малые фольклорные формы
методическая разработка (младшая группа) на тему

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon malye_folklornye_formy.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Малые фольклорные формы в развитии детей младшего дошкольного возраста

Известно, что ребенок раннего возраста чутко откликается на потешки, приговорки, попевки. Их роль трудно переоценить в жизни малыша: вслушиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, он делает ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это забавляет, радует ребенка, организует его поведение. Попевки, приговорки с давних времен создавались в народе на потеху детям. Это первые художественные произведения, которые слышат маленький ребенок. Они разнообразны по содержанию: колыбельные — успокаивают, веселые — радуют, в них звучит любовь к ребенку и забота о нем. Знакомство с народными потешками обогащает речь и чувства ребенка, расширяет кругозор, формирует отношение к окружающему миру.

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности как для общения с каждым ребенком, так и для решения воспитательно-образовательных задач, которые и надо решать с помощью русского народного фольклора:

во-первых, обеспечить эмоционально-положительное общение с каждым ребенком, видя в этом средство сокращения периода адаптации;

во-вторых, создание в группе радостного, светлого настроения, которое является одним из условий полноценного развития детей;

в-третьих, развитие речевых навыков и познавательной активности.

Работая с детьми младшего возраста, надо как можно шире применять фольклор. Прежде всего подобрать необходимый материал — потешеки, приговорки, попевки, отражающие доступный для понимания ребенку мир предметов, вещей и отношений. Обязательно учитывать ограниченный словарный запас детей этого возраста, а так же и то, что реальный мир малышами воспринимается своеобразно. Поэтому потешки подбирать надо соответственно уровню развития детей. Тексты потешек обязательно заучивать наизусть и подбирать соответствующие интонации, понятные детям.

Особую значимость фольклор приобретает в первые дни пребывания малыша в детском саду. Маленький ребенок в период адаптации не способен к общению с другими детьми, он скучает по дому, маме и потому находиться в угнетенном состоянии. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, пробудить чувство интереса и симпатии к новому для него человеку — воспитателю. Так, если в группе появился мальчик, который никак не может утром расстаться с родителями, только поможет ласковое приветствие с помощью потешки:

-Кто у нас хороший?

-Кто у нас пригожий?

-Кирюшенька хороший!

-Кирюшенька пригожий!

Помогло преодолеть ребенку этот барьер, обязательно назвав имя плачущего ребенка.

Перебирая пальчики девочки, которая прижимается к воспитателю после ухода мамы, приговаривать:

-Этот пальчик — дедущка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

А вот этот — наша девочка,

А зовут ее Эллечка?

А можно поиграть в «Ладушки-ладошки», «Сорока-сорока», детям это нравится. Через некоторое время они сами уже протягивают ручки, предлагая с ними опять поиграть.

Так маленькие фольклорные шедевры, полные мелодичности и лиризма, помогают наладить эмоциональный контакт с маленькими подопечными.

Но не все дети одинаково реагируют на потешки. Если одних детей потешки с перебиранием пальчиков успокаивают, то другие ребята на эти потешки почти не откликаются. Можно попробовать тогда привлекать этих детей к играм в сопровождении потешек. Например, посадить на лошадку и приговаривать:

-Цок, цок, цок, цок,

Я лошадка — серый бок.

Я скачу, скачу, скачу,

Если хочешь, прокачу.

Или:

Еду, еду к бабе, к деду

На лошадке в красной шапке.

Увлечь ребенка поможет заводная курочка и подобранная потешка:

Курочка-тараторочка

По двору ходит,

Цыплят водит,

Хохолок раздувает,

Малых деток потешает.

Учитывать индивидуальные особенности малышей просто необходимо создавать у каждого из них радостное настроение. Помогают в этом игрушки. Сколько веселья вызывает у детей Зайка, скачущий по группе под слова рксской народной потешки:

Скачет зайка маленький

Около заваленки.

Быстро скачет зайка,

Ты его поймай-ка.

Дети радостно бросаются догонять зайку и хлопать в ладоши.

Проведение некоторых режимных моментов вызывает у малышей отрицательное отношение. Чтобы дети умывались, ели, раздевались, готовясь ко сну, с удовольствием, нужно сделать подборки соответствующих потешек, побуждающих детей к различным действиям. Эти подборки потешек можно красочно оформить например, в виде расписной ложки, которая висит около обеденных столов, в виде колыбельки с колыбельными песенками, которая находится в спальне рядом с детскими кроватками.

Во время умывания приговаривать детям:

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Чистая водичка

Моет Тане личико,

Юлечке — ладошки,

А пальчики — Вадюшке.

Детям очень нравится и другая потешка, которую приговаривают, помогая умываться:

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Все это помогает малышам запомнить последовательность процедуры и веселую потешку. Ритмичные слова потешек вызывают у ребят радостное настроение и они с удовольствием умываются.

Потешка способна корректировать поведение, эмоции и речь детей. Вот почему надо стараться, чтобы потешка сопутствовала всей жизни малышей. Удачно подобранная потешка помогает и в процессе кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, начинают есть с удовольствием:

Умница Настенька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,..

Мягкую, душистую.

Укладывая детей спать, сложнее приходится с новичками, которые в первые дни прибывания в детском саду испытывают чувство тревоги, тоски, потому не хотят ложиться в постель. При убаюкивании можно ласково говорить:

Птички спят на веточках,

Лисы спят на горочках,

Зайцы спят на травушке,

Утки на муравушке,

Детки все по люлечкам...

Спать велят и Юлечке.

Детям, которые долго не засыпают, можно приговаривать другую потешку:

Спи, усни, дитя Андрюшенька,

Все ласточки спят,

Все косаточки спят

И нашему Андрюшеньке

Спать велят.

Для того, чтобы активизировать в момент одевания, приговаривать:

Вот они — сапожки,

Этот — с левой ножки,

Этот - с правой ножки.

Если дождичек пойдет,

Наденем калошки,

Этот — с правой ножки,

Этот — с левой ножки,

Вот как хорошо!

Завяжи потуже шарф,

Буду делать снежный шар.

Я шар покачу,

Гулять хочу!

Используя потешки, мы обогащаем словарь детей новыми словами, выражениями. Дети вслушиваются в напевность, ритмичность и образность родного языка и овладевают речью, приобщаются к красоте и самобытности русского слова. Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры: во время кормления куклы или укладывании спать, напевают:

- Баю, баю, бай,

Ты, собачка, не лай.

Во время игры в «парикмахерскую» можно услышать: «Я тебе волосыньки в ряд причешу, коса вырастет до пояса.»

Выходя на прогулку и увидев кошку:

-Киска, киска, киска, брысь,

На дорожку не садись!

Очень важно в младшем возрасте ускорить появление сознательных слов у ребенка. Малые формы фольклора помогают увеличить словарный запас. Их звучность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи. Широкое использование произведений народного творчества помогает в работе по развитию речи, а так же в воспитании доброжелательности, заботливого отношения друг к другу.

Если проанализировать речь детей в начале года, то результат скорее всего покажет, что некоторые дети знают и с удовольствием повторяют потешки, прибаутки, песенки. Но большинство детей не владеют речевыми навыками. Главная задача систематизировать работу по использованию малых фольклорных форм с целью формирования у детей первоначальных навыков художественно-речевой деятельности, интереса и любви к народному творчеству. Можно подобрать соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, который помогал бы детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. В книжном уголке разместить книги-раскладушки, книги-игрушки, книги-картинки. В театральном уголке поместить фигурки персонажей знакомых потешек, сказок. Все это привлекает внимание детей, они с радостью рассматривают иллюстрации, самостоятельно пересказывают содержание знакомых потешек. Детей часто можно наблюдать за этим занятием. Обычно один ребенок выступает в роли «рассказчика», а другой пока больше слушает, что «читает» ему рассказчик. Но оба очень увлечены своим занятием.

Когда у детей накопится достаточный опыт слушания и осмысленного восприятия потешек, можно подбирать более сложный материал для проведения игр-занятий, на которых решаются задачи по формированию и обогащению словаря детей, развитию связной речи, умению строить предложение. На занятиях не просто читать ту или иную песенку, потешку, а продумывать в какой форме ее преподнести, чтобы как можно сильнее воздействовать на чувства ребенка, вызвать эмоциональное отношение к персонажам. Так, к занятиям, на которых разучивается потешка, подбирать, изготавливать дидактический материал, использовать шапочки-маски, а также продумывать имитационные движения согласно тексту. Например, готовясь к проведению занятия «Петушок и его семья», оформить книжку-раскладушку с изображением петушка, курочки и цыплят, подобрать потешки и песенки, соответствующие содержанию занятия «Петушок», «Курочка-рябушечка». На одном из занятий по теме: «Овощи» поставить задачу расширить словарный запас детей с помощью новых слов: огурец, огурчик, огуречек и подобрать потешку:

Огуречек, огуречек, не ходи на тот конечик.

Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет.

Сделать фигурки для ковролина большого огурца, среднего огурчика и маленького огуречика. Читая текст потешки, дети наглядно видят называемые слова ввиде появляющейся картинки-персонажа потешки на ковролине. В ходе занятия уже многие дети смогут повторять новые слова, отвечая на вопросы, задаваемые в игровой форме. Затем дети смогут самостоятельно рассказывать потешку, называть новые слова и прикреплять фигурки на ковролин.

Развивая речевую активность детей, можно практиковать в своей работе словесные игры и упражнения на основе фольклорного материала. Например, игра «Хлопнем в ладошки» очень любима детьми:

Тень-тень, потетень,

Села кошка под плетень.

Прилетели воробьи,

Хлопнем им в ладошки.

-Улетайте, воробьи,

Берегитесь кошки!

На роль «кошки» выбрать желающего ребенка. Читая потешку, предложить детям передать в движении содержание текста. В результате потешка превратится в игру и очень увлечет малышей. В таких играх принимают участие даже самые малоактивные дети. Согласуя движения с текстом ребенку становится легче запомнить и затем воспроизвести потешку, а игровая форма активизирует и побуждает детей к речевой активности. Вместе с этим появляется и развивается желание ребенка выполнять определенную роль, т. е. Ребенок с помощью игры-потешки учится перевоплощаться, а значит соприкасается с элементами театрализации.

Работа над речевой активностью детей с помощью малых фольклорных форм в группе младшего возраста дает хорошие результаты. Дети много говорят  друг с другом, с удовольствием комментируют просматриваемые книжки-картинки, книжки-сказки, с радостью наряжаются  и разыгрывают русские народные сказки. Дети принимают активное участие в праздничных утренниках и развлечениях. Если в начале года на осеннем развлечении только несколько детей могут прочесть стихи, то в Новогодний праздник каждый из детей может проявить себя: кто-то читать стихи Деду Морозу, а часть детей показать себя в роли зверюшек в сценке «У зайчишек Новый год», выразительно проговаривая текст.

Таким образом, опыт показывает, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста активизирует и помогает им овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественно-речевой деятельности.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аттестационная работа на тему "Использование малых фольклорных форм на занятиях в старших группах"

Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки и загадки занимают особое место. С их помощью...

Доклад " Значение чтения малых фольклорных форм для развития речи дошкольников"

Весь дошкольный возраст - это время энергичного развития речи и, в частности, владения правильным звукопроизношением. Существует много средств устранения недостатков речи :игры, упражнения, чтение худ...

Познавательное развитие детей по средствам малых фольклорных форм устного народного творчества.

Описание опыта работы по теме "Познавательное развитие детей третьего года жизни по средствам млых фольклорных форм устного народного творчества" ...

Познавательное развитие детей по средствам малых фольклорных форм

Значимость малых форм фольклора в жизни детей младшего дошкольного возраста....

«Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста, с ОНР, средствами малых фольклорных форм»

Материал по самообразованию поможет логопедам в работе по развитию связной речи у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи. Также в работе представлен речевой материал, который может  исполь...

"В гости к бабушке Варварушке" игровое занятие с использованием малых фольклорных форм

Программное содержание:·        Приобщать детей к народным традициям·        Побуждать детей к участию в театрализованных иг...