Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Россия – территория гостеприимства»
проект (старшая группа) на тему

Целью данного проекта является приобщение детей старшего дошкольного возраста к традициям гостеприимства в России и других странах, развитие патриотических чувств в рамках реализации проекта "Россия - территория гостеприимства"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Россия – территория гостеприимства»

     Актуальность проблемы:

     «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

С. Михалков

     В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

     Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

     Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

     В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

     Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. В последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции. Воспитание целостной личности требует применение взаимосвязанных средств и различных форм влияния.

     В традиционной культуре любого народа все компоненты находятся в синкретичном виде, однако, следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности: народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи.

     Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают об особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.         Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.

     В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта. Решение проблемы воспитания патриотизма требует новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности.

     Чрезвычайно важным в аспекте исследуемой проблемы является общепринятое мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. В то же время следует отметить, что целостная научная концепция формирования гражданина, патриота России в современных условиях еще не создана. У педагогов-практиков в связи с этим возникает немало вопросов, в том числе: что входит сегодня в содержание патриотического воспитания, какими средствами следует его осуществлять.

     В Концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

     В стандартах дошкольного образования особую роль играет развитие патриотических чувств в дошкольном возрасте.

     Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. Перед нами взрослыми стоит задача - познакомить детей с народным традициям, обычаями, костюмами, таким образом расширить их представлений о культуре русского народа и народов живущих на территории России; формировать у детей интерес к истории России и народов, живущих на ее территории; развивать эстетическое и нравственное восприятие мира;  дать детям представление о традициях гостеприимства на Руси, об истории народного костюма. Каждый человек должен знать традиции своего народа, поэтому нам следует познакомить детей с тем, что такое гостеприимство и как оно проявляется. Обязанность педагогов и родителей стоит в том, чтобы воспитать хорошего гражданина нашей Родины, который будет ее любить, беречь и защищать.

        Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу, формировать чувство гордости за достижения страны, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

     Цель проекта:

  1.      Приобщение  детей старшего дошкольного возраста к традициям гостеприимства в России и других странах.
  2.       Развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации проекта «Россия – территория гостеприимства».

Задачи:

  1.   Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста  в условиях модернизации российского образования.  
  2. Составить план реализации проекта «Россия – территория гостеприимства» в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
  3. Подготовить и реализовать проект «Россия – территория гостеприимства».

      Ожидаемый результат: развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации проекта «Россия – территория гостеприимства». Приобщение  детей старшего дошкольного возраста к традициям гостеприимства в России и других странах.

      Продукты деятельности: альбомы «Народные костюмы», «Сказочное гостеприимство», итоговое мероприятие: «Теремок на новый лад».

      Участники реализации проекта: воспитатели, дети старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) и их родители, музыкальный руководитель. Срок реализации проекта: краткосрочный.

Реализация проекта: «Россия – территория гостеприимства»

     «Чтобы любить Родину, надо знать, за что ее любить, надо знать ее историю, знать героев и их великие подвиги. Только дав ребенку эти знания, мы можем создать необходимые условия для преемственности духовной связи поколений, воспитания в каждом ребенке патриота и гражданина».

                                                                    Д.С.Лихачев

     В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. А для нас педагогов – дошкольников самое большое счастье – вырастить здоровых и высоконравственных детей. Для формирования чувства патриотизма в дошкольном возрасте важно давать детям начальные знания о Родине, представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Сами по себе знания являются только пищей ума, а патриотизм «от ума» не бывает, он бывает только «от сердца». В.А.Сухомлинский когда-то сказал: «Годы детства – это, прежде всего воспитание сердца». Именно поэтому дошкольный возраст, в силу непосредственности душевных и эмоциональных реакций, в силу еще неутраченной открытости души, наиболее важен для формирования патриотизма.

     Мы решили реализовать этот проект,  ознакомившись с ФГОС РО, область «Познание».

     Характер проекта – исследовательский.

Этапы работы над проектом

Этапы работы над проектом

Цели и задачи

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Деятельность родителей

  1. Погружение в проект

Цель: подготовка детей к проектной деятельности.

Задачи: создание мотивации, определение темы и цели проекта. Создание группы (групп) детей для работы над проектом.

Знакомит со смыслом проектного подхода, помогает в постановке целей: узнать о традициях гостеприимства в России и других странах,

Обсуждают предмет исследования с воспитателем, получают дополнительную информацию

Мотивируют детей, помогают в выборе тематического поля.

  1. Планирование деятельности

Цель: пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

Задачи: определение источников информации, способов сбора информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта. Распределение задач между членами группы.

Направляет процесс поиска информации детьми; предлагает воспитанникам различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации, продумать формы презентации; организует процесс контроля и систематизации информации.

Осуществляют: поиск, сбор информации; планирование работы; выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов. Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.

Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации; консультируют в процессе поиска информации.

  1. Осуществление деятельности по решению проблемы

Цель – разработка проекта

Задачи: самостоятельная работа детей по групповым задачам проекта. Промежуточное обсуждение полученных данных в группах

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы детей. Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности. Знакомит с традициями гостеприимства у разных народов, народными костюмами.

Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе. При необходимости консультируются с педагогом. Рисуют на тему: «Народный костюм», «Сказочное гостеприимство»

Наблюдают, советуют. Помогают в сборе информации              ( народные костюмы)

  1. Оформление результатов

Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний.

Задачи: анализ и синтез данных; формулирование выводов.

Наблюдает, советует, направляет процесс анализа; помогает в обеспечении проекта (выбирает место для презентации проекта, обстановку); участвует в оформлении итогового продукта. Организует презентацию. Продумывает и организует взаимодействие с родителями.

Оформляют проект, изготовляют продукт – альбом «Народные костюмы» и «Сказочное гостеприимство», итоговое мероприятие «Теремок на новый лад». Проводят анализ достижений и делают выводы с помощью педагога.

Наблюдают, советуют, помогают в обеспечении проекта (фото, видео), совместные рисунки с детьми : «Народный костюм», создают чувство успеха, мотивируют детей.

  1. Презентация результатов

Цель – демонстрация материалов, представление результатов.

Задачи: подготовка презентационных материалов; презентация проекта

Организует презентацию. Продумывает и реализует взаимодействие с родителями. Репетирует с детьми предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.

Осуществляют защиту проекта в виде устного отчета с демонстрационным материалом.

Оказывают помощь в подготовке презентации

  1. Оценка результатов и процесса проектной деятельности

Цель – оценка результатов и процесса проектной деятельности.

Задачи: коллективное обсуждение результатов

Оценивает усилия воспитанников, потенциал продолжения, мотивирует детей.

Осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе коллективного обсуждения.

Консультируют в оформлении отчета.

Заключение

     Наш проект «Россия – территория гостеприимства» возник на основании внедрения новых стандартов  образования. Нами было реализовано 6 этапов с участием детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и их родителей, воспитателей группы, музыкального руководителя.

     Дети с удовольствием выполняли задания по работе над альбомами «Народные костюмы» и «Сказочное гостеприимство» группами, участвовали в обсуждении темы, итоговом мероприятии «Теремок на новый лад». Наблюдение показало, что данная тема проекта интересна для детей. В процессе реализации данного проекта дети научились работать в группах, познакомились не только с традициями гостеприимства русского народа, но и с традициями гостеприимства народов, проживающих на территории России. Также дети познакомились с национальными костюмами и закрепили свои знания при создании альбома «Народные костюмы».

     На протяжении всех этапов реализации проекта родители воспитанников  помогали в процессе поиска, хранения, сбора информации, в обеспечении проекта, мотивировали детей.

     Музыкальный работник  принял активное участие  в реализации данного проекта (составление сценария итогового мероприятия, консультации по оформлению костюмов воспитанников, мотивация детей).

     Перспективы: хотелось бы продолжить данную тему и в следующем проекте уделить больше внимания работе с родителями, разработать другую форму для реализации проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

     Продуктом  реализации проекта: «Россия – территория гостеприимства»  стало создание альбомов «Народные костюмы» и «Сказочное гостеприимство», а также итоговое мероприятие «Теремок на новый лад».

     Таким образом,  цель нашего проекта достигнута, задачи нашли практическую реализацию. Вместе с тем данный проект не решает проблему развития патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Нами планируется продолжение работы по развитию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Литература

     1.Баранникова О.Н.  Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: практическое пособие. – М., АРКТИ, 2007

     2. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. № 1. – С. 60-68.

     3. Жариков А.Д. Растите детей патриотами. М., 2001.

     4. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край, М., 2003.

     5. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа  ДОУ с семьей. – М.: Сфера, 2004 – 112 с.

   

Приложение

Сценарий итогового мероприятия «Теремок на новый лад»

     Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости!

                        Мы рады видеть Вас в нашем зале!

                        Здравствуйте, почтенная публика!

                       Сейчас Вы увидите известную сказку «Теремок»

Что-то Вам покажется знакомым и родным, а что-то новым и неизвестным…

И так мы начинаем….. В пятом царстве, в шестом государстве

На окраине леса стоял теремок.

Теремок как теремок, он не низок, не высок.

Но только в этом теремке собрались звери из разных стран

Чтобы решить, как можно прожить  всем вместе в мире и согласии.

Мышка: Ассаламу алейкум (здравствуйте!)

Тук-тук-тук!

Кто, кто в теремочек пришел,

Кто, кто в невысокий пришел?

Но хозяева молчат, открывать мне не хотят.

Я и вправо, я и влево теремочек оглядела.

Дверь открыта, тишина, буду ждать я всех одна.

Ведущая:  Стоит в поле теремок, теремок

Он не низок не высок, не высок.

Вдруг по полю, полю Утка бежит

Увидала теремочек и стучит.

Утка: Тук-тук-тук!

Кто в теремочек пришел,

Кто в невысокий пришел?

Мышка: Я мышка-норушка из Узбекистана пи-пи.

А ты кто?

Утка: А я уточка из Белоруссии, кря-кря.

Мышка: А что ты умеешь делать?

Утка: Я забочусь о младших и помогаю старшим.

Мышка: Ну, заходи!

Ведущая: Зашла утка  в теремок и стало их двое.

Заяц: тук-тук-тук!

Кто, кто в теремочек пришел,

Кто, кто в невысокий пришел?

(Звери отвечают)

Заяц: А я зайчик-попрыгайчик из Украины. Пустите меня в теремок.

Звери: А что ты умеешь делать?

Заяц: Я очень трудолюбивый и аккуратный, всегда и во всем соблюдаю чистоту и порядок. Пустите меня в теремок.

Звери: Ну ладно, заходи!

Лиса: Тук-тук-тук!

Кто, кто в теремочек пришел,

Кто, кто в невысокий пришел?

Звери по очереди представляются.

Лиса: А я лиса – всему свету краса из Армении. Пустите меня в теремок.

Я люблю петь и танцевать, а еще я развожу цветы небывалой красоты.

Посажу вам огород и в овощах я знаю толк.

Скорее в теремок пустите, заняться делом разрешите!

Волк: Тук-тук-тук!

Кто, кто в теремочек пришел,

Кто, кто в невысокий пришел?

Гамар джоба (здравствуйте!)

Я серый волк из Грузии. Пустие меня в теремок

Я в тренировках знаю толк.

Чтоб здоровым оставаться нужно спортом заниматься

(физкультминутка)

Медведь: Тук-тук-тук!

Пустите меня в теремок!

Я мишка косолапый из России.

Мишка – всех зверей полюбишка.

Очень рад знакомству я

Вы послушайте, друзья.

Медведя все в лесу боятся.

Говорят, люблю кусаться!

Вы не верьте в сказки эти

И меня не бойтесь дети.

Я не злой, не злой совсем.

Никого я тут не съем!

Я очень люблю все живое на земле!

Ведущая: зашел медведь в теремок и стало их шестеро. Хорошо, дружно, весело они зажили. Каждый занимался своим делом, но об этом они сами вам расскажут.

Все звери по очереди выходят вперед и рассказывают о себе.

Ведущая: Вот так они и жили. А теперь давайте все вместе дружно споем (Песня друзей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "МОЯ РОССИЯ"

Данный проект рассчитан на работу с детьми со среднего дошкольного возраста. На данный момент проект охватывает следующие темы:¨ Символика России¨ Природа России¨ Великая Отечественная Война 194...

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему "Мой любимый город Красноармейск"

Проект "Мой любимый город Красноармейск" проводился в подготовительной к школе группе. В течении недели дети ходили на эксуксии в школу, музей, на швейную фабрику. Свои впечатления отражали ...

проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Будем служить России"

проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста...

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Моя страна - Россия!"

Целью данного занятия является обобщение и систематизация знаний детей об их Родине - России; формирование уважительного отношения к государственным символам; закрепления знаний о русских промыслах; в...

БУКЛЕТ. Краеведение как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста "Я гражданин России"

Как знакомы всем слова: «Родина», «Отчизна», «Отечество». Наверное, можно подобрать еще много синонимов к этим словам, но обозначать они всегда будут одно и то же ...

Квест -игра по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Моя Родина - Россия"

Цель: Формирование познавательных способностей в процессе игры.Задачи:Обучающая задача: Совершенствовать знания детей о своей Родине, отвечать на вопросы воспитателя.Развивающая задача: развивать...