"Обрядовая кукла Кувадка"
план-конспект занятия на тему

План открытого игрового занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obryadovaya_kukla_kuvatdka.docx45.31 КБ

Предварительный просмотр:

План открытого игрового занятия

«Обрядовая кукла Кувадка»

Подготовила: воспитатель Лобанкова Г.П.

Самара, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение                                                    

2. "Обрядовая кукла Кувадка"

3.Заключение

Литература

Введение

Социальное воспитание, является составной частью социально контролируемой социализации, представляет собой целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной адаптации в окружающем мире, усвоения норм социально одобряемого поведения и духовно-ценностных ориентаций общества.

С раннего детства каждый человек связан с наследием мировой культуры, в качестве которого выступает общепонятная и эмоционально значимая для всех, - народная игрушка. С игрушки начинается эстетическое освоение ребенком окружающего мира. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, пусть это будут народные игры, в которые дети очень любят играть.

Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основа для развития патриотических чувств. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

  Все малыши играют в куклы. А ведь кукла не всегда была игрушкой. Наше сегодняшнее желание узнать, какой же была кукла и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России.

Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен  мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

Кукла - одна из интереснейших страниц в истории культуры. Богата  земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол.

Они имели ритуальное назначение. Лицо, как правило, оставалось белым. Смысл этого намного глубже — кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее злыхсил.
Раньше к любому празднику в семье мастерили куклу, в которую вкладывалась частица души. Поэтому выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Их бережно складывали в сундук.

   Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.

Актуальность выбранной темы:

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

  Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли  и что она значила. В настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить в наших детях здоровье и воспитать искренние чувства патриотизма, уважение к родной культуре и своей земле.

Выбранная тема показалась мне интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства.

В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек. Но они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей.  В жизни наших детей преобладает  дешевая, яркая, не всегда безопасная китайская игрушка. Нашу культуру  одолевает  засилье массовой западной культуры.  В работе с детьми дошкольного возраста необходимо знакомство  с культурой русского народа, его бытом, его традициями, в том числе традиционной русской куклой. Поэтому я считаем, что в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушки изготовленные машинами, но и своими руками.

Цель :

  • Формирование  у дошкольников уважения к  культуре и  обычаям  своего народа  через ознакомление с  традиционной народной  игрушкой – куклой

Задачи :

  • Изучение истории возникновения обрядовой куклы
  • Изучение технологии  изготовления обрядовых кукол
  • Способствовать установлению новых форм взаимодействия между детьми, родителями, педагогами
  • Формировать  у дошкольников уважение к  культуре и  обычаям  своего народа  через ознакомление с  традиционной народной  игрушкой – куклой
  • Воспитывать чувства патриотизма, уважения к национальным традициям

Формы организации :

  • рассказывание историй
  • чтение художественной литературы
  • беседы
  • дидактические игры
  • сюжетно-ролевые игры;
  • рассматривание иллюстраций и картинок
  • ручной труд (работа с тканью и ниткой)
  • детско-родительские клубы
  • совместные праздники: фольклорные, обрядовые, дни именин и т.д.
  • выставки и конкурсы

Заключение

В работе с детьми использовались различные формы: занятия, экскурсии-путешествия в историю отдельных кукол и традиционных праздников, целый ряд занятий построен в форме инсценировок – «посиделки в горнице». Вместе с детьми мы беседовали, играли в народные игры, читали и обыгрывали произведения устного народного творчества, занимались рукоделием, создали мини-музеи атрибутов праздничного действа. В работе по данной теме постоянно присутствовал ручной труд.

Общение детей с народными куклами реализуется в свободной игре с ними. Тем самым, у детей пробуждается интерес к народной кукле, знакомству с историей возникновения и развития народной куклы, с их назначением в жизни людей, с духовным содержанием творчества детей, создаются условия для словесного и практического творчества детей, для проигрывания разнообразных социальных ролей в специально создаваемых игровых полях, для дарения самостоятельно сделанных кукол.

Особое внимание уделялось укреплению связей с родителями; знакомству родителей с культурой и традициями русского народа, ознакомлению их с традиционными народными куклами. С этой целью использовались как традиционные формы работы: выступление на родительских собраниях («Игры наших детей»), консультации («Народная кукла в воспитании детей», «Играем вместе с детьми»), анкетирование, организация совместных календарных праздников («Масленица», «Рождественские посиделки», «Светлая пасха»), просмотр открытых занятий («Изготовление куклы День и ночь»), так и нетрадиционные: привлечение родителей к подбору материалов для изготовления кукол, мастер-классы («Куклы наших бабушек», «Народная кукла своими руками»),  «заочные путешествия» и «заочные экскурсии» в музеи народных мастеров с использованием Интернет-ресурсов, работа семейного клуба «Домашний очаг», конкурсы поделок народных кукол, создание мини-музея, участие в ярмарках, выставках, народных праздниках и др.

Все воспитанники нашего детского сада, родители и педагоги посетили выставку народных кукол.  Дети-экскурсоводы с гордостью и воодушевлением рассказывали из чего сделана та или иная кукла, что означает каждая из них, почему ее так называют и когда в нее играют.

Для того, чтобы больше заинтересовать детей народной игрушкой и побудить использовать их в своей игре, родители проводили мастер- классы, с целью привлечения дошкольников к их изготовлению, превращению кусочков ткани в какой-то объект, который дети могли сами сотворить и потом играть в него.

Таким образом, организация взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса позволила создать оптимальные условия для старших дошкольников к традиционной народной культуре посредством народной куклы. Сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствовало единению педагогов, родителей и детей, формированию положительного отношения друг к другу.

        Таким образом, сконструированный комплекс педагогических условий по приобщению детей к народной культуре, позволил добиться положительных результатов в воспитании и развитии детей, помог обогатить внутренний мир ребенка, сформировать систему знаний у детей и родителей об обычаях и традициях русского народа в использовании народной куклы, народных праздниках, играх, а также повысить интерес  к русской национальной культуре.

Литература:

1. Берстенева Е., Догаева Н. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. М.: Белый город, 2010

2. Дайн Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.

3. Котова И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла / И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.

4. Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. - Спб.:    Паритет, 2008. 240 с.

5. Котова И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла / И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.

6. Традиционная народная кукла [электронный ресурс] – режим доступа: http://tn-kukla.livejournal.com

7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс] – Режим доступа:   http://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf

 

Группа: подготовительная

Тема: «Обрядовая кукла Кувадка»

Цели занятия:

Обучающие:

- Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции (кукла – игрушка, кукла обрядовая, кукла – оберег).

- Через игрушку познакомить с изготовление и традициями на Руси.

- Познакомить с работой мастера.

- Учить работать с руками, развивать мелкую моторику рук.

- Познакомить с новыми словами и их значением: «кукла – закрутка», «оберег», «безликая».

Развивающие:

- Развивать внимание.

- Развивать творческие способности детей.

- Развивать эмоциональность, чувство прекрасного.

Воспитательные:

- Воспитать любовь к Родине через изучение народной культуры.

- Воспитать любовь к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров.

- Воспитать доброжелательное отношение друг другу.

- Воспитывать желание самим сделать тряпичную куклу.

- Воспитывать терпение, усидчивость.

Материал: тряпичные, соломенные, современные куклы; иллюстрации, порядок изготовления тряпичной куклы, сундук, технологические карты поэтапного изготовления куклы «Кувадки».

Предварительная работа: чтение сказок, заучивание стихотворения «Тряпичная кукла», заучивание пословиц о труде.

Активация словаря: «рукодельница», «нянюшка», «безликая», «тулово», «скрутка».

Ход работы.

- Ребята, давайте с вами поздороваемся с гостями.

- А теперь давайте с вами пройдем. Посмотрите, что это такое? (воспитатель показывает на сундук).

(ответ детей: сундук).

- да, правильно это сундук. А что бы вы узнали, что лежит в нем, надо отгадать загадку:

Глазки голубые, кудри золотые.

Губки розовые, что это значит?

Дочка, а не плачет, спать уложишь -

Будет спать день, и два, и даже пять.

(кукла)

- Молодцы, правильно, это кукла. (воспитатель достает из сундука современную куклу).

- Скажите, а для чего нам нужна кукла? (ответы детей: кукла нужна для игры, для красоты)

- Как вы думаете, всегда ли кукла была такая, какой мы видим сейчас? (ответы детей: нет, куклы были разные фарфоровые, деревянные, тряпичные, соломенные).

- Да, куклы разные, но у меня в сундуке есть еще одна кукла. (воспитатель достает тряпичную куклу)

- Посмотрите ребята, повнимательней и скажите, чем эти куклы отличаются друг от друга? (ответ детей: у современной куклы есть лицо, а у тряпичной нет лица)

- Да, вы правы эти куклы отличаются друг от друга этим. Мы с вами уже знакомились с куклами наших прабабушек.

- А с какой куклой вы бы поиграли? (дети выбирают и берут кукол в руки).

(ответ детей: 1-й ребенок: Мне нравится кукла «Зерновушка». Она делалась после уборки урожая. Ее делали из ткани и зерна. Хранили в доме для достатка.

2-й ребенок: Я выбрала куклу «Травница». Куклу делали из душистой травы и ткани. Ее делали для здоровья. И она очень хорошо душистая. Хранили куклу возле постели.

3-й ребенок: А я хочу рассказать о веселых кукол «Веснянка». Ее делали из ткани и цветных ниток. Эту куклу делали к приходу весны. С ней играли, а затем вешали на деревья. Куклы встречали весну).

- У каждой куклы есть своя история.

- Мы с вами уже говорили, что кукла прошла путь от самой простой деревяшки до самой современной. Давайте мы с вами пройдем за столы и проверим свои знания. (дети проходят за столы и садятся на стулья).

- Уши слушают – и все слышат,

Глаза смотрят – и все видят.

Ноги не мешают, руки помогают.

А голова – хорошо думает.

- На столах у вас есть лист с изображением кукол и карандаш. Вам надо показать какой путь прошла кукла, чтобы стать современной.

(дети работают самостоятельно под тихую народную музыку).

- Молодцы вы справились с заданием. Давайте мы с вами немного отдохнем и потанцуем с нашими куклами.

Физминутка (танец с куклами).

- Вот мы с вами и немного подвигались. А сейчас присаживайтесь за столы и продолжим дальше.

- Посмотрите вот на эту куклу, которую я держу в руках, ласково называют ее «Нянюшка», делали такую куклу на рождение ребенка и вешали над колыбелькой. А еще ее называют «Кувадка». Давайте мы с вами, сделаем таких кукол и подарим деткам, которые ходят в ясельную группу нашего детского сада.

- Для изготовления куклы Кувадки нам с вами потребуется лоскуты яркой разноцветной ткани и ниток.

1) Берем лоскут большой, скручиваем по длинной стороне.

2) Скрученный лоскут перегибают пополам. Отступив примерно два пальчика от сгиба, перегнутый лоскут стягивают нитками и завязывают на два узла.

3) Берем лоскут другого цвета и так же скручиваем его. Нить перевязываем с обеих сторон, отступив от края немного.

4) Возвращаемся к первой скрутки. Отгибаем одну сторону и на самый вверх кладем вторую скрутку, накрываем ее верхней частью. И перетягиваем ее крест – накрест. На поясе завязываем двумя узлами.

5) Нижнюю часть первой скрутки слегка расправляют в пышное платье. Вот у нас с вами получилась кукла «Кувадка».

- А сейчас мы с вами найдем материал, который нам поможет изготовить куклы «Кувадка». Вот на столе у меня лежат мешочки, вам надо угадать, какой материал там находится и пригодится он нам в изготовлении куклы.

(дети встают из-за столов, подходят к столу, берут в руки мешочки и угадывают, что в нутрии, играет русская народная музыка).

- Вы правильно сказали, нам потребуется ткань и нитки. А сейчас проходите на свои места. На столах у вас лежит технологическая карта вам надо при помощи карандаша отметить поэтапное изготовление куклы «Кувадка».

(дети работают самостоятельно по технологической карте)

- Я смотрю, вы все справились с заданием.

(дети проговаривают поэтапное изготовление куклы «Кувадки»).

- А теперь я предлагаю вам приступить к работе, технологические карты у вас на столах вам помогут.

(дети работают самостоятельно под русскую народную музыку).

Итог занятия.

- Давайте вы возьмете все своих кукол и пройдете ко мне и положите кукол на общий стол, и мы с вами устроим мини – выставку наших работ.

- Какую куклу мы с вами сегодня делали?

- Какой материал мы с вами использовали?

- Ребята понравилось, вам наше занятие, или нет?

- Вот какие замечательные куклы у нас с вами получились, дети из ясельной группы будут очень рады нашим подаркам. Теперь вы сможете смастерить кукол своими руками и для своих маленьких братиков и сестричек. Из вас вырастут хорошие мастера, вы вкладываете всю душу и старания и умение в свою работу

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Кукла Кувадка за мир!".

Конспект НОД для воспитнников старшей группы ДОУ по изготовлению тряпичной куклы Кувадки бесшовным способом. Участие в международной миротворческой акции "Гирлянда Дружбы"....

Конспект занятия НОД по теме: «Славянские обрядовые куклы. Изготовление народной куклы»

Цель занятия: Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы. ОО «Социально-коммуникативное развитие»Задачи:- совершенствовать ...

Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Славянские обрядовые куклы. Изготовление народной куклы»

Формировать у детей интерес к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы....

Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Славянские обрядовые куклы. Изготовление народной куклы»

Формировать у детей интерес к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы....

Мастер класс по изготовлению русской народной обрядовой куклы "Кукла-закрутка"

ЦЕЛИ  УРОКА: 1) Познакомить с историей  русской  тряпичной  куклы...

Мастер – класс для педагогов "Использование народной куклы в художественно-эстетическом воспитании дошкольников. Изготовление народной тряпичной куклы Кувадки"

 Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре....

Конспект занятия в подготовительной группе «Славянские обрядовые куклы. Изготовление народной куклы»

Конспект занятия  в подготовительной группе «Славянские обрядовые куклы. Изготовление народной куклы»...