Развитие речи посредством устного народного творчества у детей 3-4 лет
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме

Шилова Надежда Ивановна

Методический материал по использованию устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №5 «Теремок»

Выполнила

Шилова Надежда Ивановна,

воспитатель высшей категории

Велиж

2012

Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых, или трудных для них слов. Известно, что расширение словаря дошкольников идет одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему. Слово – основная лексическая единица, выражающая понятия. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который бы позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей, как одну из важнейших задач развития речи. Речь связана с познаванием окружающего мира, развития сознания и личности. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л.С.Выготский пришел к выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находятся в непосредственной зависимости от речи». В исследованиях, проведенных под руководством М.И.Лисиной, что содержание и уровень развития речи у детей определяется характером их общения как со взрослыми, так и со сверстниками.

Словарь детей можно разделить на 2 вида: активный и пассивный.

Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет в речи. Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи. Значит, определяя содержание работы по развитию речи активного словаря дошкольников, педагог должен учитывать потребности речевой практики детей, условия их речевого окружения.

Пассивный словарь – это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам их не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного. Перевод слов из пассивного словаря в активный представляет собой специальную задачу. Ребенок в младшем возрасте уже хорошо владеет речью и может хорошо разговаривать со взрослыми, но из-за бедности активного словаря он испытывает трудности в общении.

В процессе освоения новых слов малыш не просто запоминает их, он начинает осмысливать, пытается установить более тесную связь между предметом и словом, его обозначающим. Он стремится по своему осознать название некоторых предметов, действий. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Углубление знаний о предметах получает отражение в словаре в виде слов, обозначающих название частей и деталей предметов, с которыми ребенок действует, форму предметов, вкус овощей и фруктов. Вводятся в активный словарь слова, обозначающие величину и цвета, качества предмета (теплый, гладкий, скользкий), действия предмета (бежит, стоит, весит). На четвертом году жизни дети устанавливают связь между предметами, действиями и словами, их обозначающими. В этом возрасте значительное внимание уделяется введению в словарь детей слов, обозначающих качества и свойства предметов, дифференцируются части и детали предметов, их величина, пространственное отношение, название живых существ и сред обитания (земля, вода, воздух), некоторые трудовые процессы (кормление животных, выращивание овощей и т.д.), слова, обозначающие части предметов, живых организмов, жизненных явлений, их свойства и качества, цветовые оттенки, степень качества (мягче, светлее, темнее).

«Центральным направлением работы по развитию речи детей трех, четырех лет является воспитание их инициативности и самостоятельности  в речевом общении со взрослыми и сверстниками…»

Самокова О.Н., программа «Детство», с .119

«Ознакомление младших дошкольников с окружающим и расширение их словаря осуществляется не только в процессе обучения. Многие приемы словарной работы находят свое применение в в других видах детской деятельности. Больше возможности для активизации и обогащения словаря представляет бытовая деятельность (еда, одевание, труд). Эффективное средство – игра. Поэтому воспитателю важно продумать пути расширения знаний и словаря детей в игре. Обогащение словаря детей происходит в процессе ознакомления с искусством. Просмотр телевизионных передач, кинофильмов расширяет кругозор. Активизации словаря, особенно образного, способствует игра – драматизация, участие детей в утренниках и развлечениях».

А.М.Бородич «Методика развития речи».

Работая над темой «Обогащение словаря» я изучила много программ «Детство», «Истоки», «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» под редакцией О.Л.Князевой, «Народное искусство в воспитании дошкольников» под редакцией Т.С.Комаровой. Так автор программы «Воспитание и обучение в детском саду» в разделе по развитию речи детей обращает внимание на то, что совершенствование речи, то есть овладение детьми способностью правильно воспринимать и понимать словесную информацию, а так же прочно и разнообразно выражать свои мысли и чувства, имеет исключительно важное значение для их полноценного и своевременного психического развития. Обогащение и совершенствование речи младших дошкольников способствуют:

  1. Благоприятная речевая среда, из которой дети могут черпать культурные речевые образы;
  2. Целенаправленные педагогические воздействия, помогающие детям овладевать конкретными речевыми умениями, прежде всего умением общаться.

Непременным условием полноценного речевого развития детей является разнообразная и правильно организованная среда:

  1. Специально подобранные игрушки и предметы, побуждающие детей к общению;
  2. Тексты произведения художественной литературы, воспроизводимыми воспитателем;
  3. Собственная речь воспитателя;
  4. Специально организованное речевое воздействие педагога.

Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» - ведущая роль в становлении личности дошкольника играет семья. Именно в семье, благодаря ощущению «живой человеческой среды» и на основе наблюдаемых ребенком форм поведения взрослых, он приобретает первый социокультурный опыт. Существенной особенностью программы является непосредственное участие родителей в подготовке и проведении занятий. В группе младших дошкольников определены следующие цели:

  1. Первоначальное прочувствование восприятия таких социокультурных категорий, как «Слово. Образ. Книга»;
  2. Развитие особенностей видеть Образ, слышать Слово, чувствовать окружающий мир и проявлять к нему доброе отношение;
  3. Развитие доверия ко взрослому, ощущение собственной значимости;
  4.  Развитие коммуникативных умений (умение слышать друг друга, проявлять свое отношение к услышанному);
  5. Иметь представления об отдельных постройках подворья, основных видах традиционного труда, быта, посуды, домашних животных;
  6. Проявлять положительные отношения к героям сказок, ориентироваться на них;
  7. Речевой образ;
  8. Повторение воспитателем нового слова в различном контексте.

Работа по речевому развитию детей осуществляется на всех без исключения занятиях, а так же в повседневной жизни, на прогулке и т.д.

В программе «Детство» переел воспитателем ставятся задачи в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи. Это главная задача предполагает воспитание умений понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатление, используя речевые средства. Для детей этого возраста наиболее оптимальным является индивидуальное общение со взрослыми. В таком общении ребенок осваивает следующие умения:

  1. Понимание обращенную к нему речь, сначала опираясь на наглядность, а потом без нее;
  2. Реагировать на обращение, понимая смысл слова;
  3. Вступать в контакт со сверстниками;
  4. Называть некоторые материалы;
  5. Активно использовать слова, обозначающие объекты, явления природы, название растений диких и домашних животных;
  6. Устанавливать простейшие связи между благополучием человека и его отношение к природе, труду;
  7. Проявлять интерес к народному творчеству.

Так же в программе широко используется на занятиях такая активная форма обучения, как работа в паре, предполагающая необходимость прийти к единому мнению, договориться вместе представить результат. Позволяет избежать конкуренции и подготавливает детей к участию к коллективной деятельности.

Больше всего мне понравилась программа под редакцией О.Л.Князевой. ее результатом стала образовательная программа, теоретическую основу которой составили положения Концепции дошкольного воспитания (1989г.)  о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, а так же идеи выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно – нравственного развития человека. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Нельзя сказать, что педагоги раньше этого не понимали. Однако типовая программа воспитания и обучения в детском саду как руководство и основной документ воспитателей, таких задач не ставили. Мало используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях. Поэтому многие педагоги, опрометчиво считая, что некоторые слова и выражения фольклорных произведения недоступны детям, или сами не понимая или не умея их объяснить, упускали в них очень важные смысловые оттенки.

Еще К.Д.Ушинский, выдвигая принцип народности, говорил о том, что «язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отживщее, живущее, будущее поколение народа в одно великое, исторически целое» (статья «Родное слово»).

Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы, поговорки, частушки, колыбельные и т.д. – это неоценимое богатство каждого народа. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получая первые представления о ней.

Чем же важны различные жанры для развития словаря детей? В русской народной сказке заключено богатое содержание и в отношении насыщенности художественной речи языковыми средствами выразительности: сравнениями, эпитетами, синонимами (красна девица, ясный сокол), которые дети используют в собственной речи, что способствует не только развитию ее образности, ее обогащению, но и развитию творчества самих дошкольников; и в отношении нравственно – эстетических аспектов, раскрываемых тем и идей.

К.Д.Ушинский очень высоко ценил воспитательные возможности пословиц: «По форме – это животрепещущее проявление народного слова, вплетающие прямо из его живого, глубокого источника вечно юной, вечно развивающейся души народа. По содержанию наши пословицы важны для первоначального обучения тем, что в них, как в зеркале, отразилась русская народная жизнь…». Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся, и впитывает в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Они не велики по объему, но очень емки по смыслу. Они богаты житейской мудростью и историческим обобщением суждений, типичных явлений, прибегают к наиболее устойчивой части лексики общенародного языка. В них нет никаких украшающих средств, мысль передается лишь самыми необходимыми и притом точно отображающими словами. Большое значение пословицы и поговорки имеют для трудового воспитания. Они выражают уважительное отношение к трудовой деятельности и людям труда. Колоссальное влияние пословицы и поговорки оказывают на формирование любви к родному краю, бережного отношения к тому, что человека окружает и близко ему с момента рождения. Образность пословиц и поговорок, умение народа образно описать предмет, дать ему яркую характеристику, умение творчески использовать слово, является весьма важным в формировании воображения детей, развития речи.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичное значение слов, формируют представления о переносном значении слов. Отгадывание загадок требует внимательного наблюдения предметов и явлений, четких представлений, понятий  всем том, что непосредственно окружает человека в быту, т.е. понимать смысловую сторону слова. А это в свою очередь связано с умением сравнивать, сопоставлять те или иные объекты окружающей жизни, выделять в них общее, типичное и в то же время специфическое, характерное лишь для одного предмета или явления. Загадки способствуют умственной активности. Разгадывание загадок развивает способность делать выводы, умозаключения. Предметность и конкретность загадки является средством воздействия на ребенка, заставляют его задуматься над вопросами, подводя тем самым к пониманию сущности предмета или явления, самостоятельным выводам: «Что из чего состоит? Для чего используется? На что похоже? И т.д.». Загадки способствуют формированию образности речи детей, заставляют сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Колыбельная песня, по мнению народа, спутник детства. Она, наряду с другими жанрами словесного творчества народа, заключает в себя могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Она обогащает словарь детей за счет того, что содержит широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом (заинька, котик, собачка). Колыбельная песня обеспечивает систематический подход к ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентацию на ребенка. Колыбельная песня, благодаря своему содержанию и жанровым особенностям (простым рифмам, звукосочетаниям, типа «люли – люленьки, баю – баиньки», напевности, спокойным интонациям, плавному повествованию, использования приема уменьшения) способствуют формированию умения видеть и понимать красоту родного языка. Колыбельная песня позволяет запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

«В потешках, справделиво заметила А.Н.Павлова, отражена сущность раннего детства, видеть мир таким, каким он предстает перед взором малыша – без лукавства и фальши». Потешки представляют собой прекрасный материал, который можно использовать на занятиях, режимных моментах. Потешки не только обогащают речь детей, но и позволяют усвоить уменьшительно – ласкательные суффиксы (-еньк, -ечк, -иньк и т.д.). Потешки благотворно влияют на формирование эстетического восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста. Ласковый тон, который создается с их помощью находит отклик в сердце ребенка. Эти произведения заключают в себе огромный потенциал в развитии детского воображения, ибо в них закреплены формы общения. Они способствуют формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.  Таким образом, влияние народных жанров на развитие лексики ребенка неоспоримо.

Поэтому я считаю, что устное народное творчество является самым доступным и понимаемым средством для обогащения и активизации словаря.

 

 

Шилова Надежда Ивановна, воспитатель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речи посредством устного народного творчества"

   Знакомство  детей с устным народным творчеством, усваивать свой родной язык. Знать свои обычаи, традиции, культуру. Понимать красоту своего языка....

"Развитие речи посредством устного народного творчества"

Из личного опыта «Развитие речи посредством устного народного творчества».  «К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой  всякого умственного развития и сокровищницей всех...

"Развитие речи посредством устного народного творчества"

Из личного опыта «Развитие речи посредством устного народного творчества».  «К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой  всякого умственного развития и сокровищницей всех...

Развитие речи посредством устного народного творчества

«К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботится о своевременном развитии речи детей, уделять внимание е...

«Развитие речи посредством устного народного творчества».

Родное слово является основой развития и сокровищницей всех знаний....

Перспективный план работы по развитию речи посредством устного народного творчества в первой младшей группе

Перспективный план работы по развитию речи посредством устного народного творчества в первой младшей группе ...

«Развитие речи посредством устного народного творчества».

laquo;К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботится о своевременном развитии речи детей, уделять вним...