Проект "Взрастим творчество вместе"
проект на тему

Чебакова Наталья Сергеевна

Фото отчёт по проекту -          http://www.slideshare.net/Notafa/ss-66133556

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Описание проекта  «Взрастим творчество вместе»

От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце

из окружающего мира – от этого

в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш.

В.А. Сухомлинский

Одним из направлений работы педагога дошкольного образования является взаимодействие с родителями. Безусловно, это очень важное, необходимое и  непростое направление. Практика показывает, что  очень не просто привлечь современных родителей к совместной творческой деятельности. Именно поэтому мы, педагоги,  ищем новые формы взаимодействия  с родителями.

В результате поиска новых форм сотрудничества творческой группой педагогов,  в составе Чебаковой Н.С., Редькиной Л.М., Денисовой В.Л., Рудневой О.А., был реализован  творческий долгосрочный проект «Взрастим творчество вместе».

Цель проекта: создание оптимальных условий для  организации совместной творческой деятельности, способствующей   развитию креативных способностей дошкольников.

Миссия проекта:

Проект нацелен на создание условий для оптимизации процесса взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка, формирование его как творческой личности. В связи с этим возникла идея создания проекта, основу которого составили совместные мероприятия поисково-творческого характера, по «Художественно-эстетическому» и «Социально-коммуникативному» развитию дошкольников.

Задачи: 

  • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; 
  • создать творческую атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки  через подготовку, организацию и проведение  мероприятий для всех участников проекта; 
  • развить социально-личностную сферу дошкольников  посредством совместной творческой деятельности детей и родителей;
  • стимулировать формирование креативных качеств  старших дошкольников;
  • оптимизировать формирование компетентностей детей посредством музыкальной и изобразительной деятельности: выразительное движение, жест; подвижная мимика; интонационная выразительность речи;  умение играть в спектакле, фантазировать;
  • повышать педагогическую компетентность родителей; поддерживать их уверенность в собственных творческих возможностях и способностях.

Главная идея проекта: посредством организованной совместной деятельности детей, родителей и педагогов мы:

  1.  оптимизируем процесс развития  творческих способностей  детей: умение  познавать новое, удивляться, сохранять живость ума, способность находить в необычных ситуациях нестандартные решения;
  2. разовьём у детей и родителей такие качества как умение осмысливать и применять на практике  полученный опыт;
  3.  повысим ценность семейного воспитания и педагогической компетентности у родителей воспитанников.

В процессе реализации проекта подчёркивается необходимость тесного сотрудничества двух важных социальных плоскостей детского мира: среда детского сада и семейного воспитания.

Гипотеза: развитие творческих способностей  дошкольников  будет успешным, если создать оптимальные условия и систематически, последовательно организовывать образовательную деятельность, применяя современные технологии и реализовывая их  с непосредственным участием всех заинтересованных сторон - детей, родителей, педагогов.

        

Для решения  задач проекта были определены следующие методы:

  • проблемно-поисковый  (ставит проблемы и предлагает инструменты для их решения);
  • эвристический метод, направленный на развитие творческого мышления и воображения;
  • исследовательский метод - путь ребенка к знанию пролегает через собственный творческий, исследовательский поиск;
  • игровой (учит выявлять и решать противоречивые свойства предметов, явлений);
  • практический (преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления связей между ними, причин их изменения).

Педагогический проект строился с учетом основных направлений, определенных Федеральными государственными образовательными стандартами: гуманитарного и системно-деятельностного подхода к образовательной деятельности,  в рамках которого ребенок является субъектом деятельности. Работа была организована, опираясь на следующие принципы:

  • принцип создания непринужденной обстановки  - дети себя чувствуют комфортно, раскрепощено;
  • принцип творческой направленности  - создание условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные возможности;
  • принцип последовательности - усложнение выполнения творческих заданий: от простого к сложному;
  • принцип партнерства - вовлечение родителей в образовательные отношения.

 Для успешной реализации проекта  работа проводилась  по нескольким направлениям:

  1. Взаимодействие с детьми.
  2. Взаимодействие с родителями.
  3. Взаимодействие с педагогами.
  4. Создание условий.

  1. Взаимодействие с детьми:
  • использование разных видов музыкальной, театрализованной,   художественно-изобразительной деятельности;
  • использование элементов логоритмики, "сказкотерапии", ТРИЗ-технологии, театральных игр (использование приемов и методов, развивающих творческое мышление и воображение);
  • беседы с детьми о театре, музыке, семейных традициях и праздниках, индивидуальная работа с детьми;
  • проведение коммуникативных игр и игр на сближение;
  • обыгрывание миниатюр и пантомим;
  • исполнение пластических этюдов с предметами и без;
  • экспериментально-поисковые задания в лаборатории звуков;
  • сочинение и исполнение авторских танцевальных миниатюр, пластических этюдов;
  • предварительная работа в соответствии с тематиками планируемых мероприятий;
  • организация и проведение праздников и развлечений;
  • постановка и показ спектаклей;
  • участие в городских фестивалях и конкурсах;
  • реализация авторских проектов воспитанников: поделок, открыток, плакатов, музыкальных номеров, танцевальных этюдов, стихов и рассказов.

  1. Взаимодействие с родителями:
  • анкетирование родителей на предмет социального заказа;
  • беседы, консультации для родителей;
  • планирование и разработка совместных мероприятий;
  • участие в совместной образовательной деятельности;
  • участие в организации творческих мастерских – передача положительного семейного опыта
  • информационная ежемесячная газета «Музыкальная Ёлочка»;
  • обсуждение сценариев, распределение ролей, проведение мероприятий;
  • подборка ссылок на конкурсы детского творчества, проходящие в сети интернета;
  • участие родителей в фестивале семейного творчества в детском саду;
  • помощь в создании костюмов, атрибутов, бутафории,  необходимых в постановке спектаклей, реализации  авторских творческих проектов.

  1. Взаимодействие с педагогами:
  • открытые просмотры совместной творческой деятельности для педагогов детского сада и города;
  • мастер- классы для педагогов города;
  • участие в семинарах - практикумах;
  • сотрудничество со специалистами и педагогами детского сада;
  • обобщение и распространение опыта среди коллег.

  1. Создание условий:
  • разработка конспектов, сценариев новых форм проведения занятий, утренников, развлечений, нетрадиционных родительских собраний с участием детей и родителей;
  • введение в образовательную деятельность  актуальных технологий, игр и упражнений для развития творческих способностей: Триз-технологии, мнемотаблицы, театральных игры, ритмопластика, логоритмика, сказкотерапия, лаборатория звуков…
  • оборудование доски  семейного творчества – семейных достижений;
  • изготовление театральных масок, костюмов, бутафории, декораций;
  • создание условий для самостоятельной творческой реализации детей и их родителей в детском саду, в семье, в городе.

Ресурсы

Временные.

Май  2010 год – май 2015год.

Кадровые ресурсы

 Музыкальный руководитель, воспитатели группы «Ягодки»,  которые обладают компетентностью, инициативностью и профессиональным мастерством.

Организационные

Согласование с администрацией детского сада вопросов по планированию деятельности: анализа ситуации; прогнозирование развития процессов; разработка проекта по созданию условий для проведения совместных мероприятий; промежуточный анализ и корректировка планов.

Материально-технические

Оборудование для переносного театра, музыкальный зал.

Музыкальный центр, мультимедийная установка, аудио- и видео  программы.

Программно-методическое обеспечение для нововведения: рабочая образовательная программа художественно-эстетического воспитания  детей  в соответствии с Федеральными государственными стандартами,  конспекты занятий, оборудование и инвентарь для игр и изобразительного творчества.        

Информационные ресурсы

Использование ИКТ, создание своих и использование готовых презентаций для проведения мероприятий и непосредственной образовательной деятельности, пополнение фонотеки за счет ресурсов интернет - сайтов.

План реализации проекта

Проект реализуется в соответствии с образовательной программой

детского сада. На каждом этапе проекта решаются следующие задачи.

Информационно-аналитический этап:

  • изучить литературу по теме проекта;
  • выяснить психологические и физиологические особенностей развития старших дошкольников;
  • определить роль семейного воспитания и совместной деятельности в  развитии креативных способностей детей;
  • создать справочник библиографической литературы по теме проекта.

Основной этап.

  • создать условия для организации и проведения совместной деятельности;
  • Реализовать за планируемые мероприятия;
  • Повысить родительскую активность.
  • Провести конкурс авторских семейных творческих проектов.

 Заключительный этап.

  • показать результаты  работы;
  • сделать выводы по теме проекта.

Мероприятия

Срок

Ответственные

Информационно-аналитический этап

Изучение методической литературы, опыта работы по проблеме развитию творческих способностей у дошкольников, по работе семьёй. Составление плана работы. Обсуждение планов с воспитателями, методистом.

Май-сентябрь 2010год

Чебакова Н.С.

Основной этап

Создание условий в групповых комнатах для организации самостоятельной, музыкальной, театральной и изобразительной деятельности. Смотр-конкурс музыкальных уголков и уголков творчества. (центры – творчества)

Сентябрь  2010год

Творческая группа

Администрация

Музыкальные руководители

Разработка комплекса игр и упражнений для развития творческих способностей дошкольников и введение его в рабочую  программу художественно-эстетического развития детей. Определение форм взаимодействия с родителями. Разработка конспектов и  сценариев мероприятий.

Сентябрь – 2010-15год

Чебакова Н.С.

Творческая группа:

Шамина С.В.

Редькина Л.М., Руднева О.А., Денисова В.Л.,

Изготовление атрибутов, театральных кукол, костюмов, декораций, реквизита.

2010год – 2015год.

Чебакова Н.С.

Творческая группа

Родители

Создание картотеки дидактических игр, перфокарт, миниатюр, мнемокартинок.

2010год – 2015год.

Муз. руководитель

Творческая группа

Подбор и апробация методов и приемов способствующих развитию творческих способностей детей.

2010год – 2015год.

Муз. Руководитель

Творческая группа

Группа раннего возраста

Первый дошкольный бал «Осень провожаем – Зимушку встречаем» -

Ноябрь 2010год

Чебакова Н.С.

Руднева О.А.

Денисова В.Л.

Творческий вечер: «Игрушки» - чтение  родителями  стихов о игрушках, презентация любимой игрушки ребёнка

Январь 2011год

Чебакова Н.С.

Руднева О.А.

Денисова В.Л.

«Весеннее путешествие к тёте Кошке» - совместное развлечение приуроченное  празднованию 8Марта

Март 2011

Чебакова Н.С.

Руднева О.А.

Денисова В.Л.

Семейный праздник «Прощание с Ясельной группой» - семейный праздник

Май 2011год

Чебакова Н.С.

Руднева О.А.

Денисова В.Л.

Младшая группа (от 3 до 4лет)

Родительское собрание: «Маленькие попугаи – это здорово» - в форме игрового практикума

Сентябрь 2011г.

Чебакова Н.С.

Руднева О.А.

Денисова В.Л.

«Осенние посиделки» - выполнение родителями творческого задания (выбрать, изобразить, представить публике одну из овощных культур)

Октябрь 2011г.

Чебакова Н.С.

Руднева О.А.

Денисова В.Л.

«Чудеса под Ёлочкой» - инсценированные авторские рассказы представленные семьями

Январь 2011г.

«Мы совсем большими стали» - семейный праздник

Апрель 2011г.

«В гости к солнышку» - развлечение с использование экспромтной сказки инсценированной родителями

Май 2011г.

Чебакова Н.С.

Руднева О.А.

Редькина Л.М.

Средняя группа (от 4 до 5лет)

Родительское собрание – в форме концертно- игрового практикума: «Виды музыкально-ритмической деятельности в детском саду»

Сентябрь 2011г.

Чебакова Н.С.

Руднева О.А.

Редькина Л.М.

Осеннее развлечение «Путешествие с колобком в осеннем лесу» - роли играют родители

Октябрь 2011г.

Чебакова Н.С.

Руднева О.А.

Редькина Л.М.

Экологическая акция: «Искусство – видеть красоту» Конкурс стихов, рисунков, поделок из природного материала.

Ноябрь 2011г.

Чебакова Н.С.

Руднева О.А.

Денисова В.Л.

Утренник «Как  Мамонтёнок маму искал» - родители играют роли.

Март 2012г.

Чебакова Н.С.

Руднева О.А.

Редькина Л.М

Семейное развлечение приуроченное Дню смеха «Смех-смешинка»

Апрель 2012г.

Чебакова Н.С.

Руднева О.А.

Редькина Л.М

Старшая группа (5-6 лет)

Родительское собрание в игровой форме: «Мы поплывём в страну фантазию» -

Сентябрь 2013г.

Чебакова Н.С.

Руднева О.А.

Редькина Л.М

Осенний праздник «Айболит на новый лад» - постановка сказки «Репка».

Октябрь 2013г.

Чебакова Н.С.

Руднева О.А.

Редькина Л.М

Фестиваль народного творчества ДОУ. Участие в концерте.  Разучивание и исполнение национальных песен и танцев- сем. творчество.

Ноябрь 2013г.

Чебакова Н.С.

Руднева О.А.

Редькина Л.М

Праздник «Морское путешествие» - приуроченный 23 февраля. Все роли играют родители

Февраль 2014г.

Чебакова Н.С.

Руднева О.А.

Редькина Л.М

Постановка экологической сказки «Случай в лесу» - роли играют дети и их родители.

Март 2014г.

Чебакова Н.С.

Руднева О.А.

Редькина Л.М

Выступление для педагогов города, показ сказки «Случай в лесу»

Апрель 2014г.

Чебакова Н.С.

Руднева О.А.

Редькина Л.М

Подготовительная группа (6 -7 лет)

Родительское собрание: «Творческие семейные проекты – что это?»

«Креативность – врождённое или приобретённое качество?» - обучающий семинар.

Сентябрь 2014г.

Чебакова Н.С.

Руднева О.А.

Редькина Л.М

Осенний праздник «Красная шапочка и её друзья» - использование авторских танцевальных миниатюр (семейное творчество) роли играют дети и родители.

Октябрь 2014г.

Чебакова Н.С.

Руднева О.А.

Редькина Л.М

Родительское собрание  «Наша творческая семья», в форме защиты семейных творческих проектов.

Январь 2015г.

Чебакова Н.С.

Руднева О.А.

Редькина Л.М

«Урок Мужества» - встреча с ветеранами локальных войн, пап и детей

Февраль 2015г.

Чебакова Н.С.

Руднева О.А.

Редькина Л.М

Попеску П.Д.

Конкурс девочек «Мисс Золушка» - изготовление оригинальных шляп, демонстрация (семейное творчество)

Март 2015г.

Чебакова Н.С.

Руднева О.А.

Редькина Л.М

Совместное итоговое собрание: «Наши творческие достижения», в форме презентации семейного портфолио

Апрель 2015г.

Чебакова Н.С.

Руднева О.А.

Редькина Л.М

Заключительный этап

1. Обобщение и анализ результатов реализации проекта.

2 Определение перспектив дальнейшего развития проекта.

Сент. 2015г.-ноябрь 2015г.

Чебакова Н.С.

Творческая группа

Ожидаемые результаты:

  • создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами;
  • развитие креативных способностей детей и родителей в совместной творческой деятельности; 
  • появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей;
  • обобщение опыта семейного воспитания; 
  • повышение уровня педагогической компетентности родителей; 
  • увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий.

.

Риски:

- Трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ;

-  Участие одних и тех же семей в предлагаемых мероприятиях.

Критерии эффективности:

- Рост посещаемости родителями конкурсных мероприятий.

- Согласованность действий педагогов и родителей.

-  Соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта.

- Заинтересованность родителей.

- Преобразующий характер проекта.

- Положительное общественное мнение родителей о работе педагогов ДОУ.

Продукты проектной деятельности:

- Слайдовые презентации новых нетрадиционных форм работы с родителями.

- Фотоматериалы.

- Новые разработки, сценарии нетрадиционных форм работы с семьей.

- Анкеты

- Семейные стенгазеты, альбомы, авторские творческие проекты, папка семейных достижений.

- Проектная папка.

- Декорации, костюмы.

Основные нововведения – достижения

По итогам реализации проекта нам удалось:

  • обосновать значение совместной деятельности в модели воспитательно-образовательного пространства по направлению «Художественно-эстетическое развитие»  и выявить педагогические условия её создания и эффективной реализации;  
  • предпринять адекватную, системную и довольно инновационную попытку изменить существующую ситуацию к лучшему;
  • изменить старые формы работы  с детьми и родителями на новые, инновации в содержании согласно Федеральным государственным требованиям;
  • внедрить современные методы и технологии (проектная методика, игровые технологии, технологии проблемного обучения,  технология ТРИЗ,  ИКТ- технологии);
  • предоставить воспитанникам и родителям  возможность реализовать свой творческий потенциал, повысить свой педагогический опыт, расширить представления о художественно-эстетическом воспитании в детском саду.

Творческие достижения:

Успешность данного проекта  подтверждается стабильно высокими результатами творческой активности наших воспитанников и их семей по итогам фестивалей и конкурсов городского  искусства: «Золотой ключик», «Театральный дебют», «Салют победы», «Таланты Югры» «Строим город детства Югры», «Олимпийские резервы».

На уровне дошкольного учреждения проводились открытые просмотры непосредственно-образовательной деятельности, спектаклей, мастер-классы, дни открытых дверей, на которых наши воспитанники и их родители проявили свою активность и творческие способности.

Стабильность педагогической эффективности заявленного проекта подтверждается результатами мониторинга. Так как творческие способности являются универсальными, их развитие просматривается  по мониторингу  психологической готовности детей к обучению в школе.

Вывод. Реализация данного проекта привела к  повышению родительской  педагогической компетентности, активности, заинтересованности. Послужила повышению профессиональных компетенций и мастерства  педагогов, созданию условий для эффективного использования совместной  деятельности с целью развития креативных способностей детей, активизации родителей, приобщению их к творческому росту ребёнка.

Совместная деятельность и творческие задания  актуализировали игровые мотивации воспитанников. У детей повысилась   познавательную активность, что способствовало расширению кругозора. Ребята с интересом принимали участие в организованных концертах, спектаклях вместе с родителями, стали чувствовать себя более свободно, и раскрепощено в присутствии гостей на открытых занятиях и праздниках. После выпуска из детского сада продолжают обучение в культурных центрах города. Многие участвуют в концертах и конкурсах, имеют награды.        

Родители наших  воспитанников из сторонних наблюдателей перешли в разряд полноправных участников воспитательно-образовательного процесса, теперь они ощущают себя более компетентными, в вопросах  воспитания творческих способностей детей. Дети начали воспринимать родителей по новому - как союзников, так как, родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками совместных мероприятий и помощниками  педагогов.  

  Перспективы дальнейшего развития проекта.

Распространение опыта, использование новых форм работы с родителями и в других группах детского сада и садов города, обобщать полученный опыт, разнообразить работу новыми интересными сценариями, конспектами, музыкально-литературным и дидактическим материалом.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

детское музыкальное творчество вместе с родителями

Как привить детям музыкальный вкус, как занять их, как поставить домашний спектакль, организовать веселий праздник дома, какую музыку слушать с детьми в прямом смысле с колыбели?Важную роль в становле...

Взрастим Творчество вместе - взаимодействие с родителями.

Не бойтесь приглашать родителей к содействию, дайте им возможность это делать в интересной для всех форме. И вы станете командой. И вместе взрастите Творчество....

Проект "Взрастим творчество вместе"

Одним из направлений работы педагога дошкольного образования является взаимодействие с родителями. Безусловно, это очень важное, необходимое и  непростое направление. Практика показывает, ч...

Консультация для родителей "Развиваем творчество вместе"

Цель - знакомство родителей с видами деятельности, которые влияют на развитие творческих способностей детей и используются в детском саду....

Совместное творчество. «Вместе с мамой, вместе с папой»

Проект  «Интерактивные формы взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников» Форма: Совместное творчество детей и родителей....

проект совместного творчества "Вместе-ярче!"

Проект  совместного детско-родительского творчества "Вместе - ярче" напрвлен на привлечение родителей к ценности творческого развития ребенка и приобщение родителей к творчеству через с...

Детское музыкальное творчество вместе с родителями

Детское музыкальное творчество вместе с родителями...