Индивидуальный подход как обязательный и необходимый инструмент в работе воспитателя
статья на тему

Мерзлякова Мария Александровна

    "Ученье есть индивидуальная деятельность детей.
Здесь каждый ребенок проделывает определенную
умственную или физическую работу индивидуально."
А.П.Усова    

Скачать:


Предварительный просмотр:

  

Индивидуальный подход как обязательный и необходимый инструмент в работе воспитателя .

 

   Нет детей с одинаковыми знаниями и умениями ,поведением и привычками. В детстве особенно ярко проявляются особенности характера и темперамента, способности и интересы личности ребенка. У всех дошкольников ровесников разный уровень развития. Одни  пассивные и медлительные, другие активные и быстрые. Есть самоуверенные дети, а есть застенчивые. Детей, таких разных, надо воспитывать и учить, но как это осуществить? 

      В данном случае обязательным и необходимым является индивидуальный подход к детям. Он нужен во всех видах детской деятельности и на протяжении всего дня. Но особенно он хорош на занятии, так как на нем, в основном, происходит организованное обучение и развитие.

   Интересные мысли и идеи об индивидуальном подходе высказывали: Я.А.Коменский, Жан-Жак Руссо, Генрих Песталоцци, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, Е.Н.Водовозова, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, В.А.Запорожец и т.д.

     «Не снизойти до ребенка, а подняться до уровня его понимания» Януш Корчак.

     «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна узнать его тоже во всех отношениях» К.Д.Ушинский.

     «Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог это обязан делать» А.С.Макаренко.

     «Где-то в самом сокровенном уголке сердца у каждого ребенка своя струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце отозвалось на мое слово, нужно настроиться самому на тон этой струны» В.А.Сухомлинский.

   Суть индивидуального подхода заключается в поборе средств педагогического воздействия на каждого ребенка в отдельности с учетом всех его особенностей.

      Кроме специальных знаний, воспитателю в этом деле пригодится – творчество, чуткость, умение анализировать и прогнозировать. Он должен знать и понимать воспитанников, быть рядом и на равных, быть мудрым и снисходительным. Итак, воспитатель должен знать «особые струны» всех детей и умело воздействовать на них.

     Такой подход способствует раскрытию индивидуальности каждого ребенка. Так молчаливые, замкнутые, застенчивые, нерешительные, медлительные дети на занятии становятся другими, если руководствоваться некоторыми правилами:

 1. Давать им более простые задания.

 2. Спрашивать их не первыми, а то, что они лучше знают или на повторе ответа.

 3. Задавать наводящий вопрос. 

 4. Использовать напоминание.

 5. Давать время на ответ.

     Следует педагогу помнить об активных и с высоким уровнем развития детях: 

 1. Не спрашивать всегда только их.

 2. Привлекать их к исправлению и уточнению ответов других детей.

 3. Подбирать им более сложные задания.

 4. Предъявлять к ответам детей повышенные требования.

    И общие рекомендации, которые педагог может применять ко всем детям на занятии:

 1. Продумать посадку детей (с учетом особенностей физического и психического развития и поведения).

 2. Щедро поощрять.

 3. Сравнивать результаты ребенка с его собственными достижениями, а не относительно других детей.

 4. Развивать инициативу и самостоятельность.

 5. Учить детей контролировать себя.

 6. «Не вешать» на детей ярлыки, типа «он у нас такой», «а он ничего не знает» и т.д.

 7. Прерывать попытки детей высмеивать ответы других.

 8. Учить правильно оценивать действия и результаты свои и товарищей.

 9. Привлекать детей радоваться успехами сверстников.

 10. Планировать индивидуальный подход (например, кому какой вопрос лучше задать).

 11. Проводить индивидуальную работу вне занятий.

 12. Предлагать родителям задания на дом.

     Индивидуальный подход к дошкольникам одного возраста можно осуществлять, деля их на подгруппы по принципу (если позволяют педагогические убеждения, рамки реализуемой программы или приоритеты ДОУ):

      В первой подгруппе – дети с большой активностью, интересом к занятию, проявлением креативности. Для них можно подбирать более сложные занятия.

    Во второй подгруппе – дети, активность которых внешне не проявляется, особого интереса к занятию нет, могут отмалчиваться или отвечать правильно, но творческие проявления незначительны.

      Как правила у детей первой подгруппы выше уровень развития, чем у второй. Таким образом, воспитатель тоже осуществляет индивидуальный подход.

     Есть свои сложности, когда дети объединены в разновозрастные группы. Рассмотрим, как примерно можно применять индивидуальный подход на занятиях к детям в разновозрастных группах ДОУ.

     Чаще всего тема занятия может быть одна для всех, но задачи программного содержания отличаются в зависимости от возраста и уровня развития детей. Целесообразнее младших детей с опережающим развитием переводить в старшую возрастную подгруппу. И наоборот – старших детей с определенными отставаниями в младшую подгруппу.

     Объединение таких детей в подгруппы и умелое руководство – важное условие эффективного обучения. Поэтому следует помнить:

 · Материал должен всегда содержать что-то новое, быть доступным и интересным.

 · Задачи занятия решаются по-разному – одни дети изучают новый материал, другие закрепляют пройденный или самостоятельно играют.

   Своеобразие обучения: на одном занятии проводятся микрозанятия с разными подгруппами. Например, одной подгруппе дается новый материал, а другой закрепление.

     Индивидуальный подход педагог в разновозрастной группе может осуществлять на занятиях трех типов:

 1. Занятие проводится со всеми детьми по одному разделу программы, но с разным программным содержанием (например, одни лепят куклу-неваляшку, другие девочку в шубке).

 2. Занятие проводится со всеми детьми, но по разным разделам программы в подгруппах (у одних рисование, а у других математика).

 3. Занятие проводится с детьми одной возрастной подгруппой (другие самостоятельно играют или одеваются на прогулку).

     Подробнее рассмотреть особенности организации и методику проведения занятия каждого типа можно в пособие «Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе» Аванесова В.Н., на странице 101.

    Таким образом, у воспитателя всегда есть выбор использования разных приемов на занятии, но индивидуальный подход является отличным средством педагогического воздействия на ребенка с учетом всех его особенностей и признаком настоящего мастерства.

    

     Используемая литература:

 1. Аванесова В.Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе - 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1979. – 176 стр., ил.

 2. Малокомплектный детский сад (старшая возрастная группа): Пособие для воспитателя дет. сада / В.В. Гербова, А.Н. Давидчук, Т.Н. Доронова и др.; под ред. М.В. Васильевой. – М.: Просвещение, 1988. – 271 стр., 8 л. ил.

 3. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1981. – 127 стр.

ро


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Необходимость индивидуального подхода в воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Раскрыть вопрос о роли педагога в осуществлении индивидуального подхода. Осветить необходимость и значение единства в осуществлении индивидуального     подхода в  детском сад...

Индивидуальный подход в содержание методической работы старшего воспитателя в ДОУ.

Работая старшим воспитателем в МДОУ, я учитываю  интересы и пожелания коллектива. Педагогам больше нравится, когда их не консультируют как учеников, а когда с ними советуются. Поэтому такие интер...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ

Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребен...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ

Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребен...

«О необходимости организации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста»

В соответствии с ФГОС среди принципов дошкольного образования выделяется и такой как индивидуализация, под которой следует понимать построение образовательного процесса на основе индивидуальных особен...

«Нейроигры – эффективный инструмент в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста с ТНР»

laquo;Нейроигры – эффективный инструмент в работе воспитателя  с детьми дошкольного возраста с ТНР»...