Главные вкладки

    проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Будем служить России"
    проект (подготовительная группа) на тему

    проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt_po_nravstv-patr_vospit.doc190.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

    ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

    Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

    Чувашской Республики «Чебоксарский механико-технологический техникум»

    Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

    (отделение дошкольного образования)

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

     Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

    Тема: «Будем служить России»»

    Разработан

    слушателем курсов

    профессиональной переподготовки  по программе

    «Дошкольное образование»

    группы ДПО-3/2

    Сергеева Людмила Петровна

    Научный руководитель:

     Кириллова Алевтина Александровна

    Оценка_____________

    Чебоксары 2016г.

    Содержание

    1.Паспорт проекта...............................................................................................2

    2.Актуальность (проблема)................................................................................3

    3.Анализ среды (внешней и внутренней)..........................................................5

    4.Цели и задачи проекта......................................................................................9

    5.Участники и их роль в реализации проекта.................................................10

    6.Ресурсы............................................................................................................11

    7.Механизм реализации проекта......................................................................13

    8.План реализации проекта...............................................................................14

    9.Ожидаемые результаты. Критерии оценки эффективности.......................17

    10. Перспективы дальнейшего развития проекта...........................................18

    11.Список литературы.......................................................................................19

    12.Приложение (отчет)......................................................................................21

    1. Паспорт проекта

    Название проекта

    «Будем служить России»

    Тема проекта

    Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

    Автор проекта

    Сергеева Людмила Петровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №52»

    Место реализации проекта

    МБДОУ «Детский сад №52» Солнечная полянка»    г. Чебоксары, подготовительная к школе группа №5

    Проблема, на решение которой направлен проект

    создание непрерывного педагогического процесса по гражданско-патриотическому воспитанию в рамках преемственности детского сада.

    Цель проекта

    формирование патриотизма, гражданственности как качества личности у детей старшего дошкольного возраста, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.

    Задачи проекта

    - создание условий для развития социально-активной личности, обладающей чувством гордости и ответственности за судьбу Отечества и свое будущее;

    - воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду;

    -воспитание уважения к труду;

    -развитие интереса к русским и чувашским традициям и промыслам;

    - формирование элементарных знаний о правах человека;

    - расширение представлений о городах России, Чувашии, знакомство детей с символами государства, республики (герб, флаг, гимн);

    - воспитывать уважение к Российской Армии, чувство гордости за мужество и героизм наших воинов, чтить память погибших в Великой Отечественной войне;

    Сроки реализации проекта

    Долгосрочный – на погода (январь – май 2015 года)

    Ожидаемые результаты

    - сформированы представления о семейных традициях, об особенностях семейных отношениях; о духовных и нравственных ценностях; о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к труду, к окружающему нас миру;

    - знакомы с историей и культурой своей страны, традициями и промыслами;

    -умеют беречь и поддерживать красоту;

    - проявляют сострадание, сочувствие, сорадость,  сопереживание;

    - верят в свои силы, имеют желание самоотверженно служить на благо Родины;

    - развита физическая активность;

    2 Актуальность

    Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из самых актуальных задач нашего времени. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.

    С 1 сентября 2013г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. С 1 января 2014 введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС).

    Основной целью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социально-культурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

    Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

    Государственная и общественная потребность в гражданско-патриотическом воспитании зафиксирована и в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». В ней патриотическое воспитание определяется как систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организацией по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

    Исходя из выявленных противоречий в современной теории и практике гражданско-патриотического воспитания, определена следующая проблема: создание непрерывного педагогического процесса по гражданско-патриотическому воспитанию в рамках преемственности детского сада.

      Патриотизм - сложное человеческое чувство. Это любовь к родным и близким людям, к детскому саду, к родному селу и к родной стране. Поэтому важно еще до школы сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к ее изучению в будущем.

    Сегодня, к сожалению, материальные ценности доминируют над духовными. Наша страна находиться на стадии переходного периода и это не должно стать причиной приостановки патриотического воспитания подрастающего поколения. Возрождение духовно-нравственного

    воспитания – это шаг к возрождению России.

    Ведущая идея опыта состоит в выявлении, теоретическом и экспериментальном обосновании педагогических условий эффективности гражданско-патриотического воспитания дошкольников; в целенаправленности и системности работы воспитателя, повышающего уровень патриотического и духовно-нравственного развития личности, обеспечивающего целостность всего воспитательного процесса.

    Теоретическая база. Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения всегда волновали выдающихся педагогов и общественных деятелей прошлого: В.Г. Белинского, Н.М. Карамзина,        Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского. Они заостряли внимание на том, как важно воспитать сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства, любящих свое Отечество. Их идеи нашли свое отражение в современных концепциях патриотического воспитания подрастающего поколения таких авторов как М.Д. Маханева, Г.А. Ковалева, Н.В. Алешина, М.Ю. Новицкая, Е.В. Бондаревской, В.А. Караковского, В.В. Серикова,     Н.Е. Щурковой. Анализ научной литературы по теме опыта показывает, что в настоящее время в этой области ведутся исследования по многим направлениям.

    1. Анализ среды (внешней и внутренней)

     Политическая среда.  Мы живём в расцветающем городе Чебоксары. В нашем городе множество красивых мест, строятся новые здания, широко используются красиво оформленные рекламы. Меняется быт людей, развивается культура, улучшается эстетика. Всё это ведёт к тому, что люди должны быть подготовлены к новым изменениям, должны уметь ценить эту красоту и уметь творить её.

    Закон ЧР «Об образовании в ЧР» статья 2, п. 2 гласит: «Государственная политика в области образования в Чувашской Республики основывается на следующих принципах: признание единства федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонациональной республики».

    Послание Главы Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики «Сбережение нации, воспитание детей и раскрытие их талантов»: «Очевидно, что для выполнения стоящих перед республикой задач нам необходимо воспитать поколение, способное принять самое активное участие в развитии Чувашии. Важно воспитывать наших детей в духе патриотизма, на основе  непреходящих моральных ценностей, прививая любовь и уважение к традициям малой родины.  От того, каким станет молодое поколение, сможет ли оно найти свое место в жизни, зависят будущее республики и будущее России».

    Экономическая среда.

    - Недостаточное финансирование для приобретения материала для реализации проекта.

    Социальная среда.  Большая занятость работой родителей.

     Воздействие внутренней среды (сильные и слабые стороны).

         Наблюдения за детьми подготовительной к школе группы МБДОУ «Детский сад №52» г. Чебоксары показывают, дети очень активны, они проявляли инициативу в общении, они очень любознательны, часто играют в войну. В связи с этим хотелось бы направить их игры в нужное русло, привить им любовь к Родине, своей малой Родине, расширить их представление о героическом прошлом русского народа.

     

      Задачи по нравственно-патриотическому воспитанию решаются не только на непосредственно образовательной деятельности с детьми, но и в повседневной жизни и в самостоятельной деятельности ребенка в ДОУ и в семье. Вся работа проходит в тесном сотрудничестве воспитателей и родителей. В настоящее время в процесс обучения стали активно включать мультимедийное сопровождение. Так, в нашем детском саду уже разработаны и апробированы непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению детей с изобразительным искусством с использованием информационных технологий, что способствовало повышению интереса детей к обучению, развитию их внимания, сосредоточенности, способности воспринимать и понимать художественный образ произведений изобразительного искусства. Исходя из этого, был сделан вывод о необходимости использования информационных технологий и в других видах детской деятельности - речевой, музыкальной, познавательной, двигательной. В связи с этим были разработаны и проведены непосредственно образовательные деятельности  по нравственно-патриотическому воспитанию с использованием мультимедийного сопровождения.        

    Анализ непосредственно образовательной деятельности показал, что у детей наблюдается устойчивый интерес и внимание на всем протяжении занятия, дети целеустрёмленны, сосредоточены, они лучше запоминают слова и более активны. Поэтому возникла необходимость в разработке серии непосредственно образовательной деятельности  по нравственно-патриотическому воспитанию с использованием мультимедийного сопровождения.

           В  МБДОУ для нравственно-патриотического воспитания созданы условия: уголок «Родной край», мини музей,  художественная литература, изобразительное искусство, музыка, диафильмы, аудиозаписи, иллюстрации, картины, слайды.

    Методическое обеспечение в детском саду по нравственно-патриотическому воспитанию богатое: учебно-методическая, подписные и периодические издания.

    Много конспектов занятий и развлечений, сборники сказок по нравственно-патриотическому воспитанию.

                 Сильные стороны

               Слабые стороны

    - В ООП ДО, разработанной МБДОУ «Детский сад № 52»  г. Чебоксары в образ обл. Социально-коммуникативное развитие отражаются задачи патриотического развития

    -Использование ИКТ-технологий при                проведении занятий

     -Годовой план МБДОУ «Детский сад         №52» г. Чебоксары (Запланирован педагогический совет по нравственно-патриотическому воспитанию детей.);

    -Профессиональный коллектив ДОУ;

    -Оснащенная развивающая среда в групповом помещении;

    -Методический кабинет (пособия по нравственно-патриотическому воспитанию детей._

    -Реализация программы «Программа воспитания ребенка - дошкольника" под редакцией О. В. Драгуновой. 

    -Многие родители не обращают внимание на нравственно-патриотическое воспитание;

    - Большинство родителей не желают обучать чувашскому языку.

    - Отсутствие педагогического опыта у многих родителей и педагогов.

     - Мало возможности встречаться с ветеранами ВОВ

                  Возможности

                           Угрозы

     Успешная реализация проекта

     

    - Родители воспитывают своих детей эгоистами.

    4. Цель и задачи проекта

    Цель – формирование патриотизма, гражданственности как качества личности у детей старшего дошкольного возраста, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.

    Задачи проекта:

    - создание условий для развития социально-активной личности, обладающей чувством гордости и ответственности за судьбу Отечества и свое будущее;

    - воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду;

    -воспитание уважения к труду;

    -развитие интереса к русским и чувашским традициям и промыслам;

    - формирование элементарных знаний о правах человека;

    - расширение представлений о городах России, Чувашии, знакомство детей с символами государства, республики (герб, флаг, гимн);

    - воспитывать уважение к Российской Армии, чувство гордости за мужество и героизм наших воинов, чтить память погибших в Великой Отечественной войне;

    Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на НОД, в играх, в труде, параллельно с беседами, рассматриванием картин, чтением художественных произведений планируется изобразительная деятельность по краеведению («Родной дом, «Национальные узоры», Прогулка по городу»). Активизация и развитие воображения детей посредством применения обще-дидактических методов и приемов. Приобщая детей к русской и чувашской культуре, рассказывая русские и чувашские сказки. Прослушивание в аудиозаписи русские, чувашские народные песни, заучивание потешек, знакомство детей с предметами народно-прикладного искусства. Просмотр мультфильмов на двух языках.

    Особое место отводиться знакомству с пословицами и поговорками.

    Именно такие методы работы воспитывают в ребенке не только патриотические чувства но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

    5. Участники и их роль в реализации проекта:

    Активные  участники:

    - воспитатели подготовительной к школе группы;

    - родители воспитанников подготовительной к школе группы;

    -старший воспитатель;

    - педагоги.

    Пассивные участники:

    - дети, родители

    Участники

    Функции

    Воспитатель Сергеева Людмила Петровна

    Разрабатывает

    Реализует проект

    Ведет мониторинг

    Воспитанники подготовительной к школе группы

    Активно участвуют в проекте

    Родители: Ольга Петровна

    Получает информацию

    Взаимодействует с воспитателем

    Участвует вместе с детьми в совместных мероприятиях

    Муз. руководитель Солдатова Марианна Валерьяновна

    Помогает с музыкальным сопровождением различных мероприятий.

    Администрация ДОУ

    Обеспечивает условия для реализации проекта: транспорт для выезда в Мемориальный парк Победы, музей Воинской славы, к памятнику Ю.А. Гагарина и т.д.

    Старший воспитатель Аркадьева Елена Александровна

    Обеспечивает условия для реализации проекта: учебно-методическая литература, подписные и периодические издания; Конспекты занятий и развлечений, сборники  сказок по нравственно-патриотическому воспитанию.

    6. Ресурсы

    Условия

    Необходимо

    Имеется

    Сроки

    Нормативно-правовое:

    1ФЗ «ОБ образовании в РФ»

    2. ФГОС ДО

    3. Приказа Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 года N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»

    4. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2. 4. 1. 3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"»,

    5. примерная общеобразовательная программа дошкольного образования  «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

    Необходимо изучить

    +

    +

    +

    +

    +

    В течении года

    Материально-технические:

    1. Ноутбук;

    2. Интерактивная доска;

    3. Магнитофон.

    4.Проектор

     

    +

    +

    +

     

    Кадровые:

    1. Психолог;

    2. Логопед;

    3. Музыкальный руководитель;

    4. Инструктор по физкультуре;

     

    +

    +

    +

     

    Научно-методические:

    1. Журналы

    2. Энциклопедии

    3.Пособия

    4.Литература

     

     

    В течении года

    Информационные:

    1. Стенды;

    2. Конференции;

    3. Бюллетени;

    4. Презентации.

     

    +

    +

     

    Мотивационные:

    1. Самообразование;

    2. Обучение на курсах;

    3. Конкурсы;

    4. Родительские собрания;

    5. Анкетирование.

     

    +

    +

    +

     

    Организационные:

    1. Разработка плана мероприятия

     

     

     

    7. Механизм реализации проекта 

     Подготовительный этап

    Основной этап

    Заключительный этап

    – постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;

    -изучение нормативно-правовых документов;

    – подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.);

    – подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе.

    -Анкетирование родителей по проблеме;

    -Составление перспективных планов;

    – ознакомление детей с художественной литературой;

    – проведение бесед;

    − рассмотрение картин и беседы по их содержанию;

    − работа с родителя (разработка рекомендаций и их презентация);

    − проведение НОД;

    − проведение мероприятия;

    − прослушивание и обсуждение музыкальных произведений;

    − рисование с детьми на военно-патриотическую тематику;

    − создание и презентация;

    -оснащение  предметно-развивающей среды (пособиями, играми, альбомами и т.д.)

    -проведение открытых мероприятий для педагогов

    Обобщение результатов работы (в форме презентации) и их анализ педагогом на педсовете, родительском собрании и консультаций в уголке для родителей.

    8. План реализации проекта

    Название содержание деятельности

    Сроки реализации

    Ответственные

    1

    Подготовительный этап.

    1.1. постановка целей, определение актуальности и значимости проекта

    январь 2015г.

    воспитатель

    1.2. изучение нормативно-правовых документов

    январь 2015г.

    воспитатель

    1.3. подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.);

    январь 2015г.

    воспитатель

    1.4. подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе

    январь 2015г.

    воспитатель

    1.5. Анкетирование родителей по проблеме

    январь 2015

    воспитатель

    1.6. Составление перспективных планов

    январь 2015

    воспитатель

    2

    Основной этап.

    2.1. Встреча с ветеранами воинской службы

    Февраль

    2015г.

    Воспитатели подгот. к школе группы, старший воспитатель.

    2.2. Спортивное развлечение в СОШ №27 г. Чебоксары

    Февраль

    2015г.

    Родители, воспитатели подгот. к школе группы

    2.3. Участие детей в выставке семейных композиций «Мирное небо над нами»

    февраль 2015г.

    Родители, воспитатели подгот. к школе группы

    2.4.Проведение интегрированных НОД по патриотическому воспитанию. Проведение НОД с использованием ИКТ (Изучение символики, быта, традиций, костюма, народов, населяющих наш край)

    еженедельно

    воспитатели подгот. к школе группы

    2.5.  Проведение экскурсий по памятным местам (Мемориальный парк Победы, Памятник Ю.А. Гагарина музей Воинской славы и т.д.)

    ежемесячно

    Родители, воспитатели подгот. к школе группы, старший воспитатель

    2.6.Проведение музыкально-игровых праздников, связанных с историческим календарем (23 февраля - День Защитников Отечества, 9 мая - День Победы)

    в преддверии праздников

    Музыкальные руководители, воспитатели подгот. к школе группы,

    2.7. Развлечение в библиотеке им. Маяковского г. Чебоксары

    «Чувашия родная»

    Апрель

    воспитатели подгот. к школе группы, старший воспитатель.

    2.8. Выступление детей для ветеранов в СОШ №29 г. Чебоксары

    Май 2015

    воспитатели подгот. к школе группы, старший воспитатель

    2.9. Беседа «Большой подвиг маленьких героев»

    Май 2015г.

    воспитатели ДОУ, воспитатели подгот. к школе группы,  старший воспитатель

    2.10. Изучение основ строевой подготовки

    2 раза в неделю

    тренер, воспитатели ДОУ, воспитатели подгот. к школе группы

    3

    Заключительный этап

    3.1. Обобщение результатов работы (в форме презентации) и их анализ педагогом на педсовете, родительском собрании и консультаций в уголке для родителей

    Май 2015

    воспитатель

    9. Ожидаемые результаты. Критерии оценки эффективности.

    Дошкольники имеют представления:

    - о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;

    - о духовных и нравственных ценностях;

    - о ценностном отношении к здоровому образу жизни, труду, к окружающему их миру;

    Дошкольники

    - знакомы с историей и культурой своей страны, традициями и промыслами;

    - умеют беречь и поддерживать красоту;

    - проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание, сорадость;

    - верят в свои силы, имеют желание самоотверженно служить на благо Родины;

                - развита физическая активность.

    -Проявление родителями интереса к проблемам нравственно-патриотического воспитания.

    -посильное участие родителей в нравственно-патриотическом образовании детей;

    - непосредственное участие родителей и детей в организации различных мероприятий: экскурсий, развлечений;

    10. Перспективы дальнейшего развития проекта

    1. Дальнейшее совершенствование работы по созданию системы

    патриотического воспитания с другой группой.

    2. Другие педагоги детского сада могут реализовать этот проект в своей группе.

    1. Список литературы

     1. Ветохина, А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. [Текст]: Методическое пособие для педагогов. / А.Я Ветохина, З.С. Дмитренко, Е.Н. Краснощекова, С.П. Подопригора, В.К. Полынова, О.В. Савельева. – СПб.: «ООО Изд. «Детство-пресс», 2010. – 192 с.

    2. Громыко, Ю. В. Национальная доктрина развития образования России [Текст]: Проект Общероссийского общественного движения «Образование – будущее России» / Громыко Ю. В., Н. Г. Алексеев, Л. В. Бабух, В. В. Давыдов, В. П. Зинченко, Ю. Б. Зотов, М. П. Карпинко, Ю. В. Крупнов, Н. Д. Никандров, В. М. Платонов, В. А. Поляков, В. В. Рубцов, И. М. Рукина, В. И. Слободчиков, В. Д. Шадриков. (третий вариант). – М., 1999. – 7 с.

    3. Зеленова, Н.Г. Мы живем в России. Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников (Старшая группа) [Текст]: Пособие для воспитателе ДОУ / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 104 с.

    4. Иванова, Н.Г. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа. [Текст]: Пособие для воспитателе ДОУ / Сост. Т.В. Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96с.

    5. Кондрыкинская, Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества. [Текст]: Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с.

    6. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29

    7. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. [Текст]: Методическое пособие. / М.Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.
    8. Патриотическое воспитание [Текст]: Нормативные правовые документы. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.

    9. Писарева, А.Е. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ. [Текст]: Методическое пособие / А.Е Писарева, В.В. Уткина. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128 с.

    10. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы [Текст] / М. Трунова // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.

    11. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников [Текст] / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.

    12. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени [Текст] / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.

    13. Шевкунова, Е. «Музей и дети»: педагогический аспект региональной программы [Текст] / Е. Шевкунова, Л. Власова, Е. Иванова. // Дошкольное воспитание. – 2009 .- N4  - С. 59-65.

    Приложение 1             Анкета для родителей

    «Нравственно-патриотическое воспитание».

    1.Что Вы понимаете под термином «нравственно-патриотическое воспитание»?

     

    2.Возможно ли нравственно-патриотическое воспитание  в детском саду?

     

    3.Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

     

    4.Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за нравственно-патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?

     

    5.Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

     

    6.Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

     

    7. Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки нашего города Чебоксары? Если нет, то почему?

     

    Спасибо за сотрудничество!


          

    Приложение 2.

    Рекомендации для родителей «Как воспитать маленького патриота».

     Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.
             Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
             Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

    • Обращайте внимание ребенка на красоту родного поселка, города.
    • Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
    • Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
    • Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
    • Расширяйте собственный кругозор.
    • Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
    • Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.
    • Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

     « Детский сад№52 «Солнечная полянка» г. Чебоксары Чувашской Республики

    Консультация для родителей

     «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

    Составила воспитатель:

    Сергеева Людмила Петровна

    2015г.

    «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

    О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

    Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

    Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

    Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

    Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

    Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна выраждаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведет к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою.

    «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…

    Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».

    Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

    В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

    Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.

    Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

    1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.

    2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.

    Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

    3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

    4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

    Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.

    Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

     « Детский сад№52 «Солнечная полянка» г. Чебоксары Чувашской Республики

    Памятка для родителей

    «Развивающие игры по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»

    Составила воспитатель:

    Сергеева Людмила Петровна

    2015г.

     «Развивающие игры по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»

         

    «Герб края»

    Цель: закрепить представление детей о гербе края; уметь выделять герб родного края из других знаков.

    Материалы: шаблон-образец с изображением герба края; контурный шаблон этого же герба; «мозаика» герба края в разнообразном варианте.

    Ход игры: детям предлагается рассмотреть герб края и отметить отличительные особенности от гербов других городов нашей страны. Они по контурному шаблону при помощи шаблона-образца собирают из мозаики герб края. Малыши собирают герб без помощи шаблона-образца, опираясь на память. Им предлагается собрать герб края из отдельных деталей при помощи шаблонов-накладок. Также предлагаются гербы других городов для подобной же игровой задачи.

    «Все ли верно? Докажи»

    Цель: закрепить знания о прошлой станице, активизировать мышление, учить строить фразы-доказательства.

    Ход игры: воспитатель предлагает детям послушать высказывания и определить, верно ли оно, привести аргументы в пользу своего утверждения.

    «Загадки о родном крае»

    Цель: в ходе отгадывания загадок закрепить знания детей о родном крае, развивать воображение, память.

    Ход игры: воспитатель загадывает загадку о каком-либо месте станицы, а дети отгадывают.

    Например: это здание стоит на… улице. Оно большое, с множеством окон. Каждое утро родители приводят туда своих детей, чтобы они играли, занимались, общались друг с другом.

    «Волшебные ленты дорог»

    Цель: развитие физической активности детей.

    Материалы: игровое поле, где изображены дороги, улицы, парки. На красных полях – силуэты хорошо известных в станице зданий, памятников и других сооружений; карточки с вопросами и заданиями; кубик; фишки по количеству играющих.

    Ход игры: играют две команды или два игрока. Бросают кубик, продвигаясь вперед для того, чтобы попасть на красное поле. Попав на красное поле, игроки должны будут определить контур сооружения, здесь изображенного, и где находится это сооружение. Выбирают себе вопросы, за которые можно получить соответственно 2 или 3 очка. Отвечая на вопросы, игроки продвигаются вперед, также попадая на красное поле, на котором отгадывают по контурам памятные места.

    Игроки могут моментально оказаться на красном поле, но для этого им нужно будет ответить на вопросы под знаком "блиц".

               

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста, через ценностные ориентиры"

    Районное педагогическо - творческое объединение + открытое музыкальное занятие подготовительная группа...

    ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА. ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Проект "Я помню! Я горжусь" - теоретические основы, актуальность, цели, задачи, основные направления работы, перспективный план, итоговые мероприятия....

    работа с родителями по теме « Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»

    В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Проблема патрио...

    Обобщение опыта на тему «Формирование нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию и воспитателей через проектный метод деятельности»

    Цель данного опыта - целостное развитие личности ребенка, его познавательые и творческие способности на основе взаимодействия музыкального руклвлдителя, инструктора по физическому воспитанию и воспита...

    Конспект НОД : «Формирование нравственно – патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста, посредством художественно – эстетического воспитания, в условиях реализации ФГОС ДОО с использованием ИКТ.»

    В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Именно этот...

    Доклад "Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного посёлка"

    Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого,не знает ничего». Потому что без знания своих корней, традиций, культуры своего народа нельзя воспитать полноценного человек...