Использование гендерного подхода в проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
статья на тему

МорозоваАК

Использование гендерного подхода в проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Использование гендерного подхода в проектной деятельности  с детьми старшего дошкольного возраста.

 В статье рассматривается актуальность проблемы половозрастного воспитания детей-дошкольников, предлагаются  инновационные  подходы по данному вопросу, реализованные в процессе детско-взрослого  проекта «Мальчишки, девчонки - мы такие разные»

 Ключевые слова: половозрастные особенности, гендерный аспект, индивидуальность, формирование гендерной идентичности, детско-взрослый проект.

 В настоящее время центральным направлением в педагогике является личностно-ориентированный подход  в обучении и образовании.   Педагогу особенно важно оказывать поддержку индивидуальности каждого ребёнка, учитывая половозрастные особенности.

 В последние годы  гендерные  аспекты детства привлекают внимание  многих специалистов: И. С. Кон, Т. А. Репина, В. А Крутецкий, Ш. Берн, В. Е. Каган. Однако на фоне значительного числа публикаций проблема гендерной специфики развития остаётся практически не изученной. В частности в отношении детей дошкольного возраста. Именно в этот период  происходит осознание ребёнка как представителя определённого пола, происходит формирование гендерной идентичности и устойчивости. Первичная половая идентичность,  по мнению учёных, складывается примерно к 1,5-2 годам, к 3-4 годам ребёнок отличает пол окружающих людей, а 6-7 лет дети осознают необратимость половой принадлежности; мальчики и девочки по своей инициативе выбирают разные игры, создаются однополые компании, что способствует осознанию половых различий.

 В работах по нейропсихологии генетики отмечают, что существуют разные типы организации  головного мозга у мальчиков и девочек, а значит разные типы мышления и формы социализации.

В.А. Геодокян указывает, что организм мальчиков трудно адаптируется, изменчив и нестабилен, призван сохранять популяцию. [1, с.15]. Мальчикам, в отличие от девочек, для полноценного развития психики требуется больше пространства, которое они осваивают во всех направлениях. Девочкам достаточно маленького уголка, чтобы разместить  в нём свои «сокровища»: кукол, их одежду и посуду. Мальчикам необходим простор. Свою активность мальчики проявляют шумно и резко, а девочки -тише, но результативнее. Мышление мальчиков более творческое, инициирующее поисковую деятельность, что способствует активным процессам самореализации. Мышление девочек склонно быть более стереотипным и стандартным. Мальчики ориентированы в  информации на её новизну, содержание, тип  изложения, а девочки- на эмоциональную комфортность.

         В поисковой деятельности мальчики организуются оптимально эффективно; для них важны.

Психологи считают, что девочки превосходят мальчиков в решении речевых заданий, а мальчики превосходят девочек в видео пространственных умениях, что требует более высокой познавательной активности.

Мальчикам свойственен поиск новых нестандартных решений задач, а девочки оттачивают действие до совершенства, чаще всего по понятным схемам.

Гендерное воспитание-это организация педагогического процесса с учетом половой идентичности, особенности развития детей в ходе полоролевой  социализации.

         Для выстраивания модели образовательного пространства в подготовительной группе детского сада был разработан и реализован детско-взрослый проект «Мальчишки, девчонки - мы такие разные». Цель проекта:  « Способствовать положительному развитию половой социализации старших дошкольников, воспитанию женственности и мужественности »

         Слушая  песню Якова Хелемского на  музыку Юрия Чичикова « Из чего - же сделаны наши девчонки?»,   у детей возник вопрос: «Почему мы  настолько разные?».  В процессе беседы мы выяснили, что  кроме внешних различий, различий в одежде у каждого разный характер, разное поведение, играют девочки и мальчики  в разные игрушки.

Дети предложили создать «Музей игрушек»  и провели экскурсии по двум экспозициям «Игрушки наших мальчиков», «Игрушки наших девочек».

         Ребята придумывали свои игрушки и лепили их из пластилина, технологией пластилинография. В группе возник вопрос: «  Как и во что играли раньше мальчики и девочки?»   Для решения данной проблемы мы отправились в воображаемое путешествие, слушая музыку П. И. Чайковского «Детский альбом», «Новая кукла»,« Игра а лошадки», «Марш деревянных солдатиков»,  отметили  сходства и различия с современным игрушками.

В процессе образовательной деятельности слушали и анализировали детскую литературу : Л. Пантелеев «Большая стирка», Е. М. Воробьёв «Баба Яга и её внучка Ёжка», А. Барто «Как Вовка бабушек выручил»,Н. Носов «На горке»

Рассматривали репродукции картин В. М. Васнецова «Витязь на распутье», «Иван – Царевич на Сером Волке», «Богатырский конь», «Спящая царевна»,Н. Соломина «Маленькие мамы», Ф. Будкина «Девушка перед зеркалом, Н. Богданова «Уроки рукоделия»,Ю. Кротова «Хозяюшка», «Мои куклы».

          Сочинили сказку и нарисовали  диафильм «Один день из жизни девочки».

 Рассматривая  современные журналы, совместно с детьми, составили коллаж «Наши девочки сейчас и в будущем» и выяснили, что девочки должны быть красивыми, хозяйственными, аккуратными,  спортивными, умными, доброжелательными, уметь пользоваться косметикой.

          Оформили  стенгазету про мальчиков «Каким я хочу стать, когда стану вырасту?» В процессе презентации мальчики отмечали, что они хотят стать смелыми, сильными, брутальными, спортивными, добрыми, умными, выносливыми,   похожими на своего папу.

Сочинили стихотворения про мальчиков и девочек и каждый раз находили всё большие отличия между двумя противоположными полами.

Семья играет ведущую роль в становлении самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Именно в семье, на основе наблюдаемых ребенком форм поведения взрослых, он приобретает первый полоролевой опыт.  

 И мы приглашали родителей, которые рассказывали о своих профессиях «Моя мама- стоматолог», «Столяр -мужская профессия», «Машинист - профессия только для мужчин ».  В процессе беседы дети сделали вывод, что настоящий мужчина должен быть профессионалом своего дела. Проводили образовательное путешествие « Загадки детского сада». Идея. Осознание детьми важности женских  профессий в детском саду

Дети  принимали активное участие в создании стенгазеты « Мой папа - самый лучший». «Издавали» книжки-малышки «Книжка для мамы», снимали видеоролик «Моя мама-какая она?»

  Для более глубокого понимания родителям рекомендовали  консультацию  «  О мальчиках и девочках»

Мальчик и девочка - два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково. Постараемся понять наших мальчиков и девочек, ведь они - будущие мужчины и женщины и должны соответствовать своей сути. Воспитав настоящих мужчин и женщин, мы облегчим своим детям жизнь в дальнейшем, поможем избежать тех ошибок, что наделали в своей жизни по незнанию. Осознание гендерной идентичности детьми дошкольного возраста не происходит само по себе. Понятие принадлежности к тому или иному полу у ребенка формируется благодаря воспитанию, которое он получает в семье и детском саду.

На  основе проведённых  с детьми мероприятий, содержательной  и интересной практическая деятельности,  при систематическом  поощрении  индивидуальности,  активности, самостоятельности, у дошкольников  повысилась ответственность, уверенность  в свои силы - это  может привести как к обогащению личного опыта, так и к развитию  самосознания  детей.

Библиографический список:

  1. Еремеева В. Д. Хизан Т. П.Мальчики и девочки - два разных мира. -СПб., 1998.
  2. Сомкова О.Н.Образовательная область речевое развитие. Методический комплект программы детство 3-7 лет.-СПб.:Детство-Пресс,2016.
  3. Климина Л.В.Если вы растите сына.-СПб.:Детство-Пресс,2012.
  4. Климина Л. В.Если вы растите дочь-Спб.:Детство-Пресс,2012.

Сведения об авторе:

 Фамилия  Морозова

Имя Елена

Отчество   Владимировна

Ученая степень, звание _______________________-_____________________________

Место работы (кафедра, учебное заведение) должность   ГБДОУ детский сад №91 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга,воспитатель.

Адрес, телефон, факс, электронная почта для контактов  Санкт-Петербург,Поэтический бульвар15,к.1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование проектной деятельности с использованием регионального материала в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Патриот – это человек, который не пожалеет  Ни добра своего, ни жизни своей ради возвышения  Своей Родины, ради любви к своему народу,  Человек, который жертвует собой ради бла...

Опыт работы «Гендерный подход в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста»

Цель работы: создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек на занятиях по физическому воспитанию....

Гендерный подход в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста

•Физическое воспитание детей в большинстве дошкольных учреждениях сегодня для мальчиков и для девочек практически не имеет различий: одни и те же упражнения, одна и та же нагрузка, одна и та же методи...

Аттестационная работа «Гендерный подход в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»

Материал включает в себя дифференцированный подход к физическому воспитанию мальчиков и девочек  дошкольного возраста, анализ образовательных программ по физическому воспитанию в ДОУ....

Статья на тему: Гендерный подход в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – период интенсивной полоролевой социализации, формирование представлений о его половой принадлежности, полоролевых ценностных ориентациях. В 5-6 лет ребенок окончательно осоз...

Использование гендерного подхода в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.

Основной задачей художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, на основе гендерного подхода, является воспитание разносторонней, интеллектуально, творчески и нестандартно мыслящей л...