«Развитие речи средствами устного народного творчества».
консультация (младшая группа) на тему

Фахардинова Светлана Михайловна

В современном мире, как правило, дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению,  занятые родители  забывают об этом и пускают процесс развития речи ребёнка на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы, сказки, песенки, потешки, колыбельные из уст мамы с папой и, как следствие всего этого, у ребёнка возникает много проблем с речью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_tvorcheskoy_gr.docx17.42 КБ

Предварительный просмотр:

Фахардинова С.М.(из опыта работы)

«Развитие речи средствами устного народного творчества».

В современном мире, как правило, дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению,  занятые родители  забывают об этом и пускают процесс развития речи ребёнка на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы, сказки, песенки, потешки, колыбельные из уст мамы с папой и, как следствие всего этого, у ребёнка возникает много проблем с речью. Вот несколько из них: односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь), бедность речи, недостаточный словарный запас, замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!)   Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.  Плохая дикция. Всё это, а так же неуклонный рост числа воспитанников групп компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи привел  меня к  выводу, что уже с раннего возраста необходимо начинать развивать  речь. Поэтому я решила  использовать  фольклор для   развития речи детей раннего возраста. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства - речевые, смысловые, звуковые. Через фольклор ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получая первые представления о ней.
В связи, с этим мною была поставлена следующая цель: Развитие эмоциональной, выразительной речи детей раннего возраста через устное народное творчество

И сформулированы задачи:
- развивать активную речь детей
- показать красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, потешках, сказках, колядках, припевках, колыбельных;
- сформировать у детей интерес к устному народному творчеству;
- обогатить словарный запас детей;
Потешки я включаю во все режимные моменты: умывание, одевание, приём пищи, укладывание спать.
Я составила картотеку в которую вошли  потешки подходящие для любого случая, также сюда вошли пальчиковые игры и физ.минутки

Я  сегодня утром рано
Умывался из-под крана
И я сам теперь умею
Вымыть личико и шею

Как тебя зовут, дружок?
А меня зовут «Горшок»!
Я спасаю всех детей
От разных неприятностей.
Если будем мы дружить,
Будешь ты сухим ходить!
С такими пестушками (стихотворение которым сопровождается уход за ребёнком) мы с детками посещаем туалетную комнату.
Я  сегодня утром рано
Умывался из-под крана
И я сам теперь умею
Вымыть личико и шею

Как тебя зовут, дружок?
А меня зовут «Горшок»!
Я спасаю всех детей
От разных неприятностей.
Если будем мы дружить,
Будешь ты сухим ходить!
С такими пестушками (стихотворение которым сопровождается уход за ребёнком) мы с детками посещаем туалетную комнату.
С  пестушками приступаем к приёму пищи.
Травка – муравка 
со сна поднялась.
Птичка – синичка
за зерно взялась.
Зайка за капусту,
Мышка за корку,
Детки за молочко.

Глубоко - не мелко, 
Корабли в тарелках. 
Луку головка, 
Красная морковка, 
Петрушка, картошка, 
Крупки немножко. 
Вот кораблик плывет, 
Заплывает прямо в рот!

Они же помогают нам весело одеться на прогулку или после сна.
Мы на пухлые ручонки, 
Надеваем рубашонку. 
Повторяй за мной слова: 
Ручка – раз, и ручка – два! 
Застегнем застежки 
На твоей одежке: 
Пуговки и кнопочки,                
Разные заклепочки. 
На мою малышку 
Наденем мы штанишки. 
Повторяй за мной слова: 
Ножка – раз, и ножка – два 
Заклички  и народные игры помогают нам весело провести прогулку
Солнышко-ведрышко,
Выглянь в окошкечко.
Твои детки плачут
По камушкам скачут.

Гули - гули
Зиму белу прогоняйте
Весну красну созывайте
Гули - гули
Весну красну созывайте
Землю нашу одевайте
Гули - гули
Землю нашу одевайте
Все поляны согревайте
Гули - гули
Все поляны согревайте
Солнце мило приглашайте
Гули - гули

Колыбельные успокаивают перед сном, помогают детям расслабиться
Ай, бай, бай, бай, 
Ты собачка, не лай! 
Ты, корова, не мычи! 
Ты, петух, не кричи! 
А наш мальчик будет спать, 
Станет глазки закрывать.

Баю-бай, усни, Катюшка,
Моя зайка-веселушка,
Глазки зайка закрывай,
Баю-баю-баю-бай.

Потешки сопровождают игры взрослого с ребенком, его пальчиками, ручками 
Стук -стук- постук, раздается где то стук.
Молоточки стучат, строят домик для зайчат -
Вот с такою крышей, (ладошки над головой)
Вот с такими стенами, (ладошки около щёчек)
Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом)
Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом)
И вот с таким замком! (сцепили ручки)
Без этих веселых стишков ребенок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, формирование культурно-гигиенических навыков превратится в скучное безрадостное выполнение указаний взрослого, выполнение каких - то движений не вызовет  интереса, радости, желания повторить еще и еще

Хочется отметить положительное влияние  театрализованной деятельности на все факторы развития речи ребенка. Разнообразные виды красочных театров в сочетании с недлинными, но колоритными в речевом отношении фольклорными текстами побуждают детей проявлять все свои речевые знания, эмоциональные качества

В свою работу я вовлекла и родителей. С их помощью для детей была оформлена выставка по сказке «Заюшкина избушка».
Надо заметить это не статичные фигурки, а игрушки, которые используются нами практически каждый день и для самостоятельной деятельности детей и для инсценировок.

Так же совместно с родителями была издана наша первая книга потешек и иллюстраций к ним. 
Таким образом, ознакомление детей с малыми формами фольклора влияет на всестороннее развитие речи: звуковую культуру, грамматический строй, словарь. Уже с младшего возраста закладываются основы развития связной речи. Это необходимо для последующего восприятия более сложных произведений, для дальнейшего развития речи.
Убеждена, что русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и развитии речи в частности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речи посредством устного народного творчества"

   Знакомство  детей с устным народным творчеством, усваивать свой родной язык. Знать свои обычаи, традиции, культуру. Понимать красоту своего языка....

Развитие речи посредством устного народного творчества у детей 3-4 лет

Методический материал по использованию устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...

"Развитие речи посредством устного народного творчества"

Из личного опыта «Развитие речи посредством устного народного творчества».  «К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой  всякого умственного развития и сокровищницей всех...

Формирование грамматического строя речи средствами устного народного творчества» Мастер-класс

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, уникальная способность, которую он получил от природы. На формирование этой способности природа отвела всего несколько лет. До...

Интеллектуально-познавательное развитие малышей средствами устного народного творчества

Малые фольклорные жанры приносят радость приобщения к светлым мыслям, способствуют не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах и телах и т...

Развитие речи средствами устного народного творчества

Развитие речи по средствам Народного творчества...