Консультация для педагогов «Ранний возраст: развитие процессуальной игры»
статья (младшая группа) на тему

Захраббекова Исли Магомедовна

Игра для ребенка — это особый вид деятельности, в основе которого лежит осознание мира человеческих предметов и отношений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл isli_statya_1.docx14.55 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Ранний возраст:        развитие процессуальной игры»

Наиболее универсальное значение для общего психического развития детей и в раннем, и в дошкольном возрасте имеет игра. Через игру ребенок развивается физически, умственно и эмоционально, через игру он творит свой реальный жизненный опыт. Игра для ребенка — это особый вид деятельности, в основе которого лежит осознание мира человеческих предметов и отношений. (Как известно, для ребенка, особенно в раннем возрасте, не существует отвлеченная умственная деятельность, поэтому освоение окружающего мира выступает для него в форме действия с предметами.) Человечество выработало специальные предметы, которые позволяют детям воспроизводить то, что они видят вокруг себя. Специальные предметы — это игрушки. С их помощью малыши по-новому реконструируют свой собственный опыт и приобщаются к жизни взрослых.

Ценность игры состоит еще в том, что она дает ребенку совершенно особый, уникальный способ освоения действительности — через действие в условных, придуманных обстоятельствах. Нам могут возразить: ребенок учится жить не только в игре. Прежде всего он живет реальной, практической жизнью — учится пользоваться ложкой, одеваться, ходить, общаться со взрослым и т. д. Да, без овладения навыками практической деятельности, без умения достичь реального результата невозможна социальная жизнь человека. Однако всякое практическое действие не только включает в себя определенный способ его выполнения, но и имеет свое специфическое значение. Рассмотрим простую ситуацию — обед двухлетнего ребенка. Хотя и с трудом, и с потерями, но он старается есть самостоятельно, пытается держать ложку таким образом, чтобы ее содержимое не выливалось на тарелку или на стол. Его задача — съесть то, что находится на тарелке.

А теперь представим другую ситуацию. Малыш сидит за тем же столом, но теперь перед ним кукла и игрушечная посуда. Ребенок хорошо понимает: в этой посуде нет ничего, и потому кормление куклы происходит «понарошку». Однако процесс кормления его занимает, так как он повторяет действия взрослого, который недавно кормил его самого. Таким образом, малыш воспроизводит в условных обстоятельствах жизненный эпизод, отношения людей, следовательно, действует уже на новом, более высоком уровне понимания — на уровне некоторого обобщения жизненного явления, действия со значениями вещей и отношений. Кормление куклы в данном случае — символ этих отношений и, как всякий символ, не требует точного выполнения действий. Действительно, чтобы накормить куклу, достаточно воспроизвести рисунок действия без всех сложных деталей. Более того, условность ситуации снимает необходимость действовать реальными предметами. Вот почему малыш начинает кормить куклу не настоящим хлебом, а, к примеру, кубиком. Так в его деятельности появляются первые символы, замещения, позволяющие ему мыслить обобщенно, а не конкретно, как в реальном практическом действии. Приведенный пример позволяет понять то определение игры, которое дают психологи: игра — это создание воображаемых ситуаций, перенос свойств одних предметов на другие, способ освоения реальности, в которой ребенок еще не может действовать наравне со взрослым. Отсюда становится понятным, почему так велико значение игры для психического развития детей.

Необходимая предпосылка игры — наличие разнообразных впечатлений. Ребенок, заключенный в узкие рамки манежа или коляски, не знающий назначения и названия окружающих его вещей, лишается самой основы для воссоздания реальной жизни в воображаемой ситуации. Любая фантазия, как бы далеко она ни увлекала человека от реальности, всегда состоит из ее элементов. Ребенку, обделенному знаниями и впечатлениями о жизни, не из чего черпать материал для воображения.

Еще одно условие возникновения игры — умение ребенка подражать действиям взрослого. Умение играть не врожденное. Если взрослый не учит малыша играть, игра не возникает ни в детстве, ни в школьном возрасте. А это имеет губительные последствия для личностного развития в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов раннего возраста

В раннем возрасте большое значение имеет сенсорное развитие детей и знакомство детей с сенсорными эталонами. Одним из помощников педагога в это время становится дидактическая игра. Какая игра будет ди...

Консультация для педагогов «Ранняя профориентация - психологический подход».

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных...

Консультация для педагогов раннего возраста "Детский аутизм"

В консультации описывается как распознать в ребенке симптомы аутизма...

Консультация для педагогов. Ранняя профориентация детей дошкольного возраста.

Наша задача заключается не только в формировании навыка труда и уважительного отношения к труду взрослых разных профессий, но также и в расширении кругозора детей, развитии их интересов и склонностей ...

Консультация для педагогов раннего возраста Тема: "Обеспечение психологически безопасной образовательной среды в ДОУ".

Психологическая безопасность — это состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в лич...

Консультация для педагогов «Ранняя профориентация дошкольников».

Консультация для педагогов«Ранняя профориентация дошкольников». Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений. Если спро...