семинар «Одаренность: иллюзия или реальность?»
методическая разработка на тему

Павлова Елена Ивановна

Одаренность человека-это

маленький росточек, едва проклюнувшийся

из земли и требующий к себе огромного внимания.

    Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,

 сделать всё, чтобы вырос и дал обильный плод.

                                                    В.А. Сухомлинский

 

11 февраля 2016 г. в детском саду прошел семинар «Одаренность: иллюзия или реальность?».

Первая часть семинара прошла в форме деловой  игры: ток-шоу.

Каждый педагог выполнял определенную роль («мама одаренного ребенка », «папа одаренного ребенка», «бабушка одаренного внука», « мама обычного ребенка», « мама ребенка с ОВЗ», «представитель науки», «представитель здравоохранения», «представитель образования», «одаренный  ребенок»,  «учитель»)

Педагоги ДОУ стали участниками ток-шоу «Давай обсудим !». Ведущие-  старший воспитатель Павлова Е.И. и педагог-психолог Кузьмина М.В.приглашали в «студию» «героев», чьи истории не могли оставить равнодушными, так как проблема одаренности на сегодняшний день является актуальной. Были рассмотрены теоретические аспекты психологии детей с признаками одаренности, разнообразные классификации видов одаренности , характеристики детей с признаками одаренности, методы и формы работы с детьми данной категории. «Эксперты в студии» отвечали на самые разные вопросы. «Герои» рассказывали свои истории. Ведущие давали возможность каждому высказать свое мнение, сделать выводы.

Во второй  части семинара были подведены итоги семинара: интерпретированы данные анкеты «Определение склонностей педагога к работе с одаренными детьми», которая была проведена заранее, даны рекомендации педагогам и родителям по работе с детьми с признаками одаренности, проведена рефлексия и дано творческое задание педагогам по теме семинара. Завершился семинар - риторическим вопросом на притчу:

Вот вышел сеятель сеять;
И когда он сеял, иное упало при дороге,
И налетели птицы и поклевали то;
Иное упало на места каменистые, 
Где немного было земли.
И скоро взошло, 
Потому, что земля была неглубока;
Когда же взошло солнце, увяло и,
Как не имело корня, засохло;
Иное упало в терние, и
Выросло терние и заглушило его;
Иное упало на добрую землю
И принесло плод…

Что может и должен педагог сделать сегодня, чтобы семена  не упали в терние?

Интересно, продуктивно и результативно прошел семинар.

 

Старший воспитатель Павлова Е.И.

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Одаренность: иллюзия или реальность ? семинар подготовили: старший воспитатель Павлова Е.И. педагог-психолог Кузьмина М.В.

Слайд 2

План проведения семинара 1.Ток-шоу «Давай обсудим» (с элементами деловой игры) 2. Подведение итогов работы по теме: « Одаренность: иллюзия или реальность?»

Слайд 4

Одаренность: иллюзия или реальность ?

Слайд 5

Одаренность человека-это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё, чтобы вырос и дал обильный плод. В.А. Сухомлински й

Слайд 6

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Слайд 7

З АДАТКИ СПОСОБНОСТЕЙ - анатомо-физиологические особенности организма (особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы и т.д.), являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности. Задатки носят общий характер, то есть на их основе нельзя предсказать, какие именно способности могут сформироваться. СПОСОБНОСТИ - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного ребенка (подростка) от другого, от которых зависит возможность успеха в деятельности. ТАЛАНТ - сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в определенном виде деятельности, отличающейся принципиальной новизной и оригинальностью подхода. ОДАРЕННОСТЬ - состояние и степень выраженности способностей детей и подростков. Одаренность - потенциальный талант, а талант – реализованная одаренность.

Слайд 8

Кривая Гаусса — универсальное средство выражения количественного распределения в обществе массовых социальных свойств, признаков, черт, явлений, процессов и т.д.

Слайд 9

Классификации детской одарённости

Слайд 10

Критерии, положенные в основу классификации видов одарённости ( Богоявленская Д.Б. и др., 2003) «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» «форма проявления» «степень сформированности одарённости» «широта проявлений в различных видах деятельности» «особенности возрастного развития» «уровень достижений»

Слайд 11

Виды одарённости по критерию «Виды деятельности и обеспечивающие её сферы» Практическая деятельность Познавательная деятельность Художественно -эстетическая деятельность Коммуникативная деятельность Духовно-ценностная деятельность одаренность в ремеслах, спортивная организационная интеллектуальная хореографическая сценическая литературно-поэтическая изобразительная музыкальная лидерская аттрактивная ( установка на другого человека в совместной деятельности) одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов одаренность в служении людям

Слайд 12

Виды одарённости по критерию «степень сформированности одарённости»

Слайд 13

Виды одарённости по критерию «форма проявления» Важно разглядеть в ребенке скрытую одаренность, иначе его способности могут так и не развиться. Такому ребенку особенно необходима помощь взрослых: родителей, социальных педагогов, педагогов- психологов.

Слайд 15

Нормативно-правовые документы по организации работы с одаренными детьми Рабочая концепция одарённости Д.Б. Богоявленская ; Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов от 3 апреля 2012 года; Комплекс мер по реализации концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов; Закон РФ « об образовании» от 16.11.1997 года с дополнениями от 05.03.2004 г.; Основные положения «декларация прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г . Основные положения «Конвенции о правах ребёнка», принятой генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.

Слайд 16

Принципы работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС: непрерывность сопровождения развития одаренного ребенка; признание уникальности ребенка, исключающее усреднение, сравнение одного ребенка с другим; бережное отношение к психическому миру ребенка, его потребностям, особенностям субъективного отношения к миру и самому себе; защита интересов ребенка; индивидуальный путь развития ребенка; учет специфики возрастного и индивидуального развития; принцип диалогичности; принцип личностно-ориентировочного подхода к ребенку; принцип построения развивающей работы на основе диагностики.

Слайд 17

Л ичностные и деловые качества ребенка. 1 . Дисциплинированный. 2. Неровно успевающий. 3. Организованный. 4. Выбивающийся из общего темпа. 5. Эрудированный. 6. Странный в поведении, непонятный. 7. Умеющий поддержать общее дело (коллективист). 8. Выскакивающий на занятии с нелепыми замечаниями. 9. Стабильно успевающий (всегда хорошо занимается). 10. Занятый своими делами (индивидуалист). 11. Быстро, на лету схватывающий. 12. Не умеющий общаться, конфликтный. 13. Общающийся легко, приятный в общении. 14. Иногда тугодум, не может понять очевидного. 15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли и цели. 16. Не всегда подчиняющийся большинству.

Слайд 18

Качества, чаще всего характеризующие одарённых детей Неровно успевающий. Выбивающийся из общего темпа. Странный в поведении, непонятный. Занятый своими делами (индивидуалист). Не умеющий общаться, конфликтный. Иногда тугодум, не может понять очевидного. Выскакивающий на занятии с нелепыми замечаниями. Не всегда подчиняющийся большинству.

Слайд 19

Бахтина Елена Николаевна - основательница « Школы Гениев»

Слайд 20

Виды одарённости по критерию «особенности возрастного развития»: ранняя одарённость ( вундеркинды - дети с необычайно ранним умственным развитием или с особенно яркими, чрезвычайными достижениями в какой-либо деятельности ): поздняя одарённость Моцарт (3 года) Мендельсон (5 лет) С.С. Прокофьев, выступивший композитором в 8 лет. В период отрочества : Ф. И. Тютчев поступил в университет в 15 лет. Будущий поэт освоил курс всего за два года. Л. Д. Ландау, поступивший в университет в 13 лет, стал выдающимся физиком. Дипломат, писатель и полиглот А. С. Грибоедов поступил в Московский университет в 11 лет. В зрелом возрасте И. А. Крылов начал писать в 40 лет С. Т. Аксаков – в 55 лет Альберт Эйнштейн - в 42 года стал лауреатом Нобелевской премии

Слайд 21

Анкета «Определение склонностей педагога к работе с одарёнными детьми» Результаты : 49 и более баллов . Вы имеете склонность к работе с одарёнными детьми. У Вас есть для этого потенциальные возможности. Вы способны стимулировать творческую активность, поддерживать различные виды творческой деятельности обучающихся. От 24 до 48 баллов . У Вас есть склонности к работе с одарёнными детьми, но они требуют дополнительных Ваших желаний, ресурсов и активного саморегулирования в интеллектуальном процессе. Вам необходим правильный выбор объекта направленности творческого интереса обучающихся. 23 и менее баллов. Склонностей к работе с одарёнными детьми, конечно, маловато. В большей мере Вы сами не проявляете к этому «особого рвения». Но при соответствующей мобилизации духовных сил, веры в себя, кропотливой работе в сфере повышенного интеллекта Вы сможете достичь многого в решении этой проблемы.

Слайд 22

Склонности педагогов МАДОУ ЦРР-д/с №15 «Теремок» к работе с детьми с признаками одаренности

Слайд 23

Структура работы с одаренными детьми Работа с детьми Работа с педагогами Работа с родителями Психопросвещение ; Обучение созданию индивидуальных программ; Обучение приемам и методам работы с одаренными детьми Психопросвещение; Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка; Создание условий для совместной практической деятельности одаренного ребенка и родителей; Поддержка и поощрение родителей одаренных детей Выявление одаренных детей; Создание банка данных; Составление индивидуальной программы сопровождения; Выполнение индивидуальной программы (развивающая работа с ребенком)

Слайд 25

Условия развития одаренности Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности . Процент одаренных с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60‑70 % , то к 14 годам - 30‑40 % , к 17 годам - только 15‑20 % . Причины уязвимости одаренных детей Стремление к совершенству Ощущение неуязвимости Нереалистические цели. Сверхчувствительность. Потребность во внимании взрослых. Нетерпимость.

Слайд 27

Рекомендации педагогам: не следует уделять слишком много внимания игровому обучению с ярко выраженным элементом соревнования. не возводить одаренного ребенка на пьедестал или делать из него вундеркинда в глазах других детей. не принижайте публично уникальные способности одаренного ребенка. не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься . не сдерживайте детские инициативы и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно . приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации. используйте трудные ситуации, возникшие в детском саду или дома, как область приложения полученных навыков при решении задач. помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний .

Слайд 28

Рекомендации родителям Старайтесь вовремя заметить раннее употребление сложных слов, речь, усвоение счета или чтения, цепкую память, огромное любопытство, быстрое восприятие и воображение, то есть выявить одаренность; Правильно выстраивайте отношения к одаренному ребенку. Не следует особо выделять его среди детей, так как это приведет к негативному отношению к нему в коллективе. Помните, что одарённые дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью - и не очень удачная шутка может их надолго выбить из колеи. Постарайтесь создать благоприятную атмосферу общения с ребенком. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы. Прислушивайтесь к вопросам ребёнка, отмечайте, чем ребёнок предпочитает заниматься, наблюдайте за его естественными интересами и изучайте их. Выявлять такие интересы, которые у Вас с ребёнком могут совпадать, для успешного их развития. Необходимо организовать дополнительные занятия по развитию той или иной сферы интересов , в которой ребенок проявляет себя в большей степени.

Слайд 29

“К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием...”

Слайд 30

РЕФЛЕКСИЯ Упражнение «Мишень»

Слайд 31

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ Задание №1 : Выявить детей с признаками одаренности на своей группе. Составить список. Задание №2 : Разработать мероприятие для родителей на тему: «Растим творческого ребенка» Задание №3 : Разработать по 5 творческих заданий (в каждой образовательной области) для обучающихся группы.

Слайд 32

Список литературы: 1. Барбитова А. Д. Проблема одаренности: от теории к практике // Управление современной школой. Завуч для администрации школ. - 2009. - № 8. 2. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать - М; 1998г. 3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986 г. 4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997г. 5. Галянт И. О проблемах художественной одарённости дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. 6. Доровской А. И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997г. 7. Дьяченко О. М. «Одаренный ребенок» /под ред. М; 1997 г. 8 .Запорожец А.В. Психологическое развитие ребенка М.: Педагогика, 1986 г. 9 . Мотков О.И. Развитие творчества у детей // Дополнительное образование, 2000, №4. 10. Прохорова Л.Н. «Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников».-М:5 за знания, 2007г. 11. Страунинг А.М. «РОСТОК» Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста, Обнинск, 1995г.

Слайд 33

Список литературы: 12.Савенков А.И. «Одаренные дети в детском саду и школе» - М; 2000 13.Петровский А.М. История психологии - М.: Педагогика, 1994г. 14.Психология одаренности детей и подростков. Под ред. Ю.Д. Бабаева, Н.С.Лейтеса , Т.М. Марюгина – М; 2000 г. 15.Тамберг Ю.Г. «Как научить ребенка думать», Ростов н /Д: Феникс, 2007г 16.Теплов Б.М. Способности и одаренность // Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. 17. Теплов М. Б. Избранные труды. В 2-х т., Т.1.- М..: Просвещение. 1971г. 18. Журнал Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2007г. 19. Журнал Дошкольная педагогика №8, 2007г. 20.Хеллер К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б.Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997г. 21. Эльконин Д.Б.Избранные труды. М.: Педагогика, 1981г.

Слайд 34

Вот вышел сеятель сеять; И когда он сеял, иное упало при дороге, И налетели птицы и поклевали то; Иное упало на места каменистые, Где немного было земли. И скоро взошло, Потому, что земля была неглубока; Когда же взошло солнце, увяло и, Как не имело корня, засохло; Иное упало в терние, и Выросло терние и заглушило его; Иное упало на добрую землю И принесло плод… ( Притча.) Что может и должен педагог сегодня сделать, чтобы семена не упали в терние?

Слайд 35

БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!!! ЖЕЛАЕМ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ !!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Времена года» в рамках районного семинара заместителей директоров по дошкольному образованию и руководителей структурных подразделений по теме «Работа с одаренными детьми по подготовке к олимпиадам, конкурса

Цель данного занятия— показать взаимосвязь литературы и музыки, раскрыть общность идейного замысла драматурга и композитора, обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к его музы...

семинар-практикум "Одаренные дети": «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Тема: «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»Актуальность темы.Не так давно, самым важным в воспитании и об...

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ОДАРЕННЫХ СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Цель: активизация знаний педагогов относительно развития одаренности у детей дошкольного возраста, стимулирование участников к поиску способов развития способностей малышей, разработка рекомендаций дл...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ « Работа с одаренными детьми. Развитие детского творчества».

Семинар - практикум "Работа с одарёнными детьми . Развитие детского творчества"...

Презентация СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ « Работа с одаренными детьми. Развитие детского творчества».

Презентация Семинар - практикум "Работа с одарёнными детьми . Развитие детского творчества"...

Семинар - практикум с педагогами по теме: «Одаренные дети. Определение одаренности у детей»

Модернизация российского образования в ХХI веке требует создания эффективной системы подготовки и развития высокообразованных компетентных выпускников учебных заведений, неординарно мыслящих и готовых...