Педагог, как носитель культурного достояния своего народа и как непосредственный участник формирования личности и облика национальной культуры
статья на тему

Фатеева Оксана Михайловна

Бесспорно утверждение, что каждый народ должен знать, уважать и ценить свою культуру, а так же беречь и хранить наследие и опыт предыдущих поколений, передавая их поколениям последующим. Огромная роль в этом процессе отводится именно педагогу, как ретранслятору опыта, умений и знаний. Почему необходимо изучать, ценить, беречь и любить свою национальную культуру? Об этом предлагаем порассуждать вместе с автором данной статьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагог, как носитель культурного достояния своего народа и как непосредственный участник формирования личности и облика национальной культуры.

Бесспорно утверждение, что каждый народ должен знать, уважать и ценить свою культуру, а так же беречь и хранить наследие и опыт предыдущих поколений, передавая их поколениям последующим. Но, к сожалению, как отмечают ведущие социологи, деятели науки, культуры, с начала 20 века и по настоящее время в нашем обществе возникает кризис национальной культуры, дефицит народного сознания. А это является серьезной социальной болезнью общества, которая зачастую даже не осознается им. Незнание своих корней, культуры, истории, традиций и быта своего народа, неизменно приводит к вырождению народного самосознания, к исчезновению народа, как культурного этноса.

Многие русские философы (Николай  Александрович Бердяев, Иван Андреевич  Ильин,  Лев Николаевич  Гумилев, Василий  Васильевич  Розанов, Владимир Сергеевич  Соловьев) еще в начале 20века  выделяли эту проблему, предлагая  пути ее разрешения. Мнения исследователей сходятся в том, что именно педагогика, как инструмент передачи опыта предыдущих поколений последующим, является хранителем культуры своего народа. К примеру, Иван  Андреевич Ильин в своих работах писал о том, что становление личности – это творческий, активный духовный процесс, который обязательно должен включать усвоение опыта своей национальной культуры воспитания, которое слагается из изучения родного языка, пения, молитв, сказок, изучения житий святых и героев, поэзии, истории, географии. С помощью именно такого воспитания возможно устранение национального обезличивания человека и народа. Василий  Васильевич Розанов отдает предпочтение воспитанию детей на лучших национальных традициях, он писал: «… от древнего грека и до современного нам англичанина, француза, немца каждый воспитывался и воспитывается в типично-национальном духе» .Т. е. основной путь гармонизации В.В. Розанов видит в народно-религиозном образовании. Данное утверждение согласуется и с мнением академика Д.С. Лихачева, который утверждает, что прекращение обмена ценностями культуры, ее смыслами обрекает  народ на духовную немоту и безотзывность. По мнению Петра Васильевича Чаадаева  замечательный духовный опыт России, который имеет (не побоюсь этого слова ) общемировое значение, должен быть сохранен, преумножен и передан потомкам.

Но сама по себе педагогика-это отвлеченное понятие, в центре которого -человек, а именно -педагог. Таким образом, можно утверждать, что очень возрастает роль педагога, который является исследователем, носителем, хранителем и транслятором культуры и духовности своего народа. Без педагога, обладающего этнокультурной образованностью, не будет реализована на практике идея народного воспитания поколений. Таким образом, именно на педагоге, как носителе культурного достояния своего народа, лежит задача сохранения облика национальной традиционной культуры.

Что же понимают под народной традиционной культурой? Традиционной культурой принято называть все то, что перешло от одного поколения к другому, а именно: идеи, взгляды, вкусы, обычаи, образы действий и вера народа. Русская культура возникла и развивалась в колыбели православия. К примеру, первые рукописные литературные произведения - это жития святых, литературоведы выделяют особый жанр - житийная литература; также это летописи, которые были созданы иноками православных монастырей и хранились там же. Первые образцы русской живописи – православные иконы. Музыкальное искусство зародилось на основе церковного пения, развивалось в стенах храмов и монастырей. Долгое время одним из любимых музыкальных народных жанров оставались духовные стихи, которые являли собой стихотворные переложения историй из евангелия и священного предания. И практически нет такого русского композитора, который не создал бы музыкального произведений для церковных богослужений.

Все традиции, быт русского народа и праздники были связанны с церковным календарем: народные гулянья на рождественские святки и масленицу, великим постом  отменялись все увеселения: спектакли, оперы и балы. Здесь же можно вспомнить запрет работать в день Благовещения Пресвятой Богородицы («Птица гнездо не вьет, девица косы не плетет»), неизменные хороводы, игры и пляски на Троицу, выпекание крестиков на крестопоклонной неделе и великое множество других традиций, связанных с Церковью, и наполнявших каждый день русского человека уютом и ощущением праздника. Это касается и народного календаря, в котором все приметы, наблюдения за погодой и даже благоприятное время для работ было связанно с памятью святых. К примеру, 8 октября, Церковь отмечает день памяти преп. Сергия Радонежского: в народе день называется Сергий -капустник.  Рубят капусту в этот день.  9 октября: Если на Богослова снег, то зима ляжет на Михайлов день (21 ноября). Если первый снег упадет, когда на вишне нет листа, то скоро зима ляжет.  10 октября: Савва Пчельник. Убирали ульи, потому что заканчивались пчелиные девятины

Можно приводить множество примеров традиций русского народа, многие из которых мы знаем ,но постоянно узнаем новые и увлекательные обычаи наших предков.

Но что можем мы, современные педагоги, сделать, чтобы передать весь богатый опыт, традиции и обычаи  нашего народа подрастающему поколению? Прежде всего, необходимо любить и изучать русскую национальную традиционную культуру, сознавать важность и необходимость ее для будущего нашей страны. Помнить и любить тот славный опыт предыдущих поколений,  благодаря которому Россия многие сотни лет оставалась сильным и непобедимым государством.

Как известно, великое всегда начинается с малого. Поэтому и работу с дошкольниками следует начинать с изучения, например, годичного круга народных праздников, не только светских, но, что немаловажно, и церковных ( Рождество, Троица, Благовещение). Необычайно увлекательными темами  для детей может стать изучение русского традиционного народного костюма, колендарно-обрядовой поэзии, сказок и былин, загадок, поговорок , скороговорок и потешек. Все это может стать замечательным и богатым   материалом для  уроков  развития речи, бесед и дополнением к другим видам деятельности. Наши предки славились и отличались необыкновенной смекалкой. И, возможно, причина этого заключается в народных играх, с детства знакомых каждому русскому ребенку. Дело в том, что традиционные игры невероятно развивают смекалку, ловкость и  выносливость. Мой личный опыт показывает, что современные дети зачастую не в состоянии водить обычный, простой хоровод ( не говоря уже о хороводах- ручейках сложнейшей организации). Причем речь идет о детях не только дошкольного, но среднего и старшего возрастов. Следовательно, просиживая у компьютеров и телевизоров, они утрачивают важнейшие для жизнедеятельности  навыки.  Помимо этого, необходимо изучать предметы и сам старинный быт русского народа, чтобы наши дети понимали, читая сказки, что такое печь, кочерга и.т.д. Нельзя забывать и о традиционных многочисленных ремеслах : вышивании, лепке, ткачестве, шитье кукол, кузнечном деле, плетении и. т. п.  Бесспорно, весь материал следует адаптировать к возрасту, восприятию детей, а так же к условиям, в которых проходит обучение.

Но, можно смело утверждать, что знакомя ребенка с русской традиционной культурой, мы формируем гармоничную, целостную личность, способную видеть и замечать окружающий мир, любить свою Родину, и, зная и понимая прошлое, смело смотреть в будущее.

Таким образом, считаю, что на нас, педагогах и родителях,  лежит ответственность за изучение традиционной культуры и передачи этого знания следующим поколениям для того, чтобы наши дети были РУССКИМИ, чувствовали себя РУССКИМИ, гордились и любили  свое Отечество, свою веру и традиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компилятивная программа по развитию духовно-нравственных качеств личности детей на основе культурных традиций своего народа

Уважаемые коллеги!!! Предлагаю вашему вниманию компилятивную программу по развитию духовно-нравственных качеств личности на основе культурных традиций своего народа. Данна программа расчитанна на четы...

Творческий проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своего народа "Земля русская".

Данный проект направлен на  получение  и  закрепление знаний о культуре русского народа, на проявление инициативы детей через пробщение их к истокам культуры, на активное участие родите...

Консультация для педагогов «Формирование личности дошкольника средствами физической культуры»

Консультация для педагогов  «Формирование личности дошкольника средствами физической культуры»...

Консультация для педагогов «Формирование личности дошкольника средствами физической культуры»

Консультация для педагогов  «Формирование личности дошкольника средствами физической культуры»...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЯХ СВОЕГО НАРОДА ПОСРЕДСТВОМ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРАЗДНИКОВ.

Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного, духовно-нравственного человека. Знакомство детей с традициями, обычаями помогает воспитывать любовь к истории, кул...