Консультация для воспитателей " Гендерное воспитание детей дошкольного возраста"
консультация по теме

В конслуьтации расскрываются гендерные аспекты воспитания детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gendernoe_vospitanie_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx28.01 КБ

Предварительный просмотр:

Кемеровская область Юргинский городской округ

Управление образованием Администрации города Юрги

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением  деятельности по социально-личностному направлению  развитиявоспитанников № 6 «Рябинка» г. Юрги»

(МБДОУ «ДСОВ №6 «Рябинка»)

                       

Консультация для воспитателей

 

Гендерное  воспитание детей дошкольного возраста

Составила: Гусева Т. Е.

Юрга 2015

Психолого-педагогические условия гендерной социализации детей  дошкольного возраста в условиях  дошкольной образовательной организации

Стратегия обучения, формы и методы работы с детьми, применяемые в детском саду, чаще всего рассчитаны на девочек. При этом воспитывают и девочек и мальчиков чаще всего женщины. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин. А женщины, по мнению ученых, правильно воспитывать мальчиков не могут, только по одной простой причине: у них другой тип мозга и другой тип мышления. Кроме того, педагог-женщина, естественно, не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении с взрослыми и детьми. В связи с этим первоочередной задачей является обучение педагогов осуществлению дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, как при общении с ними, так и при организации и руководстве различными видами деятельности.

Работа по формированию гендерного поведения нацелена на ознакомление детей с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье, на формирование навыков и умений поведения, а также выработку отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений и формирование этих отношений между девочками и мальчиками в группе. Это направление связано с созданием условий для проявления и переживания детьми определенных чувств, характерных в большей степени тому или иному полу, например: гордости, смелости, отваги у мальчиков; заботы, сочувствия, ласки — у девочек.

Исследователи полагают, что развивающееся у детей понимание связанных с полом представлений –– гендерных схем –– способствует определению того, какие установки и модели поведения будут ими усваиваться. Эти связанные с полом представления и понятия закономерно развиваются на протяжении дошкольного периода. Первый уровень понимания, достигаемый в промежутке между 2 и 5 годами, называется гендерной идентичностью. В этом возрасте дети, несмотря на то, что могут относить людей в соответствующую полу категорию (мальчик – девочка, дядя – тетя), не вполне понимают, в чем заключаются различия между ними. Дети этого возраста считают, что пол можно изменить, изменяя внешний вид, например, поменяв одежду. Они могут не понимать, что только мальчики способны стать папами, а девочки –– мамами. Между 5 и 7 годами, дети достигают понимания постоянства пола, т.е. понимания того, мальчики непременно становятся мужчинами, а девочки –– женщинами, и что пол внеситуативен и устойчив во времени [24].

Таким образом, к старшему дошкольному возрасту, ребенок уже твердо идентифицирует себя с тем или иным полом, осознает необратимость половой роли. Пол в этом возрасте “переделать” уже невозможно и исправлять погрешности гендерного воспитания после этого возраста трудно. Половая идентичность (по Кагану В. Е.) как единство переживания и гендерного поведения уже сформирована [14].  

Развитие дошкольника осуществляется в различных видах деятельности: познавательной (Т. И. Бабаева, А. В. Бурма, М. Н. Силаева и др.); элементарной трудовой (Р. С. Буре, В. И. Логинова, В. Г. Нечаева, Е. Н. Герасимова и др.); изобразительной (В. И. Воробьева, Т. С. Комарова, Н. А. Курочкина и др.); общении (Е. Е. Кравцова, Л. В. Лидак и др.). Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра (Д. Б. Эльконин, С. А. Марутян, П. Г. Саморукова, М. М. Стрекаловская и др.).

Игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. В сюжетно-ролевой игре дети в символической форме воспроизводят взаимоотношения взрослых людей. Играя роль, ребенок выполняет определенную социальную функцию, дифференцированную по полу. В процессе игры ребенок уточняет строение своего тела и сравнивает себя с другими детьми, начинает осваивать гендерную роль. Игровой период в психосексуальном развитии ребенка характеризуется инициативой, усвоением гендерного поведения, половыми играми, привязанностью друг к другу, первой любовью, проигрыванием ролей родителей. У девочек активно прослеживается игра в куклы, дочки-матери, у мальчиков возникает и закрепляется интерес к оружию, машинам. Подобное поведение доказывает, что присущее любой культуре связывание предметов и свойств с тем или иным полом зависит не только от научения через наблюдение или заучивание определенных ассоциаций типа “куклы для девочек, машинки для мальчиков”. Дети начали ставить одни свойства в причинную связь с мужским полом, а другие –– в такую же связь с женским.

Игры мальчиков более предметны, девочек более словесны, поэтому они играют в вербальные игры, мальчики предпочитают возиться с конструктором. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе..  В игре закладываются и основы нравственности: великодушие, надежность, уважение к девочкам (женщинам) у мальчиков, и доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам (мужчинам)  у девочек [10].

Ролевые игры – лучший способ преодоления негативных ролевых стереотипов. Например, игра “Врач и пациент” идеально подходит для этой цели. Дети могут свободно меняться ролями. Эта игра вдохновляет мальчиков заботиться о ком-либо, а девочкам играть мужские роли. Чаще ролевые ориентации девочек сдвинуты в сторону противоположного пола несколько больше, чем у мальчиков. Замечено, что дети, поведение которых строго соответствует всем требованиям, предъявляемым к их полу, часто отличаются более низким интеллектом и меньшими творческими способностями. Наоборот, дети, более свободные от жесткой половой типизации поведения, имеют высокий интеллект и психологически более благополучны. Воспитатель и родители могут корректировать те или иные негативные качества детей с помощью распределения игровых ролей и сюжетными изменениями.

Таким образом, наилучшее время оказать влияние на отношение ребенка к половым ролям – это возраст до 6 лет. Успех вхождения ребенка в мир людей, его половая воспитанность в значительной мере зависит от содержания воспитания, в которой роль игры трудно переоценить .

 Подбор материала и оборудования с учетом гендерных особенностей

Решение задач, связанных с гендерным воспитанием детей дошкольного  требует вдумчивого отношения педагогов и родителей к подбору материалов и оборудования. В условиях группового помещения детского сада нет возможности учитывать индивидуальные интересы каждого ребенка. Очевидно, что в групповом помещении стены, вдоль которых размещаются игровые зоны для девочек и мальчиков, должны быть светлыми, но могут быть разными, органично сочетаясь по цвету. Вместе с тем, при воспитании детей с учетом их гендерных особенностей, решающая роль принадлежит оснащению группы.

Первоочередной задачей является создание оптимально насыщенной (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостной, многофункциональной, трансформирующейся среды. Для этого необходимо проанализировать состояние предметно-развивающей среды в групповом помещении. Второй, не менее важной задачей, является внесение в среду различных маркеров с акцентом на гендерную идентичность и дополнение среды специфичными материалами для девочек и мальчиков.

Основной задачей, которую надо решать при оформлении помещений детского сада с учетом гендерных особенностей детей, является оказание помощи  ребенку в том, чтобы он имел возможность многократного подтверждения того, что она – девочка, а он – мальчик. Поэтому надо по мере возможности использовать простейшие маркеры гендерных различий, но с учетом индивидуальных интересов и потребностей каждого ребенка (дифференцировать на шкафах для одежды метки для девочек и мальчиков, подбирать двух цветов полотенца для вытирания рук, стаканчики для полоскания рта, покрывала на кровати и др.).

Гендерное воспитание, ориентированное на личностные качества ребенка, ставит перед педагогами и родителями задачу эмоционального развития детей, поэтому необходимо учитывать то, что для каждой девочки и каждого мальчика эмоционально значимо и по мере возможности удовлетворять потребности и интересы детей.

Особая роль в формировании у девочек и мальчиков гендерной устойчивости принадлежит сюжетно-ролевой игре. Поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков воспитатели и родители должны уделять особое внимание. При подборе материалов и оборудования для игры необходимо обратить внимание на следующее: на привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образцов женского и мужского поведения; на достаточность и полноту материала для игр.

Отражая в игре социально одобряемые образцы женского и мужского поведения по отношению к игрушкам – девочки и мальчики получают необходимое эмоциональное развитие даже в том случае, если в семье они лишены этого. Воспитателям надо позаботиться о том, чтобы обеспечить всех кукол и мягкие игрушки, которые находятся в игровом уголке группового помещения красивой сезонной одеждой. Одежда для игрушек должна быть яркой, но не пестрой, легко сниматься и быть с удобными застежками. Вызвать у детей интерес к игровому уголку, желание действовать с игрушками. С девочками педагог обсуждает расстановку мебели в игровом уголке и договаривается с ними о том, где в игровом уголке они будут хранить постельные принадлежности, одежду, посуду и т.п.

С мальчиками обсуждает расположение конструктора и игрушечного «автопарка». Желательно заранее подготовить для  «автослесарей» наборы игрушечных инструментов. При этом очень важно, чтобы у каждого мальчика был свой персональный набор, за состояние которого ребенок несет личную ответственность.

При подборе материалов и оборудования важно учитывать, что в игре легче воспроизводить модель поведения, соответствующую определенному полу с опорой на ролевые атрибуты.

                                                        Список литературы

  1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства : развитие отношений             ребенка в детской субкультуре [Текст] / М., Воронеж, 2000. -  416 с.
  2. Актуальные психологические проблемы становления личности в современном мире : Материалы Всероссийской научно-практической конференции  [Текст] / Под ред. С. Н. Крыгиной, Н. Н. Крыгиной, О. А. Копцевой. - Магнитогорск, 2001. - 215 с.
  3. Бендас, Т. В. Гендерная психология [Текст] : Учеб. пособие / СПб. : Питер, 2008. -138 с.
  4. Бочарова, Н. В. Некоторые вопросы дифференцированного подхода в физическом воспитании мальчиков и девочек [Текст] // Дошкольное воспитание. 2013. №12.- с. 72-75.
  5. Венгер, А. Л. Психологические рисуночные тесты : иллюстрированное руководство [Текст] / А. Л. Венгер. - М.: Издательство Владос-пресс, 2005. -78 с.
  6. Градусова, Л.В. Воспитание мужественности у мальчиков в игре [Текст]// Воспитание детей в игре. М., 2010. – 124 с.
  7. Гусарова, Е.В. Работа с одаренными детьми: теория и практика [Текст] / учебно-методическое пособие / Т. М. Чурекова, В. В. Корчуганова, З. В. Крецан, Н. И. Приходько. – Изд-во КРИПКиПРО, 2011. – 108 с.
  8. Елжова, Н. В. Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ [Текст] : практическое пособие для старших воспитателей, руководителей, студентов педагогических колледжей и вузов / Н. В. Елжова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 341 с.
  9. Еремеева, В. Д., Хризман, Т. П. Мальчики и девочки. Два разных мира [Текст] СПб.: Тускарева, 2000. -213 с.
  10. Иванова, О. И., Щетинина, А. М. Формирование позитивной половой идентичности у детей старшего дошкольного возраста [Текст] :Учебно-методическое пособие / Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2009
  11. Каменская, В. Г. Полоролевое поведение и роль семьи в формировании социальных стереотипов // Детская психология с элементами психо- физиологии [Текст] :Учебное пособие М.: ФОРУМ: ИНФА- М, 2005. - с.148-152.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая консультация для родителей детей дошкольного возраста "Развитие речи детей в ваших руках!"

Уважаемые родители! Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи....

Консультация для родителей детей дошкольного возраста на тему: «Анатомо-физиологические особенности дошкольного возраста.»

Уважаемые родители!         Интенсивность ростовых процессов после 3 лет снижается, Пропорции тела продолжают изменяться, ребенок вытягивается, его туловище пос...

Консультация для родителей детей дошкольного возраста "Закаливание детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей детей дошкольного возраста"Закаливание детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Сенсорное развитие детей»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положений в пространстве, а также запахе, вкусе. И...

Консультация для родителей детей дошкольного возраста "Скороговорки и развитие речи детей"

1. Что такое скороговорки. 2.Польза скороговорок, их проговаривание. Примеры скороговорок....

Консультация для родителей детей дошкольного возраста "Закаливание детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей детей дошкольного возраста"Закаливание детей дошкольного возраста"  Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - здоровье. Недаром...