"Развитие речи посредством устного народного творчества"
материал по развитию речи (средняя группа) на тему

Татьяна Вячеславовна Шиндяйкина

Из личного опыта «Развитие речи посредством устного народного творчества».

 

 

«К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой  всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботится о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности».

Находясь на работе, я всегда слежу за речью детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем лучше ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценные взаимоотношения с детьми и взрослыми.  Обращаю внимание на то, чтобы дети чётко произносили слова, договаривали фразы до конца. Стараюсь на всех занятиях требовать от детей полных ответов.

Необходимо учить детей понимать вопросы. Я пытаюсь оценивать не только содержательную сторону ответа, но и его речевое оформление.

Детей  старшего дошкольного возраста продолжаю учить умению связно последовательно рассказывать и пересказывать небольшой рассказ, сказку.

Своим примером я стараюсь правильно произносить звуки, слова, грамматически правильно строить предложения; логически, последовательно излагать мысли. Умело делаю переходы от громкого звучания к тихому. И ещё я уверена в том, что огромное значение имеет то, с каким выражением лица разговариваю с детьми, каким тоном.

На шестом году жизни у детей уже достаточно велик и разнообразен словарный запас. Он постоянно пополняется, так как ребёнок обогащает свой опыт за счёт новых впечатлений, информаций.

Я стараюсь уточнять и активизировать словарь. Это происходит прежде всего в процессе общения в бытовых, игровых ситуациях и на занятиях. Провожу дидактические игры. Например:

«Кто заметит больше»?

«Кто расскажет подробнее»?

«А как наоборот»?

«Кто скажет иначе»?

 

Провожу с детьми упражнения- нелепицы:

«Вот это да»?

«Кто как кричит»?

«Что на свете не бывает»?

Небылицы веселят ребят, развивают их фантазию.

Я считаю, что очень важно подумать над тем, как лучше и выразительнее прочесть или рассказать детям текст.

Работу  осуществляю в повседневной деятельности детей: в утренние часы, в часы игр, во время прогулок.

Знакомя детей с устным народным развиваю у них память, внимание, мышление, воображение, фантазию.

Я поставила перед собой задачу – формирование у детей этих качеств, развивать их. Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения. Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать её глубокое идейного содержание, чтобы им надолго заполнилось содержание и полюбились поэтические образы.

При ознакомлении дошкольников со стихотворными произведениями я помогаю ребёнку почувствовать красоту и наивность стихотворения, глубже осознать содержание.

Знакомя ребят с жанром рассказа, раскрываю перед детьми общественную значимость описанного явления, взаимоотношения героев.

Я конечно должна передать смысл слов, и показать интонацию, ритм их речи, их эмоциональное состояние.

Считаю  целесообразно знакомить  детей с портретом писателя. Так дети лучше запоминают писателя и его творчество.

Рассматривая хорошую сделанную подборку иллюстраций дети делятся друг с другом своими впечатлениями. Рассматривая книги с потешками я часто спрашиваю у детей: «Какая книга интереснее?, с картинками или без них»? Дети отвечают: с картинками, потому, что смотришь на них, можно догадаться о чём говорится в книге.  Без картинок книжка совсем неинтересна, в ней ничего не понятно. Она веселее  с картинками.

Дети в этот момент смогут почувствовать всё происходящее вместе с героями иллюстраций, высказать свои суждения, при этом обращаю внимание на  правильность речи детей.

 

Знакомлю детей с художниками – иллюстраторами, которые писали эти картины:

                       Н. Орлов                                 Ю. Васнецов

                       О. Шухвостов                        Г. Кравец

                       Ю. Коровина                         Г. Никольский

                       В. Лебедев                             Ю. Кравец

                      А. Пахомова                                              

 

У детей старшего возраста появляются  большие возможности для  раскрытия творческого потенциала в театрализованной игре. Они более самостоятельны в выборе ролей, развитии сюжета. Вот здесь – то я  стараюсь привлечь детей к обсуждению ситуаций в поведении героев. Думаю, что при таком подходе развиваются  творческие способности детей. Дети могут придумать новую концовку, описать или даже создать новую декорацию. В высказывании  детей замечаю, что появляется много разных частей речи,  относящихся к деятельности людей, им взаимоотношениям, поступкам, поведению. Замечаю, что многие дети самостоятельно могут дать развёрнутые пояснения к происходящему, показать свою сообразительность, такие как: Алина Б., Андрей С.,  Ангелина К., Ангелина М. и др.

Для чего нам нужно изучать русское народное творчество? Чтобы знать свои обычаи, традиции, свою культуру, чтобы быть культурными людьми. Чувство красоты  пронизывает многие виды народного творчества – песни, пословицы, загадки, сказки, стихи, рассказы, игры, забавы.

Через знакомство с устным народным творчеством мне хочется расширить кругозор детей:

Воспитывать интерес к театральной- игровой деятельности.

Подводить детей к созданию выразительного образа в этюдах,  драматизациях, в песенных и танцевальных импровизациях.

Пополнять и активизировать словарь детей (существительные, глаголы, прилагательные для обозначения действий персонажей).

Поддерживать инициативу детей.

Поощрять желание детей самостоятельно  играть с театральными куклами.

Поддерживать желание выступать перед детьми, родителями, сотрудниками детского сада.

Развивать диалогическую и монологическую формы речи.

Одним из средств созданию положительной эмоциональной атмосферы являются народные игры. В них много юмора, шуток. В русских народных играх отражается исконная любовь народа к веселью,  движениям, удальству. Играя в подвижную игру, дети сопровождают её словами – весёлыми, задорными. Их надо произносить так, чтобы было всем ясно о чём в них говорится. Ясно и чётко  произносить слова, соблюдая  паузы и интонации.

Знакомя детей с устным народным творчеством, я  отметила, что народные пословицы, поговорки, приметы, загадки усваиваются детьми тогда, когда содержание их отражает близкие им явления.

                               

Приметы:

        «В августе солнце греет, а вода холодеет».

        «Июль сорвал листок, придёт август- отщипнёт два листочка».

                                      

Пословицы, поговорки:

              «Что летом родится – зимой пригодится».

              «Зёрнышко к зёрнышку – будет мешок».

              «День прозевал – урожай потерял».

              «Кто рано встаёт, тот грибы себе берёт, а сонный да ленивый

                       идёт после за крапивой».

               «Для умелой руки – все работы хороши».

 

Загадки:

             

               «Что выше лесу?»

               «Что краше свету?»  

                                                        ( солнце)

               «Всё время стучит, деревья долбит,

                 Но он их не калечит, а – лечит»

                                                         ( дятел )

               

               « Полна печь чёрненьких лепёшек»

                                                                               ( арбуз )

 

              « Одно бросил, целую горсть взял»

                                                                             ( зерно )

 

              « Что не сеяно родиться?»    

                                                                       ( трава )

 

Знакомя детей с устным народным творчеством, я  отметила, что народные пословицы, поговорки, приметы усваиваются детьми  тогда, когда содержание их отражает близкие им  явления, например:

                                 

Приметы:

В августе солнце греет, а вода холодеет.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речи посредством устного народного творчества"

   Знакомство  детей с устным народным творчеством, усваивать свой родной язык. Знать свои обычаи, традиции, культуру. Понимать красоту своего языка....

Развитие речи посредством устного народного творчества у детей 3-4 лет

Методический материал по использованию устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...

"Развитие речи посредством устного народного творчества"

Из личного опыта «Развитие речи посредством устного народного творчества».  «К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой  всякого умственного развития и сокровищницей всех...

Развитие речи посредством устного народного творчества

«К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботится о своевременном развитии речи детей, уделять внимание е...

«Развитие речи посредством устного народного творчества».

Родное слово является основой развития и сокровищницей всех знаний....

Перспективный план работы по развитию речи посредством устного народного творчества в первой младшей группе

Перспективный план работы по развитию речи посредством устного народного творчества в первой младшей группе ...

«Развитие речи посредством устного народного творчества».

laquo;К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботится о своевременном развитии речи детей, уделять вним...