Консультация для педагогов раннего возраста
консультация

Пискунова Лидия Станиславовна

В раннем возрасте большое значение имеет сенсорное развитие детей и знакомство детей с сенсорными эталонами. Одним из помощников педагога в это время становится дидактическая игра. Какая игра будет дидактической? Чем отличается упражнение от игры? Как правильно организовать игру? На эти вопросы постаралась ответить в консультации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_did_igry_v_ran_vozr.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов раннего возраста.

подготовила

старший воспитатель

Пискунова Л.С

МБДОУ № 44, Ангарск

Добрый день. Предлагаю вам ответить на несколько вопросов.

Какой ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте? (игра).

Для раннего возраста какой вид игры характерен? (ответы педагогов).

Все верно, ведущей деятельностью в раннем и дошкольном возрасте является игра. Для раннего возраста характерны игры с предметами. Через действия с предметами ребенок познает их свойства, назначение, знакомится с их названием. Происходит обогащение сенсорного опыта ребенка (тактильные ощущения, цвет, форма, величина).

Для обобщения сенсорного опыта детей используют дидактические игры. Многие из них связаны с обследованием предмета, с различением признаков или нахождением общего признака, требуют словесного обозначения этих признаков («Чудесный мешочек», «Чем похожи», игры на группировку).

В играх на группировку ребенок учится группировать предметы сначала по одному признаку (цвет, форма, величина). Например, в красную корзинку положим красные фигуры, в синюю – синие фигуры.

В процессе таких игр дети сравнивают предметы, учатся находить схожие или различные признаки. В результате появляется возможность подвести детей к обобщениям на основе выделения существенных признаков. Таким образом, дети подводятся к овладению сенсорными эталонами.

Дидактическая игра - это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Это специально созданная игра, которая выполняет определенную обучающую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за  игровыми правилами. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деятельности.

Основные особенности дидактических игр:

1.Дидактические игры - это обучающие игры. Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей.

2.Для детей, принимающих участие в игре, воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

3.Познавательное содержание дидактической игры обусловлено программным содержанием и всегда сочетается с игровой формой

4.Дидактические игры имеют своеобразную структуру. 

Большинство исследователей педагогов и психологов выделяют в дидактической игре следующие структурные компоненты:

Структура – дидактическая задача, игровые правила, игровые действия

Дидактическая задача - это то, что должны дети в игре усвоить, закрепить, какие умственные операции должны развиваться. Воспитатель четко должен знать и понимать дидактическую задачу.

Пример, в игре «Магазин», дети должны закрепить знание овощей. Задача будет звучать, закрепить у детей название овощей и умение выбирать названный овощ из группы предметов.

Игровые правила.

Основная цель игровых правил – организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, определять конкретные действия, делать игру занимательной. Соблюдение правил требует от детей определенных усилий воли, в самоорганизации. Важно, определяя  правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получают радость, положительные эмоции от выполнения задания.

Пример, помощь персонажу, открытие нового «сокровища» (осваивание новой игры, новых действий), создание продукта (постройка, картинка, украшение чего-либо, бусы, букет и т.д).

Игровые действия.

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.

Пример, «Заплатки» - выполнение поставленной цели возможно только при подборе заплатки определенного цвета или формы.

Так же в структуру дидактической игры входит Содержание игры, окончание игры и подведение итогов.

Любая игра может стать дидактической, если в ней есть все три компонента: дидактическая задача, правила, игровые действия.

Методика организации дидактической игры.

Организация дидактической игры проходит в трех направлениях:

1 Подготовка к проведению:

- Отбор игры в соответствии с поставленной задачей

- определение места и времени проведения

- определение количества играющих

- подготовка необходимого материала и оборудования

- подготовка к игре самого воспитателя (ход игры, роль при проведении, методы руководства)

- подготовка детей к игре (обогащение знаниями и представлениями, необходимыми для игры)

2 Проведение игры

- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, уточнение знаний у детей

- объяснение хода и правил игры. Воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами

- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей выполнять действия

- участие воспитателя в игре совместно с детьми. Педагог направляет действия играющих. Степень участия в игре педагога определяется возрастом детей, сложностью дидактической задачи, игровых правил.

- подведение итогов. Это важный момент, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, будет ли она использоваться детьми в самостоятельной деятельности. При подведении итогов  воспитатель спрашивает понравилась ли игра.

3 Анализ проведенной игры.

Какие приемы были эффективными, а какие нет. Что не сработало, почему. Учет индивидуальных особенностей  детей. Анализируя свою деятельность при подготовке к игре и процесс ее проведения, воспитатель совершенствует свою деятельность. Анализ позволяет избегать ошибок в своей работе в будующем.

Прежде чем начать игру необходимо вызвать интерес, желание играть. Для этого используются разнообразные приемы: сюрпризы, загадки, завлекалочки. Воспитатель в течение всей игры поддерживает мотивацию и игровое настроение.

Большое значение имеет темп игры. Вначале, когда дети знакомятся с игрой темп медленный, потом дети «Разыгрываются», к концу игры эмоциональный настрой может снизиться и темп игры замедляется.

При объяснении правил игры воспитатель говорит короткими ясными фразами. (Пример, красные предметы кладем на красную тарелку, желтые кладем на желтую).

При проведении игры в раннем возрасте правила игры объясняются в процессе показа игровых действий.

Пример, игра «Собери пирамидку». У каждого ребенка в руках пирамидка. Воспитатель предлагает снять кольца со стержня и положить их на стол. Затем предлагает «Сейчас соберем пирамидку, вот такую (показывает). Чтобы получилась пирамидка, надо сначала найти самое большое кольцо и надеть его на палочку (выполняет вместе с детьми). Теперь опять ищем самое большое кольцо и тоже наденем на палочку. Дети ищут и надевают кольцо. Игра повторяется до тех пор, пока не ее участники не усвоят основное правило КАЖДЫЙ РАЗ НАДО НАХОДИТЬ И НАДЕВАТЬ САМОЕ БОЛЬШОЕ из оставшихся КОЛЬЦО.

Большое значение нужно предъявлять к жестам и мимике. Маленький ребенок чутко реагирует на жесты, мимику, эмоции. При объяснениях правил игры воспитателю необходимо обращать взгляд то на одного, то на другого ребенка, чтобы создать у детей ощущение что именно ему рассказывают.

Речь педагога должна быть эмоциональной, четкой.

При подведении итогов в этом возрасте отмечают только положительные моменты: дружно играли, все получилось.

Дидактические игры могут быть:

- с предметами

- словесные

- настольно-печатными

- ИКТ игры (с тригеррами)

Игры, развивающие сенсорное восприятие, очень нужны малышу раннего возраста. Они привносят в жизнь ребенка, радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях (при успешном выполнении игровых действий). Игра помогает закрепить учебный материал в интересной форме и облегчает процесс усвоения знаний.

В раннем возрасте наглядно-действенный метод является ведущим. Поэтому организую игры с детьми, следует учитывать  особенность: чем больше анализаторов (зрительный, слуховой, обонятельный, тактильный, слуховой) участвуют в восприятии  , чем активнее действует ребенок, тем глубже впечатление и прочнее запоминание, следовательно, выше качественный аспект сенсорного воспитания.

Дидактическая игра – это сложное и многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение знаний, но и развиваются психические процессы, эмоционально-волевая сфера, способности и умения.

Дидактическая игра – является ценным средством воспитания сенсорной активности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и педагогов "Ранний возраст детей"

Материал может использоваться в рамках родительского собрания и как отдельная консультация для молодых педагогов....

Консультация для педагогов «Ранний возраст: развитие процессуальной игры»

Игра для ребенка — это особый вид деятельности, в основе которого лежит осознание мира человеческих предметов и отношений....

Консультация для педагогов раннего возраста "Детский аутизм"

В консультации описывается как распознать в ребенке симптомы аутизма...

Консультация для педагогов раннего возраста Тема: "Обеспечение психологически безопасной образовательной среды в ДОУ".

Психологическая безопасность — это состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в лич...

Консультация для педагогов раннего возраста "Планирование и методика проведения занятий по сенсорному развитию в первой младшей группе детского сада"

Сочетание сенсорных и моторных задач является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося в процессе предметной деятельности....

Консультация для педагогов раннего возраста

laquo;Психолого – педагогические условия развития, воспитания и обучения детей раннего возраста»....