«Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста, с ОНР, средствами малых фольклорных форм»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Исаева Ольга Юрьевна

Материал по самообразованию поможет логопедам в работе по развитию связной речи у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи. Также в работе представлен речевой материал, который может  использоваться как в подгрупповой, так и в индивидуальной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_sayt.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы по самообразованию

«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

У ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

 ВОЗРАСТА,

ИМЕЮЩИХ

 ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ,

СРЕДСТВАМИ

МАЛЫХ  ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ»

                 

                   

                                            Учитель – логопед:

Исаева Ольга Юрьевна

1. Влияние малых форм фольклора на развитие

речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является и выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. Некоторым детям, присуще излишняя торопливость, нечеткое проговаривание слов, "проглатывание" окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Работа над автоматизацией поставленных звуков, подчас скучна и однообразна для ребенка. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию.

Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. Тексты потешек, подчас забавны, дети с удовольствием повторяют их, закрепляя тем самым правильное произношение звуков, занятия становятся интересными и разнообразными.  

Целевое назначение дикционных упражнений многообразно. Они могут быть использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи.

Так с помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение.

Важно, чтобы при выполнении дикционных упражнений за каждым произносимым словом стояла реальная действительность. Только в этом случае речь ребенка будет звучать естественно и выразительно.

2. Особенности понимания малых фольклорных форм

старшими дошкольниками с ОНР.

Известно, что дошкольники сообщим недоразвитием речи,  испытывают большие затруднения в понимании и интерпретировании значения пословиц и поговорок, нежели их сверстники без речевой патологии. Некоторые дети могут лишь рассказывать, о ком идет речь, например: "Это про Ваню" ("Бедному Ванюшке везде камушки"), "Про Емелю, он медленно едет" ("Едет Емеля, да ждать его неделю"), "Про зайца и волка" ("Трусливому зайке и пенек - волк"), то есть воссоздать наглядный единичный образ, соответствующий конкретной ситуации. Отвлеченная же сущность пословицы остается для ребенка закрытой.

У детей возникают ассоциации, не на содержание всей пословицы, а на какое-то отдельное слово из нее, и это мешает оторваться от конкретной ситуации, перейти к обобщенному образу.

Например, о пословице "Едет Емеля…" – "Это про Емелю, он щуку поймал"; "Емеля на печке лежит, а к царю ехать не хочет". О пословице "Трусливому зайке…" – "Волк – значит пенек, а зайчик на него сел"; "Волк на пеньке сидит". О пословице " Хочешь, есть калачи, не лежи на печи" –

"Не нужно есть  лежа, а то крошки в постель попадут …".

Тем не менее, при систематической работе с детьми по пословицам и поговоркам, старшие дошкольники уже способны не только понимать выражения народной мудрости, но и учатся на их основе делать логические выводы.

Если малые формы фольклора отобраны с учетом возрастных возможностей детей и организована систематическая работа старшим дошкольникам, они доступны их пониманию и осознанию. Таким образом, использование малых форм фольклора в речевом развитии детей вполне оправдывает себя.

Работа по использованию малых форм фольклора со старшими дошкольниками организована недостаточно. Родители и педагоги не используют полностью их развивающий потенциал, в том числе и для развития речи.

Мы постарались восполнить этот пробел. На занятых по развитию связной речи, старались подбирать такие художественные произведения (сказки, рассказы), на примере которых можно ярко продемонстрировать детям значение той или иной пословицы, поговорки. Затем просили детей проиллюстрировать основную мысль сказки, рассказа, которая комментировалась поговоркой или пословицей.

Для этого мы завели альбом и записывали туда известные детям пословицы и поговорки.

Дети с удовольствием рисовали рисунки к этим формам фольклора и поясняли, что они означают и в каких случаях их употребляют. Родители тоже заинтересовались данным вопросом. Мы попросили родителей и детей припомнить забавные случаи, которые произошли с ними самими или с их знакомыми. Записать эту историю и подобрать к ней подходящую пословицу или поговорку.

На следующем этапе работы, мы попросили родителей помочь детям подобрать фотоматериалы к поговорке или пословице, которая особенно запомнилась или понравилась их ребенку.

Используя подобранные материалы, мы с детьми выпустили групповую стенгазету, которую так  назвали: «Поговорки – цветочки, пословицы - ягодки»

Пословицы и поговорки использовались на занятиях  по ознакомлению с художественной литературой. Воспитатель предварял чтение художественных произведений, пословицей или поговоркой, подводя детей к осознанию идеи произведения;

Например, перед чтением сказки «Лиса и журавль" мы выясняли, как понимают дети выражение "Как аукнется, так и откликнется". Затем предложили объяснить значение слова "аукнуть", подбирали синонимы к этому слову. Обсудили значение выражения «не солоно хлебавши». Дети говорили, как они понимают пословицу "Как аукнется, так и откликнется". (Пословица о том, что к другим людям надо относиться так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе). Подобрали пословицу со схожим значением: «Не рой другому яму, сам в неё попадешь». После обобщения ответов, предложили внимательно прослушать сказку и решить, почему герои сказки так поступили. (Варианты ответов детей: «… из-за жадности…», «…хотели обхитрить друг друга…»). В свободное время предлагали детям проиллюстрировать пословицу.

Умение передать художественный образ в рисунке, расширяет возможность его выражения в слове. Рассказы детей по пословице в этом случае были более выразительными и разнообразными.

Пословицы открывают детям некоторые правила поведения, моральные нормы, с их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие.

Таким образом, они являются нашими верными помощниками в формировании нравственных качеств детей, и, прежде всего трудолюбия и дружеских отношений друг к другу.

Важно, чтобы пословицы или поговорки произносились выразительно, с разной интонацией (с удивлением, осуждением, сожалением, радостью, удовлетворением, размышлением, утверждением и т.п.), а также сопровождались жестами, мимикой. Это помогает осмыслить суть пословицы и побуждает к желаемому поступку. Таким образом, использование пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни активизирует речь ребенка, способствует развитию умения ясно формулировать свои мысли, помогает лучше понять правила житейской мудрости.

В процессе работы были замечены такие изменения:

  1. у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх, играх - забавах, выбирая ведущего с помощью считалок.
  2. родители с большим интересом отнеслись к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивали с детьми и подбирали пословицы и поговорки, объясняя детям их смысл.

Использование малых форм фольклора в развитии речи детей помогает детям в вербальном общении как со сверстниками, так и со взрослыми. Развивает словесно-логическое мышление. Учит детей устанавливать причинно-следственные связи между происходящими событиями. Развивает творческие способности детей, а в совокупности помогает в личностном становлении ребенка.

Таким образом, использование малых форм фольклора в речевом развитии детей вполне оправдывает себя.

Речевой материал для работы над дикцией.

                                             Пословицы, поговорки. 

Как постелешь, так и поспишь.

Руки не протянешь, с полки не достанешь.

Ешь – не кроши, съешь – не проси.

Не поднимай нос: споткнешься.

Кашу маслом не испортишь.

Не спеши судить – спеши выслушать.

Задумал бежать, так не надо лежать.

Знайка бежит, а незнайка на печке лежит.

Железом золото добывается.

Жизнь жизни рознь.

Лиса живёт хитростью, а заяц прыткостью.

Заварил кашу – не жалей масла.

Не тот друг, который мажет, а тот, который правду скажет.

Ешь пироги с грибами, да держи язык за зубами.

Береги нос в сильный мороз.

Всему свое время.

Где снег, там и след.

Есть совесть — есть и стыд.

И сила уму уступает.

Как ни тесно, а все есть место.

Готовь сани с весны, а колеса с осени.

Всякое семя сеют в свое время.

Конец — делу венец.

Как аукнется, так и откликнется.

Не плюй в колодец — пригодится водицы напиться.

Библиография.

  1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. –М.: Учпедгиз, 1957. –240с.
  2. Боголюбская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. –М.: Просвещение, 1970. –148с.
  3. Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981. –255с.
  4. Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. –Курск: Академия Холдинг, 1976. –178с.
  5. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание.-1991.-№9.-С.16-22.
  6. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О.С. Ушаковой. –М.: Совершенство, 2001. –368с.
  7. Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми (подготовительная к школе группа) // Дошк. воспитание.-1983.-№5.-С.34-35.
  8. Мацкевич А.Я. Малые формы фольклора – дошкольникам //Работа с книгой в детском саду /Сост.: В.А. Богуславская, В.Д. Разова. –М.: Просвещение, 1967. –С.46-60.
  9. Мухина В.С. Детская психология. –М.: ООО "Апрель-Пресс", ЗАО  "ЭКСМО-Пресс", 1999. –315с.
  10.  Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми // Дошк. воспитание.-1984.-№4.-С.8-11.
  11. Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошк. воспитание.-1995.-№1.-С.59-66.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста по средствам устного народного творчества».

Консультация для родителей:«Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста по средствам устного народного творчества».План презентации:•Вступительное слово•Диалог и монолог•Методы развити...

Опыт работы учителя-логопеда Кулагиной Людмилы Васильевны по теме Устное народное творчество, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Эффективность опыта   состоит в возможности применения его  в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.Представленный опыт  позволит повысить интерес ре...

Родительское собрание "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами театрализованной деятельности"

Родительское собрание "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами театрализованной деятельности"...

Cобственное педагогическое исследование на тему "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в форме игровых обучающих ситуаций"

Cобственное педагогическое исследование на тему "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в форме игровых обучающих ситуаций" (в рамках курсовой работы Бассан В.А. - студе...