саду. Вся работа была построена на доверии и взаимоуважении, что повлияло на хорошие взаимоотношения. Если родители доверяют воспитателю, они с удовольствием поведут детей в группу детского сада, откликнутся на  вашу просьбу о подготовке любого мероприятия не только на уровне группы, но   и на уровне ДОУ.

Можно предложить в качестве приложения примерный ход первой беседы с родителями ребенка поступающего в ДОУ; сценарий круглого стола, посвященного вопросу адаптации ребенка в ДОУ; разработанную вами анкету для родителей ребенка, поступающего в ДОУ; памятку для родителей ребенка поступающего в ДОУ.


Рекомендации при первой встрече  с родителями ребенка поступающего в ДОУ.

  1. При первой встрече с семьей ребенка, поздоровайтесь и представьтесь, называя свою должность, имя и отчество
  2. Узнайте   как  зовут малыша и родителей.
  3. Запишите все данные о семье: ФИО обоих родителей, номера телефонов (рабочие,  домашний ) .
  4. Объясните родителям, что адаптация длится в зависимости от состояния ребенка.
  5. В вкратце расскажите правила посещения ДОУ и вашей группы в особенности.
  6. Постарайтесь убедить родителей, что ребенок остается в «хороших» руках.
  7. Четко обозначьте  время, когда ребенка нужно забрать.
  8. Когда родители придут забирать ребенка из детского сада, расскажите  как  вы провели время, чем занимались, как вел себя ребенок.
  9. Дайте рекомендации по следующим посещениям детского сада.
  10. Настройте родителей на легкую адаптацию ребенка к ДОУ.

Анкета для родителей ребенка, поступающего в ДОУ

  1. Ф. И.О.____________________________________________________________
  2. Возраст:  лет_______       месяцев______________________________________
  3. Как ласково вы называете ребенка дома? _______________________________
  4. Как часто болеет Ваш ребенок_________________________________________
  5. Какого режима дня вы придерживаетесь дома

     А) в нашей семье нет режима

     Б) четкий режим дня как в рабочие так и выходные дни

     В) Режим соблюдаем от случая к случаю

 6.      Какие блюда обычно ест Ваш_________________________________________ ребенок?_______________________________________________________________________

 7.      Какие блюда не есть Ваш ребенок?____________________________________ _______________________________________________________________________________

 8.      Бывают ли у Вашего ребенка аллергические реакции? На что?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.       Бывают у  Вашего капризы?_______________________________________________________________________

10.     Как Вы справляетесь с капризами?

       А) Наказываю физически и увижу в угол

       Б) Не обращаю внимание

       В) Пытаюсь договориться

11.    Чем Ваш ребенок любит заниматься?

      А) играть в различные игрушки

      Б) рассматривать книжки

      В) рисовать, клеить, лепить и т. д

      Д) редко играет

12.    Как Ваш ребенок взаимодействует с другими детьми?

         А) не любит играть с другими детьми

         Б) длительное время проводит с другими детьми

         В) боится других детей

13.    Существуют ли у Вашего ребенка отклонения? Какие?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14.   Что умеет делать Ваш ребенок самостоятельно?

15.   Как Ваш ребенок идет на контакт со взрослыми?

     А) легко

     Б) боится взрослых

     В) присматривается, затем вступает в активный контакт

16.   С какими трудностями в воспитании вы сталкиваеиесь?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17.  Что еще Вы хотели бы сообщить о Вашем ребенке?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Памятка для родителей ребенка поступающего в ДОУ

  1. Убедитесь с собственной уверенности, что дошкольное учреждение Вам не обходимо.
  2. Настройтесь на то, что ребенка придется приучить к посещению садика при любых обстоятельствах.
  3. Объясняйте ребенку, почему ему необходимо посещать детский сад.
  4. Не подавайтесь на капризы ребенка по поводу детского сада.
  5. По возможности в ДОУ ребенка лучше приводить тому из родителей, с кем он легче расстается.
  6. Если ребенок не хочет идти вы ДОУ, выясните причину.
  7. Постарайтесь пользоваться режимом дня в ДОУ, соблюдая его дома.
  8. Говорите с ребенком о трудностях в детском саду, о том чего он боится, учите решать любые ситуации.
  9. Не пугайте ребенка детским садом
  10. В период адаптации поддерживайте ребенка, встаньте на его место, постарайтесь понять его, проявляйте свою любовь, чаще обнимайте ребенка, но не позволяйте собой манипулировать.
  11. Разговаривайте с воспитателями о  прошедших дня в садике.
  12. Старайтесь выполнять рекомендации воспитателя по поводу воспитания Вашего малыша, это ускорит процесс адаптации.
  13. При необходимости выработайте систему воспитания в ДОУ и дома.
  14. Сообщайте о  всех отклонениях ребенка при первом знакомстве.
  15.  Если  адаптации  проходит  тяжело  обратитесь за консультацией к психологу этого же учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация и прогноз адаптации

В этом материале вы найдеёте:- что такое адаптация;- какие существуют типы адаптации;- как оценить течение адаптации ребёнка;- как помочь ребёнку в период адаптации;- развитие ребёнка от 1,6-2 лет;- м...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...

Адаптация к детскому саду. Советы родителям по адаптации ребенка

Адаптация – это приспособление к изменяющимся внешним условиям. Изменение окружающей среды выражается во встрече с незнакомыми людьми: взрослыми и большим числом сверстников, и в несовпадении домашних...

Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребы­вание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональ­ным на...

"Адаптация к школе. Основные показатели благоприятной адаптации ребенка к школе"

Статья содержит памятку родителям будущих первоклассников, психологический портрет первоклассника, основные показатели успешной адаптации ребенка к школе....

Адаптация детей к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации.

Адаптация к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации....