Главные вкладки

    "Значение игры для развития личности дошкольника"
    статья

    Сабурова Елена Викторовна

    Значение игры для развития личности дошкольника.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл znachenie_igry_dlya_razvitiya_lichnosti_doshkolnika.docx16.88 КБ

    Предварительный просмотр:

    Значение игры для развития личности дошкольника.

    Дошкольное детство-это пора жизни, когда перед ребёнком открывается окружающий его мир человеческой действительности. В своей деятельности, и прежде всего в своих играх, которые теперь вышли за узкие рамки манипулирования с окружающими предметами и общения с окружающими людьми, ребёнок проникает в более широкий мир, осваивая его в действительной форме.

     Именно в динамику игры вплетено психическое развитие ребёнка.

     Художественная игра способствует развитию вкуса, воображение и фантазии, таких важных качеств личности, как самостоятельность, наблюдательность, выдержка и др.

     Влияние художественной игры на развитие личности дошкольника изучено недостаточно т.к. традиционно рассматривалось два вида игр: подвижные - для развития движений и дидактические - для развития представлений об окружающем.

     Художественная игра играет большую роль в развитии индивидуальности ребёнка, его нравственных качеств, побуждает в творческой активности.

     Творческая активность предусматривает самостоятельную художественную деятельность детей, облечённую в своеобразные и доступные ребёнку формы.

     Игра издавна привлекала к себе внимание не только психологов и педагогов, но и философов, этнографов, искусствоведов. Как особый вид деятельности игра появилась очень давно.

     Наиболее раннее, из известных нам, систематическое описание детских игр в России принадлежит Е.А. Покровскому: ''Понятие об «игре» вообще имеет некоторую разницу у разных народов. Так, у древних греков слово «игра» означало собою действия, свойственные детям, выражая главным образом то, что у нас называется «предаваться ребячеству». У евреев слово «игра» соответствовало понятие о шутке и смехе. У римлян «игра» означало веселье и радость. Таким образом, в этот всеобъемлющий круг, соответственно современным понятиям стало входить всё, начиная от детской игры в солдатики до воспроизведения героев на сцене театра,- от детской игры на орехи до биржевой игры на червонцы, - от беганья на полочки верхом до высшего искусства скрипача и т.д.»

    Игрой у человека является такое воссоздание человеческой деятельности, при котором из неё выделяется её социальная собственно человеческая суть – её задачи и нормы отношений между людьми.

    В игре все стороны личности ребёнка формируются в единстве и взаимодействии. Изучение детских игр обнаруживает закономерности их развития, связанные с общими закономерностями развития в дошкольном возрасте, формированием мышления, воображения,  нравственных качеств, коллективных навыков, творческих способностей в тоже время в игре проявляются индивидуальные особенности детей, их характеры.

    Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Ребёнку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.

    Можно сказать, что игра связанна со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы с детьми. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни. Именно так трактуется роль игры в программе воспитания в дошкольных учреждениях.

    Если говорить об эволюции развития игровой деятельности в процессе развития личности ребёнка, следует отметить, что содержание игры – это то, что выделено ребёнком в качестве основного момента деятельности взрослых, отражаемой в игре.

    Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным стержнем является предметная деятельность людей, к играм, отражающим отношения между людьми, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и общественным отношениям между людьми

    Детская игра всегда носит творческий характер. В возрасте от трёх до семи лет игра детей развивается как разнообразная, активная, творческая деятельность, в которой осваиваются впечатления жизни и формируются все стороны личности ребёнка.

    Некоторые психологи считают, что детские игра нельзя считать творческой деятельностью, т.к. в них не создаётся нечего нового.

    С одной стороны, это справедливо. Если подходить к детской игре с теми же мерками, что и к деятельности взрослого человека, термин «творчество» неуместен. Но он оправдан, если подойти к решению вопроса с точи зрения развития ребёнка.

    Л.С. Выготский подметил появление у детей дошкольного возраста замысла, что означает переход к творческой деятельности. В раннем детстве идёт от действия к мысли, у дошкольника уже развивается способность идти от мысли к действию, воплощать свои замыслы. Это проявляется во всех видах деятельности, и прежде всего в игре. Появление замысла связанно с развитием творческого воображения.

    Творческий характер игры подтверждается тем, что ребёнок не копирует жизнь, а подражая тому, что видит, комбинирует свои представления. При этом он передаёт своё отношение к изображаемому, свои мысли и чувства. Это роднит игру с искусством, но ребёнок – не актёр. Он играет для себя, а не для зрителей, он создаёт свою роль по ходу игры.

    Детские игры очень разнообразны. Специалисты выделяют сюжетно ролевые, дидактические, театральные, музыкально – дидактические и др.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей «Значение лепки в развитии личности дошкольника»

    Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Она даёт возможность даже самому маленькому ребёнку ощутить себя мастером и творцом. И вы, родители, даже не...

    Консультация для родителей: «Значение лепки в развитии личности дошкольника»

    Консультация для родителей о значении лепки в развитии дошкольника....

    «Значение лепки в развитии личности дошкольника»

    Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Она даёт возможность даже самому маленькому ребёнку ощутить себя мастером и творцом....

    Статья "Значение лепки в развитии личности дошкольника"

    Статья рассказывает родителям о различных аспектах лепки для развития ребенка....

    Консультация для родителей на тему: "значение лепки в развитии личности дошкольника ".

    Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Она даёт возможность даже самому маленькому ребёнку ощутить себя мастером и творцом. И вы, родители, даже не...

    «Значение лепки в развитии личности дошкольника» Консультация для родителей.

    Трудно переоценить значение лепки в развитии личности ребёнка дошкольного возраста. Статья даёт родителям  полное представление о том на какие сферы развития дошкольника влияет занятие лепкой, по...

    Значение рисования в развитии личности дошкольника

    Рисование не только для того, чтобы улучшить развитие и навыки ребенка, это также хороший способ общения. Оно позволяет им устанавливать и формировать отношения со взрослыми и сверстниками, развивать ...